Файл: Руководство по практическому применению За права военнослужащих.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 376
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
125
Глава IV. Отдельные практические вопросы применения поощрений к военнослужащим
нимал до поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докто- рантуру (п. 8 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы). Таким образом, основанием в данном случае является истечение срока военной службы в предыдущем воинском звании, а условием – успешное обучение. Поскольку присво- ение воинского звания в данном случае ставится в зависимость от обучения, постольку речь идет также о разновидности поощрения.
Ведомственными нормативными правовыми актами курсантам могут устанавли- ваться дополнительные поощрения.
В соответствии с Положением о ежегодных денежных премиях министра оборо- ны Российской Федерации, присуждаемых преподавателям военных образователь- ных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным при- казом министра обороны Российской Федерации от 9 июля 2011 г. № 1110, профес- сорско-преподавательскому составу военных образовательных учреждений Минис- терства обороны Российской Федерации из числа военнослужащих и лиц граждан- ского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, работающих на штат- ной основе, за высокие результаты, достигнутые в педагогической деятельности еже- годно устанавливаются 100 премий по 150 тыс. руб. каждая.
В конкурсе на присуждение премий принимает участие преподавательский состав военно-учебных заведений, имеющий ученую степень, ученое звание, стаж педагоги- ческой деятельности не менее пяти лет и проводящий в течение учебного года заня- тия с курсантами (слушателями) по расписанию учебных занятий не менее 25 % от установленной им начальником военно-учебного заведения годовой учебной нагруз- ки, получивший по результатам контроля за проведением занятий в течение года оценку «отлично».
К офицеру, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему воин- скую должность профессорско-преподавательского состава в военном образователь- ном учреждении профессионального образования, может быть применено поощре- ние в виде присвоения очередного воинского звания, но не выше воинского звания полковника, капитана 1 ранга (п. «е» ст. 30 ДУ ВС РФ).
Данный вид поощрения применяется, как указано в ст. 41 ДУ ВС РФ, также за особые личные заслуги.
Порядок оформления представления к присвоению воинского звания на ступень выше аналогичен порядку присвоения воинского звания досрочно.
В настоящее время в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ Еди- ный реестр предусмотренных государственной системой аттестации ученых степе- ней, а также порядок присуждения ученых степеней устанавливается Правительст- вом Российской Федерации. Указанный реестр действует на всей территории Рос- сийской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Еди- ного реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней» от 30 января 2002 г. № 74 установлены следующие ученые степени и ученые звания для научных и научно-педагогических кадров высшей квалифика- ции:
– ученая степень доктора наук по отрасли науки согласно номенклатуре специ- альностей научных работников;
– ученая степень кандидата наук по отрасли науки согласно номенклатуре специ- альностей научных работников;
– ученое звание профессора по специальности согласно номенклатуре специаль- ностей научных работников;
– ученое звание доцента по специальности согласно номенклатуре специальнос- тей научных работников;
– ученое звание профессора по кафедре образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования;
– ученое звание доцента по кафедре образовательного учреждения высшего про- фессионального и дополнительного профессионального образования.
На практике возникает вопрос о возможности присвоения военнослужащим, име- ющим ученую степень и (или) ученое звание, занимающим воинские должности про-
126
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
фессорско-преподавательского состава на военных кафедрах, факультетах военного обучения и в учебных военных центрах при федеральных государственных образо- вательных учреждениях высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку офицеров запаса, воинского звания полковника (капитана 1 ранга).
Пункт 5 ст. 47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»
однозначно определяет категорию военнослужащих, к которым может быть приме- нено поощрение такого рода – занимающие должности профессорско-преподава- тельского состава в военном образовательном учреждении профессионального об- разования.
Ведомственная принадлежность такого образовательного учреждения является юридически значимым обстоятельством, и расширительному толкованию понятие профессорско-преподавательского состава в данном случае не подлежит. Следова- тельно, военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занима- ющему воинскую должность профессорско-преподавательского состава на военной кафедре высшего образовательного учреждения профессионального образования,
воинское звание полковника (капитана 1 ранга) в порядке реализации указанного поощрения присвоено быть не может.
