Файл: Практикум по бизнес планированию учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 972

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

162
Окончание табл. 4.10
Наименование (артикул)
Кол- во
Дли- на, мм
Цвет
Цена, руб.
Итого
Каркас стеллажа
PRMST.204.25.SA (высота
940 мм × глубина 350 мм)
3 1000 сатин
8332,6
24 997,8
Полка стеклянная матовая
(445 × 345 × 8)
6 1000
-
1055
6330
Полка ДСП (445 × 345 ×
16)
4 500
-
130
520
Витрина Selena с освеще- нием и вращающимися полками / B-5-B.V2 (шири- на 960 м × высота 1840 мм
× скорость вращения полок
0,8 об/мин)
1 831 зер- каль- ная
49 364
49 364
Витрина Selena с освеще- нием / B-4 V2 (ширина
1140 мм × высота 1840 мм)
1 680 зер- каль- ная
50 475
50 475
Стол со стеклянной полкой / GLT 001
(ширина 930 мм глубина: 500 мм)
2 600 4230
8460
Кассовый аппарат
1 13 000
13 000
Хозяйственный инвентарь
15 000
15 000
Итого
23
179 277
Далее рассчитаем ежемесячные амортизационные отчисле- ния исходя из срока полезного использования оборудования –
5 лет. Амортизация начисляется линейным способом.
В таблице 4.11 представлен список оборудования, на которое будет начисляться амортизация.
Таким образом, амортизационные отчисления составят
1664 руб./мес., или 19 967,8 руб./год.
Структурные схемы организации технологического процесса на основных направлениях «Столярные изделия и материалы»,
«Электрооборудование» изображены на рис. 4.4 и 4.5 соответст- венно.

163
Таблица 4.11
Амортизационные отчисления
Наименование
Кол- во
Цена, руб.
Стои- мость, руб.
Срок исполь- зования, мес.
Аморти- зация, в месяц
Витрина Selena с ос- вещением и вращаю- щимися полками / B-
5-B.V2
(ширина 960 мм высота 1840 мм скорость вращения полок 0,8 об/мин)
1 49 364 49 364 60 822,7
Витрина Selen с осве- щением / B-4 V2 (ши- рина 1140 м высота 1840 мм)
1 50 475 50 475 60 841,3
Итого
2 99 839 99 839 1664
Столярные изделия и материалы
Предварительный замер и консультирование
Демонтаж и восстановление в случае возможности старого изделия
Монтаж нового изделия
Контроль качества выполненных работ
Монтаж изделия
Продажа нового дверного полотна
Восстановление и продажа изделия
Полноценный гарантированный демонтаж старого изделия
Рис. 4.4. Схема организации технологического процесса направления
«
Столярные изделия и материалы»
Схема организации технологического процесса направления
«Электрооборудование» представлена на рис. 4.5.
Для реализации услуг предприятию необходимы оборотные средства, которые представлены в таблице Б. 1 приложения.

164
Таким образом, на закупку всех материалов понадобится
237 741,5 рублей в месяц, в год – 2 852 898 рублей.
Все эти средства будут участвовать в производственном про- цессе, поэтому необходимо следить за качеством товаров, мате- риалов, оборудования.
Электрооборудование
Консультирование по технико-эксплуатационным характеристикам оборудования
Регулировка вибратора портативн. д/бетона БВ-71200
Настройка и запуск воздушных компрессоров ВК-9316(А) 1600Вт
Контроль качества выполненных работ
Продажа оборудования
Рис. 4.5. Схема организации технологического процесса направления
«
Электрооборудование»
Инвестиционные затраты составят 1 259 620 рублей
(табл. 4.12).
Источником финансирования служат собственные вложения в ООО «ПРИМЕР».
Таблица 4.12
Первоначальные инвестиционные затраты проекта
Статья расходов
Сумма, руб.
Необходимое оборудование
179 277
Подготовка помещения под магазин
345 800
Первоначальные постоянные расходы
383 322,8
Первоначальные переменные расходы
237 741,5
Итого
1 146 141


