Файл: Нумерация. Счёт предметов. Разряды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 828

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Устный счет

Игра «Торопись, да не ошибись»

(Учитель читает вопрос или задание, учащиеся поднимают руки и отвечают. Тот, кто первым ответит верно, получает жетон. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.)

- На сколько 79 больше 52? (На 26.)

- Назовите самое маленькое пятизначное число. (10000.)

- Найдите произведение чисел 25 и 4. (100.)

- Какое число надо увеличить на 36, чтобы получить 90? (54.)

— Сколько лап у трех мышат? (12.)

— Первое слагаемое 48, а второе на 16 больше. Чему равно второе слагаемое? (64.)

— Уменьшаемое 53, вычитаемое 27. Чему равна разность? (26.)

— Если из 86 вычесть задуманное мной число, то получится 37. Какое число я задумала? (49.)

— Для школы привезли сначала 46 парт, потом еще 25, и еще осталось привезти 30 парт. Сколько парт должны были при­везти для школы? (101.)

— Переведите в сантиметры 4 м 7 дм. (470см.)

— Из 80 вычтите разность чисел 43 и 20. (57.)

— Найдите площадь прямоугольника со сторонами 42 см и 20 см. (840 см2.)

III. Самоопределение к деятельности

(Работа с раздаточным материалом.)

— Положите круги так, чтобы в верхнем ряду их было 6 и в 2 раза больше, чем в нижнем ряду. Сколько кругов в нижнем ряду? (3.)

— Как вы узнали? (Если в верхнем ряду кругов в 2 раза больше, то в нижнем в 2раза меньше, 6:2 = 3.)

— Положите 4 красных квадрата. Их должно быть в 2 раза меньше, чем синих. Сколько синих квадратов нужно по­ложить? (4-2 = 8.)

— Почему вы умножали, если сказано «в 2 раза меньше»? (Меньше красных квадратов, значит, синих квадратов в 2раза больше.)

— Сформулируйте задачи урока. (Научиться решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме.)

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

380 (с. 84).

— Прочитайте задание.

— Прочитайте задачу 1. Большее или меньшее число нужно найти? Докажите. (В бидоне молока больше. Нужно найти, сколько стаканов молока в кастрюле. Значит, нужно найти меньшее число.)

— Запишите решение задачи. (15:3 = 5(ст.).)

— Прочитайте задачу 2. Большее или меньшее число нужно найти? Докажите. (В кастрюле молока меньше. Нужно най­ти, сколько стаканов молока в бидоне. Значит, нужно найти большее число.)


— Запишите решение задачи. (5 • 3 = 15(ст.).)

— Как называются такие задачи? (Взаимообратные задачи.)

381 (с. 84).

— Прочитайте задачу.

— Какой хлеб привезли? (Черный и белый.)

— Что известно о белом хлебе? (Его привезли 150 кг, его в 2раза больше, чем черного.)

— Что нужно узнать в задаче? (Сколько всего хлеба привезли.)

— Что нужно знать, чтобы сказать, сколько черного и бело­го хлеба привезли вместе? (Сколько привезли черного хлеба и сколько привезли белого хлеба.)

— Мы знаем, сколько привезли черного хлеба? (Нет.)

— Какие слова помогут ответить на этот вопрос? (Белого при­везли 150 кг, его в 2 раза больше. Значит, черного привезли в 2раза меньше.)

— Мы знаем, сколько привезли белого хлеба? (Да, 150кг.)

— Сделайте краткую запись и решите задачу.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка.)

Решение

1) 150: 2 = 75 (кг) - привезли черного хлеба;

2) 150 + 75 = 225 (кг).

Ответ: всего в столовую привезли 225 кг хлеба.

9 382 (с. 84).

— Составьте выражения, выполните вычисления и ответьте на вопросы.

(Проверка.)

— Большее или меньше число неизвестно в каждом случае? Докажите.

— Какие числа задумали? (64и 556.)

V. Физкультминутка

Полотер, полотер! (Хлопки в ладоши)

Зря ты щеткой пол натер! (Руки на пояс, наклоны туловища вправо и влево.)

По паркету я пойду, (Прыжки на месте.)

Поскользнусь и упаду! (Присесть.)

Чтоб не поскользнуться (Руки вверх, в стороны, вниз.)

И шею не сломать, (Руки на пояс, повороты туловища вправо и влево.)

Нужно пол не щеткой, (Наклоны вперед.)

А теркой натирать! (Шаги на месте.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

383(с. 84). (Первый и второй столбики - коллективно, с комментирова­нием у доски, третий и четвертый — самостоятельно. Проверка, самооценка.)

384 (с. 84).

— Прочитайте условие задачи.

— Прочитайте выражения. Что они обозначают? (с • 4—запла­тили за 4компьютера, к —с- 4 — стоит телевизор.)

