Файл: Притча о блудном сыне и ее интерпретация в пушкинской повести.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 548
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел долгосрочного плана: Мифы народов мира | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Герой рассказа “Зеленое утро”. | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | АИ 2. Определять тему и идею произведения, выражая свое мнение о поступках героев. АИ 8. Анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры). ПО 3. Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя или образа-персонажа | ||||||
Цели урока | — выявить идейное содержание произведения, дать характеристику герою произведения; — формировать умение определять тему и идею произведения, выражая свое мнение о поступках героев, анализировать изобразительные средства в тексте рассказа; — побуждать учащихся к размышлениям о взаимосвязи и взаимозависимости природы и человека, о недопустимости потребительского отношения к окружающему миру. | ||||||
Критерии оценивания | Определять тему и идею произведения, выражая свое мнение о поступках героев. Анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры). Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя или образа-персонажа Дескрипторы: Определяет тему и идею произведения, выражая свое мнение о поступках героев. Анализирует изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры). Самостоятельно находит в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя или образа-персонажа | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. Воображаемое интервью с героем рассказа Бенджамином Дрисколлом. Например, в обсуждении прозвучат ответы на вопросы: — Почему вы решили возродить к жизни земли Марса? — О чем вы мечтали? — Что для вас было самым сложным? — Оценят ли люди, живущие на суровом Марсе, ваш добровольный труд? | | |||||
Середина урока | Открытие нового. АИ 8, ПО 3. Аналитическая работа. — Опишите утро глазами поселенцев Марса (по произведению Р. Брэдбери). Включите в свой рассказ описание чувств, настроения героя. — Расскажите, каким предстает Б. Дрисколл в начале и в конце произведения. Дайте оценку поведению героя. — Перед каким выбором автор ставит героя и что определяет этот выбор? — Почему в течение целого месяца “он ни разу не оглянулся”, не повернулся “лицом в ту сторону, откуда пришел”? — Как изображен в рассказе костер? Почему автор называет его “живым, румяным товарищем”? Какие сравнения, олицетворения использованы для описания костра? — Почему автор остановился на таком названии — “Зеленое утро”? Как вы поняли его смысл? АИ 2. Каковы основные мысли рассказа Брэдбери? Сформулируйте его идею. “Шесть шляп”. Обратимся к приему “Шесть шляп”, чтобы ответить на вопрос: что заставило Бенджамина Дрисколла остаться на опасной для него планете? Рекомендации к заданию подробно даются в учебнике. Индивидуальное задание. ПО 2. Составление “линии эмоций” героя в рассказе. Нужно проследить за душевным состоянием героя, переменами в его внутреннем мире. Сообщения учеников по результатам проведенной работы. Карта художественного пространства рассказа. Предложите учащимся выполнить следующее задание: Нарисуйте карту художественного пространства рассказа “Зеленое утро”, а затем на ней начертите схему движения по планете главного героя. Знание текста и фантазия помогут вам изобразить его маршрут. На пути следования героя коротко напишите, что пришлось ему преодолеть. При обсуждении учитель должен подвести учащихся к мысли о том, что американского писателя Р. Брэдбери волнует состояние природы на земле, зеленый наряд которой все уменьшается. Исчезают растения и животные, атмосфера загрязняется отходами деятельности человека и дышать становится все труднее. Скудеют природные кладовые, потому что человек не знает меры в своих потребностях, и результатом этого может стать мертвая пустыня, с которой мы встречаемся в рассказе “Зеленое утро”. Писатель переносит действие рассказа на Марс, чтобы мы могли увидеть конечный результат бездумной деятельности человека и задумались над тем, что нас может ожидать, если мы не изменим своего отношения к природе. | | |||||
Конец урока | Рефлексия. Брэдбери хочет донести до своего читателя очень важные для него мысли: надо делать добро даже тогда, когда, казалось бы, нет надежды получить отдачу. Хорошее в жизни не пропадает бесследно. Спешите делать добро — вот одна из идей рассказа. ОС 1. Приведите свои аргументы, доказывающие мысль писателя. Информация о домашнем задании. В учебнике приводятся размышления писательницы Астрид Линдгрен о том, какую роль в жизни человека играет фантазия. АИ 9. Продолжите (письменно) размышление А. Линдгрен: для чего нужна человеку фантазия? Приведите свои аргументы. Индивидуальное задание. АИ 9. Напишите отзыв о самостоятельно прочитанном фантастическом произведении Р. Брэдбери или другого писателя-фантаста (примерный план, по которому делается отзыв, дан в учебнике). | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: «Человек и природа» | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Знакомство с писателем А. Новоселовым и его рассказом “Санькин марал”. | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | ОС 4. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. ПО 3. Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя или образа-персонажа ОС 4. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. АИ 6. Анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять свое представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др. | ||||||
