Файл: Анализ фгос дошкольного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


      Дети обучаются на  основном этапе обозначению различных по длительности и громкости звучаний графическими знаками.  Продолжается развитие простых форм фонематического анализа, синтеза и представлений. Формируются способности  осуществлять сложные формы фонематического анализа: определять местоположение звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков в словах. Так же, постепенно происходит знакомство с понятиями « слово», « слог» На этом же этапе формируется мотивация к школьному обучению.

        Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется в программе  большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками.

       Такая последовательность работы позволяет  быстро включать упражнения в различении звуков, что способствует спонтанному появлению в речи детей новых звуков и значительно облегчает  этап работы над дифференциацией.

        Большое внимание уделяется гласным звукам, от четкости произношения которых в значительной мере зависит внятность речи. Кроме того, правильное произношение гласных играет большую роль при анализе звукового состава слова.

        На основании уточненных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т.е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове.

       Материал для  логопедической работы подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь.

      С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития.

Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.


       В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте — вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов. И лишь позднее дети овладевают навыком звукослогового анализа и синтеза двухтрехсложных слов. Навыки речезвукового анализа и синтеза углубляются и совершенствуются в процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте.

       Предусмотрена следующая последовательность:

       Работа начинается с уточнения артикуляции звуков у, а, и. Эти же звуки используются для наиболее легкой формы анализа — выделения первого гласного звука из начала слов. Детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности. Четко артикулируя, они произносят указанные звуки, например, [а, у] или [ и, у, а], а затем определяют количество их и последовательность. Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа: aн, ут, ок. Дети учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк).

        После указанных упражнений дети легко овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са.

        Постепенно осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы.

        Наряду с закреплением всех полученных навыков, ребенок знакомится с буквами, их графическим образом,  слогом и словом.

        К моменту окончания всех этапов дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.

       В программе так же предложены к каждому разделу перечень оборудования и материалов, игр и игровых упражнений, обучающих игровых ситуаций.

       Программа обучения детей с ОНР, в которой большое внимание уделяется развитию фонематического слуха и внимания разработана Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. В "Программе обучения и воспитания детей с ОНР". Авторы  предлагают задания, направленные на развитие фонематических процессов и подобранные с учётом возрастных особенностей детей. Программа создана для детей старшего дошкольного возраста. В ней работа по развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию слухового восприятия. Процесс обучения делится на три периода. В течение первого периода обучения детей учат чётко, даже утрированно, воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удержанию в памяти ряда, состоящего из 3-4-х гласных звуков, что очень важно для профилактики звукослоговых нарушений и их коррекции. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме. Отработка правильного произношения простых согласных звуков сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие слоги среди других слогов, а также определять наличие данного звука в слове. Сначала дети выделяют начальную позицию звука в слове, затем конечную. Много внимания уделяется запоминанию слоговых рядов, типа та - ат, пу - уп - пу и так далее. Эти слоги произносятся с разной интонацией, силой голоса, медленно и отрывисто, с выделением ударного слога. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов с этим звуком осуществляется в процессе игр с использованием различного дидактического материала. Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, переходят к определению его места в слове. Умение выделять гласные и согласные звуки позволяет перейти к анализу и синтезу обратных слогов (ат, ап, уп и т.д.).



           Во втором периоде новым является усиление направленности на дифференциацию (на слух и в произношении) звуков по принципу твёрдости и мягкости, звонкости и глухости, продолжается работа по закреплению навыков звукового анализа и синтеза. На  материале изучаемых звуков дети тренируются в выделении согласного в слове, определении его позиции (начало, середина, конец слова); составлении слогов типа  ас-са, цу-цо и т.д. В это же время определяют гласный в положении после согласного: мак, суп, кот и т.д.  В конце второго периода обучения дети самостоятельно в устной форме анализируют слоги типа са-со-су, соединяют отдельные звуки (согласные и гласные) в прямые слоги и преобразуют их (са-су, цу-цо и т.д.) в то же время на практике усваиваются термины: слог, слово, гласные звуки, согласные звуки (звонкие, глухие, мягкие, твёрдые), предложение.

        В третьем периоде обучения на каждом логопедическом занятии даются упражнения на звуковой анализ и синтез. Основной единицей изучения является теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, где длинной полоской обозначено слово, короткими полосками – слоги. Выделяются гласные звуки – красными кружочками, согласные – синими. К концу третьего периода дети самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (рак, шум, лук), слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) и слов типа: стол, стул, шкаф.

        Иннова́ция, нововведение (с английского innovation) - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным  результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

     Термин «инновация»  означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно  - «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.


     Более общее это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена. [Материал из Википедии //Internet - http://ru.wikipedia.org].
      Идеи, воплощенные в трудах, таких авторов, как З.Е Агранович, Г.Г.Голубевой, С. Е. Большаковой, по праву можно считать инновационными в сфере преодоления звукослоговых нарушений в речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

      В пособии  С.Е Большаковой  подробно описаны причины трудностей формирования слоговой структуры слова, виды ошибок, методика работы по их устранению. Пособие предназначено для работы логопедов, воспитателей, может использоваться родителями. Уделяется внимание развитию таких предпосылок формирования слоговой структуры, как оптико - и сомато-пространственные представления, ориентация в двухмерном пространстве, динамическая и ритмическая организация движений. Автор предлагает прием мануального подкрепления, облегчающий детям артикуляционные переключения и предотвращающий пропуски и замены слогов. Дается порядок освоения слов со стечениями согласных. Игры каждого этапа содержат речевой материал, подобранный с учетом программ логопедического обучения. Дополнительно для работы по коррекции слоговой структуры слова предлагается стимульный материал.

       Автором  предлагается 14 типов слов, над которыми последовательно проводится работа по преодолению нарушений слоговой структуры. В данной работе рекомендовано  использовать стимульный материал. Далее приводится система упражнений. Далее следует уделить внимание формированию  предпосылок развития слоговой структуры слова

К предпосылкам формирования слоговой структуры слова относят пространственный, динамический и ритмический факторы психической деятельности. Их зрелость проявляется в способности ребенка к последовательной переработке звуковых сигналов (при восприятии) и к линейному построению артикуляционных движений (при проговаривании) (А.Р. Лурия, А.В. Семенович, И.Т. Власенко, Т.В. Ахутина и др.).

Индикатором сформированности оптико-пространственной ориентации, ритмического и динамического построения движений являются продуктивные виды деятельности, связанные с практическим освоением пространства и формированием пространственных представлений (А.В. Венгер, О.С. Бот, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина). В связи с этим представлен перечень и примеры следующих упражнений:

-Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации

-Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации


-Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве

(на листе бумаги)

-Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации

-Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.

      После С.Е. Большакова   рекомендует проводить работу над гласными звуками, над слогами и над слогами со стечением согласных. Работа над словами проходит в два этапа.  Далее следуют упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа, упражнения на повторение с выделением ударного слога, упражнения с перестановкой слогов на оценку нормативности произнесения. Следующим моментом являются упражнения на переход к слитному произнесению, на образование словосочетаний, составление коротких предложений с изученными словами, упражнения на дифференциацию слов изучаемого типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре. В конце пособия представлен комплекс заданий для закрепления и повторения материала.

     З.Е. Агранович в работе «В помощь  логопедам и родителям» своей целью определяет   привлечение родителей под руководством логопеда к активному участию в коррекционном процессе по преодолению фонематического недоразвития речи и профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников.
       В основу пособия положены дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность и системность при изучении материала. Автор выражает  надежду, что книга поможет родителям, логопедам и воспитателям ДОУ в работе по формированию фонематических процессов у детей, познакомит с формами организации и методикой проведения занятий.
    В процессе занятий с детьми родителям и педагогам рекомендовано   соблюдать  правила:

-Принуждать ребенка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребенку.

-За одно занятие не следует давать больше 2—5 заданий (в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка).

-Продолжительность одного занятия должна быть не больше 20—25 минут.

-К следующим заданиям можно переходить только после прочного усвоения содержания предыдущего материала, а также умения применять его на практике.

-Всю работу по формированию у ребенка фонематического восприятия родители и воспитатели должны согласовывать с логопедом, обращаться к нему при всех затруднениях.