Файл: Методика развития проектных умений у младших школьников на уроках технологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– оценочные;
– информационные;
– презентационные;
– рефлексивные;
– менеджерские.
Установлено, что проектный метод – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом (продуктом), оформленным тем или иным образом.
1.2. Особенности развития проектных умений у детей младшего школьного возраста
Учитывая возрастные возможности учащихся 7-10 лет развитие проектных умений реально и целесообразно уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, их роль в формировании проектных умений.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Начиная с первого класса, происходит подготовка к её осуществлению [14;16].
Включение в проектную деятельность для учащихся явление новое. При проектировании многие школьники должны будут выйти из привычной образовательной среды, в которой обычно следуют объяснение-инструкция, потом – предъявление образца действия, затем – действие по образцу на уровне простого воспроизведения.
Практически все школьники к концу обучения в младшей школе овладевают умениями принятия алгоритмизированных решений в рамках творческой проектной деятельности, отмечены способности принятия неалгоритмизированных решений и перенос этих умений на другие виды деятельности и ситуации.
Обсуждение предстоящей проектной деятельности (выбор темы, обоснование принятого решения) также вызывает затруднения. В преобладающей репродуктивной деятельности, школьники с неуверенностью
вступают в дискуссии. Но этот барьер снимается включением методов свободной дискуссии, «мозгового штурма», имитационных деятельностных игр.
В младшем школьном возрасте у детей формируется внутренняя позиция школьника, целостная личностная структура, внутри которой дифференцируется положительное отношение к школе, желание занять новое социально значимое положение школьника. Позиция школьника формируется поэтапно. На седьмом году у детей ещё нет ориентации на содержательные моменты школьно-учебной действительности. Школа привлекает ребёнка своими внешними аксессуарами (форма, оценивание, правила поведения)
[6;7;8;9].
На следующем этапе развития позиции школьника появляется ориентация на содержательные моменты школьной действительности, но в первую очередь ребёнок выделяет не учебные аспекты этой действительности, а социальные.
На третьем этапе возникает собственно позиция школьника, в ней сочетаются социальная направленность и ориентация на учебные составляющие школьной жизни. Но этого этапа дети достигают (в среднем) лишь к концу восьмого года жизни.
Основными новообразованиями личности младшего школьника являются произвольность психических функций, рефлексия, внутренний план деятельности. Эти психологические новообразования относятся к механизмам произвольной саморегуляции поведения и выражаются в возрастающей целенаправленности поведения. В развитии ребёнка целенаправленность деятельности формируется постепенно. К концу младшего школьного возраста у большинства учащихся формируется умение произвольно устанавливать отношения между целью и задачами в проектной деятельности: с изменением общего смысла выполнения деятельности дети могут изменить конкретную цель, перестроить свои действия.
В младшем школьном возрасте усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности, а также ростом познавательных интересов. Как отмечает А.В. Петровский, важно так формировать учебную деятельность, чтобы она включала направленность на учение, умение контролировать себя (своё знание, своё умение), оценивать собственные достижения [3;5].
Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для данного возраста, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную сферу. Развитие данных личностных качеств требует специального внимания со стороны взрослых.
Для продуктивной проектной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующих моментах.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относятся:
– умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
– умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
– умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);
– умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней нахождения ребёнка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «правила общения», регулирующие как внешнюю сторону (построение высказываний), так и внутреннюю (содержание высказываний).
Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость».
Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегральной характеристики, включающей в себя:
– развитие аналитико-синтетических действий;
– сформированность алгоритма сравнительного анализа;
– умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
– возможность выделять общий способ действий;
– перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется в начальной школе в процессе работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста – теоретического мышления – через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом [13;14;15].
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
– адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
– обоснованно и доброжелательно оценивать, как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
– выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.
Младший школьный возраст является начальным этапом для приобщения учащихся к проектной деятельности, закладывается фундамент развития проектных умений и дальнейшего их совершенствования. Для этого младшему школьнику необходима особая готовность к проектной деятельности, включающая:
– сформированность коммуникативных умений;
– развитость мышления (аналитико-синтетические умения, умение выделять общий способ действий);
– оценочная деятельность (адекватное и доброжелательное оценивание процесса решения учебной задачи, результата собственного конечного продукта и работы одноклассников).
Выводы по первой главе
Проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития учащихся.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление
Проектная деятельность младших школьников, будучи одной из основных структурных единиц процесса обучения, способствует:
– обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
– развитию познавательных и творческих способностей, активности и организованности, и самостоятельности и целеустремленности учащихся;
– формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;
– адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
– формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для данного возраста, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную сферу. Развитие данных личностных качеств требует специального внимания со стороны взрослых.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1 Диагностика уровня развития проектных умений младших школьников
Экспериментальное исследование проходило на базе ГУДО ЛНР «ЦВР» г. Кировск. В эксперименте приняли участие воспитанники творческого объединения «МукаСолька», в количестве 20 человек, из них 6 мальчиков и 14 девочек.
Целью эксперимента являлось выявление влияния организованной проектной деятельности школьников на занятиях по технологии на заинтересованность школьников к изучению данного учебного предмета и результативность его изучения.
Для оценивания заинтересованности школьников к изучению технологии и результативности ее изучения мы выделили критерии, показатели и уровни оценивания заинтересованности и результативности изучения технологии. Критерии оценивания результативности изучения технологии представляют собой единство когнитивных, деятельностных и личностных составляющих, выраженных в наличии у учащегося следующих характеристик.
По когнитивному критерию:
– знание композиционных основ и закономерностей художественного проектирования изделий из различных материалов;
– знание конструктивно-технологических основ обработки изделий из различных материалов;
– знание норм безопасности труда, организации рабочего места при обработке изделий из различных материалов.
По деятельностному критерию:
– умение выбрать композиционное решение проектируемого изделия, выполнить его эскиз и описание внешнего вида;
– умение разработать технологию изготовления проектируемого изделия, обосновать выбор материалов и технологического оборудования;
По личностному критерию – сформированность значимых личностных качеств, таких как:
– творческие способности;
– способность к саморазвитию.
Анализ показателей привел нас к выводу о необходимости выделения высокого, среднего и низкого уровней сформированности результативности изучения технологии (Таблица 4).