Файл: Организация психологопедагогического сопровождения родителей, воспитывающих детейаутистов содержит 58 страниц текстового документа, 40 использованных источников..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.3 Специфика работы педагога-психолога с родителями, воспитывающими детей-аутистов Проблемы родителей, воспитывающих детей-аутистов, столь глубоки и обширны, что разовой консультацией их не разрешить. Необходимым условием работы педагога-психолога сданной категорией родителей является психолого-педагогическое сопровождение, те. организация многократных встреч, при необходимости с привлечением других специалистов Для организации психолого-педагогического сопровождения родителей детей-аутистов необходимо соблюдение следующих условий
- встречи педагога-психолога с родителем должны быть многократны. Накопленные в течение длительного времени проблемы невозможно решить за одну встречу. Родителям надо быть готовым к многократным встречам со специалистом
- в коррекционном процессе важна активность родителя. Он не должен выступать в роли пассивного наблюдателя. Коррекционная работа будет результативна только при условии высокой мотивации родителей, ориентации их на успехи глубинной внутренней работе, направленной на переосмысление собственных взглядов, убеждений, предположений и стереотипов. Мотивация родителей на активную действенную позицию выступает как одна из важных задач педагога-психолога;
- участие в коррекционной работе всех членов семьи, а по возможности и ближайшего окружения. Проблема в таких семьях это не личная проблема одного из родителей, а проблема общесемейная, и решать ее необходимо всей семьей. В противном случае, возможен обратимый процесс, и эффективность работы будет очень низка [35].

24 Как отмечает В.В. Ткачева, взаимодействие с родителями осуществляется в педагогическом и психологическом направлении. Психологическое направление ставит своей целью переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей, в первую очередь матери. Оно направлено на оптимизацию самосознания и позволяет сформировать адекватные способы ее взаимодействия с ребенком. Этот процесс становится возможным в случае нейтрализации или снижения степени выраженности фрустрирующего воздействия эмоционального стресса, в котором находятся родители ребенка-аутиста. Однако следует признать, что психологическая коррекция личностной и межличностной сфер чаще проводится с матерями детей-аутистов, в силу того, что отцы заняты на работе, а матери больше времени заняты с ребенком [35]. Ослабление интенсивности чувственных переживаний индивидуума возможно при условии переориентации объекта переживаний с фатальности, когда проблематичность обстоятельств воспринимается как неподдающаяся разрешению, на инициативы, направленные на преодоление этой проблемы. Процесс переориентации должен осуществляться поэтапно, не форсировано. По мнению И.Ю. Левченко и В.В. Ткачевой, для матерей детей- аутистов необходима коррекционная работа. Включение матери в коррекционную работу со своим ребенком дает ей возможность персонального участия в формировании его будущего и возможность проявления своего внутреннего потенциала, служит корректировке ее самооценки, повышению самоуважения и одновременно способствует снижению эмоционального дисбаланса в семье. Мать ребёнка-аутиста обучается определенному набору специализированных дидактических приемов, рекомендуемых в методике коррекционного обучения. Учеба мамы и ребенка проводится под руководством педагога-психолога с помощью психологических средств. Одновременно педагогический процесс, реализуемый по отношению к ребенку как образовательный, в отношении его матери трансформируется в психокоррекционный [16].

25 Сточки зрения Т.В. Ананьевой для нормализации адекватного взаимодействия родителей с детьми педагог-психолог включает в свою деятельность
- коррекцию неэффективных форм поведения агрессии, предвзятости в оценке поведения как своего, таки ребенка, отстраненности, неприятия и др
- обучение наиболее продуктивным формам взаимодействия с микросоциумом: с ребенком, близким окружением, родственниками, а также, со специалистами коррекционной организации, другими лицами
- совершенствование умений любить и уважать ребенка
- развитие навыков управления эмоциями сдерживание гнева, раздражения, возникающие в ответ на недостаточную умелость ребенка
- обучение родителей проникновению в проблемы своего ребенка, переход из позиций защищаюсь и противостою в позицию взаимодействую (А кто его научит, если не я
- снижение гиперболизации проблем ребенка с
ОВЗ, незаинтересованности в его развитии (Из него никогда ничего не получится
- коррекцию взаимоотношений с ребенком переход из гипер- или гипоопеки, к оптимальному взаимодействию, уважению его личности и предоставлению ему достаточной автономности
- расширение сферы креативного сотрудничества с ребенком [1]. В целях совершенствования ранжирования жизненных ценностей родителей ребенка-аутиста педагог-психолог:
- проводит коррекцию их эндогенного психологического состояния состояние неуспеха, обусловленное дефектами развития ребенка, должно быть переведено в осознание его возможностей, в возможность радоваться его посильных успехов
- переориентирует установку на ценность бытия ребенка, независимо от его психических и физических особенностей, и ценность общения с ним Ценно то, что он любит Вас, а Вы любит его

26
- способствует личностному росту родителей в процессе взаимодействия с ребенком в обучении и воспитании
- содействует переводу установки родителей из позиции переживания по поводу дефекта в развитии ребенка в позицию креативного поиска путей реализации имеющихся у ребенка потенциалов
- проводит мероприятия, способствующие повышению самооценки родителей, основанной на результатах своего колоссального труда и успехах ребенка
- преобразует процессы воспитания и образования, реализуемые членами семьи в направлении ребенка, в процесс психокоррекции по отношению к себе [8]. По мнению И.Ю. Левченко, для достижения поставленных целей при работе с родителями педагог-психолог организует ряд мероприятий, который, в частности, включает
- показ родителям методических приемов воздействия, направленных на коррекцию дефектов развития, формирование навыков целесообразного поведения, гармонизацию личности ребенка с ОВЗ;
- фиксирование родителями основных моментов занятий, проводимых педагогом-психологом сих ребенком
- проведение родителями занятий или их части под руководством педагога-психолога;
- поручение выполнения домашних заданий со своим ребенком
- подготовка наглядных дидактических пособий, используемых на занятиях и при выполнении домашних заданий, которые учитывают особенности дефекта и психики ребёнка;
- рекомендация литературных источников, позволяющих ознакомиться с методикой работы с детьми-аутистами, на доступном для родителей уровне
[16]. Роль педагога-психолога в сопровождении семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья является ведущей. Специалист

27 задействует родителей в учебно-образовательном процессе, убеждает их в том, что именно в их помощи нуждается ребенок, что именно мать и отец могут оказать ему самую необходимую поддержку. Педагог-психолог формирует у близких ребенка интерес к процессу его развития, демонстрирует достижимость маленьких, но значимых для него результатов. Специалист развивает у членов семьи чувство успешности, а также компетентность в психолого-педагогической сфере, раскрывает потенциал личностной самоактуализации, стимулирует поиск творческих подходов к обучению ребенка и желание участвовать в изучении его возможностей, реализации творческих замыслов в работе с ним Привлекая членов семьи к работе с ребенком, педагог-психолог дает им возможность испытать радость успеха, закрепить положительные эмоциональные реакции. Это позволяет рассматривать образовательный процесс как психокоррекционный. Главная задача специалиста – продемонстрировать родителям возможность поиска и обретения выхода из создавшейся ситуации путем реализации их собственной деятельности. В итоге, воспитательная и обучающая деятельность родителей содействует перестройке их личности на принятие ребенка-аутиста и на объективную оценку его достоинств и недостатков [5]. Семья как малая группа создает по отношению ко всем своим членам такие условия для удовлетворения потребностей в общении, эмоциональных контактах, которые в дальнейшем станут основой социальной адаптации.
Ребенок-аутист испытывает постоянную потребность в эмоционально- положительном общении с родителями. Возникающие в процессе общения эмоции оказывают влияние на его психическое здоровье, определяя его отношение к окружающему миру В литературе по психологии и педагогике неоднократно указывалось на необходимость научного изучения таких семей и на разработку коррекционных мер, предназначенных для реализации им конкретной помощи [20].

28 Усилия должны быть направлены на социальную реабилитацию семьи и, с другой стороны, нужно создать условия для поддержания инициативы самой семьи в реабилитации ребенка-аутиста. Именно в семье формируется та социальная роль, которую он будет демонстрировать, а это может быть роль больного, роль здорового (ведущая к отрицанию факта своей инвалидности. И таи другая роль негативны. С психологической точки зрения только в семье может быть выработана единственно правильная установка — адекватно рассматривать умственное или физическое отклонение в развитии ребенка [27]. Ребенок с особыми нуждами способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях, однако, как отмечает АР. Маллер, успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа учреждения должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей [19, с. 202]. Практически все семьи, воспитывающие ребенка-аутиста, нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье, таки в педагогической помощи, которая связана совладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет, нов котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. Семья влияет на особенности развития ребенка чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка. Эти положения должны учитываться как в диагностической, таки в коррекционной работе с ребенком с ограниченными возможностями Без особых затруднений у ребенка формируются многие качества личности в семье, где царит доброжелательность, любовь и уважение, все

29 члены семьи помогают друг другу. Тогда легче усваивается опыт нравственного поведения и первичного социального общения. Следовательно, воспитание ребенка должно начинаться с воспитания, самовоспитания и самообразования родителей. Они должны знать, не только как ухаживать за ребенком, но и каким образом развивать психику ребенка и формировать его как личность [22]. В работе должен поддерживаться принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. ГА. Мишина пишет необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправного партнера по коррекционному процессу [22, с. 60]. Как правило, родители, обращаясь за консультацией, хотят, чтобы ребенку чем-либо помогли (например, снять повышенное возбуждение. Специалист не должен им говорить о том, что он никогда не научится этому или что-то подобное. В этом случае родители скорее всего не захотят продолжать встречи. Здесь необходимо очень тактично подойти к ответу, сказав, что и этому будет уделено внимание на занятиях, но только чуть позже. Далее входе коррекционно-педагогической работы родители уже не будут вспоминать об этом. Но таким образом будет положено начало общению между специалистом и родителями [22]. Таким образом, мы пришли к выводу, что необходима специально ориентированная помощь педагога-психолога для родителей детей-аутистов. Работа педагога-психолога направлена на повышение психологической компетентности родителей, обучение наиболее эффективным формам взаимодействия с ребенком-аутистом, определение наиболее эффективных форм и методов в воспитании с учетом возрастных особенностей детей, прогнозирования развития семьи, повышения ее психолого-педагогической культуры как средства перехода семьи из объекта воспитания в субъект саморазвития и саморегуляции, совершенствование условий семейного

30 воспитания в различных типах семей, корректировки содержания, форм и методов воспитания с учетом возрастных особенностей детей, прогнозирования развития семьи, повышения ее психолого-педагогической культуры как средства перехода семьи из объекта воспитания в субъект саморазвития и саморегуляции. В результате педагог-психолог при взаимодействии с родителями детей-аутистов не только передает определенные минимальные дидактические знания, но и вселяет в них уверенность в свои возможности как участников процесса сопровождения. Совместная коррекционно-развивающая деятельность, основанная на творческом и эмоциональном отношении к ребенку, позволяет даже при продолжительном стрессе нивелировать разрушительное внутреннее психологическое состояние членов семьи, актуализировать их жизненные ресурсы.

31 Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-
АУТИСТОВ, И ИХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
2.1 Организация и методы исследования Экспериментальное исследование организовано нами на базе благотворительного фонда Живое дыхание г. Красноярска, Красноярского края с целью изучения психологических особенностей родителей, воспитывающих детей-аутистов, и их психолого-педагогического сопровождения. Выборка представлена родителями в возрасте 28-46 лет в количестве 10 человек. Этапы экспериментального исследования
1 этап (ноябрь 2018 г) – определение методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (декабрь 2018 г. – январь 2019 г) - проведение диагностики психологических особенностей семей, имеющих детей-аутистов; анализ полученных результатов исследования.
3 этап (февраль 2019 г. – май 2019 г. ) - определение системы сопровождения семей, имеющих детей-аутистов; формулирование выводов. В исследовании мы использовали следующие методики
1. Методика Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности (авторы - Ч.Д. Спилбергер, ЮЛ. Ханин).
Цель:определение уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий веер ситуаций как угрожающие,

32 отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени [28].
2. Методика факторный личностный опросник (автор – Р.
Кеттелл). Цель определение особенностей характера, склонностей и интересов личности. Данная методика Р. Кеттелла одна из наиболее известных многофакторных методик, созданная в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. Согласно теории личностных черт Кеттелла, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт, определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняется различиями в выраженности личностных черт [14]. Далее мы опишем результаты экспериментального исследования.
2.2 Анализ результатов исследования Опишем результаты экспериментального исследования семей, имеющих детей-аутистов. В таблице 1 представлены результаты диагностики семей, имеющих детей-аутистов по методике Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности (авторы – Ч.Д. Спилбергер, ЮЛ. Ханин).

33 Таблица 1 – Результаты диагностики семей, имеющих детей-аутистов, по методике Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности авторы – Ч.Д. Спилбергер, ЮЛ. Ханин)
Уровень тревожности Ситуативная тревожность Личностная тревожность
Кол-во человек
% от общего числа
Кол-во человек
% от общего числа Низкий
1 10 2
20 Умеренный
4 40 1
10 Высокий
5 50 7
70 Проанализировав результаты, полученные по шкале Ситуативная тревожность, мы отмечаем, что 5 родителей (50 %) имеют высокие показатели, что свидетельствует о том, что родитель находится под воздействием стрессовой ситуации и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. 1 испытуемый (10%) имеет низкий уровень. Это говорит о том, что испытуемый, напротив, требует пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности. Анализируя результаты, полученные по шкале Личностная тревожность, показал, что 7 человек (70%) набрали высокий балл. Это признак того, что взрослый проявляет склонность воспринимать ситуацию за угрозу в широком диапазоне. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Такая тревожность может сопровождаться наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и даже психосоматическими заболеваниями. 2 родителя (20%) имеют низкий уровень. Это свидетельствует о том, что

34 родители нуждаются в возбуждении заинтересованности, высвечивании чувства ответственности в решении тех или иных задач. Таким образом, анализ данных, полученных при помощи методики Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности (авторы –
Ч.Д. Спилбергер, ЮЛ. Ханин), показал, что ситуативную тревожность имеют 60% родителей, а личностную – 90% родителей. В таблице 2 представлены результаты диагностики семей, имеющих детей-аутистов, по методике факторный личностный опросник (автор – Р. Кеттелл). В результате проведенного эксперимента было установлено, что все 10 испытуемых по фактору MD: адекватная самооценка – неадекватная самооценка имеют от 1 до 4 баллов. Это свидетельствует о том, что в группе исследуемых все правдиво отвечали на вопросы данного теста. Таблица 2 – Результаты диагностики семей, имеющих детей-аутистов по методике факторный личностный опросник (автор – Р. Кеттелл)
Шкала Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Кол-во человек от общего числа
Кол-во человек от общего числа
Кол-во человек от общего числа
Фактор MD адекватная самооценка – неадекватная самооценка
-
-
-
-
10 100 Фактор А замкнутость - общительность
-
-
2 20 8
80 Фактор B развитое мышление - ограниченное мышление
3 30 5
50 2
20 Фактор C эмоциональная стабильность – эмоциональная неустойчивость
-
-
2 20 8
80

35 Окончание Таблицы 2 Фактор Е подчиненность - доминантность
-
-
5 50 5
50 Фактор F сдержанность - экспрессивность
-
-
3 30 7
70 Фактор G: беспринципность – смелость
3 30 6
60 1
10 Фактор Н робость - смелость
1 10 9
90
-
- Фактор I жесткость – чувствительность
4 40 6
60
-
- Фактор L подозрительность - доверчивость
3 30 2
20 5
50 Фактор M мечтательность
- практичность
2 20 3
30 5
50 Фактор N прямолинейность - дипломатичность
5 50 3
30 2
20 Фактор О спокойствие - тревожность
5 50 5
50
-
- Фактор Q1 консерватизм - радикализм
2 20 6
60 2
20 Фактор Q2 конформизм - нонконформизм
2 20 4
40 4
40 Фактор Q3 низкий самоконтроль - высокий самоконтроль
1 10 3
30 6
60 Фактор Q4 расслабленность - напряженность
-
-
5 50 5
50 Анализируя результаты, полученные по фактору А замкнутость - общительность, мы отмечаем, что 2 родителя (20%) имеют средние

36 показатели. Это свидетельствует о том, что они обращенны вовне, легкие в общении, участвующие аффективно. У 8 родителей (80%) выявлены низкие показатели. Испытуемые склонны к холодности, ригидности, отчужденности и скептицизму. Таких личностей люди привлекают менее, в отличие от вещей. Они предпочитают работать сами, избегая компромиссов. Склонны к точности, ригидности в деятельности, личных установках. Иногда склонны быть критически настроенными, несгибаемыми, жесткими, твердыми. Проанализировав результаты по фактору В развитое мышление – ограниченное мышление, мы выявили, что 3 родителям (30%) характерны высокие показатели, что свидетельствует о быстром восприятии информации. Существует некоторая взаимосвязь с культурным уровнем, а также с реактивностью. Высокие баллы характеризуют отсутствие снижения функций интеллекта. У 5 родителей (50%) выявлены средние показатели. Это говорит о среднем интеллектуальном развитии, абстрактном мышлении, разумности. 2 родителя (20%) имеют низкие показатели, что свидетельствует о менее интеллектуальном развитии, предпочтении конкретной, буквальной интерпретации. Данные показатели или отражают низкий интеллект, или являются следствием снижения функций в результате психопатологии. Анализируя результаты, полученные по фактору С эмоциональная стабильность – эмоциональная неустойчивость, мы констатируем, что 2 родителя (20%) имеют средние показатели. Это говорит об эмоциональной устойчивости, трезвости оценивания действительности, активности, зрелости. У 8 родителей (80%) выявлены низкие показатели. Данный факт свидетельствует о том, что у родителей имеется низкий уровень в отношении фрустрации, изменчивы и пластичны, избегают требования действительности, невротически утомляемые, раздражительны, эмоционально возбудимы, имеют невротическую симптоматику (фобии, нарушения сна, психосоматические расстройства. Мы выявили, что по фактору Е подчиненность - доминантность 5 родителей (50%) имеют средние показатели. Это говорит о том, что в группе

