Файл: Притча о блудном сыне и ее интерпретация в пушкинской повести.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 545
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел долгосрочного плана: “Сатира и юмор в литературе” | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Аллегорический смысл басен. | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | ПО 3. Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя или образа-персонажа. ПО 1. Понимать термины: басня, аллегория, мораль, эзопов язык АИ 1. Определять жанр и его признаки. АИ 8. Анализировать изобразительные средства и фигуры синтаксиса в художественном тексте. ОС 3. Сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру. | ||||||
Цели урока | — познакомить учащихся с содержанием басен “Волк и ягненок”, “Волк на псарне”, выявить их идейное содержание; — формировать навык аналитической работы над текстом, учить сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру; — побуждать учащихся к размышлениям о недостатках и достоинствах человека. | ||||||
Критерии оценивания | Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя или образа-персонажа. Понимать термины: басня, аллегория, мораль, эзопов язык Определять жанр и его признаки. Анализировать изобразительные средства и фигуры синтаксиса в художественном тексте. Сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру. Дескрипторы: Самостоятельно находит в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя или образа-персонажа. Понимает термины: басня, аллегория, мораль, эзопов язык Определяет жанр и его признаки. Анализирует изобразительные средства и фигуры синтаксиса в художественном тексте. Сопоставляет произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. ПО 3. Чтение выражений из басен Крылова, которые стали пословицами, поговорками. Ученики должны рассказать, какие из них они сами использовали в речи, слышали от родных и товарищей. | | |||||
Середина урока | Открытие нового. Рассказ учащихся о баснописце Крылове. ПО 1., АИ 1. Проверка учителем результатов домашней работы над составлением словаря литературоведческих терминов, которые нужно знать, чтобы правильно объяснять жанровые особенности басни (басня, аллегория, мораль, эзопов язык). Сравнение народных сказок о животных с баснями Крылова. Чем басня отличается от сказки? Составление диаграммы Венна. Выразительное чтение учителем басни “Волк и Ягненок”. АИ 8. Аналитическая работа. Анализируя басню “Волк и Ягненок”, предложите школьникам найти в тексте, какие слова и выражения подбирает баснописец для характеристики персонажей. Помогите ученикам увидеть хитрость и лицемерие Волка (“делу дать хотя законный вид и толк”), его грубость (кричит, употребляет бранные слова — “наглец”, “нечистое рыло”, “негодный”), озлобленность (“Я этого, приятель, не забыл”), наглость и бесстыдство (“Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”). Как писатель передает бессилие слабого Ягненка? Учащиеся читают реплики Ягненка, которые выражают его робость, почтительность, страх (“когда светлейший Волк позволит, осмелюсь я донесть”, “гневаться напрасно он изволит”). Предложите ученикам подумать над вопросом, кто из героев басни победил в словесном споре и за кем осталась победа в итоге. Конечно, по коротким репликам Ягненка становится ясно, что он ни в чем не виноват, но Волк его практически не слушает. Весь этот длинный разговор ему нужен только лишь для видимости. Изначально было ясно, что бедному Ягненку несдобровать. В каких же строках басни автор дает оценку происшедшему? Мораль басни заявлена уже в самом начале: “У сильного всегда бессильный виноват”. Школьники должны подтвердить басенную мораль примерами (из литературы и жизни). Чтение статьи в учебнике о древнегреческом мудреце Эзопе, которого считают основоположником басни. ОС 3. Знакомство с басней Эзопа “Волк и ягненок”. Сравнение басни Эзопа с одноименной басней И. А. Крылова. Что в них общего и чем они отличаются? Выразительное чтение учителем басни “Волк на псарне”. Следует раскрыть перед учащимися еще одну грань басен Крылова — их подлинно патриотический характер, который проявился во время Отечественной войны 1812 года. После краткого повторения с учениками исторических событий 1812 года сообщаем о реальной основе басни “Волк на псарне”. Она отражает затруднительное положение Наполеона, в котором тот оказался после Бородинского сражения. Наполеон послал французского посла к Кутузову с предложениями перемирия и в ответ получил решительный отказ. Произведение Крылова пользовалось огромным успехом, их знала наизусть вся Россия. Басня выражала стремление всего народа изгнать врага за пределы родины, не идти ни на какие переговоры с неприятелем, поскольку такие попытки намечались в окружении царя Александра І. Аналитическую работу над идейно-художественным содержанием басни “Волк на псарне” ученики должны самостоятельно провести дома. | | |||||
