Файл: КП. Водовозов 2004 Курсовое проектирование Электропривода.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.12.2021

Просмотров: 654

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

15 

м

T

 = 

 

механическая

 

постоянная

 

времени

2

M

JRk

J

 = 

р

р

н

J

η

+

J

 

момент

 

инерции

 

электропривода

R

 = 

R

 

сопротивление

 

цепи

 

питания

у

 

транзисторных

 

преоб

-

разователей

 

можно

 

считать

 

R

 = 0; 

н

п

R

+

п

M

k

 = 

н

н

н

н

R

I

U

ω

 

коэффициент

 

передачи

 

двигателя

;  

э

T

 = 

R

L

L

н

п

+

 

электромагнитная

 

постоянная

 

времени

 

В

 

соответствии

 

с

 

принципом

 

последовательной

 

коррекции

в

 

схеме

 

воз

-

можны

 

разнообразные

 

варианты

 

настроек

Настройка

 

на

 

оптимум

 

по

 

модулю

 (

ОМ

гарантирует

 

быстрые

 

апериодические

 

процессы

 

с

 

некоторой

 

скоростной

 

ошибкой

 

отработки

 

управляющих

 

воздействий

 

и

 

затянутую

 

по

 

времени

 

отработку

 

возмуще

-

ний

 

со

 

значительным

 

перерегулированием

но

 

без

 

установившейся

 

ошибки

На

-

стройка

 

на

 

симметричный

 

оптимум

 (

СО

дает

 

быстрые

 

апериодические

 

процессы

 

с

 

некоторой

 

ошибкой

 

отработки

 

возмущений

 

и

 

затянутую

 

по

 

времени

 

отработку

 

управляющих

 

воздействий

 

со

 

значительным

 

перерегулированием

но

 

без

 

устано

-

вившейся

 

ошибки

При

   

T

 

для

 

настройки

 

на

 

ОМ

 

применяют

 

ПИД

-

регулятор

 

с

 

парамет

-

рами

 

э

м

T

4

ω

k

k

рг

=

µω

k

k

T

T

M

п

м

2

а

 

настройка

 

на

 

СО

 

требует

 

более

 

сложного

 

компенсационного

 

регулятора

В

 

остальных

 

случаях

 

используют

 

ПИД

-

регулятор

 

с

 

эквивалентными

 

постоянными

 

времени

 

м

рг

T

T

=

1

э

рг

T

T

=

2

2

,

1

рг

рг

T

э

м

м

м

T

T

T

T

±

2

2

2

 

и

 

для

 

достижения

 

ОМ

 

принимают

  

ω

I

T

µ

>>

µω

k

T

T

рг

2

=

k

k

M

п

рг

1

э

T

k

В

 

ряде

 

случаев

 

достаточно

 

ПИ

-

регулятора

Но

 

если

 

не

 

выполняется

 

условие

 

приведенные

 

форму

-

лы

 

являются

 

ориентировочными

После

 

настройки

 

контура

 

скорости

 

его

 

считают

 

частью

 

объекта

 

управления

 

внешнего

 

контура

 

положения

Передаточная

 

функция

 

такого

 

объекта

 

с

 

оптимизи

-

рованным

 

контуром

 

скорости

 

и

 

приведенными

 

к

 

одному

 

масштабу

 

входными

 

сиг

-

налами

 

)

1

(

)

(

+

=

p

T

p

ik

k

p

o

µϕ

ϕ

ϕ

W

В

 

расчетах

 

можно

 

принять

:  

ϕ

k

 = 1 

коэффициент

 

передачи

 

датчика

 

положения

µϕ

T

 = 

 

малая

 

постоянная

 

времени

 

контура

 

положения

ϕ

µω

T

T

+

2

ϕ

T

 = 0,01 

с

 

постоянная

 

времени

 

датчика

 

положения


background image

 

16 

П

-

регулятор

 

с

 

передаточной

 

функцией

 

ϕ

µϕ

ω

ϕ

ϕ

k

T

ik

k

p

W

рг

p

г

2

)

(

=

=

 

обеспечи

-

вает

 

настройку

 

контура

 

положения

 

на

 

ОМ

При

 

использовании

 

ПИ

-

регулятора

 

по

-

ложения

 

с

 

тем

 

же

 

коэффициентом

 

передачи

 

и

 

постоянной

 

интегрирования

 

 

реализуется

 

настройка

 

на

 

СО

Чаще

 

используется

 

П

-

регулятор

 