37 исследуемых преобладают самоутверждающиеся, независимые, агрессивные, упрямые (доминантные) люди. 5 родителей (50%) имеют низкие показатели. Данный факт свидетельствует о скромности, покорности, мягкости, уступчивости, податливости, конформности. Нередко зависимы, признают свою вину. Стремятся к навязчивому соблюдению правил, корректности. Эта пассивность является частью многих невротических синдромов. Проанализировав результаты, полученные по фактору
F: сдержанность - экспрессивность, мы отмечаем, что для 3 родителей (30%) характерен средний уровень. Это свидетельствует о том, что в группе преобладают родители импульсивно-живые, веселые, полные энтузиазма. У 7 родителей (70%) выявлен низкий уровень. Такие люди неторопливы, сдержанны, иногда мрачны, осмотрительны, пессимистичны. Их считают очень точными, трезвыми, надежными людьми. Анализируя результаты, полученные по фактору G: беспринципность
- смелость мы выявили 3 родителя (30%) с высокими показатели. Эти родители требовательны к себе, руководствуются чувством долга, берут на себя ответственность, добросовестны, настойчивы, склонны к морализированию, предпочитают работящих людей, остроумны. 6 родителей
(60%) имеют средние показатели. Данный факт свидетельствует о том, что испытуемые сознательные, настойчивые, на них можно положиться, степенные, обязательные люди. У 1 родителя (10%) выявлен низкий показатель. Это свидетельствует о тенденции к непостоянству целей, непринужденности в поведении, не прилагает усилий к выполнению социально-культурных требований, выполнению групповых задач. От влияния группы его свобода может вести к асоциальным поступкам, но временами делает его деятельность более результативной. Отказ от подчинения правилам уменьшает соматические расстройства при стрессе. Анализируя результаты, полученные по фактору Н робость - смелость, мы констатируем, что 1 родитель (10%) имеет высокие показатели, что говорит об общительности, смелости, испытании новых

38 вещей. Этот человек спонтанный и живой в эмоциональной сфере. Его толстокожесть позволяет ему переносить жалобы и слезы, трудности в общении с людьми в эмоционально напряженных ситуациях. Может небрежно относиться к деталям, не реагировать на сигналы об опасности. 9 родителей (90%) имеют средние показатели. Это свидетельствует об авантюрности, социальной смелости, незаторможенности, спонтанности. По фактору I: жесткость – чувствительность 4 родителям (40%) характерен высокий уровень. Люди с высокими показателями поэтому фактору относятся к физически и умственно утонченным. Они склонны к рефлексии, задумываются над своими ошибками и путями избежания таковых. Они мечтательные, слабые, разборчивые, женственные, капризные, иногда требовательные к вниманию, помощи, зависимые, непрактичные. Не любят грубых людей и грубых профессий. Склонны нарушать моральное состояние нереалистическим копанием в мелочах, деталях. 6 родителей
(60%) имеют средний уровень. Это свидетельствует о слабости, зависимости, недостаточной самостоятельности, беспомощности, сензитивности. Анализируя результаты, полученные по фактору L: доверчивость - подозрительность, мы выявили, что 3 родителям (30%) характерны высокие значения. Данный факт свидетельствует о том, что в группе преобладают родители недоверчивые, сомневающиеся, часто погружены в свое Я, упрямые, заинтересованы во внутренней психической жизни, осмотрительны в действиях. 2 родителя (20%) имеют средние показатели, что свидетельствует о подозрительности, они имеют собственное мнение, не поддаются обману. У 5 родителей (50%) отмечены низкие показатели. Это говорит о склонности к свободе от тенденции ревности, приспособляемые, веселые, не стремятся к конкуренции, заботятся о других, хорошо работают в группе. Проанализировав результаты по фактору М практичность - мечтательность, мы выявили, 2 родителя (20%) имеют высокие показатели, что говорит о склонности к неприятному для окружающих поведению (не

39 каждодневному, неконвенциальные, не беспокоятся о повседневных вещах, самомотивированные, обладают творческим воображением. Обращают внимание на основное и забывают о конкретных людях и реальностях. Изнутри направленные интересы иногда ведут к нереалистическим ситуациям, сопровождающимся экспрессивными взрывами. Индивидуальность ведет к отвержению в групповой деятельности. У 3 родителей (30%) отмечены средние показатели, что свидетельствует о развитом воображении, погруженности во внутренние потребности, заботятся о практических вопросах. 5 родителям (50%) характерны низкие показатели. Родители в данной группе беспокоятся о том, чтобы поступать правильно, практично, руководствуются возможным, заботится о деталях, сохраняют присутствие духа в экстремальных ситуациях, но иногда сохраняют воображение. Мы констатируем, что по фактору N: прямолинейность - дипломатичность мы выявили, что 5 родителям (50%) характерны высокие показатели. Данный факт свидетельствует об утонченности, опытности, хитрости, склонности к анализу, интеллектуальном подходе к оценке ситуации, близкий к цинизму. У 3 родителей (30%) отмечены средние показатели, что говорит о хитрости, нерасчетливости, светскости, проницательности. 2 родителя (20%) имеют низкий балл. Что говорит о склонности к отсутствию утонченности, к сентиментальности и простоте. Иногда грубоваты и резки, обычно естественны и спонтанны. Анализируя результаты, полученные по фактору О спокойствие - тревожность, мы отмечаем, что 5 родителей (50%) имеют высокий результат. Данный факт свидетельствует о депрессивности родителей, о преобладании плохого настроения, о мрачных предчувствиях и размышлениях, беспокойстве, тенденции к тревожности в трудных ситуациях. Чувство, что их не принимает группа. У 5 родителей (50%) выявлены средние показатели. Это свидетельствует о тревожности, депрессивности, чувстве вины.

40 Проанализировав результаты, полученные по фактору
Q1: консерватизм - радикализм, мы выявили у 2 родителей (20%) высокие показатели, что свидетельствует о поглощении их интеллектуальными проблемами, имеют сомнения по различным фундаментальным вопросам. Они скептичны и стараются вникнуть в сущность идей старых и новых. Они часто лучше информированны, менее склонны к морализированию, более – к эксперименту в жизни, терпимы к несообразностями к изменениям. 6 родителей
(60%) имеют средние показатели. Это говорит о экспериментирующей, критической, либеральной, аналитической, свободно мыслящей личности. У 2 родителей (20%) выявлены низкие показатели. Такие люди убеждены в правильности того, чему их учили, и принимают все как проверенное, несмотря на противоречия. Склонны к осторожности и к компромиссам в отношении новых людей. Имеют тенденцию препятствовать и противостоять изменениями откладывать их, придерживаются традиций. Проанализировав результаты, полученные по фактору
Q2: конформизм - нонконформизм, мы отмечаем, что 2 родителя (20%) имеют высокое значение. Родители данной группы независимы, склонны идти собственной дорогой, принимать собственные решения, действовать самостоятельно. У 4 родителей (40%) выявлены средние показатели, что говорит о самоудовлетворенности, предлагают собственное решение, предприимчивы. Для 4 родителей (40%) характерны низкие показатели, что констатирует о предпочтении работать и принимать решения вместе с другими людьми, любят общение и восхищение, зависят от них. Склонны идти с группой. Необязательно общительны, скорее нужна поддержка со стороны группы. Анализируя результаты, полученные по фактору Q3: низкий самоконтроль - высокий самоконтроль, мы отмечаем, что у 1 родителя
(10%) отмечены высокие показатели, что говорит о тенденции к сильному контролю своих эмоций и общего поведения социально внимателен и тщателен проявляет то, что обычно называют самоуважением, и заботу о

41 социальной репутации. Иногда, однако, склонен к упрямству. Для 3 родителей (30%) характерны средние показатели. Данный факт констатирует нам о контролируемости, социальной точности, высокой интеграции. 6 родителей (60%) имеют низкие показатели. Это свидетельствует о внутренней недисциплинированности, конфликтности (низкая интеграция, такие люди не руководствуются волевым контролем, не обращают внимания на социальные требования, невнимательны к другим. Могут чувствовать себя недостаточно приспособленными. Исходя из полученных результатов по фактору Q4: расслабленность - напряженность, мы выявили, что 5 у родителей (50%) отмечены средние показатели, что свидетельствует о напряженности, фрустрированности, побуждаемости, сверхреактивности (высокое энергетическое напряжение. 5 родителей (50%) имеют низкие показатели. Это говорит о склонности к расслабленности, уравновешенности, удовлетворенности. В некоторых ситуациях сверхудовлетворенность может вести к лени, к достижению низких результатов. Таким образом, исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что родители, воспитывающие детей-аутистов, чаще находятся в состоянии стресса, менее адаптивны, неуверенны в себе, зависимы, ограничивают себя в контактах и др. Поэтому необходима организация психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей-аутистов.
1   2   3   4

2.3 Описание психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей-аутистов В рамках нашего исследования на основании полученных теоретических данных и результатов экспериментального исследования нами была предложена и описана программа по психолого-педагогическому сопровождению родителей, воспитывающих детей-аутистов.

42 Цель программы Создание оптимальных условий для организации эффективного взаимодействия родителей и детей-аутистов, способствующих их социальному и эмоциональному развитию. Задачи программы
1. Создать условия для повышения психологической компетентности родителей в сфере воспитания детей-аутистов.
2. Познакомить родителей с наиболее эффективными способами обучения детей, оказание им помощи в поиске наиболее адекватного способа взаимодействия со своим ребенком с учетом индивидуальных особенностей и уровня его актуального развития. Ожидаемые результаты
1. Психологическая компетентность родителей по вопросам воспитания детей-аутистов.
3. Знания родителей об эффективных способах обучения детей, об адекватных способах взаимодействия со своим ребенком с учетом индивидуальных особенностей и уровеня его актуального развития. В таблице 3 представлено тематическое планирование данной программы, которая предусматривает совместные занятия родителей и детей- аутистов, а также тренинг для родителей, который представлен в приложении Б (Приложение Б. Таблица 3 – Тематическое планирование
Тема, цель занятия Этапы занятия Содержание занятия Время
1 На первичной консультации проводится предварительный сбор анамнестических данных, информации о семье и развитии ребенка. Родители заполняют специальные анкеты и опросники.
30 мин
2 Эмоциональная выразительность, эмпатия, повышение Знакомство с детьми и родителями, установление Если занятие первое, то необходимо познакомиться с детьми и родителями, установить
5 мин

43 Продолжение Таблицы 3 самооценки родителей эмоционального контакта, положительного фона наблюдение за спецификой общения и взаимодействия родителей и детей положительно окрашенный эмоциональный фон. Вместе с детьми педагог-психолог обходит кабинет, демонстрирует игровые средства, обязательно сопровождая действия речью Игра Побольше заботы и ласки. Игра Зайчики и слоники. Игра Подари ласковушку».
10 мин Развитие ориентировки в пространстве, координации движения Подвижные игры (на ковре
– Маленькие ножки бежали по дорожке
– Дойди до зайчика
– Пятки, носочки
10 мин Пальчиковая гимнастика развитие мелкой моторики)
– Спрячь в ладошке
– Спрячь руки
– Найди игрушку
10 мин Самостоятельная деятельность детей под наблюдением родителей и специалиста свободная игра) Дети выбирают игры и игровые средства, ситуация специально не организовывается, дети могут включить взрослых в свою игру или играть самостоятельно
10 мин Уборка игровых средств. Заключительный момент прощание в кругу с игрушкой) В игровой форме происходит приобщение ребенка к уборке, навыкам аккуратности
5 мин
3 Развитие навыков взаимодействия у родителей и детей друг с другом Организационный момент
5 мин Самостоятельная деятельность детей под наблюдением родителей и специалиста Игра Сорока
15 мин Разминка, подвижные игры совместно с родителями Игра Замок Игра Паровозик
10 мин Самостоятельная деятельность детей под наблюдением родителей и
15 мин

44 Продолжение Таблицы 3 специалиста свободная игра) Аутотренинг. Активное взаимодействие детей и родителей, организованное специалистом (музыкальное занятие) Игра Карусель Игра Вместе пляшем Игра Беги в свой домик
25 мин Рефлексия занятия Анализ занятия, проблем по взаимодействию родителя и ребенка-аутиста. Поиск вариантов решения.
5 мин Заключительный момент Игра Звени, колокольчик
5 мин
4 Развитие навыков взаимодействия у детей друг с другом и у родителей с детьми, координации движений Организационный момент
5 мин Самостоятельная деятельность детей под наблюдением родителей и специалиста Игра Ягодки Игра Рыбки Игра Самолетик
15 мин Разминка, подвижные игры совместно с родителями Игра Топни ножкой Игра Бабушкин клубочек
10 мин Самостоятельная деятельность детей под наблюдением родителей и специалиста свободная игра)
15 мин Активное взаимодействие детей и родителей, организованное специалистом Игра Соберем колечки Игра Сходим к мишке в гости
25 мин Рефлексия занятия Анализ, поиск решения проблем
5 мин Заключительный момент Игра Звени колокольчик
5 мин
5 Развитие навыков взаимодействия у родителей с детьми, у детей друг с другом и, развитие чувства ритма, слухового восприятия Организационный момент
5 мин Самостоятельная деятельность детей под наблюдением родителей и специалиста
15 мин Разминка, подвижные игры совместно с родителями Игра Зайка Игра Спой песенку Игра Кто играет
10 мин

