Файл: Система противодействия коррупции в органах внутренних дел и формирования антикоррупционного поведения сотрудников и служащих овд.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как нами ранее уже отмечалось, основным субъектом борьбы с правонарушениями коррупционной направленности в органах внутренних дел являются подразделения собственной безопасности, поэтому есть смысл остановиться на задачах и полномочиях указанных подразделений.
К основным задачам, на выполнение которых нацелены подразделения собственной безопасности, относятся следующие:
-
предупреждение проникновения в органы внутренних дел лиц, преследующих противоправные цели; -
организация государственной защиты сотрудников, работников органов внутренних дел и их близких от противоправных посягательств на их жизнь, здоровье и имущество, совершаемых в связи с исполнением ими служебных обязанностей; -
выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений сотрудниками и работниками органов внутренних дел.
Для выполнения вышеперечисленных задач, при проведении оперативно-разыскных мероприятий и проверок, сотрудники подразделений собственной безопасности вправе:
-
осуществлять беспрепятственный вход на все объекты, так или иначе имеющие отношение к деятельности органов внутренних дел (здания и помещения и т.д.); -
иметь доступ к личным делам сотрудников и другим закрытым учетным данным, за исключением личных дел негласных сотрудников; -
истребовать служебную и бухгалтерскую документацию; -
знакомиться с материалами проверок по фактам дисциплинарных
проступков сотрудников и работников органов внутренних дел, а также с архивными материалами; -
осматривать служебный автотранспорт, а также сейфы и рабочие места сотрудников и работников органов внутренних дел.
Об особом правовом статусе подразделений собственной безопасности свидетельствует и тот факт, что основанием для проведения проверок их оперативно-служебной деятельности являются:
-
для ГУСБ МВД России - письменное распоряжение Министра внутренних дел Российской Федерации; -
для УСБ (ОСБ) ГУ МВД России по федеральным округам - письменное распоряжение Министра внутренних дел Российской Федерации или начальника ГУСБ МВД России; -
для УСБ (ОСБ) министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации - письменное распоряжение Министра внутренних дел Российской Федерации, начальника ГУСБ МВД России или начальника УСБ ГУ МВД России по федеральному округу.
Следует также отметить, что информация о проводимых по заданиям подразделений собственной безопасности оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятиях и их результатах предоставляется исключительно по письменным мотивированным запросам руководителей органов внутренних дел, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность, в соответствии с требованиями подразделений собственной безопасности, являющихся инициатором данного мероприятия.
5. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией в органах полиции США и возможности его применения в Российской Федерации
Коррупция в органах внутренних дел РФ имеет свою специфику, особые формы проявления, которые обусловлены задачами, возложенными на сотрудников ОВД. В этой связи, кроме общих административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе службы в органах внутренних дел, необходимо выделить и специальные средства. Для создания адекватных административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе службы в органах внутренних дел было бы правильно учитывать зарубежный опыт противодействия коррупции в органах полиции зарубежных государств и, в частности, США.
Американцы давно борются с этой проблемой и, надо отметить, не безуспешно. Так, в 80-х годах XX в. были значительно увеличены должностные оклады сотрудников полиции США, что позволило отнести их к так называемому среднему классу американского общества; в 1980-м году в США был подготовлен доклад для ООН, содержащий, помимо прочих, раздел «Преступления в полиции», в котором отмечалось следующее: «тогда, когда властью облечен человек, всегда появляется возможность злоупотребления ею. Если же лица, злоупотребляющие своей властью, составляют систему правоохранительных органов и, если эти злоупотребления не искореняются, то возникают острые социальные проблемы. В таких условиях становится неизбежным, что бесправные жертвы полицейского произвола рассматривают его как санкционированное властью беззаконие. Вследствие чего общество оказывается перед лицом правонарушений и правонарушителей, находящихся вне досягаемости закона13.
Коррупция полиции США (как ее определяют распространенные в полицейских управлениях так называемые «Модельные правила профилактики коррупции США»
14) - это совершение сотрудником полиции действий, включающих в себя злоупотребление властью и направленных на извлечение личной выгоды для себя или иных лиц. При этом «личная выгода» не сводится к получению только денежных средств, она может быть выражена в виде оказываемых полицейскому услуг, утверждения его престижа или политического влияния, продвижения по службе и др.
Как отмечает В.М. Николайчик, «из всего широчайшего комплекса проблем, существующих в сфере полицейской охраны общественного порядка, ни одна не приносит столько вреда, сколько коррупция»15.
«Модельные правила профилактики коррупции в полиции США» включают в себя: введение и соблюдение профессиональных стандартов (каждый сотрудник обязан соблюдать кодекс профессиональной этики и поставить на одном из экземпляров свою подпись в знак согласия с его предписаниями).
Для предупреждения коррупции в органах полиции США выделяются специальные сотрудники, а также создаются соответствующие структуры. Приоритетным направлением в предупреждении и пресечении коррупции в органах полиции является тщательная работа с жалобами граждан и внутриведомственными жалобами на служебные злоупотребления с целью получения личной выгоды. Исследование показывает, что перераспределение обязанностей среди сотрудников полиции, информирование общественности о ходе расследований о выявленных фактах коррупции также способствуют укреплению законности в полиции и борьбе с коррупцией16.
Руководство полиции США несет персональную ответственность за случаи коррупции среди подчиненных. В случае выдвижения обвинения в коррупции против сотрудника полиции работа его руководства подлежит обязательной проверке; кроме этого, проверяется работа подчиненных сотрудника, в отношении которого выдвинуто обвинение в коррупции17.
Большое значение в полиции США так же придается внутренним расследованиям. Смысл внутренних расследований состоит в том, что ни один дисциплинарный проступок (а также иное противоправное действие) не должен оставаться без внимания руководства.
Задачами службы собственной безопасности полиции США являются:
-
расследование преступной деятельности сотрудников полиции; -
расследование административных правонарушений, совершенных сотрудниками полиции (из общего числа расследований проводимых службой собственной безопасности только 5-6% составляют уголовные преступления; остальные противоправные деяния являются административными правонарушениями); -
работа с жалобами граждан, в которых содержится информация о противоправной деятельности сотрудников полиции (в службу собственной безопасности полиции США в год поступает около 9 тыс. жалоб, более 70% из них остается неподтвержденными, однако проверяются все жалобы); -
работа с кадрами; -
подготовка рекомендаций по принятию мер административного воздействия.
Также для борьбы с коррупцией в полиции США был сформирован специальный правовой режим, в частности, введены дополнительные социальные льготы медицинская страховка, бесплатное высшее образование, льготное кредитование, высокое пенсионное обеспечение и т.д. (это сделало службу в полиции крайне привлекательной и породило здоровую конкуренцию на этапе отбора кандидатов на службу); одновременно были учреждены специальные отделы внутренних расследований, которые достаточно эффективно пресекают попытки злоупотребления служебным положением и выявляют факты полицейской коррупции18.
Несмотря на то, что в США полицейские и так получают достаточно высокую заработную плату по сравнению с оплатой труда среднестатистического американца в США четко соблюдается Положение Декларации «О полиции» (Страсбург, 8 мая 1979 г.), согласно которому полицейский имеет право на повышенную заработную плату с учетом особых факторов несения службы, таких, как повышенный риск и ненормированный рабочий график. Обычное денежное содержание служащего полиции США примерно на 1/3 превышает средний доход рабочих и служащих в США.
Заключение
Коррупция в органах внутренних дел РФ создала целый ряд проблем в деле обеспечения правопорядка: имеющиеся в настоящее время проблемы с уровнем коррупции в системе государственной службы в России самым негативным образом сказываются на социально-экономическом развитии Российской Федерации; коррупция, в том числе и коррупция в органах внутренних дел, препятствует поступлению в экономику нашей страны иностранных инвестиций, стимулирует отток национального капитала за рубеж, создает угрозу правопорядку и безопасности государства. Помимо всего прочего коррупция снижает престиж государственной службы, как внутри страны, так и за рубежом.
Также очевидно, что коррупция создает благоприятную среду для развития терроризма и экстремизма. Коррумпированный государственный аппарат не способен противодействовать ни терроризму, ни экстремизму, ни организованной и экономической преступности. В этой связи необходимо сделать вывод о том, что исследование административно-правовых и организационных средств предупреждения и пресечения коррупции в органах внутренних дел представляется крайне актуальной проблемой.
Развитие в последние годы административно-правовых и организационных средств предупреждения и пресечения коррупции в самих органах внутренних дел вызвано тем, что коррупция может иметь место в самых различных сферах правоохранительной деятельности, а также проявляться при нарушении норм финансового, информационного и административного права. Поэтому именно административно-правовые и организационные средства могут и должны поставить барьер на пути возникновения и развития коррупции в органах внутренних дел.
Необходимо отметить, что коррупция в органах внутренних дел носит социальный характер, имеет сложную структуру. В этой связи в целях противодействия коррупции подход с экономической, политической и правовой точек зрения позволит выявить различные формы коррупции, а также разработать современные средства борьбы с коррупцией в органах внутренних дел.
Итак, мы можем предложить следующие основные действия тактического характера, направленные на ослабление коррупционной угрозы в органах внутренних дел в установленном законом порядке:
-
активное внедрение (на разных уровнях) в сознание сотрудников органов внутренних дел идеологии неукоснительного соблюдения законов; -
изыскания возможности повышения денежного содержания сотрудников органов внутренних дел до таких размеров, чтобы сотрудники полиции могли достойно содержать семью (здесь можно использовать принцип кратности по отношению к зарплатам муниципальных служащих, применяемый в США: в ряде штатов США зарплата полицейского в 1,5 раза выше среднего дохода рабочих и служащих); -
повышение эффективности деятельности кадровой политики МВД России, направленной также на повышение уровня профессионализма сотрудников органов внутренних дел; -
пресечение, по возможности, назначений на руководящие должности сотрудников по принципу «личной преданности» вышестоящим начальникам или за денежное вознаграждение; -
проведение мероприятий в системе МВД России, направленных на выработку позитивного отношения к службе, закрепление сотрудника на службе.
Литература
1. Аверьянова Т. В. Криминалистика: учебник / Т. В. Аверьянова, Р. С. Белкин, Ю. Г. Корухов, Е. Р. Россинская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. – 944 с.
2. Аксенов Ю. А. Криминологический анализ и предупреждение преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел: Дис. канд.юрид. наук. СПб., 2004. С. 10
3. Актуальные проблемы противодействия коррупции: Материалы круглого стола (Москва, 22 мая 2008 г.) – М.: ВНИИ МВД России, 2008. – 194 с.
4. Алтухов С.А. Преступления сотрудников милиции (понятие, виды и особенности профилактики). СПб., 2001.
5. Антикоррупционный набор инструментов. Глобальная программа против коррупции, принятая Комитетом ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности в июне 2001 года // Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сборник документов / Состав. В.С. Овчинский. – М., 2004. – 376 с.