Файл: Учебное пособие Процессы и аппараты защиты окружающей среды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 450

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

200
Статья 20. Трансграничное загрязнение атмосферного воз-
духа
В целях уменьшения трансграничного загрязнения атмо- сферного воздуха источниками выбросов вредных (загряз- няющих) веществ, расположенными на территории Россий- ской Федерации, Российская Федерация обеспечивает прове- дение мероприятий по уменьшению выбросов вредных (за- грязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также осуще- ствляет иные меры в соответствии с международными обяза- тельствами Российской Федерации в области охраны атмо- сферного воздуха.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

ГЛАВА IV.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ВРЕДНЫХ
ВОЗДЕЙСТВИЙ
НА АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ И ИХ ИСТОЧНИКОВ
Статья 21. Государственный учет вредных воздействий на
атмосферный воздух и их источников
1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) ве- ществ в атмосферный воздух и источники вредных физиче- ских воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмо- сферный воздух, виды и размеры вредных физических воздей- ствий на него, подлежат государственному учету в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом исполнительной власти
(пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года
Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ; допол- нен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля
2011 года N 242-ФЗ - см. предыдущую редакцию). *21.1)
2. Перечень организаций, осуществляющих в установлен- ном порядке статистические наблюдения в области охраны

201 окружающей среды на соответствующих территориях, опреде- ляется территориальными органами федерального органа ис- полнительной власти в области охраны окружающей среды по согласованию с территориальными органами государственной статистики (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января
2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N
122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
Статья 22. Инвентаризация выбросов вредных (загряз-
няющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физиче-
ских воздействий на атмосферный воздух и их источников
1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) ве- ществ в атмосферный воздух и вредных физических воздейст- вий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (за- грязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физи- ческих воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт в редак- ции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; дополнен с 1 авгу- ста 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N
242-ФЗ - см. предыдущую редакцию).
2. Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воз- действий на атмосферный воздух, перечни вредных (загряз- няющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселе- ний, субъектов Российской Федерации и Российской Федера- ции в целом устанавливаются на основании данных о резуль- татах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) ве- ществ в атмосферный воздух, вредных физических воздейст- вий на атмосферный воздух и их источников в порядке, уста- новленном федеральным органом исполнительной власти в


202 области охраны окружающей среды (пункт в редакции, вве- денной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редак- цию).
ГЛАВА V.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ
И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
(наименование в редакции, введенной в действие с 1 августа
2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года
N 242-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Статья 23. Мониторинг атмосферного воздуха
1. В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а так- же обеспечения органов государственной власти, органов ме- стного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха
Правительство Российской Федерации, органы государствен- ной власти субъектов Российской Федерации, органы местно- го самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обес- печивают его осуществление на соответствующих территори- ях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 ав- густа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
2. Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного мониторинга ок- ружающей среды и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным

203
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт в редакции, введенной в дейст- вие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа
2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 ян- варя 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N
160-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *23.2)
3. Территориальные органы федерального органа испол- нительной власти в области охраны окружающей среды со- вместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смеж- ных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять монито- ринг атмосферного воздуха (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 ав- густа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
Статья 24. Государственный надзор в области охраны ат-
мосферного воздуха
1. Под государственным надзором в области охраны ат- мосферного воздуха понимаются деятельность уполномочен- ных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на- правленная на предупреждение, выявление и пресечение на- рушений органами государственной власти, органами местно- го самоуправления, а также юридическими лицами, их руко- водителями и иными должностными лицами, индивидуальны- ми предпринимателями, их уполномоченными представителя- ми (далее - юридические лица, индивидуальные предпринима- тели) и гражданами требований, установленных в соответст- вии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нор- мативными правовыми актами Российской Федерации, зако- нами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации в области охраны атмосферного возду-


204 ха (далее - обязательные требования), посредством организа- ции и проведения проверок указанных лиц, принятия преду- смотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных на- рушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнози- рованию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивиду- альными предпринимателями и гражданами своей деятельно- сти.
2. Государственный надзор в области охраны атмосфер- ного воздуха осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологи- ческого надзора и регионального государственного экологиче- ского надзора (далее - органы государственного надзора) со- гласно их компетенции в соответствии с законодательством
Российской Федерации об охране окружающей среды и Феде- ральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
3. Должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Феде- рации, имеют право: запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, не- обходимые в ходе проведения проверки; беспрепятственно по предъявлении служебного удостове- рения и копии приказа (распоряжения) руководителя (замести- теля руководителя) органа государственного надзора о назна- чении проверки посещать объекты хозяйственной деятельно-

205 сти (в том числе объекты оборонного значения), на которых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) ве- ществ в атмосферный воздух и источники вредных физиче- ских воздействий на атмосферный воздух, проводить обследо- вания используемых юридическими лицами, индивидуальны- ми предпринимателями при осуществлении своей деятельно- сти зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, экспертизы, расследова- ния и другие мероприятия по контролю; проверять соблюдение установленных нормативов выбро- сов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, ра- боту очистных сооружений, средств контроля за такими вы- бросами; определять размеры вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения атмосферного воздуха; аннулировать разрешения на выбросы вредных (загряз- няющих) веществ в атмосферный воздух и разрешения на вредные физические воздействия на атмосферный воздух или приостанавливать действие таких разрешений на определен- ный срок, если условия таких разрешений не соблюдаются; вносить предложения о проведении экологического ауди- та объектов хозяйственной и иной деятельности; выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпри- нимателям и гражданам предписания об устранении выявлен- ных нарушений обязательных требований, о проведении ме- роприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни и здоровью людей, животным, растениям, окружающей среде, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций тех- ногенного характера; составлять протоколы об административных правонару- шениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правона- рушениях и принимать меры по предотвращению таких нару- шений;


206 предъявлять в установленном законодательством Россий- ской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причинен- ного окружающей среде и ее компонентам в результате нару- шений обязательных требований; направлять в уполномоченные органы материалы, связан- ные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам престу- плений.
4. Органы государственного надзора могут быть привле- чены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию).
Статья 25. Производственный контроль за охраной атмо-
сферного воздуха
1. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных хими- ческих, биологических и физических воздействий на атмо- сферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмо- сферного воздуха, и (или) организуют экологические службы
(пункт дополнен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ - см. предыдущую редакцию).
2. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологиче- ских и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соот- ветствии с законодательством Российской Федерации в облас- ти охраны атмосферного воздуха (пункт дополнен с 1 августа
2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-

207
ФЗ - см. предыдущую редакцию).
3. Сведения о лицах, ответственных за проведение произ- водственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществ- ляющий контроль в области охраны окружающей среды
(пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года
Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
Статья 26. Общественный контроль за охраной атмосфер-
ного воздуха
Общественный контроль за охраной атмосферного возду- ха осуществляется в порядке, определенном законодательст- вом Российской Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации и законодательст- вом субъектов Российской Федерации об общественных объе- динениях (статья в редакции, введенной в действие с 11 января
2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N
309-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *26.1)
Статья 27. Права и обязанности государственных инспек-
торов по охране природы, осуществляющих контроль за
охраной атмосферного воздуха
(статья утратила силу с 1 августа 2011 года -
Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию)