ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 782
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ 4 класс.
Тема: Нумерация. Счёт предметов. Разряды.
Цели: повторить сведения об образовании трехзначных чисел и их разрядном составе; развивать умения находить в натуральном ряду, используя понятия «предыдущие числа», «следующие числа», сравнивать их; учить рассуждать и логически мыслить.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть числа в порядке их следования при счете, числа, последующие, и предыдущие для данных; работать по плану; анализировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать результаты своей работы и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности к уроку.)
II. Актуализация знаний
Устный счет
- Сосчитайте мишек.
- Сколько мишек вы насчитали? (10.)
- Число 10 называют десятком. Для отправки в магазины на фабрике мишек сложили в коробки по 10 штук в каждую. Сколько десятков мишек в каждой коробке? ( 1 десяток.)
- В двух коробках? (2 десятка.)
- Сколько это мишек? (20.)
- Сосчитайте мишек в коробках. (10, 20, 30, 40,... 100.)
- Как по-другому можно назвать число 100? (1 сотня.)
— В каждый из близлежащих городов отправили по 1 сотне мишек. Сколько мишек отправили в 2 города? (2сотни, или 200.)
— В 3 города? (3 сотни, или 300.)
— Сосчитайте сотнями, сколько мишек отправили в 10 городов. (100, 200, 300, 400,... 1000.)
— В городах мишек развезли по магазинам. В «Детский мир» привезли 4 коробки и еще 2 мишки. А в магазин «Капитошка» — 2 коробки и еще 4 мишки. Сколько мишек привезли в каждый магазин? (42 и 24.)
— Сколько десятков и сколько единиц в каждом из этих чисел? (42—4десятка и 2единицы, 24—2десятка и 4единицы.)
— Какие разряды есть в этих числах? (Разряд десятков и разряд единиц.)
III. Самоопределение к деятельности
— Откройте учебник. Рассмотрите условные обозначения на с. 2. Что мы будем делать на уроке математики?
(Вставлять пропущенные числа и знаки в равенства и неравенства, работать в парах, выполнять задания повышенной сложности, проверять себя, оценивать свои успехи.)
— Прочитайте на с. 3 название первого раздела. Чему мы должны научиться?
— Что мы уже умеем делать? (Представлять числа в виде разрядных слагаемых, применять алгоритмы письменных вычислений и т. д.)
— Почему же авторы учебника написали, что мы этому научимся? (Мы будем учиться решать более трудные примеры.)
— Прочитайте тему сегодняшнего урока на с. 4, рассмотрите рисунки и подумайте, чему мы будем учиться сегодня на уроке.
(На этом и на последующих уроках, чтобы помочь учащимся сформулировать задачи урока, учитель может записывать на доске слова-помощники или вывешивать соответствующий плакат.)
НАУЧИТЬСЯ
ПОВТОРИТЬ...
УЗНАТЬ...
ВСПОМНИТЬ...
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться читать трехзначные числа и определять в них разряды, повторить счет чисел до 100, вспомнить способы решения изученных видов задач.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
— Найдите значок «Начало урока». Прочитайте текст рядом с красной чертой.
— Как вы поняли, что такое числовой ряд? (Числа, записанные в том порядке, в котором они называются при счете. Первое число — 1. Каждое следующее больше на 1.)
— Что такое десяток? (10 единиц.)
— Что такое сотня? (10 десятков.)
— Что такое тысяча? (10 сотен.)
№ 1 (с. 4).
— Прочитайте.
— Кто может записать это число? (Желающий ученик записывает на доске.)
— Кто записал бы так же?
— У кого другой вариант записи? Докажите.
№2 (с. 4).(Коллективное выполнение по цепочке.)
— Что значит «предшествует числу» и «за числом следует»? . Как вы это понимаете?
(Продолжение работы по цепочке: первый ученик называет число, второй — предыдущее число, третий — следующее И т. д. Класс проверяет. В случае ошибки учащиеся один раз хлопают в ладоши.)
№ 3 (с. 4).
— Как называются единицы первого разряда? (Единицы.)
— Второго разряда? (Десятки.)
— Третьего разряда? (Сотни.) (Чтение чисел, записанных в таблице.)
— Что показывает ноль в записи числа? (Отсутствие единиц данного разряда.)
— Какой разряд отсутствует в каждом числе? (206 — десятки, 840— единицы, 400— десятки и единицы, 590— единицы.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (ч. 1, с. 3).
— Прочитайте числа.
— Назовите самое маленькое число. (719.)
- Назовите самое большое число. (779.)
— Как вы определили? (Сравнивать начинаем с сотен. Сотен везде 7. Сравниваем десятки. Меньше всего десятков в числе 719, а больше всего — в числе 779.)
— Запишите числа в порядке увеличения.
— Прочитайте, в каком порядке вы записали числа. (719, 729, 739, 749, 759, 769, 779.)
— По какому правилу записаны числа? (Каждое следующее число на 1 десяток больше предыдущего.)
— Какие три числа вы запишете дальше? (789, 799, 809.)
№2(с. 3).
— Заполните таблицу. Как удобнее прибавить число 3? (+1, + 2.)
— Сколько сотен, десятков и единиц в каждом числе?
V. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо, (Махи руками на себя.)
Закачалось деревцо. (Наклоны.)
Ветер тише, тише, тише, (Присесть.)
Деревцо все выше, выше. (Встать на носочки, потянуться вверх.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№4 (с. 5). (Фронтальная работа с объяснением способа решения.)
Решение
999 + 1 = 1000, так как запись «+ 1» означает, что нужно назвать следующее число, за числом 999 идет число 1000.
900 - 1 = 899, так как запись «- 1» означает, что нужно назвать предыдущее число. Перед числом 900 стоит число 899.
570 + 30-330
570 + 30 = 600
600 - 330 = 600 - 300 - 30 = 300 - 30 = 270
И т. д.
№5 (с. 5).
— Прочитайте.
— Как вы понимаете задачу?
— Как вы думаете, удобнее записать задачу кратко или сделать схематический чертеж? (Сделать схематический чертеж.)
9 м
19 чел.
Решение: 19 - 9 = 10 (д.). Ответ: в классе 10 девочек.
— Что значит «составить задачи, обратные данной»?
— Составьте и решите задачи, обратные данной.
Решение: 9 + 10 = 19 (чел.).
Решение: 19 - 10 = 9 (м.).
№8 (с. 5). (Самостоятельное выполнение. Проверка. Два ученика, шивших задачу разными способами, записывают решение на доске и объясняют способ решения.)
Решение
Первый способ: 180 - (52 + 28) = 10 (с).
Второй способ: 180 - 52 - 28 = 10 (с).
Ответ: ученику осталось прочитать 10 страниц.
— Кто из ребят решил задачу верно? (Оба способа верны.)
№7 (с. 5). (Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка.)
№10 (с. 5). (Самостоятельное выполнение.) Решение: С = Б + 400 г, М = С + 300 г, М = Б + 700 г. Ответ:
мишка тяжелее белочки на 700 г.
VII. Рефлексия
1. Работа по учебнику
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (с. 5).
Самопроверка по образцу.)
Ответы: 396 < 936, 529 < 592, 748 < 848.
2. Математический диктант
(Учитель читает предложения, учащиеся записывают только числа.)
1) В году 365 сут.
2) В одной неделе 168 ч.
3) В июне 720 ч.
4) Первый космонавт Земли Ю. Гагарин был в космосе 108 мин.
5) Космонавт Светлана Савицкая пробыла в открытом космосе, за пределами станции 215 мин.
(Проверка по образцу на доске.) — Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ1: самостоятельная работа 1 (с. 4, 5).)
VIII. Подведение итогов урока
— Что мы повторили сегодня на уроке?
— С какими заданиями вы легко справились?
— Над чем вам нужно еще поработать?
Домашнее задание
Учебник: № 6, 9 (с. 5).
_________________________
Тема: Выражение и его значение. Порядок выполнения действий.
Цели:актуализировать знания об основных арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение, деление), о связи между компонентами и результатами этих действий; повторить правила порядка выполнения действий в выражениях; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты:учащиеся научатся читать и записывать трехзначные числа; находить значения выражений в несколько действий; находить несколько способов решения задач; анализировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать результаты своей работы и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логические задачи
• Полный бидон с молоком весит 34 кг, бидон, заполненный наполовину, весит 18 кг. Сколько весит пустой бидон?
Решение:
1) 34 — 18 = 16 (кг) — весит половина молока;
2) 18-16 = 2 (кг).
Ответ: пустой бидон весит 2 кг.
• Боря начертил два треугольника. Для обозначения вершин треугольников ему понадобилось только пять букв. Как такое может быть? (Боря начертил треугольники, которые
имели общую вершину.)
2. Индивидуальная работа у доски
— Запиши числа цифрами. Пятьсот пять, триста восемьдесят, шестьсот двадцать семь, девятьсот семьдесят, триста, девятьсот семь.
— Уменьши каждое число на 7, запиши ниже.
— Вычисли.
562-60 760-600 950-1 769 + 10
462 + 48 600-35 788-89 652-37
3. Выполнение задания в рабочей тетради
№3(с.3). (Индивидуальная работа.)
4. Устный счет
— Сосчитайте от 397 до 402, от 788 до 800, от 505 до 494, от 1000 до 989.
— Прочитайте числа. 342, 402, 360, 900, 540.
— Сколько сотен, десятков, единиц в каждом числе?
— Сколько всего десятков в каждом числе? (342 — 34 десятков, 402 — 40 десятков, 360 — 36 десятков, 900 — 90 десятков 540- 54 десятка.)
— Сколько всего сотен в каждом числе? (342 — 3 сотни, 402- 4 сотни, 360 — 3 сотни, 900 — 9 сотен, 540 — 5 сотен.)
— Прочитайте числа в порядке возрастания. (342, 360, 40 540, 900.)
— Прочитайте числа в порядке убывания. (900,540, 402,360,341)
— Какое число может быть лишним? Почему? (342 — нет нулей, 402 — в сумме цифры не составляют 9, 900— есть только один разряд — сотни.)
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
— Какие действия вы выполняли при решении примеров (Сложение и вычитание.)
— Какими знаками они обозначаются? («+» и «-».)
— Назовите знаки действий, которые использованы в следующих выражениях.
200 : 5 - 4 • 2
(200 : 5 - 4) • 2
200 : (5 - 4) • 2
(Три ученика выходят к доске и решают примеры.)
200 : 5 - 4 • 2 = 32
(200 : 5 - 4) • 2 = 72
200 : (5 - 4) • 2 = 400
— Сравните примеры. Чем они похожи? (Одинаковые числа и знаки.)
— Чем отличаются? (По-разному расставлены скобки, значит, порядок действий и ответы тоже будут разными.)
— Сформулируйте задачи урока. (Повторить то, что нам известно об арифметических действиях сложения и вычитания, вспомнить правила о порядке выполнения действий в выражениях, научиться находить значения выражений, содержащих несколько действий.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 6.
— Что такое числовое выражение? (Числа, соединенные знаками арифметических действий.)
— Какие правила порядка выполнения действий вы знаете? (Первое действие выполняют в скобках, затем умножение или деление, а потом сложение и вычитание по порядку.)