Цели урока | — знакомство учащихся с фактами творческой биографии А. Новоселова, с рассказом “Санькин марал”; — формирование умения оценивать устные и письменные высказывания, развитие навыка работы со статьей учебника; — настрой учащихся на высокую эмоциональную волну при знакомстве с личностью и творчеством писателя, книги которого заставляют задуматься о взаимоотношениях природы и человека. | ||||||
Критерии оценивания | Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя или образа-персонажа Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. Анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять свое представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др. Дескрипторы: Оценивает устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. Самостоятельно находит в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя или образа-персонажа Оценивает устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. Анализирует сюжет и композицию, художественные образы и оформлять свое представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. ОС 4. Обсуждение письменных ответов на вопросы: — Для чего нужна человеку фантазия? — Почему она, по словам А. Линдгрен, подобна прожектору? | | |||||
Середина урока | Открытие нового. Чтение и обсуждение отзывов о самостоятельно прочитанном фантастическом произведении Р. Брэдбери или другого писателяфантаста. ОС 4. Оценивание письменных высказываний одноклассниками с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы и соответствия жанру. Вступительное слово учителя к новой теме. Учитель отметит, что знакомством с личностью и творчеством А. Новоселова завершается изучение раздела “Человек и природа”. Чтение биографической статьи учебника “Из жизни писателя”. Рассказ учащихся о писателе А. Новоселове (за основу взять статью учебника). Желательно, чтобы учитель дополнил этот материал интересными фактами из жизни писателя. Опережающее задание. До чтения рассказа попробуйте спрогнозировать (предположить) развитие событий по началу текста или заголовку. Обсуждение вариантов развития событий. Чтение в классе рассказа А. Новоселова “Санькин марал Выполнение СОР | | |||||
Конец урока | Рефлексия. На стадии рефлексии осуществляется возврат к опережающему заданию, когда ученики прогнозировали события в рассказе А. Новоселова, отталкиваясь от названия или начала текста. Теперь нужно сравнить предполагаемое и реальное, сделать выводы. Информация о домашнем задании. ПО 3. Дочитать рассказ “Санькин марал”. Составить план произведения, в котором нужно отразить основные структурные части композиции. Озаглавить пункты плана, используя авторский текст. Подготовить краткий пересказ по этому плану. Перспективное задание на последний урок по теме. АИ 6. Оформите обложку книги А. Новоселова “Санькин марал”, сделав ее привлекательной для читателей. Учтите, что обложка должна отразить идейный смысл рассказа. Подготовьтесь к участию в конкурсе на лучшее оформление книги. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: «Человек и природа» | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | История дружбы Саньки и марала. | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | АИ 6. Анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять свое представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др. ПО 2. Понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию. АИ 2. Определять тему и идею произведения, выражая свое мнение о поступках героев. | ||||||
Цели урока | — выявить идейное содержание произведения, познакомить с художественными особенностями произведения “Санькин марал”; — формировать умение определять тему и идею произведения, выражая свое мнение о поступках героев, анализировать изобразительные средства в тексте рассказа; — побуждать учащихся к размышлениям о том, что общение с живой природой, бережное отношение к ней — это источник нашей радости и понимания ценностей бытия. | ||||||
Критерии оценивания | Анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять свое представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др. Понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию. Определять тему и идею произведения, выражая свое мнение о поступках героев. Дескрипторы: Анализирует сюжет и композицию, художественные образы и оформлять свое представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др. Понимает художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию. Определяет тему и идею произведения, выражая свое мнение о поступках героев. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном рассказе: что вас поразило, потрясло, вызвало непонимание или несогласие? — Насколько ваши начальные предположения совпали или не совпали с развитием событий в рассказе? | | |||||
