ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 991
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
23
42. Юридическим лицом является организация, представ-
ляющая собой:
а) предпринимательскую фирму, юридически и организаци- онно оформленную; б) представительство, действующие на основании инструк- ций, разработанных собственниками их имущества; в) филиалы, расположенные вне места нахождения головной структуры и осуществляющие все функции; г) индивидуального предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность на свой страх и риск.
43. Правоспособность юридического лица возникает:
а) при его создании; б) в момент совершения сделки; в) в момент совершения производственной и иной деятель- ности; г) после его регистрации.
44. Экономическим условием для государственной регистра-
ции юридического лица является:
а) бизнес-план, рассчитанный на период от 3 до 5 лет; б) справка из налоговых органов о доходах учредителей; в) документ, подтверждающий оплату не менее 50% уставно- го капитала; г) документ, подтверждающий оплату уставного капитала в размере 100-кратной минимальной оплаты труда в месяц.
45. Физические лица не могут:
а) иметь имущество на правах сделки; б) заниматься предпринимательской деятельностью; в) создавать юридические лица (совместно или с другими фи- зическими и юридическими лицами); г) заключать международные сделки.
46. Основанием для деятельности юридического лица явля-
ются:
а) устав и учредительный договор; б) предпринимательские способности собственников капитала; в) определенная организационная структура; г) самостоятельный баланс.
24
47. Юридическими лицами не могут быть:
а) коммерческие организации; б) некоммерческие организации; в) филиалы и представительства; г) высшие учебные заведения.
48. Не являются частью частного сектора экономики:
а) хозяйственные товарищества и хозяйственные общества; б) производственные кооперативы; в) индивидуальные предприниматели без образования юри- дического лица; г) потребительские общества;
25
Тема 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
Основные термины и понятия
Планирование.
Бизнес-планирование.
Бизнес-план.
Методика.
Методика ФФПМП.
Методика KPMG.
Методика UNIDO.
COMFAR.
Принцип успешности ССС,
ДДД, ВСП.
Балансовый метод.
Расчетно-аналитический
метод.
Экономико-математические
методы.
Графоаналитический метод.
Сетевой метод.
Стратегическое планирование.
Тактическое планирование.
Норма.
Норматив.
Нормативные расходы.
Методика ТАCIS.
Полный бизнес-план.
Концепт бизнес-плана.
Управленческий бизнес-план.
2.1. Краткое содержание темы
В истории развития среды жизнедеятельности человека, об- щества и государства с исторической, социальной, политической, экономической, демографической точки зрения нет этапа эволю- ции, где игнорируются ключевые постулаты процессов, характе- ризующих значимость и важность планирования в системе дос- тижения поставленного результата.
Реализуя основную задачу, с экономической точки зрения субъект бизнеса стремится получить максимальную прибыль за счет разных направлений и источников, балансируя на грани
26 рациональности вложенных ресурсов. Современные условия реа- лизации бизнеса требуют постоянного поиска нового, находясь в состоянии выбора оптимального, что в свою очередь эффективно может предопределяться только своевременной и системной ра- ботой, слаженно реализующей все функции менеджмента с уче- том конкретных условий на рынке.
Особое отношение к детализации планирования ожидаемых результатов и последствий в бизнес-процессах на разных эта- пах конъюнктурного развития предпринимательской среды формируется путем реинвестирования в расширение производ- ства действующего бизнеса или освоения нового вида деятель- ности.
Учреждая новое предприятие и реализуя как минимум функцию стимулирования вовлечения в процесс самозанято- сти путем создания собственного бизнеса, государство должно создавать максимально благоприятные условия в малом и среднем бизнесе как сферах с огромным трудовым, производ- ственным, финансовым и интеллектуальным потенциалом.
Реализация эффективного проекта возможна только при чет- кой детализации обоснования действий на всех стадиях спе- цифики особенностей функционирования будущего предпри- ятия. Всесторонне обоснованную программу действий позво- ляет представить такой заключительный документ процесса бизнес-планирования, как бизнес-план.
Этот документ определяет структуру (параметры) и пер- спективы развития предприятия с анализом возможных изме- нений рыночной конъюнктуры; стратегия развития увязывает- ся с конкретными мероприятиями, а материально-финансовые ресурсы – с поставленными целями; предусматривается воз- можность совершенствования структуры управления предпри- ятием, обосновываются направления вложения средств и т.д.
Таким образом, в современной интерактивной, динамиче- ски насыщенной среде субъектов бизнеса, в условиях эконо- мических, финансовых и правовых сдвигов функционирова- ния системы невозможно добиться положительных результа- тов, не планируя своих действий и не прогнозируя последст- вий.
