Файл: О. Э. История зарождения коммерции и коммерческой деятельности в России Научные труды Российского государственного торговоэкономического университета сборник.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Башина О.Э. История зарождения коммерции и коммерческой деятельности в России // Научные труды Российского государственного торгово-экономического университета: сборник научных трудов. Т. 1. - М.: Изд-во РГТЭУ, 2010. - С. 36-46 30


ВВЕДЕНИЕ

Известно, что ресурсы предприятия и требования рентабельной работы в определенной степени ограничивают маневрирование как ассортиментом товаров, так и ценами на них. Но именно ориентация на спрос покупателей и его активное формирование должны определять использование имеющихся ресурсов. Успешная реализация товаров обеспечивает эффективность работы предприятия.

Коммерческая работа в торговле - это деятельность предприятия, направленная на решение особого комплекса задач. Изучение процессов их реализации - важный элемент оперативного исследования на уровне торгового предприятия и региона.

В современных экономических условиях деятельность каждого экономического субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и физических лиц), заинтересованных в результатах его функционирования. На основе доступной им отчетно-учетной информации указанные лица стремятся оценить финансовое положение предприятия.

При рассмотрении вопроса организации коммерческой деятельности на промышленном предприятии, необходимо уделить особое внимание ее составным элементам - сбыту готовой продукции, материально-техническому обеспечению, которые в последние годы приобретает новое содержание. Переход промышленных предприятий к организации производственно-хозяйственной деятельности на принципах маркетинга должен сопровождаться изменениями организационной структуры управления, характера работы, стиля мышления хозяйственного руководства. В условиях централизованного планирования производства и распределения продукции, когда товарно-денежные отношения в России играли формальную роль, коммерческие службы предприятия (служба сбыта, МТО, маркетинг) имели второстепенное значение. При переходе к рыночным отношениям значение 1этих служб резко возросло. В связи с этим, актуальным вопросом является организация коммерческой службы предприятия на современном этапе.

Работа коммерческих служб предприятия оценивается с помощью различных показателей. Однако наиболее точно отражает эффективность коммерческой работы показатель прибыли. Поэтому определение коммерческой деятельности, как деятельности, направленной на получение прибыли, является наиболее распространенным и отражает основной принцип коммерческой деятельности. Как видно, спектр изучения вопросов организации коммерческой деятельности достаточно широк и представляет, как теоретический, так и практический интерес.


Организация коммерческой деятельности в современных условиях строится на основе принципа полного равноправия партнеров по поставкам товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств.

При переходе предприятий на полную хозяйственную самостоятельность, самофинансирование и самоуправление, с развитием предпринимательства и рыночных отношений коренным образом меняются принципы и методы коммерческой работы и формирования товарных ресурсов. В основе формирования товарных ресурсов лежит переход от централизованного их распределения к свободной продаже на биржах и ярмарках, развитие прямых хозяйственных связей с изготовителями товаров, повышение роли договоров поставки. Новые принципы формирования товарных ресурсов кардинально меняют характер, содержание и оценку работы коммерческого аппарата. Если в условиях централизованного административного управления коммерческие достоинства работника оценивались в первую очередь по его способности "выколачивать товарные фонды", то при рыночной экономике качество коммерческой работы зависит, прежде всего, от умения активно изыскивать товары, реализуемые в порядке свободной продаже, способствовать своей деятельностью развитию промышленных, сельскохозяйственных предприятий разных форм собственности, кооперативов, лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, материальных стимулов, интереса к изготовлению нужных для населения товаров.

Организация коммерческой деятельности является важной составляющей рыночной экономики. Под коммерцией понимают весь комплекс коммерческих операций, которые направлены на повышение уровня эффективности купли-продажи. Кроме того, коммерческие процессы направлены на то, чтобы довести товары до покупателей с ориентацией на потребительский спрос и получить с этого прибыль.

Коммерческая деятельность возникла в условиях разделения труда. Она является одной из самых важных деятельностей общества и подразумевает под собой выполнение ряда торгово-организационных мероприятий. От того, насколько данные мероприятия будут эффективными, зависит рентабельность торговых предприятий.

В условиях рынка действия торговых организаций направлены нас установление новых связей с партнерами. Умелое и грамотное ведение коммерческой деятельности становится основой труда коммерческих работников.



Становление и развитие российского рынка в последнее время претерпевает сложности. Однако вместе с тем происходит поэтапное укрепление экономической, материальной и правовой баз для повышения уровня заинтересованности промышленных предприятий и оптово-посреднического звена в формировании рыночной деятельности.

Розничная торговля участвует в обеспечении нормального функционирования потребительского рынка. На нее возлагается ответственность по решению важнейших социально-экономических проблем. Кроме того, она участвует в стимулировании развития производства в целом.2

При проведении реформ в экономической сфере жизни общества розничная торговля претерпела ряд значительных положительных преобразований. Изменения создали определенную базу для становления рыночных отношений. В первую очередь, заменились организационно-правовые формы и виды предприятий розничной торговли. Монопольная система государственной торговли перешла в систему свободного предпринимательства, которая основана на самостоятельном и независимо существовании хозяйственных субъектов.