Конец урока | мин Рефлексия. Что на уроке было самым интересным? Что оказалось для меня сложным и, наоборот, более легким? Чему я научился? Информация о домашнем задании. ПО 2., ПО 3. Вопросы для самостоятельного анализа басни “Волк на псарне”: — Каковы были намерения Волка? Какими чертами наделяет его автор? — Как меняются интонации Волка во время переговоров? — Какие качества Ловчего помогли ему победить хитрого и сильного противника? — Назовите главную мысль басни. Прочитайте строки, выражающие идею произведения. — Каков исторический смысл аллегории в басне “Волк на псарне”? Задание для групповой работы к последнему уроку по теме. АИ 6. Оформите обложку книги “Басни Крылова”, сделав ее красочной, привлекательной для читателей. Используйте аппликации, свои иллюстрации или рисунки, технику коллажа и др. Подготовьтесь к конкурсу на лучшего художника-оформителя. ОС 2. Индивидуальное задание к последнему уроку по теме. Подготовьте мультимедийный альбом иллюстраций к басням Крылова (иллюстрации Е. Рачева, Г. Куприянова, А. Каневского, Ф. Константинова, К. Трутовского, А. Лаптева). | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: “Сатира и юмор в литературе” | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Учимся читать и анализировать басню | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | АИ 8. Анализировать изобразительные средства и фигуры синтаксиса в художественном текст. АИ 1. Определять жанр и его признаки. ПО 6. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос. ОС 4. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. ПО 2. Понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию. | ||||||
Цели урока | — познакомить учащихся с баснями “Свинья под дубом”, “Демьянова уха”, выявить их идейное содержание и художественные особенности; — формировать навык выразительного чтения басен, учить сопоставлению литературного произведения с другими видами искусства; — побуждать учащихся к стремлению совершенствовать себя и мир вокруг. | ||||||
Критерии оценивания | Анализировать изобразительные средства и фигуры синтаксиса в художественном текст. Определять жанр и его признаки.. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. Понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию. Дескрипторы: Анализирует изобразительные средства и фигуры синтаксиса в художественном текст. Определяет жанр и его признаки.. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос. Оценивает устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. Понимает художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. ПО 6. Свое обращение к басне И. А. Крылов объяснял тем, что “этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети”. Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите свои аргументы. | | |||||
Середина урока | Открытие нового. АИ 1., ПО 2. Сообщения учащихся о результатах самостоятельного анализа басни “Волк на псарне”. ОС 4. Оценка устных высказываний одноклассниками. Обучение выразительному чтению басни. Прослушивание по фонохрестоматии басен Крылова в исполнении мастеров художественного чтения (А. Грибов, И. Ильинский или др.). Выразительное чтение басни “Свинья под дубом”. Словарная работа. Обратитесь к Толковому словарю русского языка и выясните, в чем разница значений слов невежда и невежа. Придумайте предложения с каждым из этих слов. Какое из них больше всего характеризует Свинью? Работа над басней “Свинья под дубом” требует лексического комментария. Речь в ней идет о невежестве, малообразованности. Дети, как правило, путают слова “невежа” и “невежда”. Конечно, эти слова во многом близки по сути, но уточним, что невежа — это грубый, невоспитанный человек, а невежда — малообразованный человек. Персонажу басни Крылова Свинье подходит и то, и другое определение: она не только безграмотна, но и ведет себя вызывающе, грубо, не желая никого слушать. Слово “невежество” объединяет в себе эти два понятия, означая отсутствие знаний, некультурность. Интересно побеседовать с учениками о том, как взаимосвязаны между собой образованность и культура человека. Думается, после этих размышлений школьники лучше усвоят мораль басни “Свинья под дубом”. АИ 8. Аналитическую работу можно провести с помощью вопросов: — Как вы поняли суть басни “Свинья под дубом”? В каких строчках заключена мораль? — Приведите различные жизненные ситуации, когда можно использовать