ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 970
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и
высшего образования
Российской
Федерации
Владивостокский государственный университет экономики и
сервиса
(
ВГУЭС
)
Ю.С. ЛЕБЕДИНСКАЯ
И.А. БЕДРАЧУК
Р.С. БЛИЗКИЙ
ПРАКТИКУМ ПО БИЗНЕС-
ПЛАНИРОВАНИЮ
Учебное пособие
Владивосток
Издательство
ВГУЭС
2021
2
УДК 65.012.2(075)
ББК 65.290-2я7
Л33
Рецензенты: В.А. Осипов, д-р экон. наук, доцент,
ФГБОУ ВО «Владивостокский государст- венный университет экономики и сервиса»;
М.А. Сорокина, канд. экон. наук, доцент,
ГКОУ ВО «Российская таможенная акаде- мия» Владивостокский филиал
Лебединская, Юлия Сергеевна
Л33
Практикум по бизнес-планированию : учебное пособие /
Ю.С. Лебединская, И.А. Бедрачук, Р.С. Близкий; Владивос- токский государственный университет экономики и серви- са. – Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2021. – 188 с.
ISBN 978-5-9736-0649-7
Учебное пособие содержит материалы по основным разде- лам курса «Практикум по бизнес-планированию». Изложены мето- дические и практические основы и особенности планирования биз- нес-процессов с учетом формирования и развития зарубежного ме- неджмента. Изучены особенности разных методик формирования бизнес-планов, и как результат освоения содержания курса предло- жено разработать бизнес-план. Содержит практические задания, тесты.
Для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
38.03.02 «Менеджмент» всех форм обучения.
УДК 65.012.2(075)
ББК 65.290-2я7
ISBN 978-5-9736-0649-7
©
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, оформление,
2021
©
Лебединская Ю.С, Бедрачук И.А.,
Близкий Р.С., текст, 2021
3
ВВЕДЕНИЕ
Стремительный рост амбициозности разных слоев населения в улучшении своего материального благосостояния, социального признания, всестороннее развитие прогресса технологий, рыноч- ных условий и форм поддержки малого и среднего бизнеса сего- дня обусловливают нарастающее внимание к подходам, механиз- мам и правилам создания своего успешного и самодостаточного бизнеса. Поиск бизнес-идеи и её дальнейшая реализация прохо- дят посредством как расширения производства действующего бизнеса, так и открытия нового вида бизнес-деятельности.
Создавая новое предприятие и реализуя как минимум функ- цию стимулирования вовлечения в процесс самозанятости путем организации собственного бизнеса, государство должно предос- тавлять максимально благоприятные условия в малом и среднем бизнесе как сферах с огромным трудовым, производственным, финансовым и интеллектуальным потенциалом. Реализация эф- фективного проекта возможна только при четкой детализации обоснования действий на всех стадиях функционирования буду- щего предприятия. Всесторонне обоснованную программу дейст- вий позволяет представить такой документ, как бизнес-план.
В нем определяются структура (параметры) и перспективы разви- тия предприятия с анализом возможных изменений рыночной конъюнктуры; стратегия развития увязывается с конкретными мероприятиями, а материально-финансовые ресурсы – с постав- ленными целями; предусматривается возможность совершенство- вания структуры управления предприятием, обосновываются на- правления вложения средств и т.д.
В последние десятилетия законодательные инициативы как на федеральном, краевом, так и на территориальном уровне ак- тивно разрабатываются с целью предоставления комплекса меро-
4 приятий по совершенствованию мер, направленных на развитие предпринимательского сообщества, стимулирование роста пред- принимательской активности, расширение сферы экономической деятельности, создание новых предприятий в приоритетных сфе- рах экономической деятельности.
В результате освоения дисциплины «Практикум по бизнес- планированию» студенты должны овладеть основными понятия- ми, принципами и механизмами базовых критериев формирова- ния специфического мышления и восприятия закономерностей, ключевых процессов бизнес-планирования в открытии деятельно- сти предпринимательской структуры. Приобретение и реализация освоенных теоретических знаний и навыков позволит им сфор- мировать устойчивые общекультурные и профессиональные ком- петенции, принимать грамотные и экономически эффективные решения в области планирования деятельности предприниматель- ских структур.
При подготовке учебного пособия использованы информаци- онные материалы отечественных и зарубежных авторов, законо- дательные акты и нормативно-правовые документы, регулирую- щие бизнес-процессы современных условий развития бизнес- структур.
5
Тема 1. ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РАЗРЕЗЕ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ РФ
Основные термины и понятия
Предпринимательство.
Предпринимательская деятельность.
Предпринимательский доход.
Субъекты предпринимательства.
Юридическое лицо.
