Файл: КП. Драчев Г.И.Теория электропривода.2002_КП.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.12.2021

Просмотров: 2664

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

121

Рис

.  

И

.4. 

Структурная

 

схема

 

системы

 

МК

 – 

ДПВ

(

программа

 POVOD)


background image

122

Показатель

 

нагрева

 

резисторов

   I

кв

R = 

I²*dt = I

кв

R + I²*h.

Угол

 

поворота

 

вала

 

двигателя

 L 

рассчитывается

 

в

 

системе

 

дифференци

-

альных

 

уравнений

.

Пояснения

 

к

 

табл

И

.6.

1…4. 

Номинальные

 

данные

 

двигателя

 

принимаются

 

за

 

базовые

 

значения

при

 

дальнейших

 

расчётах

.

5. 

Невыключаемое

 

сопротивление

 

якорной

 

цепи

 r

я

 

включает

 

в

 

себя

 

сопро

-

тивление

 

обмотки

 

якоря

 r

оя

обмотки

 

дополнительных

 

полюсов

 r

дп

 

и

 

сопротивле

-

ние

 

обмотки

 

главных

 

полюсов

: r

я

 = r

оя

 + r

дп

 + r

ов

.

6…9. 

Указанные

 

сопротивления

 

определяются

 

при

 

расчёте

 

правильной

пусковой

 

диаграммы

 

и

 

учитывают

 

все

 

сопротивления

включаемые

 

в

 

якорную

цепь

при

 

работе

 

на

 

каждой

 

ступени

 R

1

 > R

2

 > R

3

 > r

я

.

При

 

пуске

 

в

 

две

 

ступени

 

вместо

 

сопротивления

 

неиспользованной

 

ступени

R

3

 

вводится

 

невыключаемое

 

сопротивление

 R

3

 = r

я

Если

 

пуск

 

осуществляется

 

с

одной

 

ступенью

 

резисторов

то

 

вводят

 R

2

 = r

я

 

и

 R

3

 = r

я

.

10. 

М

с

 – 

рассчитан

 

в

 

таблице

 12.1, 

вводится

 

с

 

учётом

 

режима

 

работы

 (

пуск

,

торможение

и

 

характера

 (

активный

реактивный

).

11. 

М

х

 – 

момент

 

холостого

 

хода

 

двигателя

 (

см

раздел

 14).

12. 

η

п

 – 

коэффициент

 

полезного

 

действия

 

передачи

 (

редуктора

вводится

 

в

о

.

е

. (

не

 

в

 

процентах

).

13…15. 

Расчёт

 

Т

дв

Т

с

Т

ро

 

рассмотрен

 

в

 

п

. 17.1.

16. 

Т

я

 

 L

в

 / R – 

электромагнитная

 

постоянная

 

якорной

 

цепи

зависит

 

от

полного

 

сопротивления

 

цепи

 R 

и

 

от

 

индуктивности

 

якорной

 

цепи

 L

яц

 = L

я

 + L

в

 L

в

.

 

Индуктивность

 

якорной

 

цепи

 

рассчитывается

 

по

 17.11, 

в

 

которой

 

прини

-

мают

 i

вн

 = I

н

тогда

 L

в

 = 

Т

в

 * r

ов

.

17. 

Расчет

 

Т

α

  

см

в

 

п

. 18.4.

18. 

Шаг

 

интегрирования

 

принимают

 

в

 2-3 

раза

 

меньшим

 

самой

 

малой

 

по

-

стоянной

 

времени

.

19. 

Время

 

переходного

 

процесса

 

вводят

 

из

 

условия

 

записи

 

на

 

одном

 

листе

нагрузочных

 

диаграмм

 

пуска

 

двигателя

 

до

 

установившегося

 

режима

 

и

 

последую

-

щего

 

торможения

.

            20. 

Каталожную

 

кривую

 

ω

е

 = f(I) 

перестраивают

 

в

 

о

.