мораль этой басни. — Найдите в басне просторечные, устаревшие слова. — Найдите, какой звук в речи свиньи повторяется чаще всего. Что стремится передать автор с помощью этого звука? ПО 3. Обучение выразительному чтению на примере басни “Демьянова уха”. Басня “Демьянова уха” является сценкой, которую легко представить в лицах. Построена она по принципу драматического произведения с выразительными диалогами, репликами. Автор психологически верно и тонко разыгрывает сценку, очень точно прорисовывает характеры героев. Попросите учеников представить себе место, где происходит действие. Очевидно, что это крестьянская изба. Об этом можно догадаться по языку персонажей. Проследим поведение хозяина дома Демьяна. В начале басни он выглядит гостеприимным хозяином, щедрой натурой. Но вскоре он предстает перед читателем мучителем и деспотом. Фока же не в силах отказать хозяину, боится показаться невежливым и неблагодарным, хотя уха ему уже в рот не лезет. Мы и сочувствуем Фоке, и осуждаем его за безволие, за неумение постоять за себя. Как уже было сказано, по форме большинство басен И. А. Крылова представляют собой мин атюрные пьесы, со всеми чертами драматического действия. В них — живой и остроумный диалог, точная обрисовка характеров, быстрое развитие действия. Поэтому они так хорошо ложатся на инсценирование. Поработаем над выразительным чтением басни в лицах. О значении выразительного чтения басен для школьников писала известный методист М. А. Рыбникова: “Чтение басен приучает к более живым и бытовым фразировкам, к более свободной расстановке пауз, к беглой перекличке голосов в диалоге, к введению многочисленных вопросительных и восклицательных интонаций”. Выразительное чтение используется в качестве одного из приемов анализа литературного произведения. Оно содействует более глубокому и эмоциональному восприятию и пониманию идейно-художественного своеобразия басни. Задача исполни теля — наиболее полно выявить характер изображаемого им персонажа. Он должен общаться не со слушателями, а со своими партнерами, воздействовать на них. Чтец “от автора” остается рассказчиком, как бы наблюдающим за происходящим, комментирующим сценку отдельными репликами, выводящим свою мораль из всего происходящего. Выразительное чтение басни “Демьянова уха”. Комментарий учителя. Учитель объяснит непонятные слова и выражения, выправит неправильное ударение детей в словах: потчевать, кушак, нужды нет, подернулась янтарем, стало бы охоты, без памяти домой и т. д. Следует обратить особое внимание на чтение в тех случаях, когда есть стихотворные переносы. Например: “Я три тарелки съел”. — // “И, полно, что за счеты…” Или: Еще хоть ложечку!” // “Да кланяйся, жена!” Интонации Демьяна внешне ласкательные, вкрадчивые, умоляющие, но в то же время очень назойливы, настойчивы. Автор привлекает слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: соседушка, ложечка, тарелочка, кусочек, ушица. Чрезмерное употребление подобных слов вызывает ощущение приторности, слащавости. Интонации Фоки жалобные, просящие. Конечно, он не хочет показаться невежливым и неблагодарным, но в итоге, забыв поблагодарить, в ужасе убегает от соседа. Обыденный житейский случай, бытовая картина приобретает под пером И. А. Крылова глубокое значение. — Каких людей высмеивает Крылов в своей басне? — В каких случаях употребляется выражение “демьянова уха”? Художественное своеобразие басни в том, что в ней нет прямо выраженной морали. Обычно учащиеся объясняют смысл басни примерно так: при угощении надо знать меру и “не перегибать палку”. Конечно, это очень узкое понимание, связанное с конкретным описанным событием. Задача учителя — помочь детям найти обобщающее значение басни. По утверждению исследователя Н. Степанова, “образы басни, смысл ее сюжета позволяют делать вывод более широкий, применить ее для осмеяния назойливости, злоупотребления правом гостеприимства и дружбы и т. п.”. Во всем необходима мера, деликатность, а чрезмерное навязывание чеголибо к добру не приводит — такова мораль басни. После тщательной работы по выразительному чтению басни “Демьянова уха” можно предложить ученикам подготовить к следующему уроку ее инсценировку. Учитель поможет в распределении ролей, режиссуре, подготовке костюмов и декораций. Басни Крылова в Казахстане. — Прочитайте басню “Осел и Соловей” в переводе Абая. Проведите сравнение с оригинальным текстом на русском языке. | | |||||
Конец урока | мин Рефлексия. Ученикам можно дать задание составить синквейны, в которых они отразят сущность крыловских героев (например, Демьяна, Свиньи и др.) Информация о домашнем задании. Выучите наизусть одну из изученных басен Крылова по выбору. ОС 3. Подумайте, что общего у басни со сказкой, пословицей, притчей. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: “Сатира и юмор в литературе” | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | “Мир уцелел, потому что смеялся”. | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | ОС 2. Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходство и различие в средствах создания образов. АИ 6. Анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять свое представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др. ПО 3. Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя или образа-персонажа. АИ 9. Писать творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. | ||||||
Цели урока | — обобщить знания о баснях, научить школьников выявлять их своеобразие как эпического жанра; — формировать навыки написания творческих работ, навыки общения в группе при обсуждении произведения; — воспитывать в юном читателе чувство эмоционального отклика на сатирическое и юмористическое произведение, донести до учащихся те моральные ценности, которые утверждаются в баснях через отрицание пороков. | ||||||
Критерии оценивания | Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходство и различие в средствах создания образов. Анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять свое представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др. Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя или образа-персонажа. Писать творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. Дескрипторы: Сравнивает художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходство и различие в средствах создания образов. Анализирует сюжет и композицию, художественные образы и оформлять свое представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др. Самостоятельно находит в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя или образа-персонажа. Пишет творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. Обсуждение эпиграфа к уроку: “Мир уцелел, потому что смеялся”. | | |||||
Середина урока | Открытие нового. Заключительный урок по творчеству Крылова будет своеобразным творческим отчетом. Ученики выступят на нем в роли чтецов, актеров, баснописцев, аналитиков, художников-оформителей. Заранее оговорим, что учитель может выбрать из предложенных в методическом руководстве заданий те, которые посчитает наиболее приемлемыми и интересными. Если же использовать все рекомендованные задания, то времени на один урок не хватит, и можно предложить учащимся продолжить творческие конкурсы после уроков на внеклассном мероприятии. ОС 2. Презентация мультимедийного альбома иллюстраций басен И. А. Крылова. Обсуждение работ художников-иллюстраторов. Кому из художников лучше всех удалось изобразить персонажей басен Крылова? Учитывали ли они авторский замысел? АИ 6. Конкурс на лучшее оформление обложки книги “Басни Крылова”. Обсудим, насколько она отражает идейный смысл басен и привлекательна для читателей. ПО 3. Выразительное чтение наизусть басен Крылова. Оценивание чтения по определенным критериям. АИ 9. Чтение басен в прозе или в стихах, которые сочинили сами ученики. Проведение викторины “Знаете ли вы басни Крылова?” | | |||||
Конец урока | Рефлексия. ПО 6. Над чем мы смеемся, читая басни И. А. Крылова? Какие качества басенных героев вы можете найти у себя и своих знакомых? Информация о домашнем задании. АИ 9. Напишите эссе, взяв в качестве темы мораль одной из басен И. А. Крылова (например, “У сильного всегда бессильный виноват” и т. п.) или придумайте небольшой рассказ, к содержанию которого можно было бы применить крылатое выражение “демьянова уха”. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: “Сатира и юмор в литературе” | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Классицизм. | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | АИ 9. Писать творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. АИ 1. Определять жанр и его признаки. ПО 1. Понимать термины: басня, аллегория, мораль, эзопов язык. | ||||||
Цели урока | — знакомство учащихся с теоретическими понятиями: литературное направление, классицизм; — развитие навыка работы со статьей учебника и с информацией, получаемой из других источников; — культурное воспитание учащихся через знакомство с темой “Классицизм в русском и мировом искусстве”. | ||||||
Критерии оценивания | Писать творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. Определять жанр и его признаки. Понимать термины: басня, аллегория, мораль, эзопов язык. Дескрипторы: Пишет творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. Определяет жанр и его признаки. Понимает термины: басня, аллегория, мораль, эзопов язык. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. АИ 9. Чтение творческих работ юмористического содержания, придуманных учениками (эссе, небольшой рассказ). Обсуждение их одноклассниками. | | |||||