Физическое лицо.
Виды предпринимательской деятельности.
Организационно-правовые формы.
Юридические лица.
Коммерческие и некоммерческие организации.
1.1. Краткое содержание темы
Предпринимательство – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое полу- чение доходов.
Предпринимательская деятельность выполняет следующие функции:
– социальная. Заключается в том, что каждый гражданин может проявить свой индивидуальный талант для организации собственного дела, соответственно проявляя экономическую ак- тивность как форму существования свободной личности;
– созидательная. Состоит в том, что предприниматель создает:
• новые материальные и нематериальные блага для общества;
• новые рабочие места;
6
– организаторская. Заключается в том, что предпринима- тель непосредственно организует производство:
• определяя тактику и поведение фирмы на рынке;
• решая вопросы управления, координации, стратегии веде- ния бизнеса;
• рискуя и беря на себя ответственность за начатое дело;
– новаторская. Состоит в том, что предприниматель осуще- ствляет деятельность, направленную на поиск всего нового, все- гда находится в творческой активности, для того чтобы быть кон- курентоспособным, внедряя новейшие технологии, новые формы организации труда и производства, привнося при этом новую идею в общество и находя средства достижения поставленной цели.
Основными целями предпринимательства считается:
– получение доходов;
– удовлетворение потребителей.
Для достижения целей решаются определенные задачи пред- принимательской деятельности в согласовании с политикой ком- пании. Цель организации формирует направленность и способы предпринимательской деятельности.
Задачи предпринимательской деятельности и их решение, ко- торые приводят к достижению установленных целей, можно и нужно поделить на два вида:
1. Задачи, воплощение которых позитивно воздействует на успех новаторской деятельности бизнесмена;
2. Меры по увеличению отдачи процессов изготовления либо посреднической деятельности.
Предпринимательство имеет следующие отличительные осо- бенности:
• это инициативная, самостоятельная деятельность, направ- ленная на соединение всех факторов производства и координиро- вание их использования с целью получения прибыли путем про- изводства необходимых обществу благ;
• люди, занимающиеся предпринимательством, ориентиру- ются на рынках товаров, услуг, новых технологий, труда и капи- тала, умеют приобретать и использовать необходимую информа- цию в целях достижения высоких результатов;
• деятельность связана с риском потерь своих вложений в производство и возможной неокупаемостью усилий, вложенных в новые проекты.
7
Данный фактор характеризуется численностью лиц, зани- мающихся предпринимательством, и объемом вложений в эту сферу.
Предпринимательский доход – это прибыль, величина кото- рой может быть разной – в зависимости от результатов производ- ства. То, что создается в экономике с использованием факторов производства, можно назвать экономическим продуктом.
Принято различать следующие виды экономических продук- тов:
1) продукция;
2) товар;
3) услуги.
Субъектами предпринимательства могут быть:
1. Физические лица.
2. Юридические лица.
3. Физические и юридические лица – субъекты (участники) предпринимательской деятельности.
Физическое лицо – это человек:
– гражданин РФ;
– иностранный гражданин;
– лицо без гражданства.
Физическое лицо должно обладать дееспособностью – воз- можностью осуществлять в полном объеме свои права и обязан- ности.
Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собст- венности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество; отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права; может быть истцом и ответчиком в суде; должно иметь самостоятельный баланс или смету; может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, которые предусмотрены в его учредительных до- кументах.
Юридические лица обладают праводееспособностью (одно- временной правоспособностью и дееспособностью). Праводее- способность возникает в момент регистрации юридического лица и заканчивается в момент его ликвидации.
Юридические лица подлежат государственной регистрации, имеют учредительные документы (устав, или учредительный до- говор, или и то, и другое), в которых определяются наименование
8 юридического лица, юридический адрес, цели деятельности и по- рядок управления.
Юридические лица могут быть:
– коммерческими (иметь главной целью деятельности полу- чение прибыли);
– некоммерческими (не иметь основной целью получение прибыли).
Объектом предпринимательской деятельности может быть любая деятельность, не запрещенная законом. Предпринимате- лям запрещено:
– производить оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества;
– изготавливать и реализовывать наркотические, сильнодей- ствующие и ядовитые вещества;
– перерабатывать руды радиоактивных и редкоземельных элементов;
– осуществлять иные виды деятельности, запрещенные зако- нодательством РФ.
Предпринимательская деятельность классифицируется:
– по содержанию предпринимательской деятельности;
– количеству учредителей;
– организационным связям;
– правовым взаимоотношениям и т.д.
Предпринимательская деятельность может быть:
– производственной;
– коммерческой;
– финансовой;
– страховой;
– посреднической.
