Файл: Лекция 13. Художественная культура Европы xix века Для художественной культуры первой половины xix в.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
П.И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
https://www.youtube.com/watch?v=9a4DnEWXMHM
РЕАЛИЗМ
К середине XIX в. капиталистические отношения достигли состояния зрелости и поэтому была осознана невозможность реставрации аристократических или раннебуржузных идеалов.
Предметом художественной культуры становится действительность и существующая в ней личность. Окружающая человека социальная среда приобретает значение силы, определяющей поведение человека, заставляющей его исходить из условий и обстоятельств реального мира, а не из своей «свободной» воли. Мотивы человеческого поведения художники начинают искать не в явлениях субъектного духа, а в реальных жизненных коллизиях. Главный интерес художественного сознания перемещается с внутренних переживаний человека на связь внешних обстоятельств и порождаемых ими поступков и переживаний.
Новое видение мира было названо реализмом. Реализм XIX в. принято называть критическим (в отличие от реализма просветительского), так как его мироощущение основывалось, как и у романтизма, на неприятии буржуазного общества, но реалисты не мистифицировали его как романтики, а критиковали. Это стало следствием накопленного противоречивого общественного опыта, позволяющего реально оценить современную действительность.
Критический реализм выдвинул задачу правдивого, объективного и глубокого отображения действительности. Такая позиция не означала простого копирования того, что есть. Творческий метод реализма предполагает всесторонний анализ, глубокое проникновение в суть явлений и фактов, типизацию и отбор, оценку событий. Поэтому представители реализма стремились к максимальной объективности, конкретно-историческому отражению действительности. Избегая копирования реального, преодолевая эмпирическую данность, в отличие от натурализма, реалисты находили наиболее существенные проявления бытия, подвергая факты духовному осмыслению, жесткому отбору, изображая жизнь в формах самой жизни. Они заговорили четким, ясным, твердым языком, который пришел на смену зыбким, художественным метафорическим реалиям.
Представители этого направления привнесли в художественную культуру более трезвый, жесткий, аналитический взгляд на сущность человека, пытаясь развенчать малейшие иллюзии, мечтательность, приукрашивание, идеализацию тех или иных проявлений его внутреннего и внешнего мира, которые были свойственны романтизму и сентиментализму.
Реализм тяготел к образу гармоничной личности, заброшенной в этот суровый, неистовый мир, действующей в конкретных обстоятельствах, подвергающейся испытаниям, остро переживающей коллизии своей жизни. Она пыталась сопротивляться, отстаивая свою нравственную чистоту, и либо погибала, либо побеждала в борьбе с силами зла. Этот реальный человек интересен своей многоплановостью, непредсказуемостью. На передний план выдвигается социальный роман, причем, как отмечал О. Бальзак, французская литература создала тип общественного человека в многочисленных его проявлениях (Стендаль, Ги де Мопассан, Г. Флобер и другие французские представители этого направления). Английский социальный роман представлен такими видными мастерами как Ч. Диккенс, Д. Голсуорси, У. Теккерей, Т. Гард и др.
Архитектура
Реализм в архитектуре был выразительным, несложным, без затейливых форм и лишних деталей, с опорой на природную красоту и натуральность. Применялся в целом в зданиях городского назначения: заводских, фабричных, жилых. В направлении строительства новых типов сооружений и жилых комплексов развивается архитектура Франции, где начинают использовать новые материалы: стекло, сталь, железо, позже — железобетон.
В архитектуре того времени прочно переплелись сооружения разных стилей, среди которых: неороманский, египетский, греческий, неогреческий, чикагская школа, американский Ренессанс. Примеры применения нескольких стилей в одном сооружении встречались довольно часто.
Характерные черты реализма в архитектуре:
-
Простота и целесообразность формы и композиции -
Сочетание элементов разных стилей и направлений (эклектика) -
Использование новых строительных материалов (стекло, сталь, железо, железобетон).
В Англии во 2 половине 19 века главенствует викторианский стиль во всех сферах искусства, в том числе и в архитектуре:
Королевский зал искусств и наук имени Альберта (Royal Albert Hall of Arts and Sciences) – одно из самых известных зданий в Соединенном Королевстве. Ярчайший пример викторианской архитектуры был не только построен при жизни королевы, но Виктория самолично проводила церемонию открытия (1871 г).
Викторианские дома
Живопись
Начав свой путь во Франции в 1840-х годов, реализм произвел революцию в живописи, расширив представления о том, что представляет собой искусство. Работая в эпоху, отмеченную многочисленными социальными изменениями, художники-реалисты заменили идеалистические образы и литературные представления о традиционном искусстве реальными событиями, придав им такую же значимость, как и историческим картинам и аллегориям. Стремление привнести повседневность в свои полотна стало проявлением желания художников объединить искусство и жизнь.
Реализм затронул многочисленные аспекты социального, экономического, политического и культурного плана, рисуя их без прикрас. Романтические пейзажи, которые постепенно становились ареной конфликта между человеком и природой, стали утрачивать актуальность. Палитра художников-реалистов тяготела к темным, землистым оттенкам, что шло вразрез с идеалами красоты высокого искусства. Темы картин зачастую были обличительными, высмеивающими нравы и ценности буржуазии и монархии, которые покровительствовали рынку искусства.
Гюстав Курбе. Похороны в Орнанне. 1850
Г. Курбе. Веяльщицы, 1853.
Э. Мане. Завтрак на траве, 1863.
Реализм стал мощнейшей основой русской живописи 2-ой пол. XIX века. Появилось множество прекрасных художников. Это и В. Перов ("Тройка", "Проводы покойника", "Охотники на привале"). Это и целая плеяда художников - передвижников: И. Крамской ("Христос в пустыне", "Портрет неизвестной", "Неутешное горе"); И. Прянишников ("Шутники"), А. Куинджи ("Берёзовая роща"), А. Саврасов ("Грачи прилетели"), И. Шишкин (серия пейзажей), В. Поленов ("Московский дворик"), И. Репин ("Бурлаки на Волге", "Не ждали"), И. Левитан ("Вечерний звон", "Над вечным покоем"), В. Суриков ("Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова") и др. Каждый из них - ярчайшее явление в истории изобразительного искусства.
*Кто такие художники-передвижники?
В произведениях реалистов предстает широкая панорама общественной жизни и проблем XIX - начала XX столетий. Реализм тщательно изучал обстоятельства жизни своих героев. Наиболее полное выражение он нашел в жанре социального романа. Писатели-реалисты, в отличие от романтиков, признавали ценность "низкой" действительности, стремились изучить ее и всесторонне изобразить посредством типических образов и обстоятельств. Реализм в европейской литературе представлен произведениями Ч. Диккенса ("Дэвид Копперфилд", "Домби и сын", "Тяжелые времена"), У. Теккерея ("Ярмарка тщеславия"). О. де Бальзака (многотомная "Человеческая комедия"), Стендаля ("Красное и чёрное", "Пармская обитель"), Г. Флобера ("Госпожа Бовари", "Воспитание чувств"), Ги де Мопассана ("Жизнь", "Милый друг"), А. Франса ("Современная история"), Р. Роллана ("Кола Брюньон"), Г. Ибсена ("Враг народа", "Кукольны йдом"), Д. Голсуорси ("Сага о Форсайтах"), Б. Шоу ("Дома вдовца", "Пигмалион") и многих других.