Поощрения, применяемые к военным судьям, военным прокурорам, военным
следователям
Специфично решается вопрос о применении мер поощрений и взысканий в отно- шении военных прокуроров военных прокуратур, следователей военного следствен- ного управления и судей военных судов. Военные прокуроры военной прокуратуры и следователи военного следственного управления поощряются и несут дисципли- нарную ответственность по правилам ДУ ВС РФ, но с тем условием, что правом поощрения и наложения на них дисциплинарных взысканий за нарушение воинской дисциплины и служебные проступки пользуются только вышестоящие прокуроры,
начальники военных следственных управлений – главный военный прокурор и Ге- неральный прокурор Российской Федерации, начальник военного следственного управления и Председатель Следственного комитета Российской Федерации. Воен- ным прокурорам гарнизонов и начальникам военных следственных отделов такое право не предоставлено (п. 12 ст. 48 Федерального закона «О прокуратуре Россий- ской Федерации», с изменениями и дополнениями).
На судей военных судов действие ДУ ВС РФ в части, касающейся взысканий за нарушения воинской дисциплины, не распространяется. Дисциплинарную ответст- венность они несут в порядке, предусмотренном специальными положениями
(ст. 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»).
Что касается поощрений, то они применяются к судьям военных судов на общих основаниях.
Поощрения, применяемые к гражданам, призванным на военные сборы
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации
«О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанно- сти, военной службе и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 г. № 9 граждане,
проходящие военные сборы, также относятся к военнослужащим (п. 1), поскольку в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на граж- дан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в слу- чаях и порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, други- ми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» являются формой исполнения гражданами воинской обязанности и осуществляются в целях подготовки к военной службе граждан, пребывающих в запасе (п. 1 ст. 54). Порядок проведения военных сборов регулируется Положением о проведении военных сборов (далее – Положение), утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 333. Порядок планирова- ния военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, обя- занности должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по организа- ции контроля за проведением военных сборов и порядок отчетности по ним опреде-
127
Глава IV. Отдельные практические вопросы применения поощрений к военнослужащим
лен Руководством по организации проведения военных сборов в Вооруженных Си- лах Российской Федерации (утверждено приказом министра обороны Российской
Федерации от 17 мая 2007 г. № 185).
Граждане, проходящие военные сборы, в соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» считаются исполняющими обя- занности военной службы.
Гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге в порядке, установленном ст.ст. 40, 41 Феде- рального закона «О воинской обязанности и военной службе» и общевоинскими ус- тавами Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно п. 27 Положения на граждан, призванных на военные сборы, распрост- раняется статус военнослужащих в случаях и порядке, предусмотренных законода- тельством Российской Федерации в области обороны.
Под военными сборами понимается комплекс мероприятий по подготовке граж- дан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах Российской Федерации,
других войсках, воинских формированиях и органах.
Военные сборы подразделяются следующим образом:
а) учебные сборы:
– в составе воинских частей (подразделений) на штатных воинских должностях,
на которые граждане предназначены (приписаны) для прохождения военной служ- бы в военное время;
– по подготовке граждан по военно-учетным специальностям и воинским долж- ностям;
– по обслуживанию материальных средств неприкосновенного запаса;
б) сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов.
Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются
Министерством обороны Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
При этом, продолжительность военных сборов не может превышать двух меся- цев, а общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражда- нин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев.
Началом военных сборов считается:
– для граждан, призванных на военные сборы, доставка которых к месту проведения военных сборов осуществляется в день их отправки из военного комиссариата (пункта сбора), – день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части;
– для граждан, призванных на военные сборы, доставка (прибытие которых к месту проведения военных сборов осуществляется в дни, следующие за днем их отправки из военного комиссариата (пункта сбора), – день убытия гражданина из военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов, указанный в ко- мандировочном удостоверении гражданина (старшего команды), выданном воен- ным комиссариатом.