165
Таким образом, исходя из данных табл. 4.12, видно, что для первоначальной деятельности только на оборудование и подго- товку помещения понадобится 525 077 рублей. Расходы, связан- ные с эксплуатацией оборудования:
– на силовую электроэнергию:
Сэ = W × × 12,
(1) где Сэ – стоимость электроэнергии за год, руб.;
W – месячный расход электроэнергии, 640 кВт/ч;
– стоимость одного кВт/ч силовой электроэнергии, 4 руб.
34 коп.;
Сэ = 640 × 4,34 × 12 = 2073,6 × 12 = 33 331,2 руб.
– на водоснабжение:
Св = × ,
(2) где Св – стоимость воды, расходуемой за год, руб.;
– годовой расход воды, 3060 м
3
;
– стоимость 1 м
3
воды, 21 руб. 64 коп./м
3
;
Св = 3060,64 = 66 218,4 руб.
– на ремонт оборудования принимается примерно 5% от его стоимости. Таким образом затраты на ремонт оборудования:
Ср. об = 0,05 × Соб. бал,
(3)
Ср. об = 0,05× 179 277 = 8963,85 руб.
Одежда работников 6 комплектов – 1650,00 руб. × 6 шт =
9900 руб.
Расходы на оплату телефонной линии 1000 рублей в месяц, в год – 12 000 руб.
Смета реализации услуг представлена в приложении В.
Таким образом, сумма постоянных затрат на содержание тор- гового предприятия и осуществление деятельности составит
4 130 970 руб.
В структуре постоянных затрат больше всего влияет заработ- ная плата и отчисления соц. взносов. Их суммарная величина со- ставила более 71% постоянных расходов, на втором месте по зна- чимости затрат находится арендная плата, составляющая 16%, на третьем месте – реклама, её расходы составляют более 9%.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Финансовый план ООО «ПРИМЕР»
Расчёт объема реализации товаров в месяц и в год представ- лен в приложении Г. Итак, в результате расчетов мы наблюдаем следующую прогнозную структурную динамику реализации

166 товаров по коду ОКВД РФ 52.46 – Розничная торговля скобяны- ми изделиями, лакокрасочными материалами и материалами для остекления:
– на первом месте по значимости оборотов за год заняла группа товаров «Лакокрасочные материалы, сухие смеси» – 45%;
– на втором месте группа товаров «Столярные изделия и ма- териалы» – 30,7%;
– на третьем месте группа товаров «Электрооборудование» –
23%;
– четвертое, последнее место занимает группа товаров «Рас- ходные материалы» – 1,3%.
Как следует при оценке сбалансированности плана реализа- ции товаров по проекту, необходимо исследовать наши базовые расходы, связанные с приобретением товаров по проекту. Для детализации себестоимости затрат по проекту сформируем таб- лицу расчёта объема закупки товаров в месяц и за год (приложе- ние Д). Итак, в результате расчетов мы наблюдаем следующую динамику основных расходов переменных затрат по проекту
ОКВД РФ 52.46 – Розничная торговля скобяными изделиями, ла- кокрасочными материалами и материалами для остекления:
– на первом месте по затратам лидирует группа товаров «Ла- кокрасочные материалы, сухие смеси» – 45,6%;
– на втором месте группа товаров «Столярные изделия и ма- териалы» – 30,9%;
– на третьем месте группа товаров «Электрооборудование» –
22,1%;
– четвертое, последнее место занимает группа товаров «Рас- ходные материалы» – 1,3%.
План доходов и расходов ООО «ПРИМЕР» представлен в приложении Д. Анализ показателей по расчетам свидетельствует о том, что в проекте выручка от реализации состоит из суммы выручки за оказанные услуги и выручки за реализацию расход- ных материалов и составит 10 777 802 руб.; себестоимость ус- луг – 2 852 897,9 руб., постоянные расходы – 4 153 412 руб.; ва- ловая прибыль – 7 924 904,1 руб.; прибыль от продаж – 763 931 руб.; чистая прибыль – 3 011 145 руб.
Для определения эффективности и финансовой реализуемо- сти проекта построим денежные потоки от инвестиционной дея-

