Файл: Методика развития проектных умений у младших школьников на уроках технологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По мнению Н.В. Матяш проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества, является творческой, по сути. На основании этого, Н.В. Матяш утверждает, что творческая проектная деятельность школьников – это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость [4].
К творческой деятельности учащихся надо готовить. Так, В.А. Моляко принадлежит аспект трансформации творческой деятельности, что позволяет предполагать динамику ее развития в процессе проектной деятельности школьников [8].
Познавательные универсальные учебные действия наиболее успешно формируются при работе над проектом. Термин «проект» (projectio) в переводе с латинского означает – бросание вперед.
Так характеризует понятие «проект» Е.С. Полат: «Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия»[9].
По мнению автора книги «Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования» Н.В. Матяш термин «проект» пришел в гуманитарное знание из технических наук, и, вследствие этого его содержание испытывает значительное влияние с этой стороны. До сих пор в большинстве случаев понятие «проект» подразумевает неявное расширение – «технический проект». Однако все чаще проект употребляется в общенаучном значении [4].
По К.М. Кантору проект – это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию». Автор придает огромное значение проекту как специфической форме сознания, конституирующей всякий трудовой процесс [3].
В психологическом знании понятие проектирования в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы проектирования образовательных систем. В этой области также акцентируется преобразующая функция проектирования по отношению к наличному уровню знания.
В качестве учебной деятельности проектная деятельность школьников служит, прежде всего, развитию личности субъекта учения, а не получению общественно значимого продукта, тем самым определяются основные параметры ее содержания, организации, функционирования. Наша задача заключается в том, чтобы обнаружить общие и частные особенности понятий (и стоящих за ними видов деятельности), связанных с проектной деятельностью школьников.
Проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития учащихся. Поэтому есть основания говорить о методах обучения проектной деятельности, под которыми мы понимаем целенаправленные и организованные способы и приемы выполнения учебных творческих проектов [10;15].
Как полагает Н.В. Матяш, методы обучения, способствующие организации и реализации проектной деятельности, являются методами, активизирующими творческое мышление, помогающими выработать умение решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективизации в реальном продукте [4].
С этими методами можно ознакомиться, рассмотрев таблицу 1
Таблица 1
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Традиционные методы | Вербальные методы; Демонстрация; Практические методы; Наблюдения; Самостоятельная работа с литературой; Метод упражнений; Исторический метод |
Нетрадиционные методы | Метод проектов; Дизайн-анализ; Морфологический анализ; Метод фокальных объектов; Функционально-стоимостный анализ; Алгоритмический метод; Метод абсурда; Метод информационной недостаточности; Метод информационной избыточности; Метод информационной поддержки; Конкурсы творческих проектов. |
Ведущим методом проектного обучения является метод проектов, позволяющий включить школьников в проектную деятельность.
Учащиеся выполняют учебные проекты, под которыми следует понимать самостоятельно разработанные и изготовленные изделия, (услуги) от идеи до ее выполнения, обладающие субъективной или объективной новизной и выполненные под контролем и с консультированием учителя.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление [15;17].
Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях
.
Возможности метода проектов, деятельностного подхода в обучении для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения (Таблица 2).
Таблица 2
| | |
Ученик | Учитель | |
Определяет цель деятельности. | Помогает определить цель деятельности | |
Открывает новые знания. | Рекомендует источник получения информации. | |
Экспериментирует | Раскрывает возможные формы работы. | |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результата. | |
Активен | Создаёт условия для активности школьника. | |
Субъект обучения | Партнер ученика. | |
Несет ответственность за свою деятельность. | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. | |
| | |
Исследователи характеризуют метод проекта как:
– личностно - ориентированный;
– обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
– развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
– формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
– воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
– интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;
– здоровьесберегающий.
В проектной деятельности выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
-
Мотивационный этап:
– учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой;
– ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи;
2. Планирующий (подготовительный) этап: определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с информационно-операционный.
– ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект;
– учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
3. Информационно - операционный этап:
– ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект;
– учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
4. Рефлексивно-оценочный этап:
– ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку;
– учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности.
В зависимости направленности проекта могут быть выделены шесть этапов работы над проектом младших школьников (Таблица 3) и шесть стадий работы над проектом (Рисунок 1).
Таблица 3
Рис 1. Стадии работы над проектом
Шестое «П» проекта – его Портфолио, – папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
Проектная деятельность младших школьников, будучи одной из основных структурных единиц процесса обучения, способствует:
– обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
– развитию познавательных и творческих способностей, активности и организованности, и самостоятельности и целеустремленности учащихся;
– формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;
– адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
– формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Основываясь на характеристике и задачах можно выделить следующие группы умений, формируемых в процессе проектной деятельности в начальной школе:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Изучив теоретические источники по проблеме формирования проектных умений школьников нами обозначены следующие понятия:
– Проект – это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы в установленным требованиям к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.
– Проектная деятельность – это форма деятельности учащихся, структура которой совпадает со структурой проекта и позволяет выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности.
– Проектные умения – это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемого совокупностью приобретенных знаний и навыков.
Нами выявлены следующие проектные умения:
– исследовательские;
– социального взаимодействия;