Окончанием военных сборов считается:
– для граждан, призванных на военные сборы, доставка которых в военный ко- миссариат осуществляется в день их отправки с места проведения военного сбора, –
день исключения гражданина из списков личного состава воинской части;
– для граждан, призванных на военные сборы, доставка (прибытие) которых в военный комиссариат осуществляется в дни, следующие за днем их отправки с места проведения военного сбора, – день прибытия гражданина в военный комиссариат,
указанный в командировочном удостоверении гражданина (старшего команды),
выданном военным комиссариатом.
Количество призываемых на военные сборы граждан устанавливается Президен- том Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федера- ции с учетом потребности в подготовке специалистов для Вооруженных Сил Россий- ской Федерации и других войск.
К гражданам, призванным на военные сборы, могут применяться поощрения в полном объеме, за исключением: сообщения на родину (по месту жительства родите-
128
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
лей военнослужащего или лиц, на воспитании которых он находился) либо по месту прежней работы (учебы) военнослужащего об образцовом выполнении им воинско- го долга и о полученных поощрениях, осуществляемого только в отношении воен- нослужащих, проходящих военную службу по призыву; награждения нагрудным зна- ком отличника, применение которого нецелесообразно по причине короткого срока пребывания на военных сборах; награждения именным холодным и огнестрельным оружием, производимого в отношении офицеров.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Положения о порядке прохождения военной службы,
гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, оче- редные воинские звания могут быть присвоены по представлению должностного лица,
руководившего военными сборами, только после прохождения этими гражданами военных сборов и сдачи ими зачетов, установленных министром обороны Россий- ской Федерации, но не более двух раз за время пребывания указанных граждан в запасе: офицеру: до майора, капитана 3 ранга включительно – командующим вой- сками военного округа; до полковника, капитана 1 ранга включительно – минист- ром обороны Российской Федерации.
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 25
§ 6. Учет поощрений военнослужащих
Изучение ст.ст. 102 – 105 ДУ ВС РФ позволяет сделать следующие выводы.
1. Анализ состояния воинской дисциплины является одной из важнейших задач командиров (начальников), поскольку это неотъемлемая часть их деятельности по укреплению воинской дисциплины, предупреждению правонарушений военнослу- жащих.
Непосредственные командиры (начальники) должны докладывать по команде о применении ими поощрений и дисциплинарных взысканий:
– в отношении солдат, матросов, сержантов и старшин – командирам рот и им равным ежедневно;
– в отношении прапорщиков, мичманов и офицеров (кроме высших офицеров) –
командирам воинских частей еженедельно;
– в отношении командиров воинских частей, а также высших офицеров – в выше- стоящий штаб (орган военного управления) ежемесячно.
2. Учет поощрений и дисциплинарных взысканий ведется во всех подразделени- ях и воинских частях. Данные учета поощрений и дисциплинарных взысканий яв- ляются наглядным отражением состояния воинской дисциплины, позволяют опре- делить степень участия командиров в дисциплинарной практике; проанализиро- вать баланс мер поощрения и взыскания; определить наличие гласности поощре- ний и взысканий. Также эта информация может служить отягчающим или смягча- ющим обстоятельством при привлечении военнослужащего к юридической ответ- ственности (например, ст. 48 УК РФ обязывает суд при назначении наказания учи- тывать данные, характеризующие личность виновного, в том числе отношение во- еннослужащего к исполнению служебных обязанностей, наличие поощрений и взы- сканий и т. п.).
Кроме того, учет поощрений и дисциплинарных взысканий играет значительную роль в изучении командиром (начальником) личности подчиненного и выборе адек- ватных методов воздействия на него. В зависимости от соотношения поощрений и взысканий данные такого учета способны существенно повлиять на служебное по- ложение военнослужащего.
3. Документом, отражающим наличие поощрений и взысканий у конкретного военнослужащего, является его служебная карточка, форма которой приведена в приложении 4 к настоящему изданию. По вышеназванным причинам важно, чтобы все поощрения и дисциплинарные взыскания, в том числе поощрения, объявленные командиром (начальником) всему личному составу воинской части (подразделения),
заносились в служебную карточку своевременно, не позднее чем в семидневный срок.