Файл: Система противодействия коррупции в органах внутренних дел и формирования антикоррупционного поведения сотрудников и служащих овд.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-Конституцией Российской Федерации;

-Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

-Уголовным кодексом Российской Федерации;

-Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

-Федеральным законом от7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;

-Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

- Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

- Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

С 15 января 2007 г. вступили в силу федеральные законы «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за нарушения правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

Одним из главных направлений предупреждения коррупции в государственном аппарате, несомненно, должно стать совершенствование правового регулирования по борьбе с коррупционными проявлениями.

Между тем центральное место среди указанных федеральных законов занимает Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Данный федеральный закон устанавливает принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных преступлений и правонарушений.

В соответствии со статьей 6 данного закона профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;


4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

В соответствии с положениями Закона «О противодействии коррупции» основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;


5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

8) обеспечение независимости средств массовой информации;

9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;


20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

Полностью одолеть коррупцию и связанную с ней преступность невозможно, но государству и обществу по силам до минимума ограничить ее масштабы, если на это будет политическая воля руководства государства и правящая, политическая и экономическая элиты начнут борьбу с коррупцией в своих рядах. Этому должны способствовать недавно принятые Федеральные законы:

- федеральный закон от 31 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в котором определены основные права и обязанности гражданского служащего, установлены ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, а также требования к служебному поведению гражданского служащего;

- федеральный закон от 25 июля 2006 г. «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию»;

- федеральный закон от 27 июля 2006 г., который установил конфискацию имущества за основные коррупционные преступления, предусмотренные ч. 3 и 4 ст. 184, ч. 3 и 4 ст. 204, ст. 285 и 290 УК РФ и ряд других.

Однако имеющихся законов явно недостаточно для противодействия коррупции и предупреждения коррупционных преступлений. Следовало бы принять ряд первоочередных мер правового и организационного характера, направленных на устранение или минимизацию действия причин и условий совершения коррупционных преступлений.

После принятия указанного федерального закона «О противодействии коррупции» следовало бы разработать и принять федеральную целевую программу противодействия коррупции и коррупционной преступности на ближайшие 2-3 года. При этом желательно учесть международный опыт борьбы с коррупцией, например, антикоррупционную программу столицы Южной Кореи Сеула «ОРЕN», одобренную ООН.

В целях совершенствования антикоррупционного законодательства необходимо изъять из ст. 575 ГК РФ положение, согласно которому из общего правила о запрещении дарения допускается исключение в отношении принятия государственными служащими и служащими органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных обязанностей обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда.


Существование этой нормы способствует коррупционному «развращению» служащих и противоречит нормам других отраслей права. Так, в ст. 9 Международного кодекса поведения государственных должностных лиц указано, что государственные должностные лица не добиваются и не получают, прямо или косвенно, любых подарков или других знаков внимания, которые могут повлиять на выполнение ими своих функций, осуществление своих обязанностей или принятие решений. Статья 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» запрещает гражданскому служащему получать в связи исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, деньги, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Исключением из общего правила, на наш взгляд, может быть дарение и принятие служащим сувениров при проведении протокольных и иных официальных мероприятий.

В целях практической реализации конституционного положения о равенстве всех перед законом и судом и гарантированности государством этого равенства независимо от должностного положения (ст. 19 Конституции РФ) необходимо ликвидировать уголовно-процессуальные привилегии государственных должностных лиц всех ветвей власти, предусмотренные главой 52 УПК РФ. Возможно, для этого потребуется внести поправки в 91, 98 и 122 Конституции Российской Федерации, в которых закреплены положения о неприкосновенности Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей. В демократических странах члены парламента и другие выборные должностные лица не обладают иммунитетом от уголовного преследования. В России же решение о возбуждении уголовного дела в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы принимается Генеральным прокурором РФ на основе заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, и с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.

В силу ст. 8 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» координацию деятельности по борьбе с коррупционной преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и других правоохранительных органов обязан осуществлять Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Среди ведомственных нормативных правовых актов следует уделить внимание закону, определяющему новый порядок учета и регистрации преступлений. В целях совершенствования профилактической деятельности разработан и с 1 января 2006 г. вступил в действие межведомственный нормативный акт «О едином учете преступлений», которым установлен единый для всех правоохранительных органов порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, а также регистрации уголовных дел и учета преступлений.