Файл: КП. Драчев Г.И.Теория электропривода.2002_КП.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.12.2021

Просмотров: 2668

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

111

значение

 

скорости

 

ω

 

 

ω

п

когда

 

скачком

 

снижается

 

напряжение

 

на

 

обмотке

 

воз

-

буждения

 U

в

а

 

напряжение

 

на

 

якоре

определяемое

 

величиной

 

ω

0

кон

остаётся

 

по

-

стоянным

При

 

торможении

 

из

 

режима

 

ослабления

 

поля

  

скачком

 

повышается

 

на

-

пряжение

 

на

 

обмотке

 

возбуждения

а

 

напряжение

 

на

 

якоре

 

снижается

 

от

 

значения

,

соответствующего

 

ω

окон

.

23. 

Постоянная

 

времени

 

задатчика

 

интенсивности

 

Т

зи

 

рассчитывается

 

по

формулам

 

п

. 16.3.

И

.2. 

Система

 

преобразователь

 

частоты

 – 

асинхронный

 

двигатель

 

с

 

задатчиком

 

интенсивности

 (

программа

 ZIAD)

Система

 

ПЧ

 – 

АД

 

состоит

 

из

 

асинхронного

 

двигателя

 

АД

 

с

 

короткозамкну

-

тым

 

ротором

преобразователя

 

частоты

 

ПЧ

 

со

 

звеном

 

постоянного

 

тока

обеспе

-

чивающего

 

двухзонное

 

регулирование

 

скорости

 (

до

 

естественной

 

характеристики

– 

по

 

закону

 U

1

/f

1

 = const, 

выше

 

естественной

 – 

по

 

закону

 U

1

 = const) 

и

 

задатчика

интенсивности

 

ЗИ

 

пропорционально

-

интегрального

 

типа

.

При

 

пуске

 

двигателя

 

пропорциональный

 

канал

 

ЗИ

 

обеспечивает

 

подачу

скачка

 

синхронной

 

скорости

 

∆ω

0

 

и

 

напряжения

 U

1

затем

 

интегральный

 

канал

обеспечивает

 

линейное

 

нарастание

 

ω

0

 

и

 U

1

При

 

достижении

 

интегральным

 

кана

-

лом

 

заданных

 

значений

 

ω

0

кон

 

скачок

 

∆ω

0

 

снимается

 

и

 

устанавливается

 

заданное

значение

 

ω

0

кон

.

При

 

торможении

 

сначала

 

скачком

 

снижается

 

∆ω

0

затем

 

по

 

линейному

 

за

-

кону

 

снижаются

 

ω

0

 

и

 U

1

Двигатель

 

снижает

 

скорость

 

в

 

режиме

 

рекуперативного

торможения

При

 

достижении

 

частотой

 

значения

 

минимальной

 

частоты

 

ПЧ

 f

1

 =

f

1

мин

 (

соответственно

  

величин

 

ω

0

мин

 

и

 U

1

мин

), 

дальнейший

 

процесс

 

торможения

выполняется

 

по

 

механической

 

характеристике

 , 

соответствующей

  

частоте

 f

1

мин

.

Для

 

математического

 

описания

 

процесса

 

электромеханического

 

преобра

-

зования

 

в

 

асинхронном

 

двигателе

 

использован

 

идеализированный

 

двухфазный

электромеханический

 

преобразователь

который

 

обычно

 

называют

 

обобщенной

электрической

 

машиной

 [10]. 

Токи

 

и

 

напряжение

 

реального

 

двигателя

 

приведены

к

 

осям

 X, Y 

обобщенной

 

двухфазной

 

машины

вращающимся

 

с

 

синхронной

 

ско

-

ростью

 

поля

 

машины

Инерционность

 

преобразователя

 

частоты

 

при

 

расчёте

 

не

учитывается

потери

 

мощности

 

принимаются

 

равными

 

потерям

 

в

 

номинальном

режиме

Уравнения

 

электромеханического

 

преобразования

 

энергии

 

приводятся

 

в

[10, 

с

.167].