с

 

кон

-

туром

 

компенсации

 

скоростной

 

ошибки

имеющим

 

коэффициент

 

передачи

 

µϕ

ϕ

T

T

p

г

4

=

ϕ

µϕ

k

T

a

k

2

=

Расчет

 

электропривода

 

с

 

контурами

 

тока

 

и

 

скорости

 

На

 

рис

. 4,

б

 

показана

 

схема

 

системы

 

регулирования

 

скорости

построенной

 

по

 

принципу

 

подчиненного

 

регулирования

Его

 

внутренний

 

контур

 

тока

 

охвачен

 

контуром

 

скорости

Передаточная

 

функция

 

объекта

 

контура

 

тока

 

(

)

(

)

1

 

1

1

)

(

2

+

+

+

=

p

T

p

T

T

p

T

p

T

k

k

R

p

W

м

э

m

I

м

I

n

oI

µ

В

 

расчетах

 

можно

 

принять

:  

I

k

 = 1 

коэффициент

 

передачи

 

датчика

 

тока

I

T

µ

 = 

 

малая

 

постоянная

 

времени

 

контура

 

тока

I

п

T

T

+

I

T

 = 0,01 

с

 

постоянная

 

времени

 

датчика

 

тока

У

 

асинхронного

 

электропривода

 

с

 

векторным

 

управлением

 

314

3

2

12

12

X

L

=

12

1

1

314

L

X

L

+

=

12

2

2

314

L

X

L

+

=

2

2

2

12

2

1

L

L

R

R

R

+

=

R

k

M

1

=



=

2

2

12

1

L

L

L

k

M

э

T

Обычно

 

при

 

расчете

 

контура

 

тока

 

пренебрегают

 

обратной

 

связью

 

по

 

ЭДС

показанной

 

на

 

схеме

 

пунктиром

При

 

этом

 

объект

 

управления

 

контура

 

упрощается

 

до

 

(

)

(

)

1

1

)

(

+

+

=

p

T

R

p

T

k

k

p

W

э

I

I

n

oI

µ

 

и

 

для

 

управления

 

им

 

применяют

 

ПИ

-

регулятор

настраиваемый

 

на

 

ОМ

I

n

I

э

рг

I

k

k

T

R

T

k

µ

2

=

T

T

>>

T

э

рг

I

T

=

При

   

такой

 

настройке

 

и

 

 

контур

 

должен

 

работать

 

без

 

статической

 

ошибки

Но

 

в

 

большинстве

 

случаев

 

из

-

за

 

обратной

 

связи

 

по

 

ЭДС

 

статическая

 

ошибка

 

остается

поэтому

 

приведенные

 

формулы

 

являются

 

ориентировочными

I

э

µ

После

 

настройки

 

контура

 

тока

 

его

 

считают

 

частью

 

объекта

 

управления

 

внешнего

 

контура

 

скорости

Передаточная

 

функция

 

такого

 

объекта

 

с

 

оптимизиро

-

ванным

 

контуром

 

тока

с

 

приведенными

 

к

 

одному

 

масштабу

 

входными

 

сигналами

 

и

 

скомпенсированной

 

обратной

 

связью

 

по

 

ЭДС

 

)

1

(

)

(

+

=

p

T

p

k

Jk

k

p

W

М

I

o

µω

ω

где

 

.  

ω

µ

µω

T

T

T

I

+

=

2


background image

 

17 

П

-

регулятор

 

с

 

передаточной

 

функцией

 

ω

µω

ω

ω

k

T

k

Jk

k

p

W

М

I

рг

p

г

2

)

(

=

=

 

обеспечи

-

вает

 

настройку

 

контура

 

скорости

 

на

 

ОМ

  (

однократно

 

интегрирующая

 

система

). 

При

 

использовании

 

ПИ

-

регулятора

 

скорости

 

с

 

тем

 

же

 

коэффициентом

 

передачи

 

и

 

постоянной

 

интегрирования

 

 

реализуется

 

настройка

 

на

 

СО

 (

двукратно

 

интегрирующая

 

система

).  

µω

ω

T

T

p

г

4

=

Наладка

 

модели

 

электропривода

 

При

 

расчете

 

регуляторов

 

сделано

 

достаточно

 

много

 

допущений

поэтому

 

регуляторы

 

требуют

 

наладки

 

на

 

объекте

а

 

в

 

курсовом

 

проектировании

 – 

на

 

моде

-

ли

 

объекта

Моделирование

 

замкнутого

 

электропривода

 

позволяет

 

оценить

 

каче

-

ство

 

реакции

 

системы

 

на

 

небольшие

 

ступенчатые

 

воздействия

Если

 

результат

 

расчета

 

регуляторов

 

не

 

дал

 

качественных

 

процессов

следует

 

уточнить

 

парамет

-

ры

 

регуляторов

 

или

 

настроить

 

систему

 

заново

.  

