Файл: Методика развития проектных умений у младших школьников на уроках технологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По мнению Н.В. Матяш проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества, является творческой, по сути. На основании этого, Н.В. Матяш утверждает, что творческая проектная деятельность школьников – это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость [4].

К творческой деятельности учащихся надо готовить. Так, В.А. Моляко принадлежит аспект трансформации творческой деятельности, что позволяет предполагать динамику ее развития в процессе проектной деятельности школьников [8].

Познавательные универсальные учебные действия наиболее успешно формируются при работе над проектом. Термин «проект» (projectio) в переводе с латинского означает – бросание вперед.

Так характеризует понятие «проект» Е.С. Полат: «Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия»[9].

По мнению автора книги «Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования» Н.В. Матяш термин «проект» пришел в гуманитарное знание из технических наук, и, вследствие этого его содержание испытывает значительное влияние с этой стороны. До сих пор в большинстве случаев понятие «проект» подразумевает неявное расширение – «технический проект». Однако все чаще проект употребляется в общенаучном значении [4].

По К.М. Кантору проект – это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию». Автор придает огромное значение проекту как специфической форме сознания, конституирующей всякий трудовой процесс [3].

В психологическом знании понятие проектирования в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы проектирования образовательных систем. В этой области также акцентируется преобразующая функция проектирования по отношению к наличному уровню знания.

В качестве учебной деятельности проектная деятельность школьников служит, прежде всего, развитию личности субъекта учения, а не получению общественно значимого продукта, тем самым определяются основные параметры ее содержания, организации, функционирования. Наша задача заключается в том, чтобы обнаружить общие и частные особенности понятий (и стоящих за ними видов деятельности), связанных с проектной деятельностью школьников.


Проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития учащихся. Поэтому есть основания говорить о методах обучения проектной деятельности, под которыми мы понимаем целенаправленные и организованные способы и приемы выполнения учебных творческих проектов [10;15].

Как полагает Н.В. Матяш, методы обучения, способствующие организации и реализации проектной деятельности, являются методами, активизирующими творческое мышление, помогающими выработать умение решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективизации в реальном продукте [4].

С этими методами можно ознакомиться, рассмотрев таблицу 1

Таблица 1

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Традиционные методы

Вербальные методы;

Демонстрация;

Практические методы;

Наблюдения;

Самостоятельная работа с литературой;

Метод упражнений;

Исторический метод

Нетрадиционные методы

Метод проектов;

Дизайн-анализ;

Морфологический анализ;

Метод фокальных объектов;

Функционально-стоимостный анализ;

Алгоритмический метод;

Метод абсурда;

Метод информационной недостаточности;

Метод информационной избыточности;

Метод информационной поддержки;

Конкурсы творческих проектов.


Ведущим методом проектного обучения является метод проектов, позволяющий включить школьников в проектную деятельность.

Учащиеся выполняют учебные проекты, под которыми следует понимать самостоятельно разработанные и изготовленные изделия, (услуги) от идеи до ее выполнения, обладающие субъективной или объективной новизной и выполненные под контролем и с консультированием учителя.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление [15;17].

Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях

.

Возможности метода проектов, деятельностного подхода в обучении для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения (Таблица 2).

Таблица 2










Ученик

Учитель




Определяет цель деятельности.

Помогает определить цель деятельности




Открывает новые знания.

Рекомендует источник получения информации.




Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы.




Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результата.




Активен

Создаёт условия для активности школьника.




Субъект обучения

Партнер ученика.




Несет ответственность за свою деятельность.

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.














Исследователи характеризуют метод проекта как:

– личностно - ориентированный;

– обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

– развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

– формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

– воспитывающий     целеустремленность,    ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

– интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;


– здоровьесберегающий.

В проектной деятельности выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

  1. Мотивационный этап:

– учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой;

– ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи;

2. Планирующий (подготовительный) этап: определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с информационно-операционный.

–  ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект;

–  учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

3. Информационно - операционный этап:

– ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект;

– учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

4. Рефлексивно-оценочный этап:

– ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку;

– учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности.

В зависимости направленности проекта могут быть выделены шесть этапов работы над проектом младших школьников (Таблица 3) и шесть стадий работы над проектом (Рисунок 1).


Таблица 3




Рис 1. Стадии работы над проектом
Шестое «П» проекта – его Портфолио, – папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

Проектная деятельность младших школьников, будучи одной из основных структурных единиц процесса обучения, способствует:

– обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

– развитию познавательных и творческих способностей, активности и организованности, и самостоятельности и целеустремленности учащихся;

– формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;


– адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

– формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Основываясь на характеристике и задачах можно выделить следующие группы умений, формируемых в процессе проектной деятельности в начальной школе:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Изучив теоретические источники по проблеме формирования проектных умений школьников нами обозначены следующие понятия:

– Проект – это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы в установленным требованиям к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.

– Проектная деятельность – это форма деятельности учащихся, структура которой совпадает со структурой проекта и позволяет выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности.

– Проектные умения – это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемого совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Нами выявлены следующие проектные умения:

– исследовательские;

– социального взаимодействия;