Программа

 ZIAD 

решает

 

систему

 

дифференциальных

 

и

 

алгебраических

уравнений

описывающих

 

работу

 

системы

 

ПЧ

 – 

АД

 

с

 

ЗИ

:

                           

)

sgn(

0

0

2

нач

кон

S

ω

ω

=

;

                               

зи

2

0

2

нач

0

0

T

t

S

S

+

+

=

ω

ω

ω

;

                   

yr

ys

I

I

I

+

=

µ

;

                   

)

(

µ

I

f

E

=

;


background image

112

                   

)

I

(

E

L

0

ω

µ

µ

=

;

                   

2

2

1

4

L

)

L

L

(

)

L

L

(

L

µ

µ

µ

+

+

=

                   

4

1

11

L

)

L

L

(

L

µ

+

=

;

                     

4

2

22

L

)

L

L

(

L

µ

+

=

;

                   

4

33

L

L

L

µ

=

;

                   

33

xr

22

xs

xs

L

L

I

=

ψ

ψ

;

                   

33

xs

11

xr

xr

L

L

I

=

ψ

ψ

;

                   

33

yr

22

ys

ys

L

L

I

=

ψ

ψ

;

                   

33

ys

11

yr

yr

L

L

I

=

ψ

ψ

;

                   

*

f

S

3

U

1

3

xs

=

;

                               

)

I

I

I

I

(

L

p

5

.

1

M

yr

xs

ys

xr

п

=

µ

;

                   

)

p

(

r

I

dt

d

1

п

0

xr

2

yr

yr

ω

ω

ψ

ψ

=

;

                   

0

ys

1

xs

xs

xs

r

I

U

dt

d

ω

ψ

ψ

+

=

;

                   

)

p

(

r

I

dt

d

1

п

0

yr

2

xr

xr

ω

ω

ψ

ψ

+

=

;

                   

0

xs

1

ys

ys

r

I

dt

d

ω

ψ

ψ

=

;

                    

M

M

M

dt

d

J

12

1

дв

=

ω

δ

;

                    

рс

12

2

пр

M

M

dt

d

J

=

ω

;

                    

2

1

12

12

dt

dM

c

1

ω

ω

=

;

                    

2

dt

d

ω

α

=

.

* – 

зависит

 

от

 

закона

 

регулирования

...)

 ,

f

U

  

,

f

U

  

,

f

U

(

2

1

1

.

Расчет

 

интегральных

 

и

 

энергетических

 

показателей

 

выполняется

 

по

 

фор

-

мулам

:

            P

s

 = U

xs

 * I

xs 

– 

активная

 

мощность

потребляемая

 

из

 

сети

 

двигателем

;

P

v

 = M

p

 * 

ω

2

 – 

мощность

 

на

 

валу

 

рабочего

 

органа

;

η

s

 = P

v

 / P

s

 – 

КПД

 

двигателя

 

с

 

учетом

 

потерь

 

в

 

передаче

;


background image

113

η

c

 = P

v

 / (P

s

 + 

P

пч

) – 

КПД

 

системы

 

ПЧ

 – 

АД

;

P = P + (P

s

 + 

P

пч

)*h – 

активная

 

энергия

потребляемая

 

из

 

сети

 

системой

;

A = A + P

v

 * h – 

механическая

 

энергия

 

на

 

валу

 

рабочего

 

органа

;

cos

ϕ

s

 = cos(arctg(I

ys

 / I

xs

)) – 

коэффициент

 

мощности

 

двигателя

;

Q

s

 = P

s

 * tg

ϕ

s

 – 

реактивная

 

мощность

 

двигателя

;

cos

ϕ

1

 = U

xs

 / (

3 * E

d0

) – 

коэффициент

 

мощности

 

системы

;

Q

1

 = P

s

 * tg

ϕ

1

 – 

реактивная

 

мощность

 

системы

;

            Q = Q + Q*h – 

реактивная

 

энергия

 

системы

;

            I

1

кв

t

 = 

I

2

s

*dt = I

s

 + h*(I²

xs

 + I²

ys

) / 3 – 

квадрат

 

тока

 

статора

 

на

 

время

;

I

2

кв

t

 = 

I

2

r

*dt = I

r

 + h*(I²

xr

 + I²

yr

) / 3 – 

квадрат

 

тока

 

ротора

 

на

  

время

;

L = 

α

 = 

∫ω

2

*dt – 

угловой

 

путь

уравнение

 

решается

 

в

 

процедуре

 

Рунге

 –

Кутта

.

Структурная

 

схема

 

электромеханического

 

преобразователя

 

получается

очень

 

сложной

 (

см

. [1, 

с

.168]). 

Она

 

не

 

выполняет

 

основной

 

цели

упрощения

 

ана

-

лиза

 

взаимодействия

 

переменных

 

в

 

системе

  

и

 

в

 

данном

 

пособии

 

не

 

приводится

.

Ввод

 

данных

 

для

 

расчета

 

переходных

 

процессов

 

выполняется

 

в

 

диалого

-

вом

 

режиме

Параметры

 

электропривода

номинальные

 

данные

 

электродвигателя

,

начальные

 

условия

 

вводятся

 

в

 

абсолютных

 

единицах

В

 

табл

И

.4   

приведены

 

ал

-

гебраические

 

обозначения

 

вводимых

 

параметров

.

Пояснение

 

к

 

табл

И

.4.

1…4. 

Номинальные

 

данные

 

двигателя

полученные

 

из

 

каталога

 (U

1

н

, I

1

н

, p

п

)

или

 

рассчитанные

 

по

 

каталожным

 

данным

.

5…8. 

Невыключаемые

 

активные

 

и

 

индуктивные

 

сопротивления

 

рассеяния

обмоток

 

статора

 

и

 

приведённые

 

к

 

цепи

 

статора

  

сопротивления

 

цепи

 

ротора

.

9. 

Статический

 

момент

 

М

с

 

рассчитан

 

в

 

табл

. 12.1, 

вводится

 

с

 

учётом

 

режи

-

ма

 

работы

 (

пуск

торможение

и

 

характера

 (

реактивный

активный

).

           10. 

Коэффициент

 

полезного

 

действия

 

передачи

 (

редуктора

вводится

 

в

 

о

.

е

.;

           11. 

Момент

  

холостого

  

хода

  

двигателя

  

М

х

  

рассчитан

 

ранее

 – 

см

. 14.8.

           12. 

Момент

 

инерции

 

ротора

 

двигателя

 

включает

 

в

 

себя

 

и

 

момент

 

инерции

передачи

  

δ

J

дв

.

13. 

Приведенный

 

к

 

валу

 

двигателя

 

момент

 

инерции

 

рабочего

 

органа

 J

пр

рассчитан

 

в

 

табл

. 12.1.

14. 

Податливость

 

упругого

 

элемента

 – 

величина

обратная

 

жесткости

 1/

с

12

,

численно

 

равная

 

углу

 

в

 

радианах

на

 

который

 

закрутится

 

вал

 

под

 

действием

 

мо

-

мента

 1 

Нм

.

             15…16. 

Режим

 

работы

 

системы

 (

пуск

торможение

задаётся

 

разностью

(

ω

0

кон

 – 

ω

0

нач

). 

Если

 

эта

 

разность

 

положительна

 – 

пуск

равна

 

нулю

 – 

установив

-

шийся

 

режим

отрицательна

 – 

торможение

.

                                                                                                        

Таблица

  

И

.4

Параметры

 

расчета

вводимые

 

в

 

программу

 ZIAD

1. 

Число

 

пар

 

полюсов

р

п

2. 

Номинальный

 

ток

 

статора

А

I

1

н


background image

114

3. 

Номинальный

 

момент

Н

*

м

М

н

4. 

Номинальное

 

фазное

 

напряжение

 

статора

В

U

1

н

5. 

Активное

 

сопротивление

 

статора

Ом

r

1

6. 

Активное

 

приведенное

 

сопротивление

 

ротора

Ом

r

2

7. 

Индуктивное

 

сопротивление

 

рассеяния

 

статора

Ом

x

1

8. 

Индуктивное

 

приведенное

 

сопротивление

 

рассеяния

 

ротора

Ом

x

2

9. 

Момент

 

статический

 

активный

 (

реактивный

), 

Н

*

м

М

с

10. 

КПД

 

передачи

η

п

11. 

Момент

 

холостого

 

хода

 

двигателя

Н

*

м

М

х

12. 

Момент

 

инерции

 

ротора

 

с

 

учётом

 

момента

 

инерции

 

передачи

,

кгм

²

δ

J

дв

13. 

Приведённый

 

момент

 

инерции

 

рабочего

 

органа

кгм

²

J

пр

14. 

Податливость

 

упругого

 

элемента

рад

/(

Н

*

м

)

1/

с

12

15. 

Начальная

 

синхронная

 

скорость

рад

/

с

ω

0

нач

16. 

Конечная

 

синхронная

 

скорость

рад

/

с

ω

0

кон

17. 

Постоянная

 

задатчика

 

интенсивности

с

Т

зи

18. 

Скачок

 

синхронной

 

скорости

 (

ПИ

 - 

задатчик

), 

рад

/

с

∆ω

0

19. 

Минимальная

 

частота

 

преобразователя

 

частоты

Гц

f

1

мин

20. 

Максимальное

 

значение

 

средней

 

выпрямленной

 

ЭДС

 

управляе

-

мого

 

выпрямителя

 

преобразователя

 

частоты

В

E

d0

21. 

Потери

 

мощности

 

преобразователя

 

в

 

номинальном

 

режиме

Вт

Р

пч

22. 

Закон

 

регулирования

 

напряжения

:

1.U / f = const; 2. U / f² = const; 3. U / 

f = const – 

коэффициент

 

связи

между

 

напряжением

 

и

 

частотой

4.  U = const – 

фазное

 

напряжение

 

на

 

статоре

S

3

U

1

23. 

