Файл: О. Э. История зарождения коммерции и коммерческой деятельности в России Научные труды Российского государственного торговоэкономического университета сборник.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) показатели эффективности использования труда;

3) показатели эффективности использования основных фондов, оборотных средств и капитальных вложений;

4) показатели эффективности использования материальных ресурсов. 17
Ранее было сказано, что показатели экономической эффективности представляют собой систему оценок, которая охватывает всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия и состоит из обобщающих и функциональных показателей. К группе обобщающих можно отнести следующие показатели:

а) темпы роста выпуска продукции;

б) общая рентабельность и её рост;

в) затраты на один рубль товарной продукции, производство чистой продукции на один рубль затрат.

Показатель темпов роста производства чистой (товарной) продукции используется для анализа динамики производства. Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, так же включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах. Товарная продукция – отличается от валовой тем, что в неё не включают внутрихозяйственный оборот и остатки незавершенного производства. Выражается она в оптовых ценах, которые действуют в отчетном году. По собственному составу на многих предприятиях валовая продукция схожа с товарной, если отсутствует незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот.

Затраты предприятия на производство продукции состоят из следующих элементов затрат:

1) материальные затраты (сырьё и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и др.);

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация основных средств;

5) прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды).

Общая рентабельность производства – один из важных качественных показателей экономической эффективности производства. В нем обобщается деятельность предприятия, которая выражается в соотношении используемых ресурсов производства (средств производства) и полученного результата. В данном значении рентабельность представляет собой модификацию коэффициента экономической эффективности.


Для определения рентабельности производства на каком-либо уровне хозяйствования, нужно получаемый эффект сопоставить с производственными расходами, которые могут быть текущими и единовременными (в том числе капитальными). Общая рентабельность производства показывает на сколько эффективно предприятие использует основной и оборотный капитал.

Общая рентабельность характеризует размер общей (балансовой прибыли), полученной на рубль вложенных в производство средств.

Рентабельность продаж – рост данного показателя может отражать увеличение затрат на единицу продукции, либо рост цен на продукцию при постоянных затратах. Уменьшение данного показателя отражает обратные тенденции.

Расчеты рентабельности продукции в большей степени связаны с определением фактической ситуации и планированием, а в меньшей степени с ценообразованием.

Сводка основных показателей экономической эффективности представлена в Таблице 1.

Таблица 1 - Показатели, характеризующие экономическую эффективность предприятия

Показатель

Формула

Использование в управлении

1.Показатель темпов роста производства чистой (товарной) продукции

Jв = Тi/Тб, (1),где Тi – объём чистой продукции в i-м периоде, руб.; Тб – объём чистой продукции в базовом периоде, руб.

Используется в целях анализа динамики производства.

2.Показатель производства чистой продукции на 1 руб. затрат

Пч = Т/Ст, (2),где Т – объём чистой продукции в i-м периоде, руб.; Ст – себестоимость продукции.

Используется для анализа затрат, уровень затрат отражает также уровень организации производства

3.Общая рентабельность производства

Рпр =Пб/ Ф+О*100% (3), где Рпр-рентабельность

производства;Пб- балансовая прибыль; Ф+О – среднегодовая стоимость основных производственных фондов и оборотных средств

Используется для оценки эффективности насколько эффективно использует предприятие основной и оборотный капитал.

4.Рентабельность продаж

Рр=Прп/Vpn,коп/руб (4),где Рр- рентабельность продаж; П рп - прибыль от реализации продукции; V рп - объем продаж.

Используется для оценки эффективности реализации внешней цели предприятия, т.е. объема реализованной продукции.

5.Рентабельность продукции

Рп=Прп/ =∑C, коп/руб., (5), где П рп - прибыль от реализации продукции; ∑ С – полная себестоимость всего объема и всех видов реализованной продукции.


Характеризует эффективность использования текущих затрат. Он оценивает размер прибыли, полученный на 1 руб. текущих затрат на производство и реализацию продукции



В завершении следует заметить, что обеспечение стабильной работы предприятий по продаже конкурентоспособной продукции, является задачей первостепенной важности, а важнейшей качественной характеристикой хозяйствования является – эффективность деятельности предприятия.18

3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАБОТЫ КОММЕРЧЕСКИХ СЛУЖБ

3.1 Развитие коммерческой деятельности в России

Коммерческая деятельность возникла в глубокой древности с появлением товарно-денежных отношений и торговых посредников - прасолов, офеней, коробейников, купцов.

Прасол - посредник, который собирает товар непосредственно от производителей и направляет его в торговые или сортировочные пункты, откуда этот товар поступает в более крупные распределительные центры (пункты) для последующей его продажи. По такой схеме до покупателя доходили соль, мед, воск, смола, меха, лен, пенька.

Офеня (коробейник) - странствующий торговец, развозящий повсюду мелочный товар. Если прасол максимально был приближен к производителям продукции, то офеня - к конечному покупателю.

Купечество - особый социальный слой, занимающийся торговлей в условиях частной собственности. Купец осуществляет покупку товаров для последующей продажи с целью получения прибыли, т.е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем.

Развитие городов и численный рост купечества привели к выделению наиболее богатых и влиятельных групп купцов-гостей в Москве, Новгороде, Пскове, Нижнем Новгороде, Вологде и др. В XVIII в. купечество было оформлено как новое российское сословие.

Впервые основы правильной коммерческой деятельности в России были заложены Петром Великим. Несмотря на все свое знание торгового дела, Петр I нередко сам сознавался, "что из всех дел управления торговля представляет наиболее затруднений". Главное препятствие заключалось в том, что русские люди, несмотря на всеми признанную свою способность к торговой и промышленной деятельности и на свою изворотливость и сметливость, не имели никакой опытности в торговле, особенно во внешней торговле, которой до Петра Великого почти никто в России не занимался.

В ту пору много вредила коммерческим делам привычка русских купцов к обману, которую Петр I всячески старался искоренить. Для предупреждения плутовства Петр I утвердил штат браковщиков, т.е. поверщиков по торговле пенькой, льном, салом, воском и юфтью, и предусмотрел правила самой проверки. Кроме того, Петр I установил одинаковые для всех весы и меры, образцы которых и поныне хранятся в Санкт-Петербурге. Полиция должна была строго наблюдать за тем, чтобы все весы и меры были клеймены и не отличались от установленных образцов.


Много делал царь для развития внешней торговли. Русские торговцы вели внешнюю торговлю вразброд, каждый сам по себе, на свой риск и страх. Иностранные же купцы уже в те времена действовали во внешней торговле большей частью в складчину, компаниями или всегда сговорившись между собой.

Поэтому Петр I часто сам выбирал, какой товар следует везти за границу, и учил русских купцов вывозить товары туда, где не было конкуренции иностранных торговцев. И главное, Петр I старался приучить русских торговцев действовать сообща "компаниями". Он всячески поощрял попытки русских купцов к объединению, поощрял отправление детей купцов в иноземные государства для обучения торговому делу и развития в русских людях духа торгового предпринимательства.

В области внутренней торговли Петр I также провел огромные преобразования. В 1713 г. он даровал право всем людям без исключения свободно вести торговлю в России с уплатой умеренных пошлин; была создана торговая (коммерческая) коллегия при Сенате, руководившая торговыми делами в государстве. В 1703 г. в Санкт-Петербурге Петром I была создана первая биржа. На биржах купечество собиралось для ведения торговых операций, оборота векселей, принятия постановлений.

Таким образом, эпоха Петра 1 послужила мощным импульсом для развития коммерческой деятельности в России.19

В XIX - начале XX вв. коммерческая деятельность была основным объектом занятия российского купечества, являвшегося почетным сословием российского общества. В этот период искусство коммерции в России достигло высокого уровня. Многие представители российского купечества внесли большой вклад в развитие и процветание российского государства, известны меценатством и благотворительностью, оставили заметный след в истории отечества (К. Минин, семейства Демидовых, Строгановых, Морозовых, Третьяковых, Мамонтовых, братья Елисеевы и др.).

После октябрьской революции отношение государственной власти к коммерческой деятельности складывалось по-разному, но в основном резко отрицательное.

В период ''военного коммунизма" коммерческая деятельность была запрещена. В период нэпа (1921- 1928 гг.) произошло оживление коммерческой деятельности в связи с развитием товарно-денежных отношений. Но по мере свертывания нэпа административно-командные методы, жесткая централизация управления и планирования стали вытеснять коммерческие отношения.

С началом перестройки нашего общества и перехода к рыночным отношениям (1990 г.) отношение к коммерческой работе меняется, ее значение повышается.


Существовавшие ранее административно-командные методы управления приводили к тому, что коммерческая работа в торговле подменялась в основном распределительными функциями. Сверху спускались многочисленные плановые задания на производство продукции, так же распределялись и товары. От работников нижестоящих торговых звеньев требовалось лишь неукоснительное выполнение того, что было решено наверху.

При переходе предприятий на рыночные отношения изменяются принципы и методы коммерческой работы. Эти принципы характеризуются следующим:

1. Свободой выбора партнера, контрагента по закупке товаров;

2. Множеством источников закупки (поставщиков);

3. Экономическим равноправием партнеров;

4. Саморегулированием процессов поставки и купли-продажи товаров;

5. Свободой ценообразования;

6. Конкуренцией поставщиков и покупателей;

7. Материальной ответственностью сторон за выполнение обязательств.

Переход СССР, а затем России от планово-распределительной системы к рыночным условиям потребовал быстрого освоения методов коммерческой деятельности. К сожалению, переход к рыночным отношениям начался без разработки руководством страны стратегии развития торговли, без создания правовой базы рыночных отношений при полном устранении государства от регулирования товарно-денежных отношений, в условиях развала хозяйственных связей между республиками бывшего Союза.20

Опоздание в разработке нормативной базы, чрезмерное налоговое давление, отсутствие поддержки отечественного производителя породили много негативных явлений, загнали значительную часть предпринимателей в теневую экономику со своими неписаными законами, далекими от принципов цивилизованных коммерческих отношений.

Вместе с тем, наметившийся в последнее время прогресс в развитии законодательной базы не вызывает сомнения в неизбежности позитивного развития коммерческих отношений в стране.

3.2Роль и задачи развития коммерческой работы на современном этапе

Рыночные условия хозяйствования способствовали появлению нового типа коммерческих отношений между поставщиками и покупателями товаров, открыли широкий простор инициативе и самостоятельности торговых работников. Без этих качеств в современных условиях нельзя успешно осуществлять коммерческую работу.