Файл: Педенчук Адольф Корнеевич доктор юридических наук. Зинин A. M., Майлис Н. П. Судебная экспертиза учебник. М. Право и закон.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 704

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Белкин Р.С. Курс криминалистики, т. 3. - М., 1997, с. 96-97.

2 Там же.

-9-

Существенный вклад в разработку теории судебно-экспертного исследования документов внес А.А. Поповицкий, усовершенствовавший судебно-фотографические методы и средства и впервые предложивший классификацию элементов, составляющих особенно­сти почерка.

В начале 20 в. в России начали использовать в суде и дактилоскопическую экспертизу. В 1906 г. в Россий­ской империи была введена система дактилоскопичес­кого учета и уже через несколько лет в судебном раз­бирательстве стали использовать заключения специа­листов по дактилоскопии.

Первая такая экспертиза была выполнена В.И. Ле­бедевым, который в 1912 г. опубликовал книгу «Искус­ство раскрытия преступлений. Дактилоскопия», кото­рая явилась практическим руководством в этой облас­ти криминалистики.

Таким образом, существенное увеличение объемов применения научных познаний в судебной практике обусловило необходимость решения организационных проблем - создания сети экспертных учреждений.

28 июля 1912 г. был принят закон о создании в России первого специализированного судебно-экспер­тного учреждения - кабинета научно-судебной экспер­тизы. При этом использовался опыт работы судебно-фотографической лаборатории, учрежденной в 1893 г. при прокуратуре Санкт-Петербургской судебной пала­ты, и экспертных учреждений Европы.

В январе 1913 г. кабинет научно-судебной экспер­тизы открылся при прокуратуре Московской судебной палаты, в январе 1914 г. - в Киеве, управляющим ко­торым был назначен С.М. Потапов. Одновременно от­крывается кабинет и в Одессе.

Квалифицированные сотрудники и новейшее по тому времени оборудование позволили с самого нача­ла деятельности кабинетов обеспечить достаточно вы­сокий уровень судебных экспертиз. При этом использовались

-10-

методы фотографии, дактилоскопии, химии. Кроме того, сотрудники кабинетов применяли научные методы и технические средства выезжая на места пре­ступлений.

Значительную роль в развитии судебной эксперти­зы в России сыграл I съезд экспертов-криминалистов, который проходил 1-9 июля 1916 г. в Петрограде. В нем приняли участие сотрудники кабинетов научно-судеб­ной экспертизы, а также судебные следователи, ученые физики, химики, биологи, судебные медики.

Многие участники съезда, который подвел первые итоги работы кабинетов научно-судебной экспертизы, практики применения научных познаний в интересах судопроизводства, стали впоследствии крупнейшими учеными-криминалистами, деятельность которых про­должалась и после 1917 г. - это С.М. Потапов, В.И. Фаворский, Н.П. Макаренко, В.Л. Русецкий.


После революции 1917 г. в Петрограде и Москве ка­бинеты научно-судебной экспертизы были закрыты, су­ществовавшие при сыскных отделениях полиции дак­тилоскопические бюро и фотографические лаборатории уничтожены.

Тем не менее практика раскрытия и расследования преступлений востребовала научные методы работы с вещественными доказательствами.

С 1 марта 1919 г. по решению Коллегии НКВД РСФСР при Центророзыске начал работу Кабинет судеб­ной экспертизы, ставший основой научно-технической службы уголовного розыска. Первым его руководителем его был назначен П.С. Семеновский. Эту дату принято считать днем зарождения экспертно-криминалистической службы российских органов внутренних дел.

Параллельно с развитием криминалистической службы в Центророзыске возникали научно-техничес­кие кабинеты и подотделы в крупных городах. Уже и 1923 г. они действовали помимо Москвы в Ленинг­раде, Харькове, Самаре.

-11-

В 1926 году НТО была подготовлена «Инструкция по организации научно-технических кабинетов при гу­бернских и областных учреждениях уголовного розыс­ка» и такие подразделения в 1927 г. были созданы в Воронеже, Царицыне, Донском окружном розыске, в 1928 г. - в Свердловске и Рязани. В этом же году по­явился циркуляр НКВД РСФСР «Об организации на­учно-технических частей в уголовно-розыскных учреж­дениях».

Осуществлялась и нормативная регламентация ис­пользования специальных познаний в расследовании преступлений. Уголовно-процессуальные кодексы 1922 и 1923 г.г. отказались от термина «сведущие лица», принятого судебными уставами Российской Империи 1864 г., и ввели общепризнанный в юридической ли­тературе термин «эксперт»1.

Решалась и проблема подготовки экспертных кад­ров. В январе 1928 г. в Москве были открыты первые курсы экспертов, душой которых был С.М. Потапов. Он организовал их работу, читал лекции, вел занятия и привлекал для чтения лекций ведущих ученых.

Криминалистические экспертные учреждения раз­вивались, укреплялись материально, пополнялись подготовленными кадрами.

В связи с ликвидацией НКВД союзных республик реорганизация коснулась и научно-технических подраз­делений. В 1932 г. был образован общесоюзный НТО сначала в составе оперативного отдела Главной инспек­ции милиции ОГПУ, затем в качестве отделения отде­ла уголовного розыска Главного управления милиции НКВД СССР.

В 1940 г. научно-технические отделения, группы, кабинеты в органах внутренних дел образовали широ­кую сеть криминалистических подразделений в стра­не. Успешно функционировало 30 НТО - НТГ, в каждом



1 Белкин Р.С. Курс криминалистики, т. 3. — М., 1997, с. 97.

-12-

из них работало от 2-х до 5-ти экспертов. Они ежегодно выполняли десятки тысяч различных крими­налистических экспертиз, производили осмотры мест происшествий, обучали оперативный состав использо­ванию технико-криминалистических методов и средств при раскрытии преступлений.

Создание экспертных учреждений для органов юс­тиции пошло по другому пути. Поскольку потребнос­ти судебно-следственной практики в производстве кри­миналистических экспертиз в основном удовлетворяли научно-технические подразделения милиции, экспер­тные исследования по заданиям судов и арбитража стали выполняться в криминалистических лаборатори­ях юридических вузов. Эти лаборатории создавались в учебных целях, но фактически стали экспертными учреждениями, выполнявшими задания органов след­ствия и суда. К производству экспертиз, например, в лаборатории Московского правового института, создан­ной в 1935 г. Е.У. Зицером, привлекались такие извес­тные криминалисты, как А.И. Винберг, Н.В. Терзиев, И.Н. Якимов, Л.П. Рассказов, Б.И. Шевченко и др.

Явная недостаточность имевшихся в РСФСР крими­налистических экспертных учреждений, отсутствие ме­тодического и научного центра, который бы координи­ровал и направлял их деятельность, тормозили внедре­ние достижений науки и техники в практику правоох­ранительных органов. На это обращали внимание та­кие ведущие ученые-криминалисты, как А.И. Винберг и С.П. Митричев. Однако начавшаяся Великая Отече­ственная война не дала возможности реализовать эти планы, и только в 1944 г. в Москве была создана Цен­тральная криминалистическая лаборатория (ЦКЛ) Наркомата юстиции СССР, которая в 1946 г. стала структурным подразделением Всесоюзного института юридических наук МЮ СССР.

ЦКЛ стала первым общесоюзным криминалисти­ческим экспертным центром. В ее создание и развитие

-13-

внесли большой вклад такие ведущие криминали­сты, как Н.В. Терзиев, А.И. Винберг, В.Ф. Черваков, Б.И. Шевченко, Б.Л. Зотов, А.А. Эйсман.

Постановлением Совета министров СССР от 31 декаб­ря 1950 г. в составе Министерства юстиции СССР и министерств юстиции союзных республик была созда­на система экспортно-криминалистических учрежде­ний. В 1952 г. в системе МЮ СССР был образован от­дел криминалистических учреждений, руководителем которого стал А.Р. Шляхов, а в МЮ РСФСР также был создан подобный отдел, который возглавил Н.П. Ябло-ков. В РСФСР этим же Постановлением дополнитель­но к Ленинградской лаборатории судебных экспертиз (1948) были созданы Саратовская, Свердловская, Казах­ская, Новосибирская, Ростовская, Хабаровская лабора­тории. В 1954 г. была образована Московская крими­налистическая лаборатория судебной экспертизы. 1 октября 1962 г. на базе Московской лаборатории и ЦКЛ ВИЮН был создан Центральный научно-исследо­вательский институт судебных экспертиз (ЦНИИСЭ), директором которого был назначен А.Р. Шляхов, ру­ководивший этим институтом до 1987 года.


На ЦНИИСЭ, наряду с производством сложных и по­вторных экспертиз, была возложена задача по научно-ме­тодическому руководству всеми экспертными лаборато­риями на местах и разработке единых принципов и на­учных методов судебной экспертизы. Научное ядро ин­ститута составили такие криминалисты, как А.Р. Шляхов, B.C. Митричев, В.Ф. Орлова, А.И. Манц-ветова, А.А. Гусев, Х.М. Тахо-Годи, Б.М. Комаринец. Все­го же штат института насчитывал не более 90 человек. В 1970 г. было воссоздано МЮ СССР и институт был переименован во Всесоюзный научно-исследовательс­кий институт судебных экспертиз (ВНИИСЭ), ВНИИСЭ стал головным научно-исследовательским и эксперт­ным учреждением для всей системы экспертных учреж­дений органов юстиции.

-14-

В 1994 году институт был преобразован в Российс­кий Федеральный Центр судебных экспертиз (РФЦСЭ), который представляет собой коллектив высококвали­фицированных научных сотрудников и экспертов. В нем работают 11 докторов и 55 кандидатов наук и бо­лее 200 специалистов.

Великая Отечественная война внесла коррективы и в деятельность криминалистических подразделений органов внутренних дел. НТО вновь были переданы в оперативные отделы. Во время войны НТО оперотдела Главного управления милиции НКВД СССР возглавил Б.М. Комаринец, а его заместителем был А.Д. Хананин.

В декабре 1945 года приказом НКВД СССР научно-техническое отделение оперативного отдела НКВД СССР было реорганизовано в научно-технический от­дел главного управления милиции НКВД СССР. И в составе НТО был создан Научно-исследовательский, институт криминалистики (НИИК), который стал пер­вым научно-исследовательским учреждением органов внутренних дел. НИИК возглавил Б.М. Комаринец, и первоначально в штате института работало 29 человек.

После войны в органах милиции стала возрождать­ся и активно развиваться сеть научно-технических под­разделений. Они оснащались криминалистической тех­никой и стали принимать активное участие в раскры­тии преступлений, выполняя экспертизы и участвуя в осмотрах мест происшествий. Общая численность со­трудников всех научно-технических подразделений к 1948 году составила 588 человек.

С 1950 года НИИК стал подчиняться непосредствен­но главному управлению милиции, а в 1956 г. на его базе был создан НИИ милиции МВД СССР, на который возлагалась научно-методическая работа, организация повышения квалификации экспертов, выполнение по­вторных и наиболее сложных экспертиз.

В связи с тем, что во ВНИИ МВД СССР основное вни­мание было сосредоточено на расширении научно-исследовательской


-15-

следовательской работы и обеспечения методическими разработками основных направлений деятельности органов внутренних дел, в 1969 г. было принято реше­ние создать при Оперативно-техническом управлении МВД СССР практический орган - Центральную крими­налистическую лабораторию (ЦКЛ), в становлении которой активное участие приняли П.Т. Скорченко, Г.Г. Царев, П.Г. Кулагин. В 1977 г. ЦКЛ была преоб­разована в Центральную научно-исследовательскую криминалистическую лабораторию (ЦНИКЛ) МВД СССР. Штат ее составили 65 человек, и возглавил ЦНИКЛ А.Ф. Волынский. К 1982 г. ЦНИКЛ выполни­ло почти 2 тыс. экспертиз.

Наряду с научно-исследовательской, экспертная ра­бота продолжалась и во ВНИИ МВД СССР.

В 1983 г. ЦНИКЛ вливается в состав ВНИИ МВД СССР и образует НИЛ-6 института. На этом преобра­зования не заканчиваются. Логика развития кримина­листики и судебной экспертизы потребовала создания самостоятельного научно-практического подразделения в органах внутренних дел. В 1988 г. НИЛ-6 выделяет­ся из ВНИИ МВД СССР и становится Всесоюзным на­учно-криминалистическим Центром (ВНКЦ). В 1992 г. в МВД ликвидируется экспертно-криминалистическое управление, осуществлявшее контрольно-методические функции в системе экспертных подразделений органов внутренних дел. Его управленческие отделы включаются в ВНКЦ, который преобразовывается в экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России.

Наряду с развитием головных научно-практических учреждений судебной экспертизы, происходили серь­езные преобразования всей системы экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел.

Прежде всего, следует отметить, что в 1940 году так называемые научно-технические подразделения, нако­пившие практический опыт использования техничес­ких средств и методов криминалистики, были выведены

-16-

из уголовного розыска и стали самостоятельными подразделениями милиции.

К середине 60-х годов службы криминалистики, опе­ративной, специальной техники, зарождающейся вычис­лительной техники и связи были объединены в единую службу, получившую название оперативно-технической.

Бурное развитие науки и техники, повлекшее объек­тивную необходимость более глубокой специализации в развитии криминалистики, привело к выделению в составе милиции в 1981 году экспертно-криминалистической службы. Это позволило более четко опреде­лить ее задачи и функции, положительно отразилось на результативности использования криминалистичес­ких средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений.