Файл: Понятие о личности в системе человекознания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 1077

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Заполните таблицу «Теории воли».

АВТОР ТЕОРИИ

НАЗВАНИЕ ТЕОРИИ

СУТЬ ТЕОРИИ

 И. П. Павлов

Естественнонаучные представления о воле





 И. П. Павлов рассматривал волю как "инстинкт свободы", как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Воля как "инстинкт свободы" выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. Павлов писал: "Не будь его — всякое малейшее препятствие, которое бы встречало животное на своём пути, совершенно прерывало бы течение его жизни". Для человеческого поступка такой преградой может быть не только внешнее препятствие, ограничивающее двигательную активность, но и содержание его собственного сознания, его интересы и т. д.

 Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным

Воля как сознательное регулирование деятельности


   Постепенно сформировалось более уравновешенное и обоснованное представление о воле как о сознательном регулировании деятельности.

Деятельность понимается как изначально активная, а сам человек рассматривается наделённым способностью к сознательному выбору формы поведения. Исследования, проводимые физиологами Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным, показали обоснованность этого представления.


К. Лоренц 

психоаналитической традиции


видит энергию воли в изначальной агрессивности человека. Если эта агрессивность не реализуется в разрешаемых и санкционируемых обществом формах активности, то становится социально опасной, поскольку может вылиться в преступные действия.


2. Составьте схему «Структура волевого поведения».


3. Решите задачу.

Задача 1

Проанализируйте по стадиям несколько сложных волевых действий.

Выделите стадии: борьбы мотивов, принятия решения, осознания и формирования цели, формирования программы действий, исполнения действий и их коррекции, достижения результата и его итоговой оценки.

А. Школьник-подросток узнает,  что товарищ занимается  в фотокружке.  У школьника возникает аналогичное желание – тоже научиться фотографировать.  Школьник записывается на занятия.

Б. Студент посещает все лекции и практические занятия без исключения.

Лабораторная работа

Тема «ВОЛЯ»

Методика 1. «Уровень субъективного контроля (УСК)»


В.В. Бажин, Е.А. Голыкина, А.М. Эткинд
Проанализировать количественно и качественно показатели УСК по семи шкалам, сравнивая результаты (полученный «профиль») с нормой. Отклонение вправо (> 5,5 стенов) свидетельствует об интернальном типе контроля (УСК) в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (< 5,5 стенов) свидетельствует об экстернальном типе УСК. (Сводные результаты отображены в Приложении 1).

Таблица 5. Процентное соотношение опросника "УСК"

Пол

Уровень выраж.

Ио

Ид

Ин

Ис

Ип

Им

%

%

%

%

%

%

%




Высокий

3

30

10

10

3

3

0

Средний

80

63

70

80

67

90

80

Низкий

17

7

20

10

30

7

20


По результатам пятой методике "Уровня субъективного контроля", можно сделать вывод : по первой шкале "Общая интернальность" получили высокие показатели

По второй шкале "Область достижений" Средние показатели

По третьей шкале "Область неудач" высокие показатели набрали

По четвертой шкале "Семейные отношения" Средние показатели

По пятой шкале "Производственные отношения" высокие показатели набрали

По шестой шкале "Межличностные отношения" Средние показатели

По седьмой шкале "Отношение здоровья" получили высокие показатели

Методика 2. «Тест самооценка силы воли»


Н.Н. Обозов

1.В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?( 1 балл )

2.Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?( 2 балла )

3.Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе (учебе) или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?( 2 балла )

4.Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?( 1 балл )

5.Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?( 2 балла )

6.Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?( 1 балл )

7.Быстро ли вы отвечаете на письма?
( 2 балла )8.Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?( 2 балла ) 9.Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?( 2 балла )10.Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли вы человеком слова?( 2 балла )11.Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?( 0 баллов )12.Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел.( 0 баллов )13.Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам? ( 1 балл )

14.Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?( 1 балл )

15.Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?( 2 балла )

 

Вывод.

Исходя из результатов теста , можно сделать вывод, что я обладаю средней силой воли.