167 тельности (табл. Е.1 прил. Е), финансовой (табл. Е.2 прил. Е) и операционной (табл. Е.3 прил. Е).
Для оценки окупаемости инвестиционных затрат компании со- ставим таблицу дисконтированных денежных потоков в виде табл. 7.21. К инвестиционной деятельности относится деятельность, связанная с вложением средств в основной капитал, а также опера- ции с продажей активов и уменьшением оборотного капитала.
Денежные потоки, связанные с инвестиционной деятельно- стью (табл. Е.1 прил. Е), включают: необходимые вложения в ос- новной капитал (оборудование, нематериальные активы) – оттоки денежных средств.
Денежные потоки, связанные с операционной деятельностью
(табл. Е.3 прил. Е), включают следующие виды поступлений и вы- плат: доходы от реализации – притоки денежных средств; перемен- ные и постоянные затраты, налоги, проценты за кредит – оттоки де- нежных средств. Рассчитаем дисконтированные денежные потоки с учетом коэффициента дисконтирования при i=15% (6% согласно прогнозу минэкономразвития по уровню инфляции на 2015 год и
9% – страховая премия за риски). Для определения интегральных показателей эффективности необходимы таблицы прогнозных де- нежных потоков от инвестиционной и операционной деятельности.
Определим результирующий денежный поток от операционной и инвестиционной (приложение Ж). Результаты расчета оценки эф- фективности бизнес-плана представлены в табл. 4.13.
Таблица 4.13
Показатели эффективности бизнес-плана
Наименование показателей
Значение
Ставка дисконтирования (в месяц), %
1,25
NPV, руб.
3 522 704
PI
2,07
Период окупаемости
10 месяцев
Из таблицы 4.13 видно, что при значении ставки дисконтиро- вания 15% чистая приведенная стоимость (NPV) составляет
3 522 704 руб., а из этого следует соблюдение эффективного кри- терия проекта, где NPV > IC > 0, а именно 3 522 704 > 1 146 141 > 0.


168
Второй показатель эффективности инвестиций – индекс рен- табельности инвестиций (Profitability Index, PI) также соответст- вует критерию эффективности проекта, поскольку равен 2,07, что больше 1, а из этого следует, что проект рентабельный и его сле- дует принять. Срок окупаемости проекта – 10 месяцев.
В завершение расчетных данных по эффективности проекта рассчитаем точку безубыточности проекта (табл. 4.14).
Таблица 4.14
Расчет безубыточности по проекту ООО «ПРИМЕР»
Показатели
Ед. изм.
Значение показателей
Плановая выручка от реализации продукции без НДС и акцизов руб.
10 777 802
Условно-постоянные затраты руб.
4 160 974
Условно-переменные затраты руб.
2 852 897,9
Доля переменных затрат в выручке от реа- лизации продукции без НДС коэфф.
0,26
Безубыточный объем реализации продукции руб.
5 658 889
Запас финансовой прочности руб.
5 118 913
Уровень запаса финансовой прочности
%
47,5
Таким образом, проект эффективен, так как, пройдя точку безубыточности на уровне 5 658 889 рублей, предприятие имеет достаточно большой финансовый запас прочности для развития своих перспектив на рынке.
Оценка простых рисков бизнес-плана
Для более полной характеристики предприятия рассмотрим основные возможные риски по проекту и по наиболее важным из них разработаем мероприятия по снижению их воздействия и сформируем таблицу с данными, заполненными на основании экспертного метода путем использования оценки профессиона- лов, действующих предпринимателей и городских чиновников, взаимодействующих с малым и средним бизнесом. В табли- це 4.15 представлены готовые результаты группировки ключевых рисков и их оценка.