Середина урока | мин Открытие нового. На уроках, посвященных изучению комедии Д. А. Фонвизина “Недоросль”, учащиеся впервые знакомятся с такими теоретическими понятиями, как литературное направление и классицизм. Это трудная тема для семиклассников, поэтому объяснению данных терминов нужно уделить достаточно внимания. Обратимся к теоретической статье учебника “Классицизм” и основательно над ней поработаем. ПО 1., АИ 1. Усвоение теоретических понятий. Работа со статьей учебника “Классицизм”. Коллективное составление и обсуждение тезисного плана к статье. Предложим учащимся начать работу над составлением краткого словаря литературоведческих терминов к изучаемой теме. Это будет список тех терминов, на которые они будут опираться при работе над текстом комедии Фонвизина. Словарь можно пополнять в течение всех уроков. Для этого можно воспользоваться методом “Таблица-синтез”. Школьникам предлагается выписывать из статьи ключевые понятия, которые записываются в первой графе. Затем семиклассники самостоятельно заполняют вторую графу таблицы, объясняя значение этих слов, в третьей графе они будут приводить примеры на последующих уроках, в процессе изучения комедии. Ключевые слова Толкование Выписки из текста Далее желательно показать ученикам компьютерную презентацию “Классицизм в русском и мировом искусстве”, подготовленную учителем заранее, и прокомментировать ее содержание. Работа с “Таблицей соответствия”. Заключительным этапом в работе над статьей будет устная работа с “Таблицей соответствия”, где вопросы и ответы на них не совпадают. Это игровой прием. Ученики будут искать в правом столбце правильные ответы, соответствующие вопросам левого столбца. По необходимости учитель в своих комментариях может дополнить те сведения, которые даны в статье учебника. Работа с этой таблицей поможет учащимся проверить и закрепить свои знания, полученные на уроке. Вопрос Ответ 1. Почему у литературного направления такое название? Высокий, средний, низкий. 2. Чем вызвано появление литературного направления? Назовите время, когда оно появилось. Общественная, гражданская проблематика. То, что интересует аристократию и власть: важнейшие политические события. 3. Какие “штили” характерны для литературного направления? Воспитание человека в духе верности государству. Главная задача человека — выполнение своих обязанностей перед государством и монархом. 4. Каковы задачи классицизма? М. В. Ломоносов 5. Что описывается в произведениях высокого “штиля”? Родина классицизма — Франция ( XVII в.). Появление классицизма в XVIII веке в русской литературе объясняется необычайным подъемом государственной мощи России. 6. Кто основные герои? Какие они? Классицизм опирался на опыт античного искусства (Древняя Греция и Древний Рим), произведения которого были признаны образцовыми, классическими. Отсюда название классицизма (от лат. classicus — “образцовый”). 7. Какие жанры характерны для классицизма? В чем их назначение? Государственный и военный деятель, истинный патриот. Строгое деление героев на положительных и отрицательных. 8. Кто разработал теорию “трех штилей”? Разум. 9. Назовите главный признак “классических” драматических произведений. Все жанры в классицизме строго делились на “высокие” и “низкие”. “Высокие” жанры (трагедия, ода, эпопея) должны были отражать важные общественные проблемы, изображать только героические стороны жизни. “Низкие” жанры (комедия, басня, сатира) призваны были отражать обыденную действительность. 10. Какое ключевое слово лежит в основе эстетики классицизма? Правило трех единств. | | |||||
Конец урока | Рефлексия. Закончить предложения: Я научился... Мне понравилось... Для меня стало новым... Мне захотелось... Информация о домашнем задании. Познакомиться с вступительной статьей учебника о Д. И. Фонвизине “Сатиры смелый властелин”. Составить к ней план. Пересказать статью, опираясь на план. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: “Сатира и юмор в литературе” | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | “Д. И. Фонвизин. “Недоросль” | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | ПО 2. Понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию. ОС 2. Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходство и различие в средствах создания образов. АИ 9. Писать творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. | ||||||