45 Продолжение Таблицы Самостоятельная деятельность детей под наблюдением родителей и специалиста свободная игра)
15 мин Активное взаимодействие детей и родителей, организованное специалистом музыкальное) Игра Веселый бубен Игра Кто как кричит
25 мин Рефлексия занятия Анализ занятия, проблем по взаимодействию родителя и ребенка-аутиста. Поиск вариантов решения.
5 мин Заключительный момент Игра Звени, колокольчик
5 мин
6 Развитие навыков взаимодействия у детей друг с другом и у родителей с детьми Организационный момент
5 мин Самостоятельная деятельность детей под наблюдением родителей и специалиста Игра Осьминог Игра Улитка Игра Кошка.
15 мин Разминка, подвижные игры совместно с родителями Игра Цыплята и наседка
10 мин Самостоятельная деятельность детей под наблюдением родителей и специалиста свободная игра)
15 мин Активное взаимодействие детей и родителей, организованное специалистом Игра Проползем по мостику
Игра Карусель
Игра Самолетик
25 мин Рефлексия занятия Анализ занятия, проблем по взаимодействию родителя и ребенка-аутиста. Поиск вариантов решения.
5 мин Заключительный момент Игра Звени, колокольчик
5 мин
7 Развитие навыков взаимодействия у Организационный момент
5 мин Самостоятельная Игра Мышка
15 мин

46 Продолжение Таблицы 3
родителей с детьми и у детей друг с другом деятельность детей под наблюдением родителей и специалиста Игра Солнышко Игра Шагаем вместе Разминка, подвижные игры совместно с родителями Игра Веселые игрушки
15 мин Самостоятельная деятельность детей под наблюдением родителей и специалиста свободная игра) Активное взаимодействие детей и родителей, организованное специалистом музыкальное) Игра Маленькая полечка Игра Подружились, покружились, обнялись
25 мин Рефлексия занятия Анализ занятия, проблем по взаимодействию родителя и ребенка-аутиста. Поиск вариантов решения.
5 мин Заключительный момент Игра Звени, колокольчик
5 мин
8 Развитие общей и мелкой моторики, внимания, восприятия сенсорных эталонов Организационный момент
5 мин Самостоятельная деятельность детей под наблюдением родителей и специалиста Игра Черепашка Игра Ладошки Игра Журавли
15 мин Разминка, подвижные игры совместно с родителями
10 мин Самостоятельная деятельность детей под наблюдением родителей и специалиста Игра Лото
15 мин Активное взаимодействие детей и родителей, организованное специалистом Игра Катится – не катится Игра Спрячь игрушку Игра Почтовый ящик Игра Собери пирамидки
25 мин Рефлексия занятия Анализ занятия, проблем по взаимодействию родителя и
5 мин

47 Продолжение Таблицы 3
ребенка-аутиста. Поиск вариантов решения. Заключительный момент Игра Звени, колокольчик
5 мин
9 Развитие навыков взаимодействия у детей друг с другом и у родителей с детьми, чувства ритма, слухового восприятия Организационный момент
5 мин Самостоятельная деятельность детей под наблюдением родителей и специалиста Игра Догони зайку Игра «Ёжики» Игра Слоник
15 мин Разминка, подвижные игры совместно с родителями Игра Вместе веселее
10 мин Самостоятельная деятельность детей под наблюдением родителей и специалиста свободная игра)
15 мин Активное взаимодействие детей и родителей, организованное специалистом музыкальное) Игра Веселые ложки Игра Угадай, кто в домике живет Игра Кто играет Игра «Тихо-громко»
25 мин Рефлексия занятия Анализ занятия, проблем по взаимодействию родителя и ребенка-аутиста. Поиск вариантов решения.
5 мин Заключительный момент Игра Звени, колокольчик
5 мин
10 Развитие навыков взаимодействия у детей друг с другом и у родителей с детьми, развитие внимания у детей, восприятия Организационный момент
5 мин Самостоятельная деятельность детей под наблюдением родителей и специалиста Игра Тесто Игра Часики Игра Вместе веселее
15 мин Разминка, подвижные игры совместно с родителями
10 мин Самостоятельная деятельность детей под наблюдением родителей и специалиста свободная игра)
15 мин

48 Продолжение Таблицы Активное взаимодействие детей и родителей, организованное специалистом Игра Крошки для курочки Игра «Ёжик» Игра Выросли грибочки
25 мин Рефлексия занятия Анализ занятия, проблем по взаимодействию родителя и ребенка-аутиста. Поиск вариантов решения.
5 мин Заключительный момент Игра Звени, колокольчик
5 мин
11 Развитие навыков взаимодействия у детей друг с другом и у родителей с детьми Организационный момент
5 мин Самостоятельная деятельность детей под наблюдением родителей и специалиста Игра Ой, ладушки Игра Помощник
Игра Дом
15 мин Разминка, подвижные игры совместно с родителями
10 мин Самостоятельная деятельность детей под наблюдением родителей и специалиста свободная игра)
15 мин Активное взаимодействие детей и родителей Игра Подружились Игра «Гопачок» Игра «Идём-крадёмся»
25 мин Рефлексия занятия Анализ занятия, проблем по взаимодействию родителя и ребенка-аутиста. Поиск вариантов решения.
5 мин Заключительный момент Игра Звени, колокольчик
5 мин
12 Развитие навыков взаимодействия у детей друг с другом и у родителей с детьми Организационный момент
5 мин Самостоятельная деятельность детей под наблюдением родителей и специалиста Игра Капуста Игра Отдыхаем Игра Построй башни
15 мин Разминка, подвижные игры совместно с родителями Игра Посади бабочку
10 мин Самостоятельная деятельность детей под
15 мин

