Файл: Педенчук Адольф Корнеевич доктор юридических наук. Зинин A. M., Майлис Н. П. Судебная экспертиза учебник. М. Право и закон.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 706

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По определению задачи, которое дает С.И. Ожегов, в общем смысле «задача - то, что требует исполнения, разрешения». Разрешение (решение) — это процесс и ре­зультат выбора цели и способа действий.

Экспертная задача - это такая экспертная деятель­ность, которая направлена на преобразование потенци­альной доказательственной информации, содержащей­ся в представленных на экспертизу в качестве исход­ных данных материалов дела, в актуальную доказа­тельственную информацию, которая может быть ис­пользована для правильного решения уголовного или гражданского дела.

Из этого определения экспертной задачи следует, что она имеет информационную природу и процессуальную роль. В других случаях задача может быть истолкована как вопрос, требующий разрешения на основании специальных познаний эксперта по собранным следо­вателем (судом) данным с соблюдением условий процес­суальной деятельности. Эти два понятия: задача экс­пертизы и вопрос, который поставлен эксперту, весь­ма сходны. Первое представляет собой научное опреде­ление, которое может быть выражено множеством разнообразных

-24-

формулировок вопросов, и по конкретной экспертизе оно реализуется посредством ряда вопросов. В известном смысле задача есть научно обобщенное объяснение смысла наиболее типичных вопросов. Так, применительно к судебно-почерковедческой эксперти­зе отождествление лица, написавшего текст, - это зада­ча; установление же конкретного факта о том, являет­ся ли исполнителем текста завещания Иванов И.И., - это вопрос конкретной экспертизы.

Задачи судебной экспертизы не следует смешивать с задачами конкретного экспертного исследования. В первом случае — это родовое или видовое обобщенное определение, а во втором - цель и результат единичной экспертизы. Решение задач конкретного экспертного исследования может распадаться на последовательный ряд частных подзадач, направленных на определение конкретных условий, основных этапов исследования, выбор метода (способа, приема) действия, оценку полу­ченных результатов и т.п. Их решение ведет к установ­лению искомых фактов либо к их отрицанию.

Рассматривая задачи судебной экспертизы как сред­ства установления фактов, подлежащих доказыванию, целесообразно различать задачи класса, рода, вида, подвида судебной экспертизы.


Так, например, классу криминалистических экспер­тиз присущи преимущественно идентификационные задачи; решение диагностических задач относится к ее компетенции постольку, поскольку это содействует установлению фактов тождества человека, предметов, событий по определенным формам их отображений следам. Решение их может быть включено как условие, дополнительный признак идентификации, а в ряде слу­чаев может носить и самостоятельный характер. В рам­ках каждого рода криминалистической экспертизы решаются свои специфические задачи в зависимости от свойств и признаков изучаемых объектов. Так, с помо­щью трасологической экспертизы устанавливается тождество

-25-

человека, предметов, вещей по морфологическим следам-отображениям, т.е. внешнему строению.

Основной задачей дактилоскопического исследова­ния как вида является установление лица по оттискам папиллярных узоров. Однако, если идентификация лица по папиллярным узорам не достигнута (например, отобразилось в следе недостаточное количество призна­ков и след признан непригодным для целей идентифи­кации), то задача идентификации может быть реше­на путем исследования того же объекта - следа, но с помощью биохимического анализа потожирового со­става следа.

Классификация экспертных задач.

Первое и главное основание классификации - иско­мое, которое определяется предметом доказывания и обстоятельствами конкретного дела. По этому основа­нию задачи делятся на: идентификационные, диагно­стические, классификационные, ситуалогические (си­туационные) и интеграционные.

Второе основание - условие задачи. Оно может быть таким, что для решения достаточно правил, разрабо­танных наукой. Такие задачи называются стандартны­ми. Структура стандартной задачи всегда содержит исходные данные, достаточные для ее решения. Эти данные представлены в явном виде, их требуется пре­образовать и заполнить пробелы. Такие исходные дан­ные определяют возможность решения в соответствии с разработанным алгоритмом.

