Файл: О. Э. История зарождения коммерции и коммерческой деятельности в России Научные труды Российского государственного торговоэкономического университета сборник.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13
1) В изучении спроса на товары и их рыночного предложения, поддержании баланса между предложением и спросом;
2) В формировании торгового ассортимента, удовлетворении потребностей населения в товарах;
3) В организации товародвижения, доведении товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
4) В воздействии на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
5) В формировании товарных запасов и поддержании их на необходимом уровне;
6) В рекламно-информационной работе розничных торговых предприятий;
7) В осуществлении торгово-технологических операций с товаром - таких как хранение, производственная доработка (фасовка, упаковка и т.п.); внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка в торговом зале, совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей;
8) В формировании спроса и стимулировании сбыта на реализуемые товары;
9) В выборе наиболее эффективных методов продажи товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций);
10) В оказании покупателям комплекса услуг, облегчающих процесс не только покупки, но и использования товара (прием предварительных заказов, продажа отдельных товаров в кредит, доставка купленных товаров покупателю, сборка и установка купленных товаров на лому у покупателя;
11) В обучение покупателя правилам эксплуатации технически сложных товаров, подарочная упаковка приобретенных товаров и т.д.).
2.2 Основные документы коммерческой службы
Любое управленческое решение всегда базируется на информации по рассматриваемому вопросу или управляемому объекту. Информация тождественна понятиям: «данные», «сведения», «показатели». Законодательно закреплен следующий термин:
«Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления»
В каждой области человеческой деятельности информация имеет свою специфику и поэтому она соответственно подразделяется на медицинскую, научную, техническую, технологическую.
В федеральных органах власти и управления, в учреждениях, организациях и на предприятиях (независимо от направления деятельности и формы собственности) обязательно возникает управленческая информация, которая используется для целей управления каким-либо объектом или структурами.
К управленческой информации предъявляется ряд требований: полнота, оперативность, достоверность, точность, адресность, доступность для восприятия человеком.
Документы используются в различных областях деятельности, отраслях знаний, сферах жизни и являются объектом исследования многих научных дисциплин.14
Поэтому содержание понятия «документ» многозначно и зависит от того, в какой отрасли и для каких целей он используется. Так, для юристов документ является, прежде всего, способом доказательства или свидетельства чего-либо, для историка - историческим источником, кибернетика-документалиста - носителем информации, а специалисты в области управления считают его средством фиксации и передачи управленческих решений.
В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» закреплено следующее определение понятия «документ»:
Документ - это зафиксированная на материальные носители информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Это же определение дано и в государственном стандарте на термины и определения «Делопроизводство и архивное дело». Для более полной характеристики понятия «документ» следует раскрыть и понятие «реквизит». Каждый документ состоит из ряда составляющих его элементов, которые называются реквизитами (наименование, автор, адресат, текст, дата, подпись). Различные документы состоят из разного набора реквизитов. Число реквизитов определяется целями создания документа, его назначением, требованиями к содержанию и форме данного документа.
Для многих документов число реквизитов строго ограничено. Для ряда документов число и состав реквизитов установлены законодательными и нормативными актами. Но в любом случае, как следует из определения, информация, зафиксированная на материальном носителе, должна быть обязательно оформлена путем проставления необходимых реквизитов. Только тогда она становится документом.
В документоведении документ рассматривается как результат закрепления (отображения)фактов, событий, явлений объективной действительности и мыслительной деятельности человека любым удобным способом на специальном материале.
Документы, зафиксировав (отобразив) информацию, тем самым обеспечивают ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, повторное и неоднократное возвращение к ней во времени.
В настоящее время в управленческой практике используют главным образом документы, созданные каким-либо способом письма. Они могут быть как рукописными, машинописными, типографскими, компьютерными, а также с использованием графики, рисунка, фотографии, звука и видеозаписи и на специальном материале (бумаге, кино и фотопленке, магнитной ленте, диске и др.) Изучением развития способов документирования и носителей информации занимается научная дисциплина - документоведение.
Как носители информации документы выступают в качестве непременного элемента внутренней организации любого учреждения, предприятия, любой фирмы, обеспечивая взаимодействие их структурных частей и отдельных сотрудников. Они являются основанием для принятия управленческих решений, служат доказательством их исполнения и источником для обобщений и анализа, а также материалом для справочно-поисковой работы. В управленческой деятельности документ выступает и как предмет труда, и как результат труда.
Многие формы управленческой деятельности выражаются посредством соответствующих документов: распорядительная деятельность - изданием различных распорядительных документов; планирование -посредством подготовки различных планов; учет - в виде составления и обработки статистической, бухгалтерской, оперативно-технической документации; контроль - путем сбора сведений в письменном виде и т.д.15
Кроме того, важную роль в сфере управления играют документы, отражающие деятельность различных коллегиальных органов (протоколы), которые могут выступать и средством осуществления распорядительной деятельности, и средством накопления и обобщения информации.
Деятельность любого предприятия сопровождается составлением разных видов документов. Однако при всем их многообразии вне зависимости от специфики предприятия можно выделить следующие основные группы документов:
От государственных и муниципальных организаций могут поступать на предприятие документы. Регулирующие различные вопросы его деятельности (налоги, охрана окружающей среды и т.п.). Эти документы составляют отдельную группу – нормативные документы вышестоящих органов.
В самостоятельную группу можно выделить коммерческие контракты (договоры), которые являются основными документами предпринимательской деятельности.
Все перечисленные документы относятся к управленческим или организационно-распорядительным документам (ОРД). Исключением являются финансово-бухгалтерские документы, имеющие специфические особенности составления и обработки.
2.3 Эффективность деятельности коммерческой службы
Эффективность деятельности предприятия – важная черта хозяйствования на всех уровнях. Под данным термином понимается уровень применения производственного потенциала, методом соотношения результатов и затрат общественного производства. Чем меньше расходы на единицу полезного эффекта, чем выше результат при таких же расходах, или чем быстрее он растет в расчете на единицу затрат общественно необходимого труда, тем выше эффективность производства.
Эффективность возможно измерить через коэффициент – отношение результатов на выходе к ресурсам на входе, либо через объёмы выпуска продукции, ее номенклатуры.
Существуют следующие виды эффективности:
- экономическая;
- социальная;
- техническая;
- экологическая.
К экономическим целям предприятия относится экономическая эффективность. Экономическая эффективность – показатель относительный, который соизмеряет получаемый результат расходами, либо ресурсами.16
К достижению социальных целей предприятия относится социальная эффективность. Социальная эффективность - это реализованная на практике степень ожидания интересов и потребностей людей.
К достижению технических целей предприятия относится техническая эффективность.
Целью технической эффективности является выполнение качественных и количественных требований к продукции и программе производства, а также к необходимому производственному потенциалу.
Экологическая эффективность подчеркивает достижение экологических целей предприятия. Её главной задачей является создание оптимальной охраны окружающей среды и не имеет общепризнанного названия.
В хозяйственной практике экономические, социальные, технические и экологические принципы взаимосвязаны и зависят друг от друга.
Суть повышения экономической эффективности производства заключается в том, чтобы на каждую единицу финансовых, материальных и трудовых ресурсов достигать существенного роста объёма производства продукции. Это означает повышение производительности общественного труда, что и является аспектом повышения эффективности производства.
Проблема эффективности со времен происхождения материального производства существует в том или ином толковании и воспроизводит взаимосвязь производственных отношений конкретного способа производства.
В условиях формирования рыночных отношений проблема эффективности становится определяющей, когда итоги работы одних субъектов рынка зависят от слаженности и четкости работы остальных субъектов. Принципиально важное значение в системе управления производством занимает умение объективно определять эффективность производства предприятия.
В системе показателей эффективности производства не все из них имеют схожую значимость. Есть главные и дополнительные показатели. Если главные показатели принято называть обобщающими, то дополнительные считаются функциональными и характеризуют какую-либо конкретную сторону деятельности.
Обобщающие показатели в основном выражают окончательные итоги производства и исполнение стратегических заданий. Функциональные показатели используются для устранения узких мест в производстве, так же для анализа и выявления резервов эффективности.
Следует заметить, что можно упустить основной фактор эффективности – интенсификацию производства, если ориентироваться лишь на темпы роста, как на показатель, характеризующий эффективность производства. За счет экстенсивных факторов могут быть достигнуты высокие темпы подъема, то есть в итоге дополнительных капитальных вложений на расширение производства (новое строительство, обновление оборудования, реконструкция предприятий), хотя использование внутренних запасов и средств производства при этом имеет возможность оставаться на низком уровне.
Но было бы неверно из сказанного сделать вывод о непригодности показателя темпов роста для оценки отдельных технико-экономических показателей и эффективности производства.
Долгое время экономисты спорили о том, с помощью какого показателя можно более объективно определить эффективность производства.
Предлагались разные формулы, однако любая из них имела свои достоинства и недостатки. Экономическая эффективность рассматривается как многомерное явление, так как ни один из предлагаемых показателей не может выступать в качестве универсального. Для оценки эффективности производства была введена система показателей, в которой показатели оценки и планирования повышения экономической деятельности были объединены в 4 группы:
1) обобщающие показатели экономической эффективности производства;
1) В изучении спроса на товары и их рыночного предложения, поддержании баланса между предложением и спросом;
2) В формировании торгового ассортимента, удовлетворении потребностей населения в товарах;
3) В организации товародвижения, доведении товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
4) В воздействии на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
5) В формировании товарных запасов и поддержании их на необходимом уровне;
6) В рекламно-информационной работе розничных торговых предприятий;
7) В осуществлении торгово-технологических операций с товаром - таких как хранение, производственная доработка (фасовка, упаковка и т.п.); внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка в торговом зале, совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей;
8) В формировании спроса и стимулировании сбыта на реализуемые товары;
9) В выборе наиболее эффективных методов продажи товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций);
10) В оказании покупателям комплекса услуг, облегчающих процесс не только покупки, но и использования товара (прием предварительных заказов, продажа отдельных товаров в кредит, доставка купленных товаров покупателю, сборка и установка купленных товаров на лому у покупателя;
11) В обучение покупателя правилам эксплуатации технически сложных товаров, подарочная упаковка приобретенных товаров и т.д.).
2.2 Основные документы коммерческой службы
Любое управленческое решение всегда базируется на информации по рассматриваемому вопросу или управляемому объекту. Информация тождественна понятиям: «данные», «сведения», «показатели». Законодательно закреплен следующий термин:
«Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления»
В каждой области человеческой деятельности информация имеет свою специфику и поэтому она соответственно подразделяется на медицинскую, научную, техническую, технологическую.
В федеральных органах власти и управления, в учреждениях, организациях и на предприятиях (независимо от направления деятельности и формы собственности) обязательно возникает управленческая информация, которая используется для целей управления каким-либо объектом или структурами.
К управленческой информации предъявляется ряд требований: полнота, оперативность, достоверность, точность, адресность, доступность для восприятия человеком.
Документы используются в различных областях деятельности, отраслях знаний, сферах жизни и являются объектом исследования многих научных дисциплин.14
Поэтому содержание понятия «документ» многозначно и зависит от того, в какой отрасли и для каких целей он используется. Так, для юристов документ является, прежде всего, способом доказательства или свидетельства чего-либо, для историка - историческим источником, кибернетика-документалиста - носителем информации, а специалисты в области управления считают его средством фиксации и передачи управленческих решений.
В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» закреплено следующее определение понятия «документ»:
Документ - это зафиксированная на материальные носители информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Это же определение дано и в государственном стандарте на термины и определения «Делопроизводство и архивное дело». Для более полной характеристики понятия «документ» следует раскрыть и понятие «реквизит». Каждый документ состоит из ряда составляющих его элементов, которые называются реквизитами (наименование, автор, адресат, текст, дата, подпись). Различные документы состоят из разного набора реквизитов. Число реквизитов определяется целями создания документа, его назначением, требованиями к содержанию и форме данного документа.
Для многих документов число реквизитов строго ограничено. Для ряда документов число и состав реквизитов установлены законодательными и нормативными актами. Но в любом случае, как следует из определения, информация, зафиксированная на материальном носителе, должна быть обязательно оформлена путем проставления необходимых реквизитов. Только тогда она становится документом.
В документоведении документ рассматривается как результат закрепления (отображения)фактов, событий, явлений объективной действительности и мыслительной деятельности человека любым удобным способом на специальном материале.
Документы, зафиксировав (отобразив) информацию, тем самым обеспечивают ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, повторное и неоднократное возвращение к ней во времени.
В настоящее время в управленческой практике используют главным образом документы, созданные каким-либо способом письма. Они могут быть как рукописными, машинописными, типографскими, компьютерными, а также с использованием графики, рисунка, фотографии, звука и видеозаписи и на специальном материале (бумаге, кино и фотопленке, магнитной ленте, диске и др.) Изучением развития способов документирования и носителей информации занимается научная дисциплина - документоведение.
Как носители информации документы выступают в качестве непременного элемента внутренней организации любого учреждения, предприятия, любой фирмы, обеспечивая взаимодействие их структурных частей и отдельных сотрудников. Они являются основанием для принятия управленческих решений, служат доказательством их исполнения и источником для обобщений и анализа, а также материалом для справочно-поисковой работы. В управленческой деятельности документ выступает и как предмет труда, и как результат труда.
Многие формы управленческой деятельности выражаются посредством соответствующих документов: распорядительная деятельность - изданием различных распорядительных документов; планирование -посредством подготовки различных планов; учет - в виде составления и обработки статистической, бухгалтерской, оперативно-технической документации; контроль - путем сбора сведений в письменном виде и т.д.15
Кроме того, важную роль в сфере управления играют документы, отражающие деятельность различных коллегиальных органов (протоколы), которые могут выступать и средством осуществления распорядительной деятельности, и средством накопления и обобщения информации.
Деятельность любого предприятия сопровождается составлением разных видов документов. Однако при всем их многообразии вне зависимости от специфики предприятия можно выделить следующие основные группы документов:
-
организационные документы предприятия (устав, учредительный договор, структура и штатная численность, штатное расписание, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка); -
распорядительные документы предприятия (приказы по основной деятельности, распоряжения, решения); -
документы по личному составу предприятия (приказы по л/с, трудовые контракты (договоры), личные дела, личные карточки ф. Т-2, лицевые счета по зарплате, трудовые книжки); -
финансово-бухгалтерские документы предприятия (главная книга, годовые отчеты, бухгалтерские балансы, счета прибылей и убытков, акты ревизий, инвентаризаций, планы, отчеты, сметы, счета, кассовые книги и др.); -
информационно-справочные документы предприятия (акты, письма, факсы, справки, телефонограммы, докладные записки, протоколы и др.)
От государственных и муниципальных организаций могут поступать на предприятие документы. Регулирующие различные вопросы его деятельности (налоги, охрана окружающей среды и т.п.). Эти документы составляют отдельную группу – нормативные документы вышестоящих органов.
В самостоятельную группу можно выделить коммерческие контракты (договоры), которые являются основными документами предпринимательской деятельности.
Все перечисленные документы относятся к управленческим или организационно-распорядительным документам (ОРД). Исключением являются финансово-бухгалтерские документы, имеющие специфические особенности составления и обработки.
2.3 Эффективность деятельности коммерческой службы
Эффективность деятельности предприятия – важная черта хозяйствования на всех уровнях. Под данным термином понимается уровень применения производственного потенциала, методом соотношения результатов и затрат общественного производства. Чем меньше расходы на единицу полезного эффекта, чем выше результат при таких же расходах, или чем быстрее он растет в расчете на единицу затрат общественно необходимого труда, тем выше эффективность производства.
Эффективность возможно измерить через коэффициент – отношение результатов на выходе к ресурсам на входе, либо через объёмы выпуска продукции, ее номенклатуры.
Существуют следующие виды эффективности:
- экономическая;
- социальная;
- техническая;
- экологическая.
К экономическим целям предприятия относится экономическая эффективность. Экономическая эффективность – показатель относительный, который соизмеряет получаемый результат расходами, либо ресурсами.16
К достижению социальных целей предприятия относится социальная эффективность. Социальная эффективность - это реализованная на практике степень ожидания интересов и потребностей людей.
К достижению технических целей предприятия относится техническая эффективность.
Целью технической эффективности является выполнение качественных и количественных требований к продукции и программе производства, а также к необходимому производственному потенциалу.
Экологическая эффективность подчеркивает достижение экологических целей предприятия. Её главной задачей является создание оптимальной охраны окружающей среды и не имеет общепризнанного названия.
В хозяйственной практике экономические, социальные, технические и экологические принципы взаимосвязаны и зависят друг от друга.
Суть повышения экономической эффективности производства заключается в том, чтобы на каждую единицу финансовых, материальных и трудовых ресурсов достигать существенного роста объёма производства продукции. Это означает повышение производительности общественного труда, что и является аспектом повышения эффективности производства.
Проблема эффективности со времен происхождения материального производства существует в том или ином толковании и воспроизводит взаимосвязь производственных отношений конкретного способа производства.
В условиях формирования рыночных отношений проблема эффективности становится определяющей, когда итоги работы одних субъектов рынка зависят от слаженности и четкости работы остальных субъектов. Принципиально важное значение в системе управления производством занимает умение объективно определять эффективность производства предприятия.
В системе показателей эффективности производства не все из них имеют схожую значимость. Есть главные и дополнительные показатели. Если главные показатели принято называть обобщающими, то дополнительные считаются функциональными и характеризуют какую-либо конкретную сторону деятельности.
Обобщающие показатели в основном выражают окончательные итоги производства и исполнение стратегических заданий. Функциональные показатели используются для устранения узких мест в производстве, так же для анализа и выявления резервов эффективности.
Следует заметить, что можно упустить основной фактор эффективности – интенсификацию производства, если ориентироваться лишь на темпы роста, как на показатель, характеризующий эффективность производства. За счет экстенсивных факторов могут быть достигнуты высокие темпы подъема, то есть в итоге дополнительных капитальных вложений на расширение производства (новое строительство, обновление оборудования, реконструкция предприятий), хотя использование внутренних запасов и средств производства при этом имеет возможность оставаться на низком уровне.
Но было бы неверно из сказанного сделать вывод о непригодности показателя темпов роста для оценки отдельных технико-экономических показателей и эффективности производства.
Долгое время экономисты спорили о том, с помощью какого показателя можно более объективно определить эффективность производства.
Предлагались разные формулы, однако любая из них имела свои достоинства и недостатки. Экономическая эффективность рассматривается как многомерное явление, так как ни один из предлагаемых показателей не может выступать в качестве универсального. Для оценки эффективности производства была введена система показателей, в которой показатели оценки и планирования повышения экономической деятельности были объединены в 4 группы:
1) обобщающие показатели экономической эффективности производства;