49 Продолжение Таблицы 3
наблюдением родителей и специалиста свободная игра) Активное взаимодействие детей и родителей, организованное специалистом Игра Почтовый ящик Игра Разложи шарики в корзинки Игра Матрешка Игра Волшебный мешочек
25 мин Рефлексия занятия Анализ занятия, проблем по взаимодействию родителя и ребенка-аутиста. Поиск вариантов решения.
5 мин Заключительный момент Игра Звени, колокольчик
5 мин
13 Развитие навыков взаимодействия у детей друг с другом и у родителей с детьми, развитие слухового восприятия у детей Организационный момент
5 мин Самостоятельная деятельность детей под наблюдением родителей и специалиста Игра Дружба
Игра Отдохнем
15 мин Разминка, подвижные игры совместно с родителями Игра Прятки
10 мин Активное взаимодействие детей и родителей, организованное специалистом музыкальное) Игра Играем с бубном Игра Крокодильчики Игра Оркестр
25 мин Рефлексия занятия Анализ занятия, проблем по взаимодействию родителя и ребенка-аутиста. Поиск вариантов решения.
5 мин Заключительный момент Игра Звени, колокольчик
5 мин
14 Развитие навыков взаимодействия у детей друг с другом и у родителей с детьми, развитие общей и Организационный момент
5 мин Самостоятельная деятельность детей под наблюдением родителей и специалиста Игра Дождик Игра Строим стенку Игра Квасим капусту
15 мин мелкой моторики, внимания, восприятия зрительного и Разминка, подвижные игры совместно с родителями
10 мин

50 Продолжение Таблицы 3
тактильно- кинестического исследования) Самостоятельная деятельность детей под наблюдением родителей и специалиста свободная игра)
15 мин Активное взаимодействие детей и родителей, организованное специалистом Игра Дорисуй ниточку Занятие Разноцветные краски Занятие Лужайка для зайки
25 мин Рефлексия занятия Анализ занятия, проблем по взаимодействию родителя и ребенка-аутиста. Поиск вариантов решения.
5 мин Заключительный момент Игра Звени, колокольчик
5 мин
15 Итоговое занятие формирование у родителей уверенности в воспитательных возмостях Организационный момент. Создание благоприятного эмоционального климата
5 мин Самостоятельная деятельность детей под наблюдением родителей и специалиста свободная игра) Игра Случайное число Упражнение Рисунок солнца
15 мин Активное взаимодействие детей и родителей, организованное специалистом Упражнение Ожерелье желаний
25 мин Рефлексия занятия (отзывы, пожелания родителей, пожелания специалиста) Подведение итогов работы. Рефлексия
– Что вам больше всего понравилось в нашей работе, что не понравилось
– Какие чувства сопровождали вовремя всего цикла занятий
– Какая информация оказалась для вас наиболее актуальной
10 мин Заключительный момент Чаепитие
15 - 20 мин

51 Таким образом, данная программа является ориентиром для работы и создания оптимальных условий для организации эффективного взаимодействия родителей и детей-аутистов, способствующих их социальному и эмоциональному развитию.

52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что психолого-педагогическое сопровождение - это важная составляющая образовательного процесса, способствующая росту эффективности применения образовательных технологий за счет повышения психологической выносливости и защищенности всех участников образовательного процесса. Родителям, воспитывающим детей-аутистов, характерны тревожность, неуравновешенность, неврозы, переживания, истерические и депрессивные черты, страх, опасение чего-либо. Многие не могут принять проблемы ребенка, стыдятся их, некоторые считают себя виноватыми, а другие стараются совсем их игнорировать. Нарушение психоэмоциональной сферы родителей ведет к ухудшению психологического состояния детей. В таких случаях ребенок не только не получает необходимой материнской помощи и внимания, но еще больше замыкается в себе, чувствуя свою ущербность. Все это приводит к аномальному стилю воспитания –гипер и –гипоопеке, эмоциональному отвержению ребенка, гиперсоциализации, что может привести к еще большему усугублению проблем ребенка. Для родителей, имеющих детей-аутистов необходима специально ориентированная помощь педагога-психолога для родителей детей-аутистов. Работа педагога-психолога направлена на повышение психологической компетентности родителей, обучение наиболее эффективным формам взаимодействия с ребенком-аутистом, определение наиболее эффективных форм и методов в воспитании с учетом возрастных особенностей детей, прогнозирования развития семьи, повышения ее психолого-педагогической культуры как средства перехода семьи из объекта воспитания в субъект саморазвития и саморегуляции, совершенствование условий семейного воспитания в различных типах семей, корректировки содержания, форм и методов воспитания с учетом возрастных особенностей детей,

53 прогнозирования развития семьи, повышения ее психолого-педагогической культуры как средства перехода семьи из объекта воспитания в субъект саморазвития и саморегуляции. В результате педагог-психолог при взаимодействии с родителями детей-аутистов не только передает определенные минимальные дидактические знания, но и вселяет в них уверенность в свои возможности как участников процесса сопровождения. Совместная коррекционно-развивающая деятельность, основанная на творческом и эмоциональном отношении к ребенку, позволяет даже при продолжительном стрессе нивелировать разрушительное внутреннее психологическое состояние членов семьи, актуализировать их жизненные ресурсы. Экспериментальное исследование организовано нами на базе благотворительного фонда Живое дыхание г. Красноярска с целью изучения психологических особенностей родителей, воспитывающих детей- аутистов, и их психолого-педагогического сопровождения. Выборка представлена родителями в возрасте 28-46 лет в количестве 10 человек. В исследовании мы использовали следующие методики
1. Методика Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности (авторы - Ч.Д. Спилбергер, ЮЛ. Ханин).
2. Методика факторный личностный опросник (автор – Р.
Кеттелл). Проанализировав результаты диагностики семей, имеющих детей- аутистов, по методике Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности (авторы – Ч.Д. Спилбергер, ЮЛ. Ханин), мы отмечаем, что ситуативную тревожность имеют 60% родителей, а личностную – 90% родителей. Проанализировав результаты 16-ти факторного опросника, мы сделали вывод о том, что большинство родителей, воспитывающих детей- аутистов, имеют высокий уровень тревожности, низкий уровень в отношении эмоциональной нестабильности, доминантности. Поэтому необходима

54 организация психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей-аутистов.

55 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ананьева, Т. В. Психолого–педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей особого ребенка / Т. В. Ананьева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2007. – № 1 – С. 64-66.
2. Бардиер, Г. Я хочу Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. – Санкт-
Петербург : Питер, 1996. – 96 с.
3. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. — Москва : Совершенство, 1997. — 298 с.
4. Битянова, M. P. Психологическое сопровождение детей / М. Р.
Битянова // Школьный психолог. — 2000. — № 10. – С. 34-35.
5. Богданова, Т. Г. Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья / Т. Г. Богданова, НА. Степанова, КБ. Вовненко, Т. М. Попова. – Москва : Академия, 2014. – 240 с.
6. Бурмистрова, Е. В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях
/ Е. В. Бурмистрова. – Москва : МГППУ, 2006. – 96 с.
7. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения / А. Я.
1   2   3   4

Варга. – Москва : Медицина, 2003. – 206 c.
8. Вдовина, МВ. Рекомендации по психолого–педагогической коррекции детско–родительских отношений в семьях подростков / МВ.
Вдовина, А. А. Максимова // Молодой ученый. – 2015. – № 21. – С. 345-
356.
9. Высотина, Т. Н. Проблема родительского отношения к детям со сложными нарушениями развития (аутизм с умственной отсталостью) в отечественной и зарубежной литературе Электронный ресурс / Т. Н.
Высотина // Психология, социология и педагогика. – 2012. – № 12. – Режим доступа http://psychology.snauka.ru/2012/12/1424.htm.

56 10. Дубровина, ИВ. Содержание деятельности педагога
‐психолога / ИВ. Дубровина. – Ярославль : Центр Ресурс, 2015. – 226 с.
11. Забрамная, С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе / С. Д. Забрамная. – Москва : Педагогика, 1990. – 55 с.
12. Исаев, ДН. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков / ДН. Исаев, ТА. Колосова. – Москва : КАРО, 2012. – 176 с.
13. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка от концепции к практике II Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка / Е. И. Казакова. – Санкт-Петербург :
Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 1998. – C. 45-48.
14. Капустина, АН. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла
/ АН. Капустина. – Санкт-Петербург : Речь, 2001. – 112 с.
15. Коняева, Н. П. Воспитание детей с нарушением интеллектуального развития / Н. П. Коняева, Т. С. Никандрова. – Москва : Владос, 2010. – 200 с. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии методическое пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – Москва : Просвещение, 2008. – 239 с.
17. Мазурова, Н. В. Психолого–педагогическая помощь родителям детей с тяжелыми нарушениями здоровья основные направления и возможности / Н. В. Мазурова, ТА. Подольская // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 1 (21). – С. 70–77.
18. Мазурчук, НИ. Психолого–педагогическое сопровождение семьи теоретическое осмысление и практика реализации / НИ. Мазурчук, Е. О.
Мазурчук // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 3. – С. 132-
137.
19. Маллер, АР. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : учебное пособие / АР. Маллер, Г. В.
Цикото. – Москва : ACADEMIA, 2003. – 202 с.

57 20. Мамайчук, И. И. Помощь психолога детям с аутизмом / И. И.
Мамайчук. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 288 с.
21. Михайлова, Н. Н. Педагогическая поддержка ребенка в образовании
/ Н. Н. Михайлова. – Москва : Академия, 2006. – 284 с.
22. Мишина, ГА. Формы организации коррекционно–педагогической работы специалиста–дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития / ГА. Мишина // Дефектология. – 2001. – № 1. – С. 60–64.
23. Никольская, ИМ. Клиническая психология и психотерапия семьи и детства в парадигме биопсихосоциальной модели болезни и здоровья // Сборник материалов. Всероссийская научно–практическая конференция с международным участием Клиническая психология в здравоохранении и образовании 24–25 ноября 2011 г. – Москва : МГМСУ, 2011. – С. 68–74.
24. Никольская, ОС. Аутичный ребенок. Пути помощи / ОС. Никольская, ЕР. Баенская, ММ. Либлинг. – Москва : Теревинф, 2014. – 288 с.
25. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. – Москва : Институт психотерапии, 2003. – 319 с.
26. Поташова, И. И. Современные аспекты психолого–педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья – Психологическая наука и образование Электронный ресурс / И. И. Поташова // Портал психологических изданий. – № 3. – Режим доступа http://psyjournals.ru/psyedu_ru.
27. Пханаева, С. Н. Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе / С. Н. Пханаева, Б. Х.
Хамукова // Историческая и социально–образовательная мысль. – 2016. – Т.
8. № 5–3. – С. 203–207.
28. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учебное пособие / Д. Я. Райгородский. – Самара : БАХРАХ–М, 2011.
– 672 с.


58 29. Старобина, ЕМ. Потребности семьи особого ребёнка в медико–
социальной и психологической помощи / ЕМ. Старобина, И. Е. Кузьмина, Е. О. Гордиевская, Н. Л. Климон, Т. К. Суворова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 43. – С. 79-83.
30. Степанова, МА. Психология в образовании психолого- педагогическое взаимодействие / МА. Степанова // Вопросы психологии. –
2003. – № 4. – С. 76-83.
31. Степанова, НА. Психолого–педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья организация, содержание, технологии / НА. Степанова, С. Г. Лещенко, С. К. Хаидов // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. – С. 254.
32. Стребелева, Е. А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Е. А. Стребелева, А. В
Закрепина // Дефектология. – 2005. – № 1. – С. 3–10.
33. Ткачёва, В. В. Консультирование семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. – 2004. – № 2. – С.
34. Ткачёва, В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии Диагностика и консультирование / В. В. Ткачёва; под ред. И.Ю. Левченко. – Москва : Книголюб, 2008. – 144 с.
35. Ткачева, В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии учебное пособие / В. В. Ткачева. – Москва : АСТ:
Астрель, 2007. – 318 с.
36. Федосеева, О. А. Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями / О. А. Федосеева // Молодой ученый. —
2013. — № 9. — С. 344–346.
37. Холостова, Е. И. Социальная работа с семьей учеб. пособие / Е. И.
Холостова. – Москва : Дашков и К, 2006. – 212 с.

59 38. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. – Санкт-
Петербург : Дидактика Плюс, 2002. – 496 с.
39. Шипицына, Л. М. Психолого–педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / Л. М. Шипицына. – Москва : ВЛАДОС,
2007. – 528 с.
40. Ядрихинский А. М. Психологическое сопровождение личностного развития учащихся в образовательном процессе / А. М. Ядрихинский // Сибирский педагогический журнал. - 2006. – № 6. – С. 224–229.