Файл: КП. Драчев Г.И.Теория электропривода.2002_КП.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.12.2021

Просмотров: 2662

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

21

При

 

этом

 

выбирается

 

тип

 

преобразователя

 (

комплектного

 

электропривода

), 

опре

-

деляется

 

его

 

номинальные

 

данные

перегрузочная

 

способность

схема

 

выпрямле

-

ния

габаритные

 

размеры

наличие

 

трансформатора

  (

токоограничивающего

 

реак

-

тора

), 

сглаживающего

 

дросселя

.

По

 

выпрямленному

 

току

 

тиристорные

 

преобразователи

 

допускают

 

пере

-

грузку

 

в

 

циклическом

 

режиме

 

не

 

более

  75 %   

в

 

течение

 1 

мин

  

и

 

не

 

более

  110 %

в

 

течение

 15 

с

 

[

12

]

При

 

этом

 

среднеквадратичный

 

ток

 

не

  

должен

 

превышать

 

но

-

минальный

 

при

 

времени

 

усреднения

 10 

мин

.

Выбор

 

трансформатора

  (

токоограничивающего

 

реактора

производится

 

из

условия

 

обеспечения

 

номинального

 

напряжения

 

на

 

якоре

 

двигателя

 

при

 

допусти

-

мых

 

колебаниях

 

напряжения

 

сети

 (–10% +15 %) 

и

 

номинальном

 

токе

 

якоря

Прак

-

тически

 

при

 

номинальном

 

напряжении

 

на

 

якоре

 

двигателя

 

U

н

 = 220 

В

 

применяют

 

трансформатор

при

 

U

н

 = 440 

В

 – 

токоограничивающий

реактор

.

Для

 

выбора

 

трансформатора

 

определяют

 

линейное

 

напряжение

 

вентильной

(

вторичной

обмотки

 

трансформатора

 

по

 

соотношению

                                

,

нтп

U

c

к

u

к

R

к

3

л

2

U

=

                                          (13.1)

где

   

к

R

 – 

коэффициент

учитывающий

 

падение

 

напряжения

 

за

 

счет

 

коммутации

тиристоров

на

 

активных

 

сопротивлениях

 

трансформатора

вентилей

сглаживаю

-

щего

 

реактора

 (

предварительно

 

к

R

 = 1,05);

       

к

u

 – 

коэффициент

 

схемы

 

выпрямления

 (

для

 

трехфазной

 

мостовой

 

схемы

К

u

 = 2,34);

        

к

c

 – 

коэффициент

учитывающий

  

допустимые

   

колебания

 

напряжения

сети

  (

для

 

промышленных

  

электрических

 

сетей

 

к

c

 = 0,85).

Коэффициент

 

трансформации

 

трансформатора

:

                                                 

к

т

=U

1

л

/U

2

л

 

,                                              

(13.2)

где

 U

1

л

 – 

номинальное

 

линейное

 

напряжение

 

сетевой

 (

первичной

обмотки

трансформатора

.

Значение

 

тока

 

фазы

 

в

 

цепи

 

питания

 

преобразователя

  (

вторичной

 

обмотки

)

при

 

токе

 

нагрузки

 

I

н

 – 

номинальном

 

токе

 

двигателя

                                           

,

I

К

I

н

I

2

=

                                                           (13.3)

где

 

к

I

 – 

коэффициент

 

схемы

 

выпрямления

 

по

 

току

 ( 

для

 

трехфазной

 

мостовой

 

схе

-

мы

 

к

I

 = 0,82).

Значение

 

тока

 

первичной

 

обмотки

                                           

.

K

/

I

I

т

2

1

=

                                                          (13.4)

          

Расчетное

 

значение

 

типовой

 

мощности

 

трансформатора

                           

2

)

I

U

I

(U

3

S

2

2

л

1

1

л

т

+

=

.                                               (13.5)

Пользуясь

 

полученными

 

расчетными

 

данными

 

по

 

справочникам

 

[

12

]

 

или

каталогам

 

выбирают

 

силовой

 

трансформатор

 

при

 

S

тн

 

 

S

т

В

 

тиристорных

 

преоб

-


background image

22

разователях

 

на

 

мощности

 

от

 10 

до

 400 

кВА

 

применяются

 

трансформаторы

 

типа

ТСП

 (

трансформатор

 

сухой

 

для

 

полупроводниковых

 

выпрямителей

 

открытого

 

ис

-

полнения

и

 

ТСЗП

  (

защищенного

 

исполнения

). 

