Файл: Анализ фгос дошкольного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Из чего будет состоять методический шлейф программы?

За 20 лет существования библиотеку программы «Детство» составили более 170 пособий, представляющих ее научно-методическое и методическое обеспечение. На современном этапе программа «Детство» будет представлять собой единый программно-методический комплекс, включающий:

  • программу «Детство» для детей от рождения и до 7 лет;

  • методическое обеспечение реализации содержания программы в дошкольных образовательных организациях и в семье;

  • методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство».

  • мониторинг развития ребенка и образовательного процесса в условиях реализации программы «Детство».



Почему Программу «Детство» можно назвать комплексной?

Авторы Программы являются сторонниками целостного развития ребенка в период до школы как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.

Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними.

Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Это комплексная образовательная программа. Ее использование требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способности строить педагогический процесс по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики. В осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода к детям воспитателю помогут краткие характеристики достижений детей в освоении содержания программы. Каждый ребенок развивается в своем темпе; задача воспитателя — бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста.



Почему игра стала самостоятельным разделом Программы «Детство»?

При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Поэтому особым разделом Программы стал раздел – Игра как особое пространство развития ребенка.

Каковы перспективы работы по совершенствованию и развитию Программы «Детство»?

Ближайшие планы авторов Программы – разработка полноценного методического комплекса, который был бы адресован всем субъектам дошкольного образования: детям и их родителям; педагогам и руководителям; будущим педагогам и их преподавателям.

Особое значение для авторов имеет серия пособий «Из опыта работы по программе «Детство», в которой каждый педагог может опубликовать свои авторские методические находки и результаты инновационного опыта.
3. Анализ коррекционно-развивающих программ для учителя-логопеда ДОУ

 В логопедических группах коррекционное воздействие осуществляется строго в соответствии со специальными программами обучения и воспитания детей с нарушениями речи.  Авторами специализированных  программ для дошкольников с нарушениями речи являются: Т.Б.Филичева,    Г.В.Чиркина,   Т.В. Туманова (2009);        Л.Б. Баряева,  О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.; Под ред. проф. Л.В. Лопатиной (2009) -для детей с тяжелыми нарушениями речи.

       Авторы: Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.; Под ред. проф. Л.В. Лопатиной  в «Программе воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (2009) предлагают делить логопедическую работу на  ступени:

-первая ступень обучения (младший дошкольный возраст) 3-3,5 до 4-4,5 лет

-вторая ступень обучения (средний дошкольный возраст) 4,5-5,5 лет

-третья ступень обучения (старший дошкольный возраст) 5,5-6,5-7 лет

      Программа предназначена для специалистов дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного вида, детских домов, в которых воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) от 3,5–4,5 до 7 лет.  Программой   предложена  организация коррекционно-развивающей работы с каждой возрастной группой детей по разным направлениям, что обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению в образовательном учреждении общего типа.


Одним из приоритетных направлений в области образования является ранняя помощь детям с отклонениями в развитии. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей раннего возраста с нарушениями в речевом развитии разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте; с другой стороны, существуют трудности дифференциальной диагностики речевого дизонтогенеза и как результат – недостаточная разработанность практических рекомендаций по проведению коррекционно-педагогической работы с детьми данного возраста.

         Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения: структурно-системный принцип, принцип комплексности, принцип дифференциации, принцип концентризма, принцип последовательности, принцип коммуникативности, принцип минимизации, принцип доступности, индивидуализации, интенсивности, сознательности и активности, а так же принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения.

    Много внимания авторы уделяют преодолению фонематического недоразвития. На всех ступенях - этапах результат достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Дети, поступающие в логопедические группы должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

      Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

     Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на каждом возрастном этапе.

     На первой ступени логопедической работы основное значение придается стимулированию речевой активности детей на специальных логопедических занятиях, которые проводятся в индивидуальной и групповой форме. У детей формируется мотивационно - потребностный компонент речевой деятельности, развиваются когнитивные предпосылки речевой деятельности: восприятие, внимание, память, мышление. Одной из важных задач обучения в этот период является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира.


    Первая ступень состоит из подготовительного и основного этапов логопедической работы.  В первую очередь у детей должна быть уточнена артикуляционная основа для дальнейшего развития фонематического восприятия и звукового анализа. С этой целью используются сохранные звуки, при произношении которых дети чаще всего не испытывают артикуляционных затруднений.

      Таким образом, осуществляя коррекцию нарушений фонетической стороны, уделяется внимание развитию произносительных навыков в работе над гласными:    

 [ А], [У], [И], [О], [Э] и согласными  [ П ], [Б], [М], [Т], [Д], [Н], [К],[Г], [Х], [Ф],[ В]  звуками , но без дифференциации на мягкие, твердые, глухие и звонкие).  Обучение  различению контрастных гласных (И -У), (И-О), (А-У) и близких по артикуляции согласных в открытых слогах: (М-Б), (Н-Д). В то же время нельзя считать, что процесс формирования этих звуков закончен полностью. Нередко многие звуки произносятся детьми в речевом потоке недостаточно отчетливо, с вялой артикуляцией.  Детей учат воспринимать и воспроизводить ритмы простых слов, произносить слоги в чистоговорках с отхлопыванием и договариванием слов.

     Обучение детей  на второй ступени обучения осуществляется так же  двумя этапами. На подготовительном этапе  формируется произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, зрительно-пространственные представления. Формируются мыслительные операции обобщения, сравнения, классификации, анализа и синтеза, что является базой для формирования и развития фонематической стороны речи.  Предлагается работать над восприятием ритмических структур с целью формирования слухо - зрительного и слухо - моторного взаимодействия.

         Проводятся занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова.

         Основным в содержании логопедических занятий на третьей ступени обучения является совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности. В работе над фонематическими функциями учитываются закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков. В этот период продолжается и усложняется работа по совершенствованию анализа и синтеза звукового состава слова. Отрабатываются навыки элементарного фонематического анализа и формируется способность к осуществлению более сложных его форм с постепенным переводом речевых умений во внутренний план.