Шаг

 

интегрирования

с

h

17. 

Постоянная

 

времени

 

задатчика

 

интенсивности

 

Т

зи

 

рассчитывается

 

по

формулам

 

п

. 16.3.

18. 

Скачок

 

∆ω

0

 

рассчитывается

 

по

 

методике

 

п

. 16.3.

19…21.

Данные

 

преобразователя

 

частоты

:

-

 

минимальная

 

частота

 f

1

мин

 ;

-

 

максимальная

 

ЭДС

 

управляемого

 

выпрямителя

 

Е

d0 

(

при

 

α

=0);

-

 

потери

 

мощности

 

в

 

номинальном

 

режиме

                   

)

1

(

cos

3

1

1

1

н

н

н

н

пч

I

U

P

η

φ

=

.

22. 

Закон

 

регулирования

 

устанавливается

 

по

 

каталожным

 

данным

 

преобра

-

зователя

а

 

величина

 

коэффициента

 U/f – 

с

 

учётом

 

обеспечения

 

перегрузочной

способности

 

на

 

малых

 

скоростях

.

23. 

Шаг

 

интегрирования

 

рекомендуется

 

принимать

 

не

 

более

 h 

 0.001 

с

 

в

 

связи

 

с

 

тем

что

 

расчет

 

выполняется

 

в

 

абсолютных

 

единицах

 

и

 

постоянные

 

вре

-

мени

 

явно

 

не

 

выражены

.


background image

115

И

.3. 

Система

 

магнитный

 

контроллер

 – 

двигатель

 

независимого

 

возбуждения

 (

МК

 - 

ДНВ

)

(

программа

 RENOP)

В

 

программе

 RENOP 

решается

 

система

 

дифференциальных

 

и

 

алгебраиче

-

ских

 

уравнений

описывающих

 

работу

 

двигателя

 

независимого

 

возбуждения

 

от

цеховой

 

сети

 

при

 

реостатном

 

регулировании

 

момента

 

и

 

полюсном

 

регулировании

скорости

Система

 

электропривода

 

обеспечивает

 

пуск

 

двигателя

 

по

 

правильной

пусковой

 

диаграмме

 

в

 1-2-3 

ступени

 

до

 

естественной

 

характеристики

затем

 

при

скорости

 

ω

п

  

в

 

цепь

 

обмотки

 

возбуждения

 

включается

 

добавочное

 

сопротивление

и

 

продолжается

 

разгон

 

при

 

ослабленном

 

поле

.

Торможение

 (

противовключением

динамическое

осуществляется

 

в

 

одну

ступень

Если

 

предыдущий

 

режим

 

выполнялся

 

с

 

ослаблением

 

поля

то

 

при

 

вклю

-

чении

 

торможения

 

добавочное

 

сопротивление

 

в

 

цепи

 

обмотки

 

возбуждения

 

шун

-

тируется

 

и

 

процесс

 

торможения

 

сопровождается

 

одновременным

 

повышением

тока

 

возбуждения

 

и

 

потока

 

двигателя

.

Основные

 

уравнения

 

системы

 

электропривода

:

                          

I

k

Ф

k

U

dt

I

d

T

я

1

я

я

=

ω

;

                          

в

в

в

в

R

i

u

dt

Ф

d

T

=

;

                          

M

M

I

Ф

dt

d

T

12

1

дв

=

ω

;

                          

2

1

12

c

dt

M

d

T

ω

ω

=

;

                          

ро

12

2

ро

M

M

dt

d

T

=

ω

;

                          

2

dt

d

T

ω

α

α

=

;

                          

)

i

(

f

Ф

в

=

.

Структурная

 

схема

 

системы

 

МК

 – 

ДНВ

построенная

 

на

 

основании

 

приве

-

дённой

 

системы

 

алгебраических

 

и

 

дифференциальных

 

уравнений

приведена

 

на

рис

И

.3.

В

 

программе

 RENOP 

рассчитываются

 

также

 

энергетические

 

показатели

системы

 

электропривода

показатели

 

нагрева

мощности

 

и

 

энергии

.

Механические

 

мощность

 

и

 

энергия

 

на

 

валу

 

рабочего

 

органа

:

   

М

1

 = 

М

р

 * 

ω

2

 ,                 

А

 = 

А

 + 

М

1

 * h.

Мощность

 

и

 

энергия

поступающие

 

из

 

сети

:

   

Р

1

 = U

н

 * I ,                       

Р

 = 

Р

 + 

Р

1

 * h.

Коэффициент

 

полезного

 

действия

 

системы

   

η

 = 

М

1

 / 

Р

1

.

Показатель

 

нагрева

 

двигателя