Если же условие необычное и нельзя использовать упомянутые правила, то задача относится к нестандар­тной (эвристической), требующей от эксперта самосто­ятельного поиска. В структуре условий нестандартной задачи также заложены данные, необходимые для ре­шения, однако заключенная в них информация огра­ничена. Поэтому здесь решение по определенным пра­вилам либо совсем невозможно, либо эксперт может

-26-

действовать в соответствии с ними только до известно­го предела, а дальше требуется самостоятельный поиск способа решения задачи («эвристики»).



Существенное значение для классификации задач имеет цель.

Общая цель — вопрос следователя (суда), определя­ющий направленность действий в процессе решения задачи.

Цель экспертной задачи в значительной мере обус­лавливает выбор способа ее решения. Она является все­гда важнейшим элементом задачи. Однако, если цель нередко одинакова для ряда задач, то условия в каж­дом случае различны, и именно они определяют воз­можность ее достижения. Поэтому результат иногда трактуют как совокупность средств и условий, при ко­торых реализуется цель.

В большинстве случаев цель экспертизы определя­ется на подготовительной стадии исследования. Экс­перт, ознакомившись с постановлением (определением) о назначении экспертизы и уяснив задачи, определя­ет, какие средства необходимы для достижения постав­ленной перед ним цели. Мысленно моделируя решение задачи, он решает, какие нужно использовать объек­ты (свойства) и технические средства для достижения этой цели. Затем имеющиеся в его распоряжении сред­ства эксперт сопоставляет с целью экспертизы и, если при этом обнаружится их несоответствие, он должен принять меры к устранению препятствий, (например, затребовав дополнительные материалы), и, пока не ис­черпаны возможности получения исходных данных, обеспечивающих решение задачи, он не вправе изме­нить ее суть, определенную следователем (судом).

В ряде случаев цель может быть изменена и на пос­ледующих стадиях экспертного исследования (в процес­се анализа, сравнения), и даже на завершающей ста­дии производства экспертизы, если выяснится, что на основе исходных материалов и данных, полученных

-27-

в процессе проведения исследований, нельзя дать пол­ные и исчерпывающие ответы на поставленные перед экспертом вопросы.

Следователь (суд), формулируя вопрос, который яв­ляется экспертной задачей, не указывает на способ ее решения. Эта начальная, так называемая фрагментар­ная формулировка, которая обычно воспроизводится в заключении, подвергается экспертом ряду преобра­зований, в результате чего она превращается в содер­жательную формулировку. В этой новой формулиров­ке содержится указание на конкретные объекты и под­цели и даже способы их достижения.

В теории решения задач процесс преобразования на­чальных, фрагментарных формулировок
, характеризу­ющих исходную цель, в содержательные, позволяющие вести поиск решения, называется «выявлением зада­чи». Такое выявление, приближение ее формулировки к рабочей, указывает на способ решения.

Условные задачи определяют информационное поле свойств изучаемого объекта и исследуются экспертом. Свойства - это все то объективное и материальное, что отличает одну вещь или явление от другой вещи или явления, поэтому именно с их помощью удается решать идентификационные экспертные задачи.

Свойства, свидетельствующие о состоянии вещей, механизмов, времени явлений, способа изготовления и т.п., позволяют решать диагностические задачи.

Наряду с указанными, в процессе расследования воз­никает необходимость в решении классификационных задач. Они отличаются как от идентификационных, так и от диагностических. Объектами классификационных исследований являются любые материальные образова­ния и их отображения. Цель таких исследований — отношение объекта к определенной группе.

При этом объем определяемой группы не должен влиять на существо задачи экспертизы. Непосред­ственный объект классификационного исследования —

-28-

система свойств, присущая определенным, выделен­ным в соответствии с общими и специальными клас­сификациям, группам объектов.

Такая задача не является идентификационной, т.к. в процессе ее решения отсутствует конкретный проверяемый объект, перед экспертом не ставится, а в ито­ге исследования не достигается цель отождествляемо­го объекта. Ее нельзя отнести и к диагностической, ибо объект исследования в классификационном процессе статичен, а отнесение объекта к группе неравноценно установлению элементарного частного события.

Выделение группы классификационных задач, по мнению большинства ведущих ученых криминалистов (Орловой В.Ф., Шляхова А.Р., Майлис Н.П. и др.), яв­ляется условным, т.к. они занимают большое место в процедурах решения других классов задач - иденти­фикационных и диагностических.

Особое место занимают в классификации и ситуалогические задачи. По своей природе они близки к диаг­ностическим. Многие ученые считают, что они являются разновидностью последних. Тем не менее большинство криминалистов справедливо выделяют их в самостоя­тельные, т.к. в качестве объекта здесь выступает систе­ма событий, а не одно элементарное частное событие, как при решении диагностических задач. Объектом ситуалогического (ситуационного) исследования является си­стема свойств материальной ситуации, отражающая динамику частного (но более общего, чем это имеет меcтo в диагностическом исследовании) или основного со­бытия. С помощью решения ситуалогических задач при ситуационном анализе удается выделить новые свойства и отношения в исследуемом объекте, воспринять ее как целостную структуру. Так, в ночь на 8 июля 1968 г. на участковый пункт милиции было совершено нападение неизвестным, убившим инспектора милиции Бадун. 11ри осмотре места происшествия в двух комнатах были обнаружены следы крови, а в третьей комнате на полу


-29-

тело потерпевшего, заваленное матрацем, простынями, милицейской рубашкой," брюками и двумя стульями. На луже крови в первой комнате и следах волочения потерпевшего стояли 8 стульев в 2 ряда. Тумба стояла во второй комнате и была взломана.

Результаты проведенных ранее судебно-медицинс­ких и криминалистических исследований реконструк­ции и анализа вещной обстановки места происшествия, экспертные эксперименты, анализ конечной, промежу­точной и предполагаемой исходной ситуации события происшествия и факторов, влиявших на его механизм, позволили определить механизм события происше­ствия, который был затем подтвержден другими след­ственными действиями. Преступник пришел ночью в участковый пункт милиции, позвонил в дверь, кото­рую ему открыл инспектор Бадун.

Преступник неожи­данно стал наносить ему удары ножом, преследуя по­терпевшего в первой и второй комнатах пункта. Когда тот потерял способность к передвижению и упал на пол в углу возле печки, преступник нанес ему смертельные телесные повреждения, а затем перетащил тело в тре­тью комнату, завалил его разными предметами с целью маскировки. Затем взломал тумбу стола во второй ком­нате, на лужу крови и следы волочения поставил в ряд стулья и удалился из помещения пункта милиции. Все действия он совершил за 12 минут.

Интеграционные задачи, как правило, решаются в комплексных исследованиях и могут в качестве подза­дач включать все рассмотренные ранее классы задач. Решаемые в процессе комплексной экспертизы задачи, отличаются от обычных не тем, какой результат (искомое) должен быть получен (идентификация, диагно­стика, факт контактного взаимодействия - они дости­жимы и в производстве обычных экспертиз), а, во-пер­вых, объемом свойств (объектов), которые могут быть исследованы, значит, исходными данными - условием задачи; во-вторых, категорией (видом) специальных

-30-

познаний, необходимых для решения комплексной экспертизы.

В первом случае интеграционная задача выступает как система (звено) частных (простых) задач. Приме­ром может быть идентификация пишущего при иссле­довании слабо видимой подписи (выцветшей, вытрав­ленной либо в форме следов давления). Прежде чем провести почерковедческое исследование, эксперт дол­жен восстановить слабо видимую подпись. Это самосто­ятельная задача, и ее решение является условием пос­ледующей идентификации.

Во втором случае, как уже отмечалось, осуществля­ется решение интеграционных задач при комплексном исследовании