Файл: Понятие о личности в системе человекознания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 1078

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Большинство авторов склонны выделять черты личности или скажем некоторые критерии, которые характеризуют креативных людей. Например, М. Чихуентмихалин отмечает, что креативные личности содержат в себе взаимоисключающие особенности. Вот некоторые из них: большая физическая активности и часто находящиеся в покое; и суровы и наивны; скромны и горды; бунтарский дух и консерватизм и так далее [4, c. 102].

А Ю. Волков выделяет такие качества как гибкость и подвижность и в тоже время в меру строгие. Основным признаком креативного класса отмечается самомотивация, которая предполагает выбор жизненного пути и осмысление шансов. Второй признак: взаимосвязь креативного класса и инновационные сферы экономики и общественной жизни. Третий признак: является всеобщее признание, авторитет. Четвертый признак: инициатива в профессиональном аспекте и общественности [7, с. 211].

Креативность, способствующая реализации человека в жизни, понимается как личностная креативность. Естественная потребность к личностному балансу, психологическому здоровью и самоактуализации.


  • Горбатков, А. А. Динамика эмоций интереса и радости в условиях мыслительной деятельности [Текст] / А. А. Горбатков // Психологический журнал 2011. Т. 32. (Когнитивная психология)., 2011. Т. 32, № 3 С. 43-56.


Интерес к исследованию проблемы взаимосвязи когнитивных и аффективных процессов в научном знании существует с начала прошлого века, но, несмотря на это она до сих пор остаётся недостаточно разработанной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественной психологии разработкой идеи единства аффекта и интеллекта занимались такие учёные как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Б.В. Зейгарник, О.К. Тихомиров. Основанием для выводов о том, что большинство человеческих эмоций интеллектуально опосредованно; что между процессами интеллектуальными и эмоциональными существует закономерная связь; что эмоции задействованы в мотивации мышления и его регуляции; что эмоции развиваются в единстве с развитием мышления и что, соответственно, эмоция является одной из составляющих мышления, явилось мнение Л.С. Выготского о том, что у людей эмоции изолируются от царства инстинктов и переносятся в совершенно новую сферу – сферу психологического [8].

В современной науке при изучении эмоциональной регуляции мышления можно отметить подходы к проблеме В.К. Вилюнаса, который связывал эмоциональные процессы с личностными образованиями [7], А.В. Запорожца,
который выделял функцию эмоций, обеспечивающую ребёнку смыслоразличение в проблемно-конфликтной ситуации [11], Б.И. Додонова, который обозначил необходимость эмоции как для ориентировки человека во внешней среде, так и для поддержания его нормального внутреннего состояния [10], Ф.В. Бассина, который обозначил влияние бессознательного на область аффектов человека [2], В.Л. Поплужного, обозначившего роль эмоциональной активации в структуре решения творческой задачи [6].

Проблематика взаимодействия когнитивных и аффективных процессов нашла отражение в работах А.В. Брушлинского, полагавшего, что эмоции могут как способствовать мышлению, так и препятствовать ему. Он так же заметил, что особенно велика роль эмоциональных явлений в оценках различного рода, которые являются важнейшими компонентами мыслительной деятельности [5].

Среди современных исследований направленных на изучение связи аффекта и интеллекта выделяются исследование когнитивных оснований образовательного выбора студентов Е.Л. Богданова и О.Е. Богдановой, где представлены результаты экспериментального исследования, направленного на «проявление» эпистемологических и когнитивных предпочтений студентов в условиях развивающейся образовательной практики [4], а так же исследование динамики эмоций интереса и радости в условиях мыслительной деятельности А.А. Горбаткова, в котором было выявлено, что по мере изменения субъектно-деятельностных переменных (эффективность, результативность, компетентность, энергозатраты) меняется и доминирование одной эмоции над другой [9]. Как видим, в практике образования проблема единства аффекта и интеллекта не находит должного отражения, что может быть обусловлено неполнотой её теоретических разработок в конкретных психолого-педагогических исследованиях.
3. Решите задачи.

Задача 1

Определите, какие эмоции актуализируются в следующих ситуациях. 

А. Учитель видит, что ученик списывает контрольную работу у соседа, и делает ему замечание. – раздражение

Б. Опытная массажистка делает пациенту массаж спины. - радость

В. Придя домой с работы, мама видит сидящего на пороге щенка. – удивление

Г. Девушка получила от любимого письмо из армии. - радость

Д. Крупная рыба порвала у рыбака леску на удочке.

 - радость

Е. Девушка поздно вечером одна идет по темной улице. –страх, тревога

Ж. Заходя в автобус, юноша случайно наступил женщине на полу пальто, и та накричала на него.-раздражение

З. В жаркий летний полдень на даче мужчина обливается прохладной водой. - радость

И. Студент-первокурсник сдал зимнюю сессию на «пятерки». - радость

Задача 2

Опишите, как могла бы выразить, или сдержать свой гнев девушка в следующей ситуации.

Даша два месяца не покладая рук работала над курсовой работой по физике. Досадная случайность помешала ей сдать работу вовремя. И, вот, теперь ее преподаватель отказывается выставить ей оценку, мотивируя это тем, что работа была сдана с опозданием на один день. Даша чувствует, как ее лицо багровеет от гнева, а сердце начинает сильно колотиться.

А. Прямое выражение гнева: высказать что не довольна

Б. Косвенное выражение гнева: стукнуть рукой

В. Сдерживание гнева: сесть на место
Лабораторная работа

Тема «ЭМОЦИИ»

Методика 1. «Методика определения уровня депрессии»

В.А.Жмуров



1

1

12

0

23

1

34

1

2

2

13

0

24

1

35

1

3

2

14

0

25

0

36

1

4

2

15

0

26

0

37

1

5

2

16

0

27

0

38

1

6

1

17

0

28

0

39

0

7

1

18

0

29

0

40

0

8

2

19

0

30

0

41

0

9

3

20

0

31

0

42

1

10

3

21

0

32

01

43

0

11

3

22

1

33

1

44

1



Вывод: 10–24 — депрессия минимальна;

Семинарское занятие13

«ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА»
План:

  1. Понятие о воле.


Воля – это регулирующая сторона сознания, направленная на преодоление трудностей при достижении сознательно поставленной цели.

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и не­произвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели. Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку ста­кан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т.е. выпол­няет целый ряд действий, объединенных одной целью — утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию по­ведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятель­ности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли за­ключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие — активизирующую и тормозящую.

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т.п. К этому же классу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т.д.



  1. Физиологические механизмы волевых действий.


И.М. Сеченов и И.П. Павлов обосновали теорию «произвольных действий» и их физиологические закономерности, доказали также их условно-рефлекторную природу и детерминированность условиями внешней среды. Нервные центры управления произвольными движениями сосредоточены в двигательном участке коры больших полушарий, расположенном в области передней центральной извилины. Эта область связана со всеми участками коры - с корковыми концами всех анализаторов. Возбуждение, возникшее в каком-либо ее участке, достигает двигательной области и вызывает аналогичный процесс. Например, возбуждение из коркового конца зрительного анализатора может служить пусковым механизмом двигательной реакции.


Волевая деятельность связана с равновесием возбуждения и торможения. При ослаблении процесса возбуждения у человека возникает апатия, при притуплении процесса торможения развивается большая активность.

 Механизм   волевого   действия  функционирует на основе первой и второй сигнальных систем. По этому поводу И.П. Павлов говорил, что человек воспринимает действительность через первую сигнальную, затем становится хозяином действительности через вторую сигнальную систему. На основе временных связей между различными центрами коры мозга складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь создает условия целенаправленного поведения. Регулятор волевой деятельности - центр мозга - лобные доли коры больших полушарий. Именно в них происходит сличение достигнутого в каждый данный момент результата с предварительно составленной программой цели.


  1. Структура волевого действия.


Волевая деятельность характеризуется определенными волевыми действиями, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные.

К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и как он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения выполнять действие определенным способом осуществляется без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

  • 1) осознание цели и стремление достичь ее;

  • 2) осознание ряда возможностей достижения цели;

  • 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

  • 4) борьба мотивов и выбор;

  • 5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

  • 6) осуществление принятого решения;

  • 7) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.




  1. Волевые качества человека.


В общей психологии волю принято считать психическим процессом, обладающим при этом определенными качествами.

Сила воли

   На первом месте среди отдельных качеств воли стоит ее сила. Сила воли - обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое преодолел человек, тем с большей степенью уверенности можно говорить о том, что человек обладает сильной волей.