Файл: Организация психологопедагогического сопровождения родителей, воспитывающих детейаутистов содержит 58 страниц текстового документа, 40 использованных источников..pdf
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15 личностном развитии, выявленные в процессе диагностики активное воздействие на процесс формирования личности и преодоление затруднений в усвоении программного материала на основе комплексного взаимодействия педагога-психолога с педагогами, дефектологами, логопедами, врачами, социальным педагогом коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание психологической помощи детям данной категории.
- Консультирование (индивидуальное и групповое) - помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации личностных особенностей содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии
- Экспертиза - психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения оценка альтернативных решений и выделение наиболее предпочтительных вариантов организации учебно-воспитательного процесса [10]. Таким образом, вслед за ИВ. Дубровиной мы определяем психолого- педагогическое сопровождение как важную составляющую образовательного процесса, способствующую росту эффективности применения образовательных технологий за счет повышения психологической выносливости и защищенности всех участников образовательного процесса.
16
1.2 Психологические особенности родителей детей-аутистов
И.И. Мамайчук пишет о том, что семья является одним из самых важных факторов социализации ребенка с аутизмом, и влияние ее превосходит воздействия иных социальных институтов [20].
И.И. Поташова отмечает, что семья выступает в роли наиболее значимого источника поддержки ребенка-аутиста в достижении успешной социальной адаптации и преодолении последствий имеющегося психического расстройства, тем самым доказывая важность этого института
[26]. Об особой уязвимости семей, воспитывающих ребенка с аутизмом, пишут ОС. Никольская, ЕР. Баенская и ММ. Либлинг. Появление ребенка с каким-либо отклонением, будь то физическим или психологическим, может привести к тому, что члены семьи могут испытывать серьезные психологические и социальные затруднения. В свою очередь, это ведет к тяжелейшим переживаниям не только самих родителей, но и близких родственников - нарушается структура семейных взаимоотношений и связей, что может привести к распаду семьи [24]. Переживание горя семьей не заканчивается на постановке диагноза ребенку, а сопровождает ее всю жизнь. Любое событие - праздник, или поход в парк, - все напоминает о состоянии ребенка. Родители ребенка не такого как все живут в постоянном состоянии безысходности и обреченности. По мере развития такого особенного ребенка утрачивается и сама надежда на то, что он может быть здоров - ведь диагноз мог быть ошибочным. По мнению И.Ю. Левченко, стресс в большей степени проявляется у матерей, они обладают очень низкой самооценкой, испытывают сильные ограничения личной свободы и времени. Им присуще недовольство своим материнством. Матери таких детей зачастую считают, что плохо выполняют свои функции. Воздействие хронического стресса на мать вызывает депрессию, раздражительность и эмоциональную напряженность [16].
17 Как отмечает Т.Н. Высотина, замечается снижение профессионального статуса наиболее близкого к ребенку члена семьи, в большинстве случаев это мать, и повышенная профессиональная активность с дальнейшим отдалением от семейных забот и обязанностей ив некоторых случаях, алкоголизация отца и ухода из семьи [9]. По мнению Р.В. Овчаровой, эмоциональное состояние родителей может, как чаще всего бывает, оказывать значительное влияние на жизнь и здоровье ребёнка с аутизмом. Неуравновешенность, неврозы, переживания препятствуют установлению тесной связи с ребенком. Родители не уделяют достаточного внимания нуждам аутичного ребёнка, чаще всего не в состоянии объективно оценить ни его потенциал, ни важные потребности, ни его просьбы и желания. Конечно, это очень негативно сказывается как на ребенке, таки на родителях [25].
В.В. Ткачёва выделяет следующие психологические типы родителей, имеющих детей с ОВЗ: авторитарный тип, невротический тип, психосоматический тип.
1) Авторитарный тип У родителей авторитарного типа, принявших дефект ребенка, наблюдается стремление к преодолению возникающих проблем. Данные родители направляют все свои усилия на поиск различных методов лечения, лучших специалистов и лечебных учреждений. Многие авторитарные родители в отношениях со своим ребенком порой используют достаточно строгие формы взаимодействия, например отстранение от проблем ребенка, непринятие его как личности в целом. Такие родители могут применять в воспитании ребенка довольно жесткие формы наказаний, причиняющие физические страдания (избиение ремнем, подавляющие личность ребенка. Родители данного типа зачастую предъявляют неадекватные требования к ребенку, несоответствующие его реальным возможностям.