1.КОММЕРЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Цели, задачи, структура коммерческих служб организации

Коммерческая служба предприятия – одна из самых важных структур организации, и от того, насколько компетентны сотрудники этого отдела, зависит прибыль всей организации.

Успешно осуществлять коммерческую деятельность в современных условиях смогут лишь высоквалифицированные кадры коммерческих работников.

В крупных торговых организациях коммерческую деятельность ведут специально созданные службы, возглавляемые первыми заместителями руководителей организации. В состав коммерческих служб включаются отделы маркетинга, торговые отделы и др. В оптовых организациях кроме названных в эти службы входят залы товарных образцов, отделы закупок и продаж товаров и др.

Структура коммерческой службы зависит от мощности торговой организации, видов ее деятельности и устанавливается в каждом конкретном случаи самостоятельно. В подразделениях (отделах, секторах) коммерческой службы работают соответствующие специалисты: товароведы, маркетологи, менеджеры по сбыту и т.п.

В средних по мощности торговых организациях коммерческую работу, как правило осуществляет коммерческий отдел, который может так же называться торговым или отделом маркетинга.


В небольших торговых организациях коммерческой работы занимается товаровед (если он имеется в штате) или руководитель магазина оптовой фирмы.

Коммерческая служба торговой организации может быть создана по товарному или функциональному признакам.3

При создании коммерческой службы по товарному признаку в ее состав входят специализированные подразделения (группы или отдельные специалисты) по определенной номенклатуре товаров, осуществляющие их закупку и продажу.

Функциональный признак организации коммерческой службы предполагает специализацию ее подразделений на каком-либо виде работы (закупка, реализация товаров, реклама и т.д.)

Работа коммерческой службы должна быть четко организованна: определённые цели задачи, которые доведены до непосредственных исполнителей, контролируется их исполнение. Организация коммерческой деятельности предполагает умение принимать правильные решения, распределять обязанности и ответственность. Как и всякая работа, коммерческая деятельность должна планироваться.

 Организация коммерческой деятельности предприятий торговли в современных условиях строится на основе принципа полного равноправия партнеров по поставкам товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строго материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств. Новые принципы формирования товарных ресурсов кардинально меняют характер, содержание и оценку работы коммерческого аппарата. Организационная структура аппарата коммерческих организаций в зависимости от выполняемых функций, объема коммерческой работы, количества сотрудников весьма различна.

Цель коммерческой службы-планирование, организация, ведение, контроль и управление коммерческой деятельностью торговых предприятий.4

Важными задачами коммерческой службы являются:

1) изучение и прогнозирование емкости региональных и товарных рынков;

2) координация закупочной работы среди поставщиков и потребителей;

3) формирование ассортимента товаров и выбор форм торговли, обеспечивающих эффективную продажу;

4) управление товарными ресурсами и оптимизация товарных запасов;

5) развитие и совершенствование рекламно-информационной деятельности;

6) расширение сферы внешнеэкономической деятельности с использованием различных форм экономико-финансовых связей и т.д.

В зарубежной практике выделяют два аспекта коммерции: один связан непосредственно с деятельностью службы коммерции, а другой с обеспечением взаимных интересов между структурными подразделениями предприятия и коммерческой службой.


В связи с этим, формирование организационной структуры коммерческих служб предприятия должно включать два аспекта:

1) Определение места в структуре управления предприятием-установление соподчиненности и функций;

2) Распределение функций между отдельными группами и работниками.

На построение организационной структуры коммерческих служб оказывает влияние технические и экономические факторы, а также организация торгового процесса.5

1.2 Функции коммерческих служб торговой организации

Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем:

- удовлетворение потребностей населения в товарах;

- доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;

- поддержание баланса между предложением и спросом;

- воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема продаж;

- совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.

Кроме указанных функций на предприятии выполняется также ряд других: управления процессами и персоналом, маркетинговая, технологическая, финансового обеспечения, обеспечения безопасности производства.

Коммерческая функция выполняется коммерческой службой предприятия, возглавляемой коммерческим директором.

Данная служба, как правило, включает следующие отделы: маркетинга, сбыта, закупок (материально-технического обеспечения), внешнеэкономической деятельности.

Перечень отделов коммерческой службы предприятия и содержание их функций предопределяются выбранной стратегией деятельности предприятия на рынке, что позволяет практически реализовывать основные стратегические направления его развития.

Принципиально неверным является подход некоторых руководителей предприятий к организационной реструктуризации без предварительной разработки ее концепции и стратегии.

На некоторых предприятиях (особенно машиностроительных) в коммерческую службу входит также отдел внешней кооперации и комплектации, у которого примерно такие же функции, так у отдела материально-технического обеспечения.6
1.3 Характеристики работников коммерческих служб

Коммерческие функции субъектов хозяйствования, работа­ющих на рынке, сложны и разнообразны. Поэтому специали­сты, занимающиеся коммерческой деятельностью, относятся к особой категории работников, которые должны обладать боль­шим объемом знаний и навыками решения сложных задач, со­блюдать правовой режим, действующий на территории соот­ветствующей страны.