1. Производственный вид предпринимательства – это когда предприниматель:
– использует предметы труда, рабочую силу (факторы произ- водства);
– производит товары (услуги, работы) для непосредственной продажи потребителям;
– доход образуется за счет разницы между ценой реализации товара и затратами на производство.
К производственному предпринимательству можно отнести следующие виды деятельности: инновационную; научно-техни- ческую; производственную; информационную.
9 2. Коммерческим называется предпринимательство, когда предприниматель продает потребителю готовые товары, которые он приобретает у сторонних лиц. Фактором предприниматель- ской деятельности является сам товар, прибыль образуется за счет разницы между ценой продажи товара и ценой приобрете- ния.
3. Финансовым является предпринимательство, когда пред- приниматель в качестве предмета купли-продажи использует деньги и ценные бумаги, продавая их покупателю или предостав- ляя в кредит. Финансовое предпринимательство является разно- видностью коммерческого предпринимательства, когда одни де- нежные средства продаются за другие. Прибыль образуется за счет продажи финансовых ресурсов с получением от них про- цента.
4. Посреднический вид предпринимательства – когда пред- приниматель является связующем звеном в процессе товарного обмена между продавцом и покупателем. Предприниматель не производит и не продает товар, а связывает две заинтересованные стороны во взаимной сделке. Прибыль образуется в виде процен- та от совершенной сделки и является вознаграждением за оказа- ние услуг каждой из заинтересованных сторон.
5. Страховое предпринимательство – когда предприниматель выступает гарантом страхователю имущества, жизни и т.д. компен- сации возможного ущерба в результате наступления страхового слу- чая. Прибыль образуется за счет того, что вероятность таких обстоя- тельств невелика, а получая страховой взнос регулярно от всех стра- хователей, предприниматель выплачивает страховку только при на- ступлении страхового случая у отдельных страхователей.
В зависимости от количества учредителей предприниматель- ская деятельность классифицируется на:
– индивидуальную;
– коллективную.
В том случае, если доля каждого участника определена, соб- ственность называется долевой, а если доли участников не опре- делены, собственность является совместной.
В зависимости от организационных связей и правовых взаи- моотношений между участниками различают следующие органи- зационно-правовые формы предпринимательской деятельности:
– товарищества;
– общества;
10
– кооперативы и др.
В зависимости от организационных связей между различны- ми предприятиями и форм их взаимодействия различают органи- зационные формы предпринимательства:
– концерны;
– холдинги;
– тресты;
– синдикаты;
– картели;
– консорциумы;
– финансово-промышленные группы.
Существуют и иные классификации видов предприниматель- ской деятельности.
Все виды предпринимательской деятельности могут функ- ционировать отдельно друг от друга или совместно.
К хозяйствующим субъектам относятся юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Все юридические лица в соответствии с Гражданским кодек- сом РФ делятся на два вида: коммерческие и некоммерческие ор- ганизации. Организации, определяющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие орга- низации) и не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участни- ками (некоммерческие организации).
Коммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах, а именно: хозяйственные то- варищества, хозяйственные общества, производственные коопе- ративы, государственные и муниципальные унитарные предпри- ятия.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме по- требительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпри- нимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это слу- жит достижению целей, ради которых они созданы, и соответст- вующую этим целям.
11
Допускается создание объединений коммерческих и (или) не- коммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.
К физическим лицам, осуществляющим предприниматель- скую деятельность без образования юридического лица, относят- ся: индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермер- ские) хозяйства.
К юридическим лицам относятся:
1. Хозяйственные товарищества. В Гражданском кодексе
РФ закреплены две разновидности товарищества – полное и това- рищество на вере.
2. Хозяйственные общества. К хозяйственным обществам относятся: общества с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерные общества (АО), которые в свою очередь делятся на публичные (ПАО) и непубличные (НПАО).
3. Производственные кооперативы.
К основным организационно-экономическим формам пред- принимательства относятся:
1) корпорация;
2) концерн;
3) картель;
4) консорциум;
6) синдикат;
7) трест;
8) финансово-промышленные группы;
9) холдинг.
Существует общероссийский классификатор видов экономи- ческой деятельности, применяемый для определения кодов ука- зываемых при регистрации ООО и ИП, а также при изменении видов деятельности компаний. С классификатором, а также с рас- шифровкой и подробным описанием каждого кода можно озна- комиться перейдя по электронной ссылке:
https://www.buxprofi.ru/spravochnik/okved-2
На сегодняшний день государство предлагает широкий спектр мер поддержки как для начинающих предпринимателей, так и для уже работающего бизнеса:
– субсидии от центра занятости;
– грантовая поддержка;
– федеральные программы поддержки бизнеса;
– региональные программы поддержки;