Технические

 

данные

 

некоторых

трансформаторов

 

приведены

 

в

 

приложении

 

В

 

[

12

]

Для

 

дальнейших

 

расчетов

 

ис

-

пользуются

 

номинальные

 

данные

 

трансформатора

: S

ТН

U

1

лн

U

2

лн

I

1

н

I

2

н

а

также

 

потери

 

холостого

 

хода

 

Р

хх

 

при

 

U

1

лн

потери

 

короткого

 

замыкания

 

Р

кз

 

при

I

1

н

напряжение

 

короткого

 

замыкания

 

U

k

 %, 

ток

 

холостого

 

хода

 

I

хх

 

% .

Выбор

 

токоограничивающих

 

реакторов

включаемых

 

в

 

цепь

 

переменного

тока

 

мостовой

 

схемы

 

выпрямления

 

тиристорного

 

преобразователя

производится

по

 

номинальному

 

току

потребляемому

 

из

 

сети

 

переменного

 

тока

 , 

при

 

номиналь

-

ном

 

напряжении

Для

 

тиристорных

 

преобразователей

 

используют

 

реакторы

 

серии

РТСТ

 (

реактор

 

трехфазный

 

сухой

 

токоограничивающий

). 

Индуктивное

 

сопротив

-

ление

 

реакторов

 

соответствует

 

напряжению

 

короткого

 

замыкания

 (

для

 

номиналь

-

ного

 

тока

), 

равному

 5,5%. 

Основные

 

параметры

 

некоторых

 

реакторов

 

приведены

в

 

приложении

 

В

.

Сглаживающий

 

реактор

 

в

 

цепи

 

постоянного

 

тока

 

преобразователя

 

сглажи

-

вает

 

пульсации

 

выпрямленного

 

тока

уменьшает

 

зону

 

прерывистых

 

токов

 

и

 

огра

-

ничивает

 

скорость

 

нарастания

 

аварийного

 

тока

 

через

 

тиристоры

 

при

 

коротком

 

за

-

мыкании

 

на

 

стороне

 

выпрямленного

 

тока

За

 

счет

 

пульсаций

 

тока

 

якоря

 

нагрев

двигателя

 

вырастает

 

на

 2…3% 

при

 

коэффициенте

 

пульсаций

 g=0,15, 

на

 5…7 % –

при

 g=0,25, 

на

 15…22% – 

при

 g=0,35 

[

12

]

.

Рост

 

коэффициента

 

пульсаций

 

тока

 

и

 

напряжения

 

ухудшает

 

процесс

 

комму

-

тации

 

двигателя

вынуждает

 

снижать

 

предельные

 

значения

 

тока

 

якоря

При

 

расче

-

те

 

индуктивности

 

сглаживающего

 

реактора

 

исходят

 

из

 

допустимого

 

уровня

 

пуль

-

саций

 

выпрямленного

 

тока

 

в

 

установившемся

 

режиме

 

при

 

номинальном

 

напряже

-

нии

 

на

 

якоре

Обычно

 

действующие

 

значения

 

основной

 

гармоники

 

пульсаций

 

вы

-

бираются

 

в

 

пределах

 g

%

 = 2...15 % 

номинального

 

тока

 

двигателя

 

[

5

]

 

в

 

зависимо

-

сти

 

от

 

мощности

диапазона

 

регулирования

 

скорости

 

и

 

условий

 

коммутации

 

дви

-

гателя

Рекомендуемая

 

величина

 g% <= 7%[ 12].

