Файл: Лекция 13. Художественная культура Европы xix века Для художественной культуры первой половины xix в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция № 13. Художественная культура Европы XIX века

Для художественной культуры первой половины XIX в. были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное со­существование разных художественных стилей. В художественном сознании первых десятилетий XIX в. проис­ходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе эстетики классицизма, когда мо­тивами действий героя были прежде всего гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру; чувство, а не долг, становится побудитель­ным источником его поступков.

Особенностью XIX века стало многообразие художественных направлений.

Главные художественные системы, получившие развитие в ис­кусстве этого столетия — романтизм и реализм.

РОМАНТИЗМ

Расцвет романтизмастал самым существенным явлением в духовной культуре первой половины XIX века. Он выступил не просто как стиль, подобный барокко или классицизму. Романтизм – это общекультурное движение, охватывающее самые разнообразные сферы, от философии и политической экономии до моды на костюмы и прически. Но всех их объединило одно: неприятие современной буржуазной действительности.

Возникновение романтизма связано с разочарованием в идеологии Просвещения и итогах Великой французской революции. Новый общественный порядок оказался бесконечно далеким от того «царства разума», о котором говорили просветители XVIII века. Принципы свободы, равенства и братства остались утопической мечтой. В реальной жизни побеждали денежные интересы, формировался класс предпринимателей, дельцов, охваченных стремлением к богатству и власти. Капиталистическая конкуренция усиливала эту тенденцию.

Крушение иллюзий переживалось мучительно. Это и было идейной почвой романтизма, в основе которого лежит резкое недовольство окружающей действительностью.

Архитектура

Начало использования новых строительных материалов, изделий и конструкций, а также методов расчета ознаменовало начало новых эпох – классицизма и романтизма. В связи с этим в конце XVIII и начале XIX вв. в Англии и Франции широко начинают распространяться металлические конструкции в строительстве.

Примечательно, что изначально они применялись в различных инженерных сооружениях, что сопровождалось развитием научных теорий в этой сфере. Всё это привело к тому, что в 1719 и 1755 годах были рассмотрены вопросы проектирования моста с применением металлических конструкций. Стоит отметить, что широкое применение таких конструкций стало возможным во многом благодаря появлению дешевой технологии получения железа, и как следствие – чугуна и стали. Таким образом на смену простоте и замкнутости архитектурных форм классицизма приходят сложные силуэты зданий, огромное
разнообразие форм и свобода планировочных решений, предлагаемые романтизмом, в котором потеряли господствующее значение принципы симметрии и другие формальные композиционные решения.

Готика становится ключевым направлением в романтизме, несмотря на то, что он притянул в себя множество аспектов различных культур, далёких от европейцев.

Первый мост из чугуна удалось построить только в 1779 г. Он служил переправой через самую длинную реку Северн в Англии. Имеющий небольшую длину (всего 30 метров) он стал своеобразным прорывом в области металлических сооружений и уже в конце XVIII века чугунные мосты в Европе достигают длины 70 метров.



Во Франции железо изначально применялось в качестве вспомогательного материала при строительстве. Однако позднее, после открытия законов статики в теоретической механике, металл начинают использовать в качестве основных несущих конструкций, они придают сооружениям индивидуальность на фоне других зданий и формируют собственный образ архитектуры.

Из особенных сооружений архитектуры романтизма можно выделить такие, как: Оранжерея ботанического сада в Париже, построенная в 1833 году архитектором Руо (она считается первым сооружением, при строительстве которого использовались только такие материалы, как железо и стекло); Оранжерея Ледницкого замка, построенная в 1845 году архитектором Девьеном; Хрустальный дворец (Кристал палас) (Англия), заслуживший наибольше внимание на первой Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году.

Известно, что Хрустальный дворец, сгоревший при пожаре в 1937 году, произвел на современников огромное впечатление. При этом успех таких сооружений стимулировал появление металлических конструкций в обыденной строительной практике середины XIX века.


Живопись

В Германии, где романтические идеи возникли раньше, чем в других странах Западной Европы, художники стали идеализировать средневековое прошлое. Немецкие романтики отдались в плен безотчетным душевным порывам, рассуждениям о бренности человеческой жизни. Поэтому их творения часто носили пассивный и созерцательный характер.



Лучшие работы немецкие художники-романтики создали в области портретной и пейзажной живописи. Особо следует отметить полотна выдающегося портретиста Отто Рунге. При внешнем спокойствии они поражают интенсивной и напряженной внутренней жизнью.

Другой не менее знаменитый представитель романтизма — пейзажист Каспар Давид Фридрих — восхищал современников изображением на своих картинах красот горных ландшафтов юга Германии. С присущим только ему мастерством художник передает меланхолическую призрачность северных морских побережий, которую усиливает выписанный с необыкновенным умением лунный свет.