385 (с. 84). (Самостоятельное выполнение. Вариант 1 - первая строка, вариант 2 — вторая строка. Самопроверка по образцу.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

28 (с. 73). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Решение: 8 ч 30 мин + 45 мин = 8 ч 75 мин = 9 ч 15 мин.

29 (с. 73). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Назовите номера фигур.

(3, 9.)

— Как называются эти фигуры? (Ромб и квадрат.)

— Чем похожи эти фигуры? (Это фигуры, у которых все сто­роны равны.)

— Чем они отличаются? (У квадрата прямые углы, а у ромба нет.) (Самооценка.)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 84). Самопроверка по образцу.) Решение: 24 : 2 = 12 (руб.). Ответ: блокнот стоит 12 руб.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Чем интересны задачи, которые мы решали?

— Какие темы мы повторили сегодня на уроке?

— У кого есть вопросы? Кому нужна помощь?

Домашнее задание

Рабочая тетрадь: № 30, 31 (с. 74).

________________________________

Тема: Решение задач на пропорциональное деление.

Цели: закреплять письменные приемы деления многознач­ного числа на однозначное; развивать умение решать задачи на пропорциональное деление; совершенствовать вычислитель­ные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное; решать задачи на пропорциональное деление; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа у доски

- Выполни вычисления столбиком и определи, какой пример решен верно.

3504 • 7 = 24 521 8005 • 6 = 4830

229 432:7 = 3276 13 040:4 = 3260

- Реши уравнения.

х- 356 = 65490:3 8000-jc = 11 424 : 4

2. Устный счет Игра «Кто быстрее»

(Учащиеся устно решают цепочки примеров. Ученик, первым выполнивший вычисления, записывает ответ на доске.)

Ответы: в, 18, 81.

- Какое число может быть лишним? (6, так как оно однознач­ное, а 18 и 81 двузначные; 81, так как оно нечетное, а 6 и 18 четные; 6, так как для написания 18 и 81 использованы цифры 1 и 8; 81, так как числа 6 и 18 делятся на 2, 3 и 6, а 81 не де­лится; 6, так как числа 18и 81 делятся на 9.)

(Проверка индивидуальной работы у доски.)

III. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах. Учитель дает детям одинаковое количество I монет, например 24, и просит купить тетради. Один ученик покупает тетради за 4 монеты, другой - за 6 монет.)

- Кто из вас купил тетрадей больше? Почему?

- А теперь представьте, что на эти же деньги вы можете купить 8 ластиков. Как вы считаете, что стоит дороже - ластик или тетрадь? Почему?

- Что вы заметили? (Чем больше цена товара, тем меньше то­вара мы можем купить. Чем больше количество товара, тем меньше его цена.)

Эти знания мы будем сегодня применять при решении задач нового вида - на пропорциональное деление.

- Сформулируйте задачи урока.
(Научиться решать задачи на пропорциональное деление, поупражняться в делении многозначных чисел на однозначные.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

388 (с. 85). (Устное выполнение.)

- Как получился ноль в ответе первого примера? (0:5 = 0.)

- Как получился ноль в ответе второго примера? (4:8 = О (ост. 4).)

389 (с. 85). (Первые три примера - коллективно, с комментированием у доски, последний - самостоятельно. Проверка.)

- Какой ответ получился? (301.)

- Как получили ноль в разряде десятков? (0:6 = 0.)

390 (с. 85).

- Прочитайте.

- Как вы думаете, кто прав? (Ответы детей.)

- Выполните деление письменно, проверьте, кто из вас прав.

- Какой вы получили ответ? (4007.)

392 (с. 85).

- Прочитайте задачу.

- Чья скорость больше и на сколько? (Скорость пешехода в З раза меньше, значит, скорость велосипедиста в 3раза больше. 4- 3 = 12(км/ч).)

- Какое правило нужно вспомнить, чтобы ответить на во­прос задачи? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.)

- Сделайте схематический чертеж к задаче.

— Запишите решение задачи выражением. (4-3—4 = 8(км/ч).)

V. Физкультминутка

Ловко прыгают зайчата:

Прыг да прыг, скок да скок!

Быстро бегать зайцам надо,

Чтоб не скушал серый волк! (Прыжки на месте.)

VI. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

395 (с. 86).

— Прочитайте задачу.

- Что значит «одинаковой ткани»? (Ткань по одной цене.)

- Как вы понимаете вопрос «Сколько стоит каждый кусок тка­ни?»? (Сколько стоят первый и второй кусок по отдельности.)

- Как вы думаете, за какой кусок заплатят больше? Почему? (За первый кусок, в нем больше ткани.)

— Заполните таблицу.

Цена

Количество

Стоимость

? (одинаковая)



?

360 руб.






1




— За что заплатили 360 руб.?