18 2) Невротический тип В личностных характеристиках родителей невротичного типа, как правило, доминируют тревожно-мнительные, истерические и депрессивные черты. Это в основном проявляется в стремлении избежать трудных ситуаций на жизненном пути, а в некоторых случаях ив отстранении от решений проблем. У многих родителей данного типа постоянно наблюдается тревожное настроение, присутствуют страх, опасения чего-либо, что может негативно отражаться на ребенке. Это, в свою очередь, становится одной из причин формирования у ребенка различных неврозов. Родители не осознают, что дефекты психики, возникающие у ребенка, являются вторичными не вследствие болезни, а из-за их родительской некомпетентности. Некоторые родители, относящиеся к данной группе, стремятся уберечь ребенка от всех возникающих проблем, даже от тех, которые он самостоятельно может решить. Данные родители довольствуются тем, что ребенок учится делать что-то сами не стремятся к его обучению, так как считают, что он не достигнет чего-то большего. В воспитании ребенка, как правило, отсутствует требовательность, а порой и должная строгость. Родители часто во всем идут на уступки ребенку. Иногда они начинают возиться с ним, как с совсем маленьким, что приводит к формированию инфантильного поведения у ребенка. Отношения между родителем и ребенком часто приобретает симбиотический характер.
3) Психосоматический тип Входе исследований психологов и педагогов МВ. Вдовиной, С.Д.
Забрамной, В.В. Ткачевой, направленных к проблеме изучения отношений родителей и детей с ОВЗ, было выявлено, что данный тип является самым распространенным среди родителей, воспитывающих детей с дефектами развития [8, 11, 33]. У родителей этого типа присутствуют особенности, как первой, таки второй группы. Данные родители эмоционально более подвижны, чем представители других групп. Для них характерны более частые смены
19 настроения. У некоторых из них могут проявляться авторитарные черты характера. Обычно такие родители скрывают проблемы с ребенком от окружающих. Все переживания носят в себе, ведут себя иногда замкнуто. Нередко родители психосоматического типа, как и авторитарные, стремятся к поиску лучших специалистов для помощи своему ребенку. В некоторых случаях они сами становятся достойными помощниками для своего ребенка, активно участвуют в его жизни повышают свой образовательный уровень, принимают участие в деятельности образовательных учреждений своего ребенка, а также некоторые меняют профессию в соответствии с потребностями и проблемами особого ребенка [34]. Описанные выше психологические особенности родителей являются главными для определения взглядов родителей и семьи в целом по отношению к ребенку с особенностями развития. На данные особенности в дальнейшем наслаиваются социальные, мировоззренческие, культурные и другие характеристики.
А.Я. Варга, Е.И. Холостова, Л.М. Шипицына выделяют следующие типы реакций родителей нарождение ребенка, имеющего то или иное отклонение в развитии принятие ребенка и его дефекта реакция отрицания реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки скрытое отречение открытое отречение, отвержение ребенка.
1. Принятие ребенка и его дефекта Родители принимают дефект своего ребенка, адекватно оценивают, объективно его воспринимают и проявляют преданность к ребенку. У таких родителей не возникает неприязнь и чувство вины по отношению к ребенку. Во многих случаев вера в свои силы, а также способности ребенка придает родителям особую душевную силу. Данный тип поведения родителей обеспечивает более эффективную социализацию ребенка во внешнем окружении.
2. Реакция отрицания
20 Родители отрицают, имеющееся у ребенка нарушение развития. Однако всё же дефект ребенка оказывает воздействие на психологическое состояние родителей. Родители обычно воспитывают ребенка в духе честолюбия, настаивают на значительной успешности его в какой-либо деятельности. Зачастую планы касаемые образования и профессиональной деятельности ребенка указывают на то, что данные ограниченные возможности не признаются, отвергаются и не принимаются. В результате чего у ребенка, могут происходить срывы в адаптации, а также психоэмоциональное истощение компенсаторных ресурсов, что, как правило, приводит к ухудшению состояния ребенка. Вследствие этого у родителей нередко наступает разочарование, в некоторых случаев и полное отвержение ребенка по причине нереализованных амбиций родителей.
3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки У родителей возникает чрезмерное чувство жалости и сочувствия к ребенку, они всеми силами стараются защитить ребенка от всех возможных опасностей. Как правило, именно мать, проявляя безмерную любовь, старается все делать для ребенка, а зачастую и за него, вследствие этого психическая и социальная незрелость. Ребенок может долгое время, а иногда и всю жизнь находиться на инфантильном уровне развития, лишаясь возможности развить сохранные психические функции и скомпенсировать дефект. Все вышеперечисленное приводит к затруднению социализации и общей адаптации, а также препятствует дальнейшему обучению и развитию ребенка.
4. Скрытое отречение Родители считают дефекты ребенка позором для их семьи. Отвращение и отрицательное отношение к ребенку могут скрываться за чрезмерной заботой, внимательным отношением к нему, что проявляется в педантичном формальном выполнении родительских функций. Однако, подобное скрытое родителями эмоциональное отвержение, определенная холодность по
21 отношению к ребенку травмирует его, понижая самооценку, нарушая развитие эмоциональной сферы и личности в целом.
5. Открытое отречение, отвержение ребенка Ребенок с нарушением развития открыто принимается семьей с отвращением. Данные родители полностью осознают свои недружелюбные, враждебные чувства к своему ребенку. У родителей это проявляется виде психологической защиты, а именно оправдывают своё враждебное, а также агрессивное отношение к ребенку, преодолевая чувство вины за подобное поведение, перекладывая весь груз ответственности за произошедшее на медиков, педагогов, обвиняя их во всех несчастьях [7, 37, 38]. По мнению О.А. Федосеевой, семья, воспитывающая особого ребенка, имеющего дефект соматического или психологического характера, может считаться проблемной, прежде всего, для самого ребенка из-за неадекватного отношения родителей к нему. Тип отношения к нарушению во многом увеличивает либо, напротив, усугубляет компенсаторные возможности ребенка, его успешность адаптации и развития [36]. Отметим, что семья, воспитывающая ребенка с особенностями развития, не всегда попадает в группу проблемных семей, неспособных решать семейные проблемы. Однако рождение ребенка с дефектом развития, как правило, становится разрушительным фактором, который может влиять на привычный уклад семьи, функционирование и её структуру. ИМ. Никольская описывает основные характеристики данной семьи. Семья с особым ребенком превращается в проблемную в том случае, когда дефект ребенка, становится основным фактором, сохраняющим семью. Внутренние проблемы членов семьи будут уходить на второй план из-за преувеличения заботы о ребенке. Наконец, накопившееся, скрываемое эмоциональное напряжение родителей может проявиться в виде различных скандалов, конфликтов, депрессий, а также один из родителей может искать утешение в разнообразных околонаучных и религиозных учениях [24]. Семья, где воспитывается ребенок с отклонением в развитии, может
22 рассматриваться как проблемная при нарушениях взаимоотношений между ребенком с нормативным развитием и особым ребенком, вызванных рядом ограничений жизнедеятельности и эмоциональным непринятием дефекта. ДН. Исаев, изучивший семьи, имеющие физически или психически неполноценного ребенка, подчеркивает, что психическая и физическая неполноценность может неблагоприятно воздействовать, как на общее самочувствие всех членов семьи, таки на систему взаимоотношений семьи в целом [12]. Таким образом, ребенок, воспитывающийся с братом или сестрой инвалидами, как правило, сталкивается со следующими проблемами
- сокращается его общение со сверстниками, так как ребенок, может стыдиться поведения или внешнего вида инвалида, не приглашает друзей в гости, стремится реже быть дома
- из-за ребенка с особенностями развития ограничивается общая психическая и физическая) активность ребенка с нормативным развитием внутри семьи
- меняется отношение родителей к здоровому ребенку. Родители в меньшей степени заботятся о нем, снижают уровень ответственности, по отношению к нему, так как все внимание нацелено на ребенка с нарушением в развитии. Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что для родителей, воспитывающих детей-аутистов, характерны тревожность, неуравновешенность, неврозы, переживания, истерические и депрессивные черты, страх, опасение чего-либо. Многие не могут принять проблемы ребенка, стыдятся их, некоторые считают себя виноватыми, а другие стараются совсем их игнорировать. Нарушение психоэмоциональной сферы родителей ведет к ухудшению психологического состояния детей. В таких случаях ребенок не только не получает необходимой материнской помощи и внимания, но еще больше замыкается в себе, чувствуя свою ущербность. Все это приводит к аномальному стилю воспитания –гипер и –гипоопеке,
23 эмоциональному отвержению ребенка, гиперсоциализации, что может привести к еще большему усугублению проблем ребенка.