Файл: Педенчук Адольф Корнеевич доктор юридических наук. Зинин A. M., Майлис Н. П. Судебная экспертиза учебник. М. Право и закон.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 702

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Последовавшие затем существенные изменения в го­сударственном устройстве, связанные с демократизаци­ей общества и его государственных институтов, сказа­лись и на уголовном судопроизводстве. Важнейшим становится обеспечение объективности доказывания, базирующемся на непредвзятом исследовании веще­ственных доказательств. Одним из шагов в этом направ­лении было выведение экспертно-криминалистической службы из состава криминальной милиции и функци­онирование ее в качестве самостоятельной службы ор­ганов внутренних дел.

В настоящее время экспертно-криминалистическая служба - это развитая система криминалистических подразделений, в которых служат свыше 10 тысяч спе­циалистов, производящих ежегодно до двух миллионов экспертиз и исследований, осматривающих в составе оперативно-следственных групп свыше одного милли­она мест происшествий.

Возрастающая из года в год и усложняющаяся ра­бота экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел обусловила необходимость ре­шения проблемы подготовки экспертных кадров.

-17-

В 1961 г. наряду с экспертным отделением Москов­ской специальной средней школы милиции, выпускавшей специалистов в области криминалистической эк­спертизы, готовить экспертов-криминалистов с высшим юридическим образованием стали в Высшей школе МВД РСФСР.

В 1973 г. открывается факультет подготовки экспер­тов в Высшей следственной школе МВД СССР (г. Волгог­рад), но при этом ликвидируются отделения по подготовке экспертов-криминалистов в МССШМ и ВШ МВД СССР.

В 1988 г. отделение по подготовке экспертов-крими­налистов было воссоздано в МССШМ. Однако ВСШ МВД СССР обеспечивало ежегодный выпуск всего лишь около 100 экспертов, что было намного меньше потреб­ности в таких специалистах в органах внутренних дел. В 1992 г. в Саратове создается специализированная Высшая школа по подготовке сотрудников для экспертно-криминалистической службы. В настоящее время это Саратовский Юридический институт МВД России. В 1999 г. экспертный факультет образован в МЮИ МВД России (ныне - Московская академия).

§ 2. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТЫ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Термин «экспертиза» происходит от латинского «expertus», что означает «опытный, сведущий».

Экспертиза может проводиться в различных государ­ственных органах, общественных организациях (меж­ведомственные, научные, административные, судебные экспертизы). Когда говорят об экспертизе в широком смысле слова, имеют ввиду любое исследование, про­водимое сведущим лицом для ответа на вопросы, тре­бующие специальных (научных, профессиональных опытных) познаний.

Решаемые экспертами вопросы разнообразны. Го­сударственные органы и общественные организации

-18-

довольно часто прибегают к экспертизе при решении вопросов, касающихся интересов государства и от­дельных граждан. Так, в области строительства проводятся строительно-технические и экономические экспертизы; в торговле - товароведческие; в здра­воохранении - врачебно-трудовые экспертные комис­сии устанавливают степень утраты трудоспособности в связи с назначением пенсии. Проводятся патентные экспертизы по материалам, претендующим на статус изобретения, и т.п.

Судебные же экспертизы проводятся в связи с рас­следованием и рассмотрением уголовных и гражданс­ких дел.

Как было выше отмечено, судебная экспертиза яв­ляется важнейшей процессуальной формой применения специальных познаний в судопроизводстве, в резуль­тате чего в распоряжении следствия и суда оказывает­ся новая информация, имеющая доказательственное значение, которая не может быть получена другими процессуальными средствами.

Судебная экспертиза - это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заклю­чения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных познаний в области науки, тех­ники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, ли­цом, производящим дознание, следователем или про­курором в целях установления обстоятельств, подлежа­щих доказыванию, по конкретному делу.

Исходя из приведенного определения, признаками судебной экспертизы являются:

1) подготовка, назначение и проведение с соблюде­нием специального правового регламента, определяю­щего наряду с соответствующей процедурой права и обязанности эксперта, лица, назначающего эксперти­зу, а также права обвиняемого (подозреваемого) в свя­зи с этим;



-19-

2) проведение исследования, основанного на исполь­зовании специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла;

3) дача заключения, имеющего статус источника до­казательств (ст. 74 УПК России).

Таким образом, судебная экспертиза является опос­редованным средством доказывания, проводится спе­циальным субъектом с целью получения фактов, ко­торые могут быть установлены только с помощью эк­спертного исследования, результаты которого оформ­ляются специальным документом - заключением эк­сперта (ст. 80 УПК России).

Содержание предмета судебной экспертизы необхо­димо рассматривать с двух позиций - научной и прак­тической:

С точки зрения научной отрасли знания предметом науки о судебной экспертизе являются закономернос­ти формирования свойств объектов и их изменения в связи с совершением преступления1.

С точки зрения практической деятельности пред­метом судебной экспертизы являются фактические данные (обстоятельства дела), устанавливаемые на основе специальных научных познаний в области на­уки, техники, искусства или ремесла и исследования материалов уголовного либо гражданского дела (ст.ст. 80, 204 УПК)2.

Применительно к конкретной экспертизе ее предме­том является экспертная задача, которую предстоит решить эксперту в ходе и по результатам исследования на основе соответствующего объема специальных позна­ний с использованием находящихся в его распоряже­нии средств и методов.
1 В.Е. Корноухое, Ю.К. Орлов, И.А. Журавлева. Судебная экспер­тиза, ч. 1. — Красноярск, 1998, с. 32.