Наладка

 

систем

 

подчиненного

 

регулирования

 

производится

 

последова

-

тельно

 

для

 

каждого

 

замкнутого

 

контура

начиная

 

с

 

внутреннего

Вначале

 

в

 

контур

 

включают

 

пропорциональный

 

регулятор

 

и

постепенно

 

повышая

 

его

 

коэффициент

 

усиления

наблюдают

 

за

 

характером

 

переходного

 

процесса

подавая

 

на

 

систему

 

небольшие

 

ступенчатые

 

входные

 

воздействия

 

и

 

не

 

допуская

 

ограничения

 

регуля

-

тора

По

 

мере

 

увеличения

 

усиления

 

замкнутого

 

контура

 

время

 

переходного

 

про

-

цесса

 

в

 

нем

 

сокращается

но

 

возрастает

 

перерегулирование

Как

 

только

 

процесс

 

станет

 

колебательным

следует

 

прекратить

 

увеличение

 

усиления

 

регулятора

 

и

 

даже

 

слегка

 

уменьшить

 

его

.  

После

 

этого

 

в

 

регулятор

 

включается

 

большая

 

интегральная

 

составляющая

Постепенно

 

уменьшая

 

постоянную

 

интегрирования

вновь

 

наблюдают

 

за

 

характе

-

ром

 

переходного

 

процесса

 

при

 

небольших

 

ступенчатых

 

входных

 

воздействиях

По

 

мере

 

снижения

 

времени

 

интегрирования

 

возрастает

 

перерегулирование

и

 

как

 

только

 

оно

 

достигнет

 

допустимой

 

величины

следует

 

прекратить

 

уменьшение

 

по

-

стоянной

 

интегрирования

Если

 

быстродействие

 

контура

 

остается

 

недостаточным

можно

 

попытаться

 

ввести

 

в

 

регулятор

 

дифференциальную

 

составляющую

Постепенно

 

повышая

 

по

-

стоянную

 

времени

 

дифференцирования

продолжают

 

наблюдение

 

за

 

характером

 

переходного

 

процесса

С

 

ростом

 

постоянной

 

времени

 

дифференцирования

 

растет

 

и

 

перерегулирование

.  

Затем

 

включаются

 

средства

 

ограничения

 

регулятора

и

 

входные

 

сигналы

 

увеличивают

 

по

 

величине

проверяя

 

реакцию

 

системы

 

с

 

учетом

 

присущих

 

ей

 

не

-

линейностей

На

 

этом

 

процесс

 

настройки

 

контура

 

завершают

 

и

 

переходят

 

к

 

сле

-

дующему

 

контуру

Диаграммы

 

отлаженной

 

модели

 

электропривода

 

включаются

 

в

 

отчет

Программа

 eDrive 

Назначение

 

и

 

состав

 

программы

  

Программа

 

eDrive

 

предназначена

 

для

  

• 

моделирования

 

систем

 

и

 

компонентов

 

электропривода

;  

• 

выбора

 

двигателей

преобразователей

 

и

 

редукторов

 

в

 

ходе

 

проектиро

-

вания

 

электропривода

;  


background image

 

18 

• 

анализа

 

статических

 

и

 

динамических

 

режимов

 

работы

 

электроприводов

 

с

 

разомкнутыми

 

и

 

замкнутыми

 

схемами

 

управления

 

при

 

питании

 

от

 

сети

 

и

 

преобразователей

;  

• 

исследования

 

лияния

 

параметров

управляющих

 

и

 

возмущающих

 

воз

-

действий

 

на

 

поведение

 

электропривода

;  

в

• 

настройки

 

систем

 

электропривода

Работа

 

пользователя

 

eDrive

 

проводится

 

в

 

главном

 

окне

 

Модель

 

и

 

в

 

свя

-

занных

 

с

 

ним

 

окнах

 

Результат

База

 

данных

Сигналы

 

и

 

Параметры

 

с

 

ис

-

пользованием

 

ряда

 

вспомогательных

 

окон

управляющих

 

печатью

файловыми

 

операциями

предупреждающими

 

и

 

информационными

 

сообщениями

 

и

 

вопроса

-

ми

В

 

доступных

 

элементах

 

управления

 

окон

 

представляются

 

данные

 

моделей

Главное

 

окно

 

Модель

 

открывается

 

при

 

запуске

 

программы

 

и

 

остается

 

на

 

эк

-

ране

 

в

 

течение

 

всего

 

времени

 

ее

 

работы

Закрытие

 

этого

 

окна

 

ведет

 

к

 

заверше

-

нию

 

работы

Переключение

 

между

 

окнами

 

выполняется

 

щелчком

 

по

 

требуемому

 

окну

клавишами

 

F5–F8, F12

 

или

 

через

 

меню

 

Окно

 

либо

 

соответствующие

 

кноп

-

ки

 

панели

 

инструментов

.  

Справочные

 

сведения

 

можно

 

получить

 

из

 

меню

 

Справка

 

командой

 

Справ

-

ка

На

 

вкладке

 

Содержание

 

окна

 

справочной

 

системы

 

представлен

 

состав

 

справочной

 

системы

На

 

вкладке

 

Указатель

 

справочной

 

системы

 

приведен

 

предметный

 

указатель

 

для

 

поиска

 

нужного

 

раздела

 

справочной

 

системы

Для

 

по

-

иска

 

слов

 

и

 

фраз

 

по

 

всему

 

тексту

 

выбирается

 

вкладка

 

Поиск

 

справочной

 

систе

-

мы

Информацию

 

об

 

авторских

 

правах

 

несет

 

окно

 

О

 

программе

открываемое

 

в

 

меню

 

Справка

.  

Название

 

каждой

 

кнопки

 

панели

 

инструментов

 

eDrive

 

можно

 

узнать

 

из

 

под

-

сказки

появляющейся

 

на

 

кнопке

 

через

 

секунду

 

после

 

совмещения

 

с

 

ней

 

указате

-

ля

Комментарии

 

к

 

кнопкам

 

и

 

пунктам

 

меню

 

отображаются

 

в

 

строках

 

состояния

 

в

 

нижних

 

областях

 

окон

 

программы

Работа

 

с

 

моделями

 

Основным

 

документом

обрабатываемым

 

программой

 

eDrive

является

 

мо

-

дель

 

электропривода

в

 

которой

 

приводятся

 

данные

 

двигателя

преобразователя

механизма

 

и

 

регулятора

Характеристики

 

модели

 

представляются

 

в

 

полях

 

четы

-

рех

 

вкладок

 

главного

 

окна

 

Модель

Двигатель

Источник

Механизм

 

и

 

Ре

-

гулятор

.

  

Новая

 

модель

 

создается

 

в

 

окне

 

Модель

которое

 

при

 

необходимости

 

очи

-

щают

 

через

 

меню

 

Файл

 

командой

 

Создать

При

 

создании

 

модели

 

заполняют

 

необходимые

 

вкладки

 

окна

Данные

 

можно

 

вводить

 

с

 

клавиатуры

 

непосредствен

-

но

 

в

 

элементы

 

управления

копировать

перемещать

 

и

 

вставлять

 

через

 

буфер

 

об

-

мена

 

или

 

принимать

 

из

 

базы

 

данных

перейдя

 

в

 

окно

 

База

 

данных

 

через

 

меню

 

Окно

Для

 

сохранения

 

модели

 

следует

 

открыть

 

окно

 

Сохранение

 

модели

 

в

 

ме

-

ню

 

Файл

 

командой

 

Сохранить

 

как

Ей

 

присваивается

 

любое

 

имя

отвечающее

 

правилам

 

именования

 

файлов

 

Windows

Расширение

 

.edm

 

добавляется

 

к

 

имени

 

автоматически

Последующие

 

сохранения

 

внесенных

 

изменений

 

выполняются

 

командой

 

Сохранить

 

меню

 

Файл

 

или

 

одноименной

 

кнопкой

 

панели

 

инструмен

-


background image

 

19 

тов

Файл

 

модели

 

имеет

 

текстовый

 

формат

 

и

 

при

 

необходимости

 

может

 

готовить

-

ся

 

и

 

редактироваться

 

любым

 

текстовым

 

редактором

Для

 

открытия

 

модели

 

служит

 

окно

 

Открытие

 

модели

доступное

 

в

 

меню

 

Файл

 

по

 

команде

 

Открыть

При

 

этом

 

ранее

 

открытая

 

модель

 

закрывается

и

 

все

 

вкладки

 

окон

 

Модель

 

и

 

Результат

 

очищаются

.

 

Вкладка

 

Двигатель

 

На

 

вкладке

 

Двигатель

 

размещаются

 

сведения

 

о

 

двигателе

.  

В

 

поле

 

со

 

списком

 

Двигатель

 

указывается

является

 

ли

 

двигатель

 

асин

-

хронной

 

машиной

 (AM), 

машиной

 

постоянного

 

тока

 (DM) 

или

 

сервомотором

 (SM). 

В

 

соседнее

 

поле

 

можно

 

внести

 

марку

 

двигателя

Обмоточные

 

данные

 

заносятся

 

в

 

поля

 

Активное

 

сопротивление

 

и

 

Ин

-

дуктивность

 

либо

 

Индуктивное

 

сопротивление

 

и

 

Взаимная

 

индуктив

-

ность

 

(

Сопротивление

 

намагничивания

в

 

зависимости

 

от

 

состояния

 

флаж

-

ка

 

Индуктивности

 

при

 

установленных

 

флажках

 

Статор

 

и

 

Ротор

При

 

сбро

-

шенном

 

флажке

 

Статор

 

или

 

Ротор

 

соответствующие

 

обмоточные

 

данные

 

не

 

учитываются

 

в

 

расчетах

Данные

 

ротора

 

должны

 

быть

 

приведены

 

к

 

статору

Механические

 

данные

 

заносятся

 

в

 

поля

 

Мощность

Скорость

Момент

 

инерции

Число

 

пар

 

полюсов

При

 

их

 

отсутствии

 

или

 

нулевых

 

значениях

 

в

 

хо

-

де

 

моделирования

 

принимаются

 

наиболее

 

вероятные

 

величины

 

этих

 

данных

В

 

частности

у

 

асинхронных

 

машин

 

число

 

полюсов

 

рассчитывается

 

на

 

основании

 

скорости

а

 

у

 

машин

 

постоянного

 

тока

 

оно

 

не

 

учитывается

 

в

 

расчетах

Аналогично

 

обрабатываются

 

поля

 

Число

 

фаз

Напряжение

 

и

 

Ток

в

 

ко

-

торые

 

следует

 

заносить

 

номинальные

 

данные

 

статора

 

или

 

ротора

 

в

 

зависимости

 

от

 

категории

 

машины

Вкладка

 

Источник

 

На

 

вкладку

 

Источник

 

помещают

 

сведения

 

о

 

питании

 

двигателя

В

 

поле

 

со

 

списком

 

Источник

 

питания

 

указывается

питается

 

ли

 

двигатель

 

от

 

сети

тран

-

зисторного

 (TR) 

либо

 

тиристорного

 (TH) 

преобразователя

В

 

соседнее

 

поле

 

можно

 

внести

 

марку

 

преобразователя

Входные

 

данные

 

характеризуют

 

Активные

 

сопротивления

 

и

 

Индук

-

тивности

 

цепей

питающих

 

статор

 

и

 

ротор

 

двигателя

и

 

используются

 

при

 

уста

-

новке

 

соответствующих

 

флажков

.  

Основными

 

выходными

 

данными

 

источников

 

являются

 

частота

 

и

 

Напря

-

жение

питающее

 

двигатель

Если

 

эти

 

данные

 

отсутствуют

при

 

моделировании

 

работы

 

от

 

сети

 

используются

 

номинальные

 

данные

 

двигателя

В

 

регулируемом

 

электроприводе

 

в

 

эти

 

поля

 

вносятся

 

номинальные

 

данные

 

преобразователей

Напряжение

 

возбуждения

 

указывается

 

только

 

у

 

двигателей

 

постоянного

 

тока

 

с

 

обмоткой

 

возбуждения

.  

У

 

преобразователей

 

указываются

 

такие

 

номинальные

 

данные

как

 

Ток

Пульсность

  (

число

 

пульсаций

 

в

 

периоде

 

питающего

 

напряжения

), 

выходная

 

Мощность

Запаздывание

 

(

задержка

вносимая

 

в

 

канал

 

управления

 

при

 

про

-

ведении

 

вычислительных

 

процессов

), 

Максимальное

 

входное

 

напряжение

которое

 

может

 

быть

 

подано

 

на

 

управляющие

 

входы

 

преобразователя

При

 

отсут

-

ствии

 

последнего

 

усиление

 

преобразователя

 

считается

 

единичным