е

., 

принимая

 

за

 

базо

-

вые

 

значения

 

ω

б

 = 

ω

н

 

и

 I

б

 = I

н

Затем

 

кривую

 

линеаризируют

 

отрезками

 

прямых

и

координаты

 

точек

 

перегиба

 (

излома

полученной

 

характеристики

 

вводят

 

в

 

маши

-

ну

Первая

 

точка

 

соответствует

 

максимальной

 

скорости

 

двигателя

 

ω

макс

 

и

 

мини

-

мальному

 

значению

 

тока

 

якоря

Последняя

 

точка

 

соответствует

 

максимальному

току

 

по

 

условиям

 

коммутации

С

 

помощью

 

каталожной

 

кривой

 

в

 

программе

 

рас

-

считывается

 

поток

 

двигателя

  

Ф

 = f(I).

Таблица

  

И

.6

Параметры

 

расчета

вводимые

 

в

 

программу

 POVOD

1. 

Номинальная

 

скорость

рад

/

с

ω

н


background image

123

2. 

Номинальный

 

ток

А

I

н

3. 

Номинальный

 

электромагнитный

 

момент

Н

*

м

М

н

4. 

Номинальное

 

напряжение

В

U

н

5. 

Невыключаемое

 

сопротивление

 

якорной

 

цепи

 r

оя

+r

дп

+r

ов

Ом

r

я

6. 

Полное

 

сопротивление

 

цепи

 

якоря

 

при

 

пуске

 

на

 

первой

 

ступени

Ом

R

1

7. 

Полное

 

сопротивление

  

цепи

 

якоря

 

при

 

пуске

 

на

 

второй

 

ступени

Ом

R

2

8. 

Полное

 

сопротивление

  

цепи

 

якоря

 

при

 

пуске

 

на

 

третьей

 

ступени

Ом

R

3

9. 

Полное

 

сопротивление

  

цепи

 

якоря

 

при

 

торможении

Ом

R

5

10. 

Момент

 

статический

 

активный

 (

реактивный

), 

Н

*

м

М

с

11. 

Момент

 

холостого

 

хода

 

двигателя

Н

*

м

М

х

12. 

КПД

 

передачи

о

.

е

.

η

п

13. 

Механическая

 

постоянная

 

времени

 

двигателя

 (

без

 

учёта

 

РО

), 

с

Т

дв

14. 

Постоянная

 

времени

 

упругого

 

элемента

с

Т

с

15. 

Механическая

 

постоянная

 

времени

 

рабочего

 

органа

с

Т

ро

16. 

Электромагнитная

 

постоянная

 

времени

 

якорной

 

цепи

 

на

 

естествен

-

ной

 

характеристике

с

Т

яе

17. 

Постоянная

 

интегрирования

 

пути

с

Т

α

18. 

Шаг

 

интегрирования

с

h

19. 

Время

 

переходного

 

процесса

с

t

пп

20.

Ввод

 

каталожной

 

характеристики

 

двигателя

21. 

Выбор

 

режима

 

работы

 (

пуск

торможение

)

22. 

Ввод

 

начальных

 

условий

21. 

Для

 

режима

 

работы

 “

пуск

” 

необходимо

 

при

 

первом

 

пуске

 

подготовить

 

значе

-

ния

 

скоростей

 

ω

1

 < 

ω

2

 < 

ω

3

при

 

которых

 

по

 

правильной

 

пусковой

 

диаграмме

 

про

-

исходит

 

переключение

 

ступеней

 

сопротивлений

 

в

 

цепи

 

якоря

.  

В

 

процессе

первого

 

пуска

 

следует

 

зафиксировать

 

времена

 

работы

 

на

 

ступенях

 t

1

 > t

2

 > t

3

Если

применяемый

 

магнитный

 

контроллер

 

обеспечивает

 

автоматизацию

 

пуска

 

в

 

функ

-

ции

 

времени

то

 

при

 

втором

 

пуске

 

следует

 

вводить

 

времена

 

работы

 

на

 

ступенях

 t

1

,

t

2

, t

3

моделируя

 

работу

 

магнитного

 

контроллера

.