Отто Рунге. Дети семьи Хюльзенбек, 1805-1806.

В Англии романтические тенденции наиболее остро проявились в графических и живописных работах художника Иоганна Генриха Фюсли. Придерживаясь основных принципов романтизма, пейзажист мастерски сочетал в своих картинах гротескную фантастику с классической идеализацией.

Одним из ярких представителей романтизма был и Уильям Тернер, прославившийся смелыми по колористике световоздушными пейзажами. Его живописи свойственны необычные эффекты, красочная фантасмагория. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на его картину «Китобойное судно».



Английские художники романтизма:

Иоганн Генрих Фюссли, Уильям Блейк, Джон Констебл, Уильям Тёрнер.

Совершенно в иной ипостаси предстает романтизм как направление искусства живописи во Франции.

Французский романтизм прежде всего был тесно связан с исторической обстановкой в стране. Это художественное течение отразило глубокое разочарование от результатов Великой французской революции, стало протестом против буржуазной действительности.

Художники-романтики Франции более активно, чем в других странах Западной Европы и России, восставали против традиционных академических принципов классицизма.

Французских художников увлекали сильные и деятельные личности, люди глубоких переживаний и страстного темперамента. Мастера живописи находили своих героев среди современников, в национальной истории.

Излюбленным жанром, в котором творили живописцы- романтики Франции, был портрет.
Именно в этом жанре они стремились отразить напряженность и динамику внутренней духовной жизни человека.



Раненый кирасир, покидающий поле боя — Теодор Жерико (1814. Париж, Лувр). Теодор Жерико — яркий представитель французской живописи эпохи романтизма

Триумф и последовавшее за ним поражение Наполеона как никогда остро поставили вопрос о роли личности в истории человечества. Поэтому образ бывшего императора Франции стал главным действующим лицом полотен многих французских художников-романтиков.

Важную роль в достижении своих романтических принципов и идеалов французские живописцы отводили жанру пейзажа. Он стал для них возможностью выражения восхищения силой и мощью природы.

Романтизм во Франции так же как и в других странах Западной Европы и России, во многом предвосхитил появление реализма. Большинство художников-романтиков в поздний период своего творчества обращались к реалистическому изображению действительности.

Французские художники романтизма

Жан Огюст Доминик Энгр, Жак-Луи Давид, Теодор Жерико, Оноре Домье.

Выше уже говорилось о том, что в каждой национальной культуре романтическое направление имело свой колорит, свои специфические особенности. В России начала XIX в. романтизм возник как антипод классицизму и сосуществовал одновременно с ним. Придерживаясь эстетики классицистических канонов, еще продолжали творить такие известные мастера живописи, как Андрей Иванович Иванов, Василий Кузьмич Шебуев, Григорий Иванович Угрюмов.



Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами — Григорий Иванович Угрюмов (1793)

Русские художники романтизма

Однако в творчестве нового поколения художников — Ореста Кипренского, Александра Орловского, Карла Брюллова, Михаила Лебедева, Алексея Венецианова и некоторых других — идеалы гармонии, душевного спокойствия, умиротворенности, присущие классицизму, сменяются повышенным интересом к внутреннему состоянию человека, его духовной жизни. В российской живописи зародился совершенно новый способ мышления и восприятия действительности.

Полемизируя с традициями классицизма, художники-романтики утверждали в своих произведениях индивидуальность творческой манеры, живописную динамику, силу и насыщенность цвета, яркие контрасты света и тени.




К. Брюллов. Нарцисс, 1821



О. Кипренский Портрет А.С. Пушкина, 1827



К. Брюллов. Нарцисс, 1821



К. Брюллов. Всадница. 1832

А.Г. Венецианов. Девушка с теленком, 1829, Третьяковская галерея, Москва
Ярчайшим представителем романтизма в живописи в русской культуре является художник-маринист И.К. Айвазовский.



Айвазовский. Девятый вал, 1850.

Музыка

Музыка заняла особое место в эстетике романтизма. Она была объявлена образцом и нормой для всех областей искусства, поскольку в силу своей специфики способна наиболее полно выразить движения души. «Музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются» (Г.Гейне).

Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последую­щий этап (1830–50-е годы) – творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века. Таким образом, если в литературе и живописи романтическое направление в ос­новном завершает свое развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее.

Ярким примером музыки романтизма является произведение Вагнера «Полет Валькирии» из оперы «Валькирия» https://www.youtube.com/watch?v=26rD7yPTKLY



Р. Вагнер



П.И. Чайковкий