Середина урока | мин Открытие нового. Первоначальная беседа о прочитанном. — Какие вопросы возникли у вас во время прочтения рассказа? Четко сформулируйте эти вопросы и обратитесь с ними к одноклассникам и учителю. — Какие эпизоды рассказа кажутся вам наиболее значимыми? — Кто из героев рассказа вам понравился, а кто из них неприятен? АИ 6. Обсуждение плана произведения, в котором должны быть отражены основные структурные части композиции. Краткий пересказ по этому плану (использовать в ответах краткий, полный и выборочный пересказы). Работа в группах. Исследовательская работа, в ходе которой необходимо обдумать прочитанное. Предложите учащимся разделиться на 4 группы и выбрать одно из заданий. Для 1-й группы. АИ 6. Охарактеризуйте время и пространство в рассказе “Санькин марал” и оформите свое представление об этом в любой удобной для вас форме (в сообщении, таблице, схеме, кластере). Для 2-й группы. АИ 8. Во вступительной статье говорится, что А. Новоселова называли мастером ярких пейзажных зарисовок. Докажите эту мысль, обратившись к картинам природы в рассказе. — Заполните таблицу, распределив соответственно художественным приемам следующие авторские выражения: “Семилеток взбивал фонтаном землю”, “каждое движенье дышит лаской”, “спят горы”, “звонкие ветви рогов”, “лес молчит”, “заснувшие вершины пихт”, “жидкий куст”, “обида сжала сердце”, “горькая обида”, “они впились в него, как волки”, “Семилеток молнией сверкал по склонам сопок”. Дополните таблицу своими примерами из текста. метафоры олицетворения сравнения эпитеты Для 3-й группы. ПО 2. Расскажите о взаимоотношениях Саньки и молодого марала. Почему Семилеток долгое время доверял Саньке? — Автор пишет: “Наступило для него седьмое лето, лучшее во всей маральей жизни”. Опишите Семилетка, сохраняя авторские речевые обороты. — Какими качествами наделено это животное? — Найдите и прочитайте эпизод, где повествование идет от лица Семилетка, то есть от “я” животного. Что, по вашему мнению, дает автору такой неожиданный художественный прием? — Семилеток считал Саньку своим другом. Найдите, в каких эпизодах звучат слова друг, товарищ. Оправдал ли Санька это доверие? Для 4-й группы. АИ 2. Найдите, где в тексте рассказа скрыто авторское отношение к героям и событиям. — Сравните картины природы и человеческие поступки. На каком приеме основано это сопоставление? — Составьте “линию эмоций” молодого марала на протяжении всего рассказа. — Какие чувства и эмоции присущи охотникам за рогами марала? — Определите тему и идею рассказа “Санькин марал”. ПО 1. Для всех групп. Работа над теоретическими понятиями. Обратитесь к Краткому словарю литературоведческих терминов. Составьте список тех терминов, на которые вы опирались при работе над текстом рассказа. Объясните, как они помогли вам понять его смысл. Выступление представителей от каждой группы. Обсуждение итогов исследовательской работы. | | |||||
Конец урока | Рефлексия. ОС 1. Что на уроке было самым интересным? Что оказалось для меня сложным и, наоборот, более легким? Чему я научился? Что у меня получилось (или не получилось) в работе в группе? Информация о домашнем задании. ПО 1. Работа над теоретическими понятиями. Докажите, что произведение А. Новоселова “Санькин марал” является рассказом. Вспомните, какие признаки характерны для этого жанра. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: «Человек и природа» | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Причины разыгравшейся трагедии. (2) | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | АИ 9. Писать творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. ПО 1. Понимать термины: рассказ, композиция, пейзаж, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет. ОС 4. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. | ||||||
Цели урока | Цели урока: — учить сопоставлению литературного произведения с произведениями других видов искусства; — формировать навыки общения в группе при обсуждении произведения, учить сравнивать литературное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходство и различие в средствах создания образов; — побуждать учащихся к размышлениям о проблемах экологии, о большой ответственности каждого человека за происходящее. | ||||||
Критерии оценивания | Писать творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. Понимать термины: рассказ, композиция, пейзаж, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. Дескрипторы: Пишет творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. Понимает термины: рассказ, композиция, пейзаж, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет. Оценивает устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. Блиц-опрос. | | |||||
Середина урока | Открытие нового. ПО 1. Работа над теоретическими понятиями. Размышления учащихся о том, что произведение А. Новоселова “Санькин марал” по жанру является рассказом, о признаках, характерных для этого жанра. Индивидуальное задание. АИ 9. Представьте, что вы корреспондент популярной газеты. Редактор поручил вам рассказать о случае в маральнике. Проведите репортаж с места событий, опираясь на текст произведения. Результат групповой работы. АИ 6. Презентация кадроплана “Рассказ Алексея Карпыча” с комментариями его создателей. ОС 4. Оценка творческих работ одноклассниками. Прием “Шесть шляп”. ОС 1. Каковы же причины разыгравшейся трагедии в конце рассказа? Почему Санька участвовал в поимке марала, хотя знал о том, что Семилеток считал его своим другом? Чтобы ответить на эти проблемные вопросы, обратимся к приему “Шесть шляп” (задания подробно описаны в учебнике). Выявление авторской позиции. — Сравните картины природы и человеческие поступки. На каком авторском приеме основано это сопоставление? — Сравните, как оценивают все происходящее герои и как — автор. Где можно