169
Таблица 4.15
Оценка рисков проекта ООО «ПРИМЕР»
Эксперт
Простые риски
1-й 2-й 3-й
Веро- ятность
При- оритет
Вес Балл
Финансово-экономические риски
Неустойчивость спроса
25 50 0
25 4
0,14 3,5
Снижение цен конкурентами 25 0
25 16,67 5
0,07 1,17
Рост налогов
50 50 25 41,67 2
0,28 11,67
Неплатежеспособность по- требителей
100 75 75 83,33 1
0,35 29,17
Рост цен на товары, сырье, материалы, перевозки
100 0
25
-
-
-
-
Зависимость от поставщи- ков, отсутствие альтернатив
25 50 25 33,33 3
0,21 7
Итого по ФЭР
52,51
Экологические риски
Выбросы в атмосферу и сбросы в воду
25 50 75 50 2
0,34 17
Близость населенного пункта 0 0
100
-
-
-
-
Вредность производственной деятельности
0 25 25 16,67 3
0,15 2,5
Складирование отходов
50 75 50 58,33 1
0,53 30,9
Итого по ЭР
50,4
Технические риски
Нестабильность качества товаров, сырья и материалов
25 25 50 33,33 2
0,4 13,33
Новизна технологии продаж
50 50 50 50 1
0,6 30
Недостаточная надежность технологии
0 100 25
-
-
-
-


170
Окончание табл. 4.15
Эксперт
Простые риски
1-й 2-й 3-й
Веро- ятность
При- оритет
Вес Балл
Отсутствие резерва мощно- сти в складских помещениях
100 0
0
-
-
-
-
Итого по ТР
43,33
Социальные риски
Трудности с набором квали- фицированной рабочей силы
25 25 25 25 4
0,17 4,25
Угроза забастовки
0 25 75 33,33 3
0,23 7,67
Негативное отношение местных властей к бизнесу
0 100 0
-
-
-
-
Недостаточный уровень зарплаты
25 75 50 50 1
0,34 17
Квалификация кадров
50 25 50 41,67 2
0,28 11,67
Социальная инфраструктура проекта
25 25 50 33,33 3
0,23 7,67
Итого по СР
48,26
Для расчета и заполнения данных необходимо владеть мето- дикой расчета рисков экспертным путем, где за основу берется достоверность оценки и формализация расчетов вероятности, ве- са и соответствующих баллов. Анализ данных продемонстриро- вал, что наиболее опасные риски – это именно финансово-эко- номические. На рисунке 4.6 можно видеть группировку рисков с их ранжированием по местам.
Рис. 4.6. Группировка рисков по направлениям и вероятности наступления, %

171
Подводя итоги расчетов по рискам, хотелось бы отметить в проекте определенную опасность роста цен на товары и сниже- ние покупательской платежеспособности. Необходимо продумать мероприятия по снижению влияния этих рисков и разработать систему дисконтирования и введения дней акций на продажу оп- ределенных групп товаров предприятия.
4.2. Вопросы для обсуждения
1. Как вы оцениваете в системе управленческого принятия решений сущность необходимости проведения предварительной оценки бизнес-плана?
2. Прокомментируйте понятие «точки ответственности» в оценке эффективности бизнес-планирования.
4.3. Задания и практические упражнения
Задание 1
Разработать бизнес-план, при разработке проекта необходи- мо использовать методику UNIDO. До разработки бизнес-проекта определиться с концепцией будущего бизнеса, определить мис- сию и мантру предприятия, его бизнес-модель. При проведении расчетов необходимо руководствоваться примером бизнес-плана, приведенного в данном разделе. Обязательным является разра- ботка матрицы ответственности и использование проектных ин- струментов, позволяющих организовать и осуществлять коорди- нацию деятельности всех участников бизнес-плана.
Тесты для самопроверки
1. Уровни ответственности технических специалистов в
бизнес-планах:
а) предоставление общей информации об отрасли и запускае- мом продукте; б) определение достоверности анализов и прогнозов развития отрасли; в) осуществление экспертной оценки информации, специ- фичной для отрасли, продукта; г) исполнение сроков разработки бизнес-плана.