Файл: Методика развития проектных умений у младших школьников на уроках технологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– оценочные;

– информационные;

– презентационные;

– рефлексивные;

– менеджерские.

Установлено, что проектный метод – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом (продуктом), оформленным тем или иным образом.

1.2. Особенности развития проектных умений у детей младшего школьного возраста
Учитывая возрастные возможности учащихся 7-10 лет развитие проектных умений реально и целесообразно уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, их роль в формировании проектных умений.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Начиная с первого класса, происходит подготовка к её осуществлению [14;16].

Включение в проектную деятельность для учащихся явление новое. При проектировании многие школьники должны будут выйти из привычной образовательной среды, в которой обычно следуют объяснение-инструкция, потом – предъявление образца действия, затем – действие по образцу на уровне простого воспроизведения.

Практически все школьники к концу обучения в младшей школе овладевают умениями принятия алгоритмизированных решений в рамках творческой проектной деятельности, отмечены способности принятия неалгоритмизированных решений и перенос этих умений на другие виды деятельности и ситуации.

Обсуждение предстоящей проектной деятельности (выбор темы, обоснование принятого решения) также вызывает затруднения. В преобладающей репродуктивной деятельности, школьники с неуверенностью

вступают в дискуссии. Но этот барьер снимается включением методов свободной дискуссии, «мозгового штурма», имитационных деятельностных игр.

В младшем школьном возрасте у детей формируется внутренняя позиция школьника, целостная личностная структура, внутри которой дифференцируется положительное отношение к школе, желание занять новое социально значимое положение школьника. Позиция школьника формируется поэтапно. На седьмом году у детей ещё нет ориентации на содержательные моменты школьно-учебной действительности. Школа привлекает ребёнка своими внешними аксессуарами (форма, оценивание, правила поведения)
[6;7;8;9].

На следующем этапе развития позиции школьника появляется ориентация на содержательные моменты школьной действительности, но в первую очередь ребёнок выделяет не учебные аспекты этой действительности, а социальные.

На третьем этапе возникает собственно позиция школьника, в ней сочетаются социальная направленность и ориентация на учебные составляющие школьной жизни. Но этого этапа дети достигают (в среднем) лишь к концу восьмого года жизни.

Основными новообразованиями личности младшего школьника являются произвольность психических функций, рефлексия, внутренний план деятельности. Эти психологические новообразования относятся к механизмам произвольной саморегуляции поведения и выражаются в возрастающей целенаправленности поведения. В развитии ребёнка целенаправленность деятельности формируется постепенно. К концу младшего школьного возраста у большинства учащихся формируется умение произвольно устанавливать отношения между целью и задачами в проектной деятельности: с изменением общего смысла выполнения деятельности дети могут изменить конкретную цель, перестроить свои действия.

В младшем школьном возрасте усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности, а также ростом познавательных интересов. Как отмечает А.В. Петровский, важно так формировать учебную деятельность, чтобы она включала направленность на учение, умение контролировать себя (своё знание, своё умение), оценивать собственные достижения [3;5].

Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для данного возраста, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную сферу. Развитие данных личностных качеств требует специального внимания со стороны взрослых.

Для продуктивной проектной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующих моментах.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относятся:

– умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);

– умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);



–  умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);

– умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней нахождения ребёнка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «правила общения», регулирующие как внешнюю сторону (построение высказываний), так и внутреннюю (содержание высказываний).

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость».

Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегральной характеристики, включающей в себя:

– развитие аналитико-синтетических действий;

– сформированность алгоритма сравнительного анализа;

– умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

– возможность выделять общий способ действий;

– перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется в начальной школе в процессе работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста – теоретического мышления – через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом [13;14;15].

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

– адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

– обоснованно и доброжелательно оценивать, как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

– выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.


Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

Младший школьный возраст является начальным этапом для приобщения учащихся к проектной деятельности, закладывается фундамент развития проектных умений и дальнейшего их совершенствования. Для этого младшему школьнику необходима особая готовность к проектной деятельности, включающая:

– сформированность коммуникативных умений;

– развитость мышления (аналитико-синтетические умения, умение выделять общий способ действий);

– оценочная деятельность (адекватное и доброжелательное оценивание процесса решения учебной задачи, результата собственного конечного продукта и работы одноклассников).
Выводы по первой главе
Проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития учащихся.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление

Проектная деятельность младших школьников, будучи одной из основных структурных единиц процесса обучения, способствует:

– обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

– развитию познавательных и творческих способностей, активности и организованности, и самостоятельности и целеустремленности учащихся;

– формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;

– адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

– формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для данного возраста, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную сферу. Развитие данных личностных качеств требует специального внимания со стороны взрослых.


ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1 Диагностика уровня развития проектных умений младших школьников

Экспериментальное исследование проходило на базе ГУДО ЛНР «ЦВР» г. Кировск. В эксперименте приняли участие воспитанники творческого объединения «МукаСолька», в количестве 20 человек, из них 6 мальчиков и 14 девочек.

Целью эксперимента являлось выявление влияния организованной проектной деятельности школьников на занятиях по технологии на заинтересованность школьников к изучению данного учебного предмета и результативность его изучения.

Для оценивания заинтересованности школьников к изучению технологии и результативности ее изучения мы выделили критерии, показатели и уровни оценивания заинтересованности и результативности изучения технологии. Критерии оценивания результативности изучения технологии представляют собой единство когнитивных, деятельностных и личностных составляющих, выраженных в наличии у учащегося следующих характеристик.

По когнитивному критерию:

– знание композиционных основ и закономерностей художественного проектирования изделий из различных материалов;

– знание конструктивно-технологических основ обработки изделий из различных материалов;

– знание норм безопасности труда, организации рабочего места при обработке изделий из различных материалов.

По деятельностному критерию:

– умение выбрать композиционное решение проектируемого изделия, выполнить его эскиз и описание внешнего вида;

– умение разработать технологию изготовления проектируемого изделия, обосновать выбор материалов и технологического оборудования;

По личностному критерию – сформированность значимых личностных качеств, таких как:

– творческие способности;

– способность к саморазвитию.

Анализ показателей привел нас к выводу о необходимости выделения высокого, среднего и низкого уровней сформированности результативности изучения технологии (Таблица 4).