Необходимая

 

индуктивность

 

цепи

 

выпрямленного

 

тока

 

L

d

 

может

 

быть

 

оп

-

ределена

 

[

5

]

 

по

 

амплитудному

 

значению

 

первой

 

гармоники

 

выпрямленного

 

на

-

пряжения

 

U

dm(1)

 

и

 

заданному

 

коэффициенту

 

пульсаций

 

g

:

                                            

,

I

g

m

U

L

н

)

1

(

dm

d

=

ω

                                             (13.6)

где

  m – 

пульсность

 (

для

 

трехфазной

 

мостовой

 

схемы

 m = 6);

       

ω

 = 2

π

f

1

=314 

рад

 /c – 

угловая

 

частота

 

сетевого

 

напряжения

;

       I

н

 – 

номинальный

 

ток

 

двигателя

А

.

         

Для

 

трехфазной

 

мостовой

 

схемы

:

α

α

2

2

2

0

d

)

1

(

dm

tg

m

1

1

m

cos

U

2

U

+

=

;

                                        

0

d

U

н

U

0

d

E

d

E

cos

=

α

;


background image

23

л

2

0

d

U

35

,

1

U

=

.

          

Величина

 

L

d

  

может

 

быть

 

также

 

рассчитана

 

по

 

соотношению

 

[

12

]

н

н

d

I

U

%

g

12

L

=

.

Практически

 

выпрямленный

 

ток

 

протекает

 

при

 

трехфазной

 

мостовой

 

схеме

выпрямления

 

через

 

обмотку

 

якоря

 

и

 

две

 

обмотки

 

силового

 

трансформатора

  (

то

-

коограничивающего

 

реактора

). 

Индуктивное

 

сопротивление

 

рассеяния

 

этих

 

обмо

-

ток

 

участвует

 

в

 

сглаживании

 

пульсаций

 

и

 

величина

 

индуктивности

 

этих

 

обмоток

(L

+ 2L

Т

должна

 

быть

 

учтена

 

при

 

выборе

 

сглаживающего

 

реактора

.

Индуктивность

 

обмотки

 

якоря

 

рассчитывают

 

по

 

формуле

 [10]:

                                            

,

I

р

U

k

L

н

н

п

н

я

=

ω

                                             (13.10)

где

 U

н

, I

н

ω

н

 – 

номинальные

 

напряжение

 (

В

), 

ток

 (

А

и

 

частота

 

вращения

 (

рад

/c)

двигателя

;

       

р

п

 – 

число

 

пар

 

полюсов

;

 k  – 

коэффициент

который

 

принимают

 

равным

 k = 0,6 

для

 

двигателей

 

без

компенсационной

 

обмотки

и

 k = 0,25 –  

для

 

компенсированных

 

машин

.

Индуктивность

 

обмотки

 

трансформатора

 

рассчитывают

 

по

 

каталожным

данным

  

трансформатора

:

                                   

100

I

%

U

U

z

н

2

к

н

2

т

=

;                                                      (13.11)

                                        

2

н

2

кз

т

I

3

P

r

=

;                                                              (13.12)

                                      

(

)

2

т

2

т

т

r

z

x

=

;                                                      (13.13)

                                     

н

1

т

т

f

2

x

L

=

π

.                                                         (13.14)

         

Индуктивность

 

обмотки

 

токоограничивающего

 

реактора

 

приводится

 

в

 

ката

-

логах

 

[

12

]

.

Если

 

необходимая

 

индуктивность

  L

d

 

>

  L

я

 + 2L

Т

то

 

требуется

 

установка

сглаживающего

 

реактора

 

с

 

индуктивностью

                                

).

L

2

L

(

L

L

т

я

d

р

+

=

                                              (13.15)

  

       

Сглаживающий

 

реактор

 

выбирается

 

по

 

каталогу

 

или

 

справочнику

 

[

12

]

 

по

номинальному

 

току

 

двигателя

 I

н

 

и

 

проверяется

 

на

 

допустимые

 

перегрузки

 

по

 

мак

-

симуму

 

тока

 

перегрузки

 

и

 

времени

 

действия

 

перегрузки

.

Двигатели

 

постоянного

 

тока

 

серии

 

Д

 (

краново

-

металлургическая

 

серия

)  

до

-

пускают

 

питание

 

от

 

преобразователей

 

постоянного

  

напряжения

соединенных

 

по

трехфазной

 

мостовой

 

схеме

без

 

применения

 

сглаживающих

 

реакторов

при

 

этом

коэффициент

 

пульсаций

 g 

<

 7 % 

[

24

]

.

13.2. 

Выбор

  

преобразователя

 

частоты


background image

24

Питание

 

двигателей

 

переменного

 

тока

 

может

 

выполняться

  

от

 

тиристорных

и

 

транзисторных

 

преобразователей

 

частоты

 

как

 

с

 

непосредственной

 

связью

 

НПЧ

,

состоящих

 

из

 

нескольких

 

управляемых

  

выпрямителей

подключенных

 

к

 

сети

 

пе

-

ременного

 

тока

так

 

и

 

от

 

двухзвенных

 

преобразователей

 

частоты

 

с

 

автономными

инверторами

 

ПЧИ

осуществляющими

 

преобразование

 

напряжения

 

питающей

 

се

-

ти

 

последовательно

 

в

 

напряжение

 

постоянного

 

тока

а

 

затем

 

в

 

трехфазное

 

напря

-

жение

 

регулируемой

 

частоты

 

[

9

]

Типовые

 

схемы

  

тиристорных

 

преобразователей

переменного

 

тока

 

рассмотрены

 

в

 [9, 13]. 

В

 

приложении

 

Г

 

приведены

 

схемы

 

пре

-

образователей

 

частоты

 

типа

 

ЭКТР

-3 

и

 

АТ

05.

        

Выбор

 

типа

 

преобразователей

 

зависит

 

от

 

частоты

 

питающей

 

сети

требуемого

диапазона

 

изменения

 

частоты

 

на

 

выходе

 

преобразователя

определяемого

 

диапа

-

зоном

 

изменения

 

скорости

 

вращения

 

двигателя

от

 

мощности

 

двигателя

диапазо

-

на

 

изменения

 

нагрузки

 

на

 

валу

 

двигателя

наличия

 

или

 

отсутствия

 

реверса

режи

-

мов

 

работы

 

двигателя

.

При

 

сетевой

 

частоте

 50 

Гц

 

и

 

выходных

 

частотах

 25…12,5 

Гц

 

и

 

ниже

 

для

любого

 

типа

 

привода

 

целесообразно

 

использовать

 

преобразователь

 

с

 

непосредст

-

венной

 

связью

.

При

 

выходных

 

частотах

 50 

Гц

 

и

 

ниже

 

или

 

выше

 50 

Гц

 

используются

 

преоб

-

разователи

 

с

 

автономными

 

инверторами

 

напряжения

 

АИН

 

или

 

тока

 

АИТ

Приме

-

нение

 

АИТ

   

целесообразно

 

в

 

приводах

работающих

 

с

 

поддержанием

 

заданной

величины

 

момента

При

 

широких

 

диапазонах

 

регулирования

 

скорости

 

двигателя

подобные

 

преобразователи

 

используются

 

лишь

 

в

 

замкнутых

 

системах

 

электро

-

привода

.

Выбор

 

преобразователей

 

осуществляется

 

по

 

справочникам

 

[

24

]

каталогам

электротехнической

 

промышленности

 

[

22

]

 

на

 

основе

 

номинальных

 

данных

 

пред

-

варительно

 

выбранного

 

двигателя

:

;

U

U

нл

нпч

;

I

I

н

1

нпч

где

  U

нл

 , I

н

1

 – 

соответственно

 

номинальные

 

линейное

 

напряжение

 

и

 

фазный

 

ток

статора

 

двигателя

;

       U

нпч

 , I

нпч

 – 

соответственно

 

номинальные

 

линейное

 

напряжение

 

и

 

ток

 

нагруз

-

ки

 

преобразователя

 

частоты

.

Диапазон

 

изменения

 

выходной

 

частоты

 

преобразователя

 

должен

 

быть

 

не

менее

 

требуемого

 

диапазона

 

изменения

 

частоты

 

питания

 

двигателя

.

Преобразователь

 

допускает

 

работу

 

двигателя

 

при

 

номинальной

 

скорости

 

с

двукратным

 

током

 

нагрузки

.

Промышленные

 

преобразователи

 

частоты

 

с

 

автономными

 

инверторами

комплектуются

 

собственными

 

силовыми

 

трансформаторами

выбор

 

которых

 

в

проекте

 

не

 

предусматривается

Выходное

 

напряжение

 

подобных

 

преобразовате

-

лей

как

 

правило

стабилизировано

 

с

 

высокой

 

точностью

 

внутренними

 

обратными

связями

что

 

позволяет

 

не

 

учитывать

 

внутреннее

 

сопротивление

 

преобразователя

при

 

расчете

 

механических

 

характеристик

 

двигателя

.

Преобразователи

 

частоты

 

с

 

непосредственной

 

связью

 

могут

 

не

 

иметь

 

собст

-

венных

 

силовых

 

трансформаторов

.  

Для

 

подобных

 

преобразователей

  

предусмат

-


background image

25

ривается

 

выбор

 

трансформатора

 

из

 

условия

 

обеспечения

 

номинальных

 

режимов

работы

 

двигателя

Методика

 

выбора

 

трансформатора

 

описана

 

в

 

[

12

]

а

 

расчет

 

его

параметров

 

в

 

[

5

]

Внутреннее

 

сопротивление

 

преобразователя

 

должно

 

быть

 

учте

-

но

 

при

 

расчете

 

механических

 

характеристик

 

двигателя

.

13.3. 

Выбор

 

станции

 

управления

 

для

  

двигателя

,

  

питающегося

   

от

    

цеховой

 

сети

Типовой

 

электропривод

 

при

 

питании

 

электродвигателя

 

от

 

цеховой

 

сети

 

с

управлением

 

от

 

магнитного

 

контроллера

 (

релейно

-

контакторная

 

система

включа

-

ет

 

в

 

себя

 

[

23

]

 :

– 

электродвигатель

;

– 

станцию

 

управления

 

с

 

цепями

 

защиты

 

и

 

сигнализации

;

– 

электрические

 

аппараты

 

для

 

управления

 

электроприводом

  (

кнопки

 

управ

-

ления

универсальные

 

переключатели

командоконтроллеры

);

– 

резисторы

 

в

 

силовых

 

цепях

 

электродвигателя

;

– 

путевые

 

и

 

конечные

 

выключатели

.

При

 

выбранном

 

двигателе

 

расчет

 

пусковых

,  

тормозных

 

и

 

регулировочных

резисторов

 

в

 

силовых

 

цепях

 

двигателя

 

выполняется

 

из

 

условия

 

обеспечения

 

тре

-

бований

предъявляемых

 

к

 

электроприводу

:

– 

диапазона

 

регулирования

 

скорости

;

– 

ограничения

 

ускорения

;

– 

необходимости

 

точной

 

остановки

и

 

т

.

д

.

При

 

отсутствии

 

особых

 

требований

 

к

 

плавности

 

пуска

 

число

 

ступеней

 

пус

-

ковых

 

резисторов

 

принимается

 

равным

 2 … 3.

По

 

окончании

 

пуска

 

двигатель

 

может

 

работать

 

как

 

в

 

естественной

 

схеме

(

при

 

номинальном

 

напряжении

 

и

 

отсутствии

 

резисторов

 

в

 

цепях

 

обмоток

 

двигате

-

ля

), 

так

 

и

 

на

 

искусственных

 

характеристиках

  (

при

 

наличии

 

резисторов

 

в

 

цепях

обмоток

 

двигателя

).

Выбор

 

режима

 

торможения

 

двигателя

  (

противовключения

динамического

или

 

рекуперативного

 

торможения

основывается

 

как

 

на

 

технологических

 

требова

-

ниях

 

к

 

приводу

 

в

 

отношении

 

интенсивности

 

торможения

 

и

 

точности

 

остановки

,

так

 

и

 

на

 

технико

-

экономических

 

показателях

 – 

учете

 

потерь

 

энергии

 

при

 

тормо

-

жении

 

и

 

сложности

 

аппаратурной

 

реализации

 

режима

.

         

Схемы

 

типовых

 

станций

 

управления

 

приведены

 

в

 

приложении

 

Д

.