2 Е.Р. Российская. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе. - М., 1996, с. 6.

-20-

Понятие объекта экспертизы также следует рассмат­ривать с точки зрения науки и практики. Применитель­но к понятиям науки судебной экспертизы, объект су­дебной экспертизы — это род (вид) объектов, какой-либо класс, категория предметов, характеризующихся общи­ми свойствами. В практической экспертной деятельно­сти - это определенный предмет (предметы), поступаю­щий на исследование эксперту. Это, в основном, веще­ственные доказательства. К ним относятся: отображения людей и животных, предметов, механизмов, агрегатов, части этих предметов, вещества, материалы, изделия, документы и полиграфическая продукция, трупы чело­века и животных и их части, разнообразные объекты растительного и животного происхождения и др.

Кроме того, к объектам экспертизы относятся собы­тия, факты, явления и другие нематериальные объек­ты, необходимость изучения которых в процессе рас­следования требуют специальных познаний и проведе­ния экспертного исследования.
Однако изучение этих событий, фактов, явлений и других нематериальных объектов осуществляется путем исследования матери­альных носителей информации о них.

Объекты судебной экспертизы могут классифициро­ваться по следующим основаниям1.

С учетом иерархии значений: объект судебной экс­пертизы общий - материальный носитель информации о фактах, интересующих следствие и суд, исследуемый в рамках экспертизы как средства доказывания.

Объект судебной экспертизы родовой (предметный) -совокупность материальных носителей информации, объединенных общностью свойств (качеств), исследуе­мая в рамках класса, рода экспертизы.

Объект судебной экспертизы специальный - матери­альный носитель информации определенной природы, исследуемый в рамках конкретного вида экспертизы.
1 Основы судебной экспертизы, т. 1. Общая теория. - М., 1997 г., с. 93-98.

-21-

Объект судебной экспертизы конкретный — индиви­дуально-определенный объект, представленный для производства экспертизы по конкретному делу.

По виду носителя информации объекты судебной эк­спертизы делятся на объекты-отображения и объекты-предметы.

К объектам-отображениям относятся такие носите­ли информации, в которых отображены данные о дру­гом объекте, возникшие под воздействием механизма следообразования.

Объекты-предметы могут быть как следообразующими, так и несущими информацию о событии самим фак­том своего нахождения в определенных месте и време­ни, имеющих значение для изучения этого события.

В зависимости от места в процессе решения экспер­тной задачи, объекты судебной экспертизы могут быть подразделены на основные и вспомогательные, а в за­висимости от объема - полными или частичными; еди­ничными или множественными.

По уровню и значению содержащейся информации объекты судебной экспертизы могут быть подразделе­ны на высоко-, средне- и малоинформативные. Объек­ты, не несущие информации, называются по этой клас­сификации непригодными.
§ 3. ЭКСПЕРТНЫЕ ЗАДАЧИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Задачи, решаемые судебными экспертами, опреде­ляются возможностями исследования объекта и ее предметом. Они подразделяются на три основные груп­пы: идентификационные, диагностические и классифи­кационные.


Первая группа задач направлена на установление индивидуально-конкретного тождества. К таким зада­чам относится установление человека, животных, пред­метов по их отображениям. Например, установление

-22-

лица, исполнившего документ, по его почерку, по от­печатку пальца.

Вторая группа направлена на установление приро­ды объекта, его целевого назначения, области приме­нения; свойств и состояния объекта, условий его воз­никновения, функционирования, изменения; механиз­ма взаимодействия объектов, причины появления оп­ределенных последствий, результатов и т.п.

В качестве примера таких задач можно назвать ме­ханизм возникновения пожара или взрыва, механизм образования следов и т.п.

Классификационные задачи имеют целью установ­ление характеристик (свойств) неизвестного или изве­стного объекта для отнесения его к общепринятому классу. Эти задачи могут возникать в ходе диагности­ческих и идентификационных исследований.

В идентификации решением классификационной за­дачи является тот этап исследования, когда проверяе­мый объект относят к определенному, заранее установ­ленному классу объектов (например, устанавливают, что след ноги оставлен обувью, относящейся к классу спортивной обуви). В диагностическом исследовании решением классификационной задачи будет установле­ние того или иного обстоятельства в случае, когда нау­кой заранее определен класс состояний каких-то объек­тов, и состояние исследуемого объекта ему соответству­ет (например, по походке человека не просто устанав­ливают что он болен, а определяют, что это его заболе­вание относится к установленному наукой классу забо­леваний, допустим вывих тазобедренного сустава и т.п.).

В качестве незавершенного этапа идентификации можно рассматривать исследование, позволяющее ус­тановить не индивидуально-определенный объект, а лишь целый ряд объектов, составляющих некласси­фицированную группу. Например, оттиски нескольких печатей, изготовленных с одной и той же матрицы, могут составлять группу с одноименными отобразившимися

-23-

производственными дефектами. В данном случае принято говорить об установлении групповой принад­лежности объектов.

Говоря о задачах, нельзя не остановится на некото­рых положениях теории решения задач.

Основы теории решения экспертных задач начали складываться в 80-х годах. Естественно, эксперты и раньше решали задачи. Но только после того, как ста­ло ясным, что процесс решения этих задач имеет свои собственные закономерности, не зависящие от свойств исследуемого объекта, началось формирование теории решения экспертных задач. Эта теория призвана изу­чать только закономерности решения задач и то, что влияет на их ход решения. Важное значение здесь имеют свойства исследуемых объектов.