Файл: Система противодействия коррупции в органах внутренних дел и формирования антикоррупционного поведения сотрудников и служащих овд.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В МВД России, Минюсте России, ФСБ России, ФСКН России, МЧС России, ФТС России утверждены инструкции, регламентирующие порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях.

Всего с начала формирования многоуровневой системы профилактики правонарушений было подготовлено 18 федеральных законов, 17 указов Президента Российской Федерации, 43 постановления Правительства Российской Федерации.

Подготовлены и находятся на согласовании проекты законов «Об основах государственной системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», «Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении общественной безопасности», «Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Также решается вопрос о разработке системы технического регулирования в сфере антитеррористической и противокриминальной защиты. Ее создание позволитна законодательном уровне сформировать единые требования к системам антитеррористической и противокриминальной защиты объектов и имущества, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, организовать эффективный механизм контроля и ответственности в указанных сферах деятельности.

В целях дальнейшего совершенствования законодательного обеспечения и практического осуществления мероприятий в рамках государственной системы профилактики правонарушений представляется целесообразным разработать проекты федеральных законов, обеспечивающих реализацию механизмов совершенствования государственной системы профилактики преступлений и иных правонарушений в Российской Федерации, в том числе:

- «О домашнем аресте в Российской Федерации»;

- «О торговле спиртными напитками»;

- «Об основах профилактики бродяжничества и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий, средств к существованию»;

- «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» в части постпенитенциарного контроля за лицами, отбывшими уголовное наказание в виде лишения свободы и не вставшими на путь исправления.

Реализация законодательной политики в указанных направлениях должна способствовать совершенствованию законодательной базы на всех уровнях государственной системы профилактики правонарушений, в том числе в субъектах Российской Федерации, где сложилась практика законодательного дублирования решений федеральных органов власти с учетом местных особенностей и уровня преступности.


Невозможно оставить без внимания и комментария Указ «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы» подписанный 14 апреля 2010 года Дмитрием Медведевым. Национальный план противодействия коррупции, утверждённый Президентом Российской Федерации 31 июля 2008г. №Пр-1568, наряду с конкретными антикоррупционными мероприятиями содержал ряд мер общего стратегического характера. Анализ работы государственных и общественных институтов по выполнению данного Национального плана противодействия коррупции показал необходимость наличия двух самостоятельных документов: Национальной стратегии противодействия коррупции, определяющей основные направления государственной антикоррупционной политики на среднесрочную перспективу и этапы её реализации, и обновляемого каждые два года Национального плана противодействия коррупции, являющегося инструментом претворения в жизнь Национальной стратегии противодействия коррупции. В связи с этим Указом Президента Российской Федерации утверждается Национальная стратегия противодействия коррупции и излагается Национальный план противодействия коррупции, утверждённый Президентом Российской Федерации 31 июля 2008г. № Пр-1568, в новой редакции.

Национальная стратегия противодействия коррупции является общим программным документом, положения которого направлены на устранение коренных причин коррупции в обществе и должны последовательно конкретизироваться с учётом требований времени в Национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, а также в планах по противодействию коррупции федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Одной из важнейших задач при реализации государственной антикоррупционной политики является задача по коренному перелому общественного сознания, формированию в обществе атмосферы жёсткого неприятия коррупции. Решение этой задачи обеспечивается прежде всего путём планомерного повышения правовой культуры населения, достижения максимальной прозрачности процедур предоставления государственных услуг, а также постоянной адресной профилактической работой во всех государственных и муниципальных органах и в саморегулируемых организациях. При разработке Национальной стратегии противодействия коррупции были учтены положения Национального плана противодействия коррупции, утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008г. №Пр-1568.



В свою очередь, Национальный план противодействия коррупции на 20102011 годы, будучи инструментом претворения в жизнь Национальной стратегии противодействия коррупции, закрепляет систематизированный перечень мероприятий антикоррупционного характера, определяет их исполнителей, формы, средства и сроки их реализации, параметры ожидаемых результатов.