       

Для

 

режима

 “

торможение

” 

следует

 

ввести

 

рассчитанный

 

заранее

 

тормозной

режим

 (

противовключение

динамическое

 

торможение

 

с

 

независимым

 

возбужде

-

нием

динамическое

 

торможение

 

с

 

самовозбуждением

), 

для

 

которого

 

в

 

п

.9

табл

.

И

.6 

введено

 

полное

 

сопротивление

 R

5

Для

 

динамического

 

торможения

 

с

 

не

-

зависимым

 

возбуждением

 

вводится

 

значение

 

тока

 

возбуждения

.

22. 

Начальные

 

условия

 

для

 

пуска

 

обычно

 

принимают

 “

нулевые

”. 

Для

 

тор

-

можения

 

начальные

 

условия

 

определяются

 

конечными

 

значениями

 

переменных

при

 

пуске

Эти

 

значения

 

можно

 

получить

 

с

 

помощью

 

клавиши

 <F7>, 

которая

 

пе

-

ред

 

завершением

 

работы

 

выведет

 

на

 

экран

 

таблицу

 

числовых

 

значений

.

Правила

 

работы

 

с

 

программой

назначение

 

функциональных

 

клавиш

 

и

 

ос

-

тальные

 

атрибуты

 

сервиса

 

описаны

 

в

 

разделе

 “

Организация

 

расчетов

” (

приложе

-

ние

 

И

).

Особенностями

 

программы

 POVOD 

являются

:

            –

в

 

момент

 

переключения

 

ступеней

 

в

 

режиме

 

пуска

 

расчёт

 

останавливается

,

предоставляется

 

возможность

 

для

 

записи

 

времени

 

работы

 

на

 

ступени

координат


background image

124

точки

 

переключения

 

и

 

величины

 I

кв

R

необходимой

 

для

 

проверки

 

резисторов

 

по

нагреву

;

           –  

в

 

связи

 

со

 

снижением

 

жесткости

 

механической

 

характеристики

 

ДПВ

 

при

М

с

 < 

М

н

 

возможна

 

ситуация

когда

 

двигатель

не

 

успев

 

достигнуть

 

установивше

-

гося

 

режима

должен

 

быть

 

переключен

 

на

 

торможение

 

с

 

целью

 

его

 

остановки

 

в

конце

 

заданного

 

перемещения

 

рабочего

 

органа

В

 

этом

 

случае

 

процесс

 

торможе

-

ния

 

повторяется

 

несколько

 

раз

оценивается

 

тормозной

 

путь

Для

 

отработки

 

дви

-

гателем

 

заданного

 

перемещения

 

приходится

 

рассчитать

 

точку

 

пути

при

 

которой

двигатель

 

переключается

 

на

 

торможение

и

 

вовремя

 

выполнить

 

это

 

переключение

.

И

.5. 

Система

 

магнитный

 

контроллер

 – 

асинхронный

 

двигатель

 

МК

 – 

АД

(

программа

 READ)

Система

 

МК

 – 

АД

 

обеспечивает

 

работу

 

асинхронного

 

электродвигателя

 

с

фазным

 

ротором

 

при

 

питании

 

цепей

 

статора

 

от

 

цеховой

 

сети

С

 

помощью

 

магнит

-

ного

 

контроллера

 

осуществляется

 

пуск

 

двигателя

 

в

 1-2-3 

ступени

 

по

 

правильной

пусковой

 

диаграмме

 

с

 

контролем

 

пуска

 

по

 

скорости

 

или

 

по

 

времени

Система

обеспечивает

 

торможение

 

двигателя

 

в

 

одну

 

ступень

 (

динамическое

 

с

 

независи

-

мым

 

возбуждением

 

и

 

противовключение

).

Основные

 

уравнения

решаемые

 

в

 

программе

 READ:

                      

М

)

(

dt

M

d

T

1

н

0

э

=

ω

ω

β

;

                      

)

R

,

S

(

f

2

=

β

;

                       

M

M

M

dt

d

T

12

1

дв

=

ω

;

                       

2

1

12

c

dt

M

d

T

ω

ω

=

;

                       

рс

12

2

ро

M

M

dt

d

T

=

ω

;

                                       

2

dt

d

T

ω

α

α

=

.

Структурная

 

схема

 

системы

 

МК

 – 

АД

построенная

 

на

 

основании

 

приве

-

денной

 

системы

 

алгебраических

 

и

 

дифференциальных

 

уравнений

приведена

 

на

рис

И

.5. 

Для

 

расчёта

 

зависимости

 

β

 = f(S, R) 

использована

 

программа

 HARAD

(

см

приложение

 

Е

).

В

 

программе

 READ 

рассчитываются

 

также

 

уравнения

позволяющие

 

полу

-

чить

 

интегральные

 

и

 

энергетические

 

показатели

 

системы

 

электропривода

:

       –    

мощность

 

на

 

валу

 

рабочего

 

органа

 M

1

 = M

p

*

ω

2

;

       –    

угол

 

между

 

напряжением

 

и

 

током

 

ϕ

1

 = arctg(x

Σ

 / r

Σ

);

       –    

активная

 

мощность

потребляемая

 

из

 

сети

: P

1

 = 3*U

1

н

*I

1

*cos

ϕ

1

;

       –    

КПД

 

системы

 

η

 = 

М

1

 / 

Р

1

;


background image

125

       –    

реактивная

 

мощность

 

из

 

сети

 Q

1

 = 3* U

1

н

*I

1

*sin

ϕ

1

;

       –    

механическая

 

энергия

 

на

 

валу

 

рабочего

 

органа

 A = A + M

1

*h;

       –    

активная

 

энергия

 

из

 

сети

 P = P + P

1

*h;

       –    

реактивная

 

энергия

 

из

 

сети

 Q = Q + Q

1

*h;

       –    

квадрат

 

тока

 

статора

 

за

 

время

 

работы

 

на

 

участке

        I

1

кв

t

 = 

I

1

²*dt = I

1

кв

t

 + I

1

²*h;

       –   

квадрат

 

тока

 

ротора

 

за

 

время

 

работы

 

на

 

участке

        I

2

кв

t

 = 

I

2

²*dt = I

2

кв

t

 + I

2

²*h.

Параметры

 

электропривода

номинальные

 

данные

 

двигателя

начальные

 

условия

для

 

расчёта

 

вводятся

 

в

 

программу

 READ 

в

 

диалоговом

 

режиме

 

в

 

абсолютных

единицах

Перечень

 

вводимых

 

данных

 

с

 

указанием

 

их

 

обозначений

 

и

 

размерности

приведён

 

в

 

табл

И

.7.

Пояснение

 

к

 

табл

И

.7.

1…4. 

Номинальные

 

данные

 

двигателя

принимаются

 

за

 

базовые

 

значения

при

 

дальнейших

 

расчётах

.

5, 6, 8, 9. 

Невыключаемые

 

активные

 

и

 

индуктивные

 

сопротивления

 

фазных

обмоток

 

статора

 

и

 

ротора

сопротивления

 

роторных

 

обмоток

 

должны

 

быть

 

приве

-

дены

 

к

 

цепи

 

статора

.

7. 

Индуктивное

 

сопротивление

 

контура

 

намагничивания

 

рассчитывается

по

 

формулам

 

Приложения

 

Е

 

с

 

использованием

 14.21 

для

 

расчета

 

номинального

значения

 

тока

 

холостого

 

хода

 I

µ

н

.

10. 

М

с

 

рассчитан

 

в

 

таблице

 12.1, 

вводится

 

с

 

учётом

 

режима

 

работы

 (

пуск

,

торможение

и

 

характера

 (

активный

реактивный

).

11 – 

η

п

 – 

коэффициент

  

полезного

  

действия

  

передачи

 (

редуктора

), 

вводит

-

ся

 

в

 

о

.

е

..

12. 

Расчёт

 

М

х

 

смотри

 

в

 

разделе

 14.

13. 

Значение

 

Т

э

 

должно

 

быть

 

рассчитано

 

для

 

естественной

 

характеристики

по

 

формулам

 17.18. 

Изменение

 

Т

э

 

при

 

работе

 

на

 

искусственных

 

характеристиках

выполняется

 

программой

 

расчёта

.