27
Планирование – это первоначальный процесс управления бизнес-деятельностью субъекта хозяйст- вования, направленный как на формирование обос- нования вложений ресурсов, так и на детализацию количественных и качественных показателей разви- тия с прогнозным видением ключевых проблемных и перспективных тенденций в краткосрочном и долго- срочном периодах деятельности.
В.А. Баринов утверждает, что планирование – это опреде- ление цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств ее достижения, разработка программы, плана дейст- вия различной степени детализации на ближайшую и более от- даленную перспективу.
Важно отметить, что в работах В.М. Поповой, С.И. Ля- пунова, С.Г. Млодика планирование рассматривается как одна из важнейших предпосылок оптимального управления произ- водством.
Рассматривая разные уровни организации ресурсов и пла- нирования, можно заметить, что этот процесс проходит повсе- местно, однако отличается степенью наполнения детализации, бюджетным и временным ограничениями охвата компаний.
Одно, несомненно, важно: без планирования нельзя достигнуть эффекта координации управляемости своим пространством, временем и ресурсами в будущем.
Процесс планирования позволяет увидеть весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности и пред- восхитить то, что может случиться. Особенно важно планиро- вание в коммерческой деятельности, где требуются предвиде- ние в долгосрочной перспективе и предварительные раз- работки, предшествующие первым шагам предприятия. Исходя из вышеупомянутого материала предложим следующую систе- матизацию особенностей:
28
Временная – использование времени как эталона сравнения соответствующих показателей в прошлом, настоящем и будущем.
Контрольно-пространственная – привязка обяза- тельно к конкретному пространству с оценкой степе- ни возможного контроля и доступности достигнутых результатов.
Информационно-правовая – конкретика и уровень доверия к источникам информации, правовая критич- ность порядка и механизма регулирования бизнес- процессов.
Ресурсно-потенциальная – доступность ресурсов и формирование производственного, финансового, трудового потенциала в перспективах развития фи- нансово-хозяйственной деятельности (рис. 2.1).
Рассмотрим основные черты планирования:
– планирование всегда опирается на данные прошлых периодов;
– планирование контролирует развитие предприятия в пер- спективе;
– надежность плана зависит от точности данных прошлых периодов;
– планирование носит вероятностный характер, так как бази- руется на неполных данных;
– качество планирования зависит от компетентности и про- фессионального уровня плановых работников.
С и с т е м н о - ц е л е в о й п о д х о д п л а н и р о в а н и я
План развития бизнеса
Контроль эффективности планирования
(проверка действенности плана)
Оценка достигнутых результатов
Действие
(принятие решений, реализация намеченного в плане)
Временная
Контрольно-
пространственная
Информационно-
правовая
Ресурсно-
потенциальная
Планирование всегда опирается на данные прошлых периодов
Планирование контролирует развитие предприятия в перспективе
Надежность плана зависит от точности данных прошлых периодов
Планирование носит вероятностный характер
Качество планирования зависит от компетентности и профессионального уровня плановых работников
Рис. 2.1. Схема составления и реализации плана в контексте особенностей и характерных черт планирования
29
Таким образом, составление и реализация эффективного биз- нес-планирования – непрерывный процесс, который может быть наглядно представлен рис. 2.1.
Поскольку предпринимательство – это постоянный процесс принятия решений, реализация и оценка результатов принятых действий, то соответственно формирование планов позволяет создать основу для принятия рациональных управленческих ре- шений. Работа без плана является реакцией на совершающиеся события, деятельность на основе плана – реакция на предвиден- ные и запланированные явления.
Современная экономическая ситуация, связанная с активным развитием рыночных отношений, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечи- вали бы максимальную эффективность принимаемых решений.
Таким образом, можно сформулировать авторское определе- ние места бизнес-планирования в системе управления как струк- турированного по определенным свойствам, функциональным направлениям процессов спектра действий, фундаментально по- лагающихся на использование передовых методов работы, дос- тижений науки и техники, учета макро- и микроокружения разви- тия, и позволяющего своевременно контролировать результаты поставленных целей в производственно-хозяйственной деятель- ности предприятий.
Рациональность в бизнес-планировании доступна лишь при использовании четкой технологии. Как процесс технология со- стоит из циклов, характерных в виде планирования–анализа–
контроля–планирования бюджета нового отчетного периода.
В итоге бизнес-планирование – это сложный управленческий инструмент, который имеет свое собственное видение непосред- ственного планирования и, что еще более важно, определенную взаимосвязь с технологией планирования, учетом и контролем, приводящем в итоге к финансовому результату.
Бизнес-планирование представляет собой первоначальный этап реализации компанией, экономико-правовой действительно- сти, с которым может столкнуться компания и что может привес- ти в итоге или к большим успехам со стабильной финансовой ус- тойчивостью либо банкротству.
30
Своевременное и рациональное построение бюджетов разных спектров реализации бизнес-функциональности и разработка биз- нес-планов помогают ответить на главный вопрос: что и почему происходит с компанией на рынке? Как правило, план позволяет предпринимателю не только ощутить финансовый результат, но и в большей степени начать экономить. Бизнес-планирование – это инструмент оптимизации между возможностями и предотвраще- нием возможных прогнозных рисков по проекту. Причем дости- жение возможностей и выявление рисков – достаточно вероятно- стные категории, основу успеха раскрытия которых закладывают, прежде всего, качество достоверности информации проекта и профессионализм экспертов в области функционального плани- рования.
Процесс планирования у субъектов деятельности в целом различен по ряду вкладываемых в них задач, например: сроки планов, процент вероятности наступления событий, достоверно- сти данных, вносимых поправками, и степень управляемости и координации проекта. Все это определяет специфический подход к формированию структуры восприятия планирования, а именно:
– структурирование процессов;
– достоверная обработка данных;
– формирование конкретных действий в проекте;
– ориентированная целенаправленность на достижение ре- зультата;
– видение будущего в направленности проекта.
Итак, проведем следующее определение планирования с эконо- мико-правовой точки зрения при создании нового предприятия: это определенным образом структурированный по времени и на местно- сти формат результатов, база которого максимально достоверна, реалистична при обработке информации, при этом учтены необхо- димые параметры для достижения желаемых перспектив.
Итогом в планировании процессов является создание планов, а в определенных случаях, например на уровне государства, сис- темы планов. В соответствии с вышеупомянутым определением планирования сформулируем авторское определение плана – это документ, отражающий детально осмысленный по времени, про- считанный результат, основа которого – достоверная информация процесса разработки проекта с определенными параметрами, тре- буемыми для успешного достижения цели будущего.
31
Бизнес-планирование – это процесс трансформации расширенного информационно-аналитического по- тока данных бизнес-среды в систематизированно- структурированный формат описания и планирова- ния прогнозированно-обоснованных действий в биз- несе.
Очень часто процесс бизнес-планирования отождествляют с процессом составления бизнес-плана, хотя это не одно и то же, т.к. бизнес-планирование далеко не всегда заканчивается состав- лением полноценного бизнес-плана.
В процессе реализации бизнес-планирования нужно разли- чать четыре основных подпроцесса, без которых невозможно формирование непосредственно комплексного обоснованного бизнес-плана:
1. Прояснение и описание бизнес-идеи.
2. Сбор необходимой информации для анализа бизнес- проекта.
3. Проведение анализа на осуществимость бизнес-идеи и реа- лизуемость бизнес-проекта.
4. Подготовка описательного документа – бизнес-плана.
Бизнес-план – это документ, который разрабатыва- ется и детализируется в зависимости от источника конечного потребления содержащейся в нем инфор- мации, цели и специфики разработки процесса биз- нес-планирования, всесторонне оценивает возмож- ности и угрозы внешней среды, возможные сцена- рии поведения сильных и слабых сторон бизнес- процессов и преломления в развитии бизнес-идеи.
Профессионально подготовленный бизнес-план позволяет привлечь необходимые ресурсы и эффективно их использовать.
Бизнес-планирование открывает предпринимателю возмож- ности для решения следующих основных задач:
– определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
– сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения; определить лиц, от- ветственных за реализацию стратегии;
– выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям;
32
– выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достиже- ния поставленных целей;
– определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразо- ванию, каналам сбыта и др.;
– оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей.
Основная задача бизнес-планирования заключается в том, чтобы сформировать видение перспектив развития фирмы, т.е. ответить на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкла- дывать деньги в это дело? принесет ли оно доходы, которые оку- пят все затраты и силы?
Необходимость применения бизнес-планирования обуслов- лена тем, что оно:
– определяет уровень достижимости с учетом ресурсной базы поставленной цели бизнес-идеи в условиях конкуренции;
– содержит ориентиры, переходные индикаторы своевремен- ной успешности развития и результативности процессов проекта;
– обеспечивает одно из ключевых требований при получении финансовой поддержки от внешних инвесторов.
В зависимости от рыночной ситуации и цели составления бизнес-планы могут быть различны (рис. 2.2).
Таким образом, выделяя специфику и особенности сущно- сти бизнес-планирования нельзя не отметить, что объективное начало преломления результатов этого процесса – предпри- нимательство.
Предпринимательство – это особая форма эконо- мической активности человека. В отличие от всех форм занятости (в качестве собственника объектов недвижимости, наемного работника, государствен- ного или муниципального служащего, пенсионера и т.п.) начальным этапом предпринимательства явля- ется идея – результат мыслительной деятельности, впоследствии принимающий материальную форму.