Указом Президента Российской Федерации определяется, что положения Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на соответствующий период должны реализовываться федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами, в частности при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, решении кадровых вопросов, а также в ходе реализации права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и путём активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.

Настоящий этап реализации государственной антикоррупционной политики должен быть направлен прежде всего на организацию исполнения Федерального закона «О противодействии коррупции» и других нормативных правовых актов Российской Федерации.В связи с этим в Национальный план противодействия коррупции на 20102011 годы включён ряд организационных мер, направленных: -на развитие нормативно-правовой базы федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции; -на организацию работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений; -на совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной службы всех видов, и урегулированию конфликта интересов и на совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности указанных комиссий; -на проведение социологических исследований уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер; -на обучение федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции. Ряд положений Национальной стратегии противодействия коррупции отражён или будет отражён в других актах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Поэтому в Национальном плане противодействия коррупции на 2010
2011 годы закреплены те мероприятия, реализация которых не предусмотрена иными актами и которые имеют непосредственное отношение к противодействию коррупции.

Таким образом, Национальная стратегия противодействия коррупции, Национальный план противодействия коррупции на соответствующий период, планы по противодействию коррупции федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований образуют динамичную, постоянно обновляемую в соответствии с требованиями времени и с учётом федеративного устройства Российской Федерации систему мер по противодействию коррупции. На целесообразность официального закрепления именно такой системы мер по противодействию коррупции нацеливает одна из рекомендаций Группы государств против коррупции (ГРЕКО).

Указом Президента Российской Федерации также предложено Общественной палате Российской Федерации, Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», политическим партиям, саморегулируемым организациям, общественным организациям, объединяющим промышленников и предпринимателей, другим общественным объединениям проводить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению.

4. Система мер противодействия коррупции и коррупционного поведения в органах внутренних дел
Основными принципами противодействия коррупции в органах внутренних дел являются:

  • приоритет мер предупреждения коррупции и нравственных начал борьбы с коррупцией;

  • партнерство субъектов формирования и реализации мер противодействия коррупции;

  • поддержание оптимальной численности лиц, замещающих государственные должности, и лиц, состоящих на государственной и муниципальной службах;

  • признание повышенной общественной опасности коррупционных правонарушений (проступков);

  • недопустимость установления привилегий и преимуществ, кроме предусмотренных законами и международными договорами Российской Федерации, ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к ответственности соответствующих лиц;

  • установление специальных процедур при выработке и принятии решений должностными лицами органов внутренних дел;

  • неотвратимость юридической ответственности за совершенные коррупционные правонарушения.

Меры по противодействию коррупции в органах внутренних дел

Эффективное противодействие коррупции в органах внутренних дел возможно, на наш взгляд, посредством осуществления следующих мер, закрепленных на законодательном уровне:

  • организации достойного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел;

  • организации антикоррупционного образования и воспитания;

  • проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов МВД России;

  • мониторинга коррупционных правонарушений и отдельных их видов;

  • принятия специальных требований к лицам, претендующим на занятие высоких должностей в системе МВД России;

  • поощрения сотрудников за длительное и безупречное исполнение своих полномочий, честность и неподкупность, в том числе при решении вопросов представления к государственным наградам, почетным званиям, специальным званиям и иным знакам отличия;

  • развития института общественного и парламентского контроля за деятельностью органов внутренних дел, в том числе и на основе учета общественного мнения и оценки соответствующих материалов, имеющихся в распоряжении соответствующих общественных и парламентских комиссий (советов);

  • создания механизма взаимодействия между правоохранительными органами и соответствующими общественными и парламентскими комиссиями (советами) по вопросам противодействия коррупции, с учетом невмешательства этих комиссий (советов) в исключительную компетенцию правоохранительных органов;

  • формирования и проведения законодательной процедуры независимой оценки и расследования фактов и материалов о коррупционных правонарушениях (проступках) в случае конфликта интересов между компетентными органами, ранее проводившими по данным фактам проверку или расследование.