обнаружить скрытое авторское отношение? ОС 2. Работа с иллюстрациями к рассказу А. Новоселова. (Иллюстрации должны быть заранее подготовлены учителем и выведены на экран.) — Какие эпизоды рассказа изображены художником? — Насколько художнику удалось передать замысел писателя? — Совпадают ли изображенные художником марал Семилеток и Санька с твоим представлением о них? Результат индивидуального задания. Сообщение на тему “В чем своеобразие произведения А. Новоселова “Санькин марал” в сравнении с ранее изученными произведениями о взаимоотношениях человека и природы?” Обращение к личному опыту учащихся. — А какие взаимоотношения между человеком и животными сложились издавна в казахской степи? Что вы знаете об этом? ОС 4. Оценка устного высказывания одноклассниками с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. 37 | | |||||
Конец урока | Рефлексия. Оцените свою работу, продолжив следующие выражения: Для меня стало новым... Меня поразило... Мне захотелось... Я научился... Информация о домашнем задании. АИ 9. Сочините письмо Саньке, герою рассказа А. Новоселова. Опишите в нем свои чувства, выразите свое отношение к происходящим событиям, к поступкам героя. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: “Сатира и юмор в литературе” | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Великий баснописец. | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | АИ 1. Определять жанр и его признаки. ПО 1. Понимать термины: басня, аллегория, мораль, эзопов язык | ||||||
Цели урока | — знакомство учащихся с фактами творческой биографии великого русского баснописца И. А. Крылова; — развитие навыка работы со статьей учебника и с информацией, получаемой из других источников, формирование умения определять жанр произведения и его признаки; — настрой учащихся на восприятие сатирических произведений, наполненных иронией и юмором мудрого человека, хорошо знающего жизнь и людей. | ||||||
Критерии оценивания | Определять жанр и его признаки. Понимать термины: басня, аллегория, мораль, эзопов язык Дескрипторы: Определяет жанр и его признаки. Понимает термины: басня, аллегория, мораль, эзопов язык | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. Обсуждение эпиграфа: “Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней”. М. Исаковский Вспомните, какие басни Крылова вам знакомы. Прочитайте что-нибудь из этих басен наизусть. | | |||||
Середина урока | Открытие нового. Тема рассчитана на четыре часа и предполагает знакомство с личностью и творчеством великого русского баснописца. Работа над баснями включает в себя такие методы и приемы, как выразительное чтение, текстовый анализ, инсценировка, иллюстрирование, викторина, литературная игра, творческий проект, составление мультимедийного альбома и др. Во вступительном слове учитель должен подчеркнуть, что басня — один из наиболее древних литературных жанров. Басня доступна и понятна каждому: и взрослым, и детям. По содержанию басни часто смешны, но основная мысль их серьезна и поучительна. Таким образом, основная задача басни — воспитательная. На доступных и смешных примерах показывается, в чем опасность того или иного недостатка, в чем различие между истинными и мнимыми достоинствами. Басни Крылова называют “книгой мудрости самого народа”. Написаны басни простым, гибким, метким языком, чтобы они были понятны любому читателю, чтобы каждый из нас увидел свои недостатки со стороны и попытался их искоренить. О назначении своих басен И. А. Крылов сказал, как всегда, кратко и метко: “Люблю, где случай есть, пороки пощипать”. Баснописец настолько приближает поведение своих героев — животных — к поведению человека, наделяет зверей такими выразительными качествами, что мы видим за ними живых людей с их индивидуальными чертами. Чувствуются ирония и юмор мудрого человека, хорошо знающего жизнь и людей. Результат групповой работы. Компьютерная презентация о личности и творчестве И. А. Крылова. Желательно, чтобы предложенный учениками материал был дополнен увлекательным рассказом учителя о баснописце. ПО 1., АИ 1. Формирование теоретических понятий. Работа со статьей учебника “О басне”. Первую графу таблицы ученики должны заполнить до чтения статьи. Вторую графу будут заполнять в процессе работы над статьей. Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из статьи учебника “О басне”? Прослушивание басен Крылова (по выбору учителя) в исполнении мастеров художественного чтения (А. Грибов, И. Ильинский или др.). Записи чтения из фонохрестоматии должны быть заранее подготовлены учителем. После прослушивания басен ученики поделятся своими впечатлениями. Учитель, подводя итоги обсуждения, скажет, что исполнение басни — сложное и требовательное искусство. Исполнитель должен ярко, искренне и непринужденно рассказать о событии так, будто сам его наблюдал. | | |||||
Конец урока | Рефлексия. Закончить предложения: Я научился... Мне понравилось... Для меня стало новым... Мне захотелось... мин Информация о домашнем задании. Подготовить рассказ о Крылове, опираясь на вступительную статью учебника “Из биографии великого баснописца”. Опережающее задание. Выпишите из сборника басен И. А. Крылова выражения, которые стали пословицами, поговорками. Какие из них вы использовали в речи, слышали от родных и товарищей? Перспективное задание на последний урок по теме. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |