Файл: Педенчук Адольф Корнеевич доктор юридических наук. Зинин A. M., Майлис Н. П. Судебная экспертиза учебник. М. Право и закон.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 706
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По определению задачи, которое дает С.И. Ожегов, в общем смысле «задача - то, что требует исполнения, разрешения». Разрешение (решение) — это процесс и результат выбора цели и способа действий.
Экспертная задача - это такая экспертная деятельность, которая направлена на преобразование потенциальной доказательственной информации, содержащейся в представленных на экспертизу в качестве исходных данных материалов дела, в актуальную доказательственную информацию, которая может быть использована для правильного решения уголовного или гражданского дела.
Из этого определения экспертной задачи следует, что она имеет информационную природу и процессуальную роль. В других случаях задача может быть истолкована как вопрос, требующий разрешения на основании специальных познаний эксперта по собранным следователем (судом) данным с соблюдением условий процессуальной деятельности. Эти два понятия: задача экспертизы и вопрос, который поставлен эксперту, весьма сходны. Первое представляет собой научное определение, которое может быть выражено множеством разнообразных
-24-
формулировок вопросов, и по конкретной экспертизе оно реализуется посредством ряда вопросов. В известном смысле задача есть научно обобщенное объяснение смысла наиболее типичных вопросов. Так, применительно к судебно-почерковедческой экспертизе отождествление лица, написавшего текст, - это задача; установление же конкретного факта о том, является ли исполнителем текста завещания Иванов И.И., - это вопрос конкретной экспертизы.
Задачи судебной экспертизы не следует смешивать с задачами конкретного экспертного исследования. В первом случае — это родовое или видовое обобщенное определение, а во втором - цель и результат единичной экспертизы. Решение задач конкретного экспертного исследования может распадаться на последовательный ряд частных подзадач, направленных на определение конкретных условий, основных этапов исследования, выбор метода (способа, приема) действия, оценку полученных результатов и т.п. Их решение ведет к установлению искомых фактов либо к их отрицанию.
Рассматривая задачи судебной экспертизы как средства установления фактов, подлежащих доказыванию, целесообразно различать задачи класса, рода, вида, подвида судебной экспертизы.
Так, например, классу криминалистических экспертиз присущи преимущественно идентификационные задачи; решение диагностических задач относится к ее компетенции постольку, поскольку это содействует установлению фактов тождества человека, предметов, событий по определенным формам их отображений следам. Решение их может быть включено как условие, дополнительный признак идентификации, а в ряде случаев может носить и самостоятельный характер. В рамках каждого рода криминалистической экспертизы решаются свои специфические задачи в зависимости от свойств и признаков изучаемых объектов. Так, с помощью трасологической экспертизы устанавливается тождество
-25-
человека, предметов, вещей по морфологическим следам-отображениям, т.е. внешнему строению.
Основной задачей дактилоскопического исследования как вида является установление лица по оттискам папиллярных узоров. Однако, если идентификация лица по папиллярным узорам не достигнута (например, отобразилось в следе недостаточное количество признаков и след признан непригодным для целей идентификации), то задача идентификации может быть решена путем исследования того же объекта - следа, но с помощью биохимического анализа потожирового состава следа.
Классификация экспертных задач.
Первое и главное основание классификации - искомое, которое определяется предметом доказывания и обстоятельствами конкретного дела. По этому основанию задачи делятся на: идентификационные, диагностические, классификационные, ситуалогические (ситуационные) и интеграционные.
Второе основание - условие задачи. Оно может быть таким, что для решения достаточно правил, разработанных наукой. Такие задачи называются стандартными. Структура стандартной задачи всегда содержит исходные данные, достаточные для ее решения. Эти данные представлены в явном виде, их требуется преобразовать и заполнить пробелы. Такие исходные данные определяют возможность решения в соответствии с разработанным алгоритмом.
Если же условие необычное и нельзя использовать упомянутые правила, то задача относится к нестандартной (эвристической), требующей от эксперта самостоятельного поиска. В структуре условий нестандартной задачи также заложены данные, необходимые для решения, однако заключенная в них информация ограничена. Поэтому здесь решение по определенным правилам либо совсем невозможно, либо эксперт может
-26-
действовать в соответствии с ними только до известного предела, а дальше требуется самостоятельный поиск способа решения задачи («эвристики»).
Существенное значение для классификации задач имеет цель.
Общая цель — вопрос следователя (суда), определяющий направленность действий в процессе решения задачи.
Цель экспертной задачи в значительной мере обуславливает выбор способа ее решения. Она является всегда важнейшим элементом задачи. Однако, если цель нередко одинакова для ряда задач, то условия в каждом случае различны, и именно они определяют возможность ее достижения. Поэтому результат иногда трактуют как совокупность средств и условий, при которых реализуется цель.
В большинстве случаев цель экспертизы определяется на подготовительной стадии исследования. Эксперт, ознакомившись с постановлением (определением) о назначении экспертизы и уяснив задачи, определяет, какие средства необходимы для достижения поставленной перед ним цели. Мысленно моделируя решение задачи, он решает, какие нужно использовать объекты (свойства) и технические средства для достижения этой цели. Затем имеющиеся в его распоряжении средства эксперт сопоставляет с целью экспертизы и, если при этом обнаружится их несоответствие, он должен принять меры к устранению препятствий, (например, затребовав дополнительные материалы), и, пока не исчерпаны возможности получения исходных данных, обеспечивающих решение задачи, он не вправе изменить ее суть, определенную следователем (судом).
В ряде случаев цель может быть изменена и на последующих стадиях экспертного исследования (в процессе анализа, сравнения), и даже на завершающей стадии производства экспертизы, если выяснится, что на основе исходных материалов и данных, полученных
-27-
в процессе проведения исследований, нельзя дать полные и исчерпывающие ответы на поставленные перед экспертом вопросы.
Следователь (суд), формулируя вопрос, который является экспертной задачей, не указывает на способ ее решения. Эта начальная, так называемая фрагментарная формулировка, которая обычно воспроизводится в заключении, подвергается экспертом ряду преобразований, в результате чего она превращается в содержательную формулировку. В этой новой формулировке содержится указание на конкретные объекты и подцели и даже способы их достижения.
В теории решения задач процесс преобразования начальных, фрагментарных формулировок
, характеризующих исходную цель, в содержательные, позволяющие вести поиск решения, называется «выявлением задачи». Такое выявление, приближение ее формулировки к рабочей, указывает на способ решения.
Условные задачи определяют информационное поле свойств изучаемого объекта и исследуются экспертом. Свойства - это все то объективное и материальное, что отличает одну вещь или явление от другой вещи или явления, поэтому именно с их помощью удается решать идентификационные экспертные задачи.
Свойства, свидетельствующие о состоянии вещей, механизмов, времени явлений, способа изготовления и т.п., позволяют решать диагностические задачи.
Наряду с указанными, в процессе расследования возникает необходимость в решении классификационных задач. Они отличаются как от идентификационных, так и от диагностических. Объектами классификационных исследований являются любые материальные образования и их отображения. Цель таких исследований — отношение объекта к определенной группе.
При этом объем определяемой группы не должен влиять на существо задачи экспертизы. Непосредственный объект классификационного исследования —
-28-
система свойств, присущая определенным, выделенным в соответствии с общими и специальными классификациям, группам объектов.
Такая задача не является идентификационной, т.к. в процессе ее решения отсутствует конкретный проверяемый объект, перед экспертом не ставится, а в итоге исследования не достигается цель отождествляемого объекта. Ее нельзя отнести и к диагностической, ибо объект исследования в классификационном процессе статичен, а отнесение объекта к группе неравноценно установлению элементарного частного события.
Выделение группы классификационных задач, по мнению большинства ведущих ученых криминалистов (Орловой В.Ф., Шляхова А.Р., Майлис Н.П. и др.), является условным, т.к. они занимают большое место в процедурах решения других классов задач - идентификационных и диагностических.
Особое место занимают в классификации и ситуалогические задачи. По своей природе они близки к диагностическим. Многие ученые считают, что они являются разновидностью последних. Тем не менее большинство криминалистов справедливо выделяют их в самостоятельные, т.к. в качестве объекта здесь выступает система событий, а не одно элементарное частное событие, как при решении диагностических задач. Объектом ситуалогического (ситуационного) исследования является система свойств материальной ситуации, отражающая динамику частного (но более общего, чем это имеет меcтo в диагностическом исследовании) или основного события. С помощью решения ситуалогических задач при ситуационном анализе удается выделить новые свойства и отношения в исследуемом объекте, воспринять ее как целостную структуру. Так, в ночь на 8 июля 1968 г. на участковый пункт милиции было совершено нападение неизвестным, убившим инспектора милиции Бадун. 11ри осмотре места происшествия в двух комнатах были обнаружены следы крови, а в третьей комнате на полу
-29-
тело потерпевшего, заваленное матрацем, простынями, милицейской рубашкой," брюками и двумя стульями. На луже крови в первой комнате и следах волочения потерпевшего стояли 8 стульев в 2 ряда. Тумба стояла во второй комнате и была взломана.
Результаты проведенных ранее судебно-медицинских и криминалистических исследований реконструкции и анализа вещной обстановки места происшествия, экспертные эксперименты, анализ конечной, промежуточной и предполагаемой исходной ситуации события происшествия и факторов, влиявших на его механизм, позволили определить механизм события происшествия, который был затем подтвержден другими следственными действиями. Преступник пришел ночью в участковый пункт милиции, позвонил в дверь, которую ему открыл инспектор Бадун.
Преступник неожиданно стал наносить ему удары ножом, преследуя потерпевшего в первой и второй комнатах пункта. Когда тот потерял способность к передвижению и упал на пол в углу возле печки, преступник нанес ему смертельные телесные повреждения, а затем перетащил тело в третью комнату, завалил его разными предметами с целью маскировки. Затем взломал тумбу стола во второй комнате, на лужу крови и следы волочения поставил в ряд стулья и удалился из помещения пункта милиции. Все действия он совершил за 12 минут.
Интеграционные задачи, как правило, решаются в комплексных исследованиях и могут в качестве подзадач включать все рассмотренные ранее классы задач. Решаемые в процессе комплексной экспертизы задачи, отличаются от обычных не тем, какой результат (искомое) должен быть получен (идентификация, диагностика, факт контактного взаимодействия - они достижимы и в производстве обычных экспертиз), а, во-первых, объемом свойств (объектов), которые могут быть исследованы, значит, исходными данными - условием задачи; во-вторых, категорией (видом) специальных
-30-
познаний, необходимых для решения комплексной экспертизы.
В первом случае интеграционная задача выступает как система (звено) частных (простых) задач. Примером может быть идентификация пишущего при исследовании слабо видимой подписи (выцветшей, вытравленной либо в форме следов давления). Прежде чем провести почерковедческое исследование, эксперт должен восстановить слабо видимую подпись. Это самостоятельная задача, и ее решение является условием последующей идентификации.
Во втором случае, как уже отмечалось, осуществляется решение интеграционных задач при комплексном исследовании