Цели урока | — знакомство учащихся с фактами творческой биографии великого русского писателя Д. И. Фонвизина подготовка к восприятию комедии “Недоросль” как жанру классицистического направления; — формирование умения самостоятельно находить в тексте и выразительно читать фрагменты произведения, связанные с характеристикой образов-персонажей; — воспитание на примере личности писателя активной жизненной позиции. | ||||||
Критерии оценивания | Понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию. Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходство и различие в средствах создания образов. Писать творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. Дескрипторы: Понимает художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию. Сравнивает художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходство и различие в средствах создания образов. Пишет творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. Составление кластера с ключевым словосочетанием театр. Составьте ассоциативный ряд к ключевому слову. | | |||||
Середина урока | Открытие нового. При преподавании материала о драматических произведениях учитель может столкнуться с определенными трудностями, т. к. современного подростка, не очень расположенного к чтению, драматические произведения мало интересуют, чаще он обращается к эпическим жанрам. Между тем изучение комедии открывает редкую для урока литературы возможность активного соучастия в событиях произведения. Особенность драматического произведения в том, что оно создается для театра и требует сценического воплощения. Известный методист Т. С. Зепалова отмечает, что в процессе изучения классических произведений театр “приобретает особое значение, становясь той формой “наглядности”, которая чрезвычайно важна для формирования у юношества как жизненного, так и эстетического опыта”, что сценическое искусство пробуждает “яркие чувства, обогащающие и формирующие его (подростка) нравственный, интеллектуальный и поэтический мир”. Драматическое произведение имеет два начала: театральное и литературное, поэтому на уроках по изучению комедии Фонвизина учитель способствует развитию зрительского воображения и формированию читательской культуры. Для изучения пьесы выбран путь анализа “вслед за автором” (чтение и анализ по ходу чтения). Именно такой путь наиболее приемлем при изучении драматургии как рода литературы. Рассказ учащихся о русском писателе Д. И. Фонвизине (за основу взята статья учебника). Желательно, чтобы учитель дополнил этот материал интересными фактами из жизни писателя. Слово учителя. Учитель расскажет о том, что Д. И. Фонвизин принимал активное участие в подготовке премьеры “Недоросля”, состоявшейся в 1782 г. в Петербурге. Лучший актер того времени и близкий друг драматурга И. А. Дмитревский исполнял роль Стародума. Зрители ХVIII века слушали его речи с большим интересом. “Сцены комические возбуждали в зрителях мимолетный смех, а серьезные обращали на себя все внимание публики”, — вспоминал присутствовавший на премьере “Недоросля” писатель Н. М. Карамзин. Спектакль оказался настоящим триумфом драматурга. Пьеса стала важным событием в общественной жизни России ХVIII века. Но для “Недоросля” нет ограничения рамками только своего времени. Комедия Фонвизина интересна людям каждой новой эпохи, и в этом ее бессмертие. Надеемся, что и вы найдете в комедии для себя много нового и полезного. Целесообразно провести фрагмент урока в форме “заочного путешествия” в российскую глубинку, место, где проходит действие комедии “Недоросль”, чтобы познакомиться с жизнью мелкопоместного дворянства. ПО 2. Работа с афишей комедии “Недоросль”. Предложите ученикам прочитать афишу комедии “Недоросль” и обратить внимание на говорящие фамилии героев, на то, какая характеристика персонажей заложена в их именах. Ученики должны представить, как будет выглядеть афиша к спектаклю, и словесно описать ее эскиз. Комментированное чтение первых сцен первого действия комедии “Недоросль”. Беседа по прочитанному. — Чем смешна и одновременно страшна маленькая бытовая картинка, нарисованная писателем? — Какие чувства вызывают у вас эти сцены? | | |||||
Конец урока | Рефлексия. Что на уроке было самым интересным? Что оказалось для меня сложным и, наоборот, более легким? Чему я научился? Информация о домашнем задании. Составьте план к первому действию, озаглавьте каждое явление. Самостоятельно прочитайте второе действие комедии “Недоросль”. Перспективное задание на последний урок по теме. ОС 2., АИ 9. Художественный проект “Заседание театрального художественного совета” (задание подробно описано в учебнике). | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |