Файл: Деловые коммуникации Содержание и структура коммуникативного процесса.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 455
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Содержание и структура коммуникативного процесса
Ознакомьтесь с определениями понятия «информация» и ответьте на вопросы:
Определите, кем в приведенных случаях (адресатом или адресантом) являются участники коммуникации.
1) Президент России в новогоднем видеообращении поздравил жителей страны с наступающими праздниками.
2) Специалист получил устное замечание от начальника за снижение показателей в работе.
4) Госслужащий по телефону проконсультировал гражданина о порядке подачи заявления.
6) На имя директора поступила письменная жалоба от клиента на одного из сотрудников организации.
7) Предвыборные дебаты между двумя известными политиками не выявили явного победителя.
Задание 3. Этапы коммуникативного акта
Задание 4. Модели коммуникации
6) В ходе прямого эфира на телеканале один из участников программы ответил на вопрос зрителя.
8) Водитель увидел на трассе знак ограничения скорости.
9) Двое студентов обсудили план подготовки проекта к семинарскому занятию.
10) Телефонный автоответчик: «Я занят, позвоните попозже».
2 Вербальные средства коммуникации.
Задание 1. Правила русского языка
Задание 2. Использование слов и словосочетаний
Задание 4. Использование вопросов в общении
а) можете ли вы выполнить задание не сегодня, а завтра;
б) можете ли вы полностью или частично привлечь к выполнению своего коллегу по отделу.
а) понять содержание материала;
б) узнать, есть ли дополнительные источники по рассматриваемой теме.
а) выяснить, правильно ли он вас понял;
б) прояснить его позицию по вопросу.
Задание 5. Искусство задавать открытые вопросы
3 Невербальные средства коммуникации
Задание 1. Кинесические средства общения
Рассмотрите изображения и ответьте на вопросы.
Задание 2. Пространственная организация общения
Задание 4. Вербальные и невербальные сигналы неискренности
Тест «Что говорят вам мимика и жесты»?
11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника? а) да; б) нет; в) не знаю.
4 Коммуникативное поведение индивидов: трансактный анализ
Задание 2. Определение эго-состояний собеседников и характера трансакций
Задание 3. Эго-состояния собеседников: невербальные сигналы
— Не подскажите, как пройти до станции метро на улице Ленина?
6) Друг из вашей студенческой группы:
— Предъявите, пожалуйста, техпаспорт и документы на транспортное средство.
— Да сколько можно мне уже эту мелочь сдавать килограммами?! Где
— Привет! Что-то ты все не пишешь и не пишешь. Совсем про меня забыл…
Методика изучения ролевых позиций в межличностных отношениях по Э. Берну
11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.
21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.
Подсчитайте отдельно суммы баллов по параметрам теста:
Шкала «Д» № 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 – это баллы вашего внутреннего Дитя.
Шкала «В» № 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 – это баллы вашего внутреннего Взрослого.
Шкала «Р» №3,6,9,12,15,18,21 – это баллы вашего внутреннего Родителя.
Формулировка сообщений в деловом стиле
1. Адресат - это:
1) объект коммуникации
2) субъект коммуникации
2. Коммуникатор – это:
1) объект коммуникации
2) субъект коммуникации
3. Какая функция средств массовой коммуникации может быть определена как передача наследия:
1) информационная
2) регулирующая
3) культурная
4) развлекательная
5) мобилизирующая
4. Социальная коммуникация – это:
1) связь любых материальных объектов
2) связь любых социальных систем
3) связь учреждений, организаций
5. Источник коммуникации и коммуникатор – это одно и то же:
1) да
2) нет
6) Какая функция средств массовой коммуникации может быть определена как «координация подсистем общества»:
1) информационная
2) регулирующая
3) культурная
4) развлекательная
5) мобилизующая
7) Какая форма коммуникационной деятельности в обществе может быть определена как «целенаправленное воздействие коммуникатора на получателя информации:
1) общение
2) управление
3) подражание
8) По какому критерию коммуникации классифицируются на межличностную, групповую и массовую:
1) по способу установления и поддержания контакта
2) по степени организованности
3) по составу участников
4) по используемым знаковым системам
9) Слухи относятся к:
1) формальной коммуникации
2) неформальной коммуникации в организации
10. Средства массовой коммуникации – это:
1) специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории
2) технические средства фиксации, копирования, тиражирования текстов и системного распространения больших объемов информации, адресованной массовой аудитории
3) технические службы, обеспечивающие прием и передачу сообщений
11. Средство коммуникации – это:
1) способ кодирования сообщений
2) специальный маршрут или технология, используемая для доставки сообщения получателю
12. Наиболее эффективным каналом коммуникации является:
1) письмо
2) новости в СМИ
3) выступление перед аудиторией
4) непосредственный разговор лицом к лицу
13. Искажение информации может быть вызвано как ее избыточностью, так и недостаточностью
1) верно
2) нет, не верно
14. Каких барьеров при передаче информации не существует:
1) технических
2) психологических
3) гуманитарных
4) психофозиологических
4) языковых
5) социальных
15. Единицами вербальной коммуникации являются:
1) высказывание
2) высказывание и дискурс
3) дискурс
4) ни одно из перечисленных
16. Какое утверждение правильное:
1) к вербальным средствам коммуникации относятся устная и письменная речь
2) к вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, жесты
3) к вербальным средствам коммуникации относятся устная речь и говорение
17. Первичные языки невербальной коммуникации – это (множественный ответ):
1) система жестов,
2) пантомимика
3) мимика
4) азбука Морзе
5) языки программирования
18. Видение себя глазами партнера по общению – это:
1) рефлексия
2) трансакция
3) кинестика
4) телепатия
19. Визуальный контакт осуществляется при помощи:
1) мимики
2) жестов
3) речи
4) взгляда
20. Взаимное общение работников, совместный поиск, контроль и координирование, поддержание деловых контактов, стимулирование — это ________________ деловой беседы
1) свойства
2) функции
3) цель
21. Знание языка мимики и жестов позволяет:
1. правильно понять собеседника
2. манипулировать собеседником
3. навязать собеседнику свое мнение
4. отстоять свою позицию
22. Жесты «раскрытые руки», «расстёгивание пиджака» относятся к жестам
1. открытости
2. скрытости
3. неуверенности
4. неискренности
23. Изучение собеседника по его жестам, мимике и позам относится к области
1) кинесики
2) просодики
3) такесики
4) проксемики
5)экстралингвистики
24. Информация, которую мы предоставляем другим и которая содержит нашу реакцию на их поведение, — это:
1. обратная связь
2. прямая связь
3. сообщение
25. Коммуникативная сторона общения — это:
1. передача сообщения
2. обмен информацией между людьми
3. кодирование и декодирование сообщения
26. Перцептивной стороной общения является:
1. Отсутствие конфронтации
2. настороженное отношение друг к другу
3. восприятие друг друга партнерами по общению
4. манипулирование одной из сторон общения
27. В какой модели коммуникационный процесс является однонаправленным:
1. интерактивной
2. трансакционной
3. линейной
4. ольфакторной
28. С точки зрения трансактного анализа, индивид в процессе общения действует, находясь в одном из трех эго-состояний (множественный ответ):
1. родителя
2. подчиненного
3. ребенка
4. начальника
5. взрослого
29. В структуру речевого общения входит:
1. значение и смысл слов, фраз
2. кинесика
3. паралигвистика
4. такесика
30. Формирование корпоративной принадлежности, единения с группой — это предполагаемый результат … коммуникации
1. ритуальной
2. познавательной
3. экспрессивной
4. суггестивной (внушающей)
Коммуникативные барьеры
- Ознакомьтесь с практическими ситуациями и определите, какие разновидности коммуникативных барьеров имеют место в каждой ситуации. Аргументируйте свой ответ.
- 1) Госслужащий на языке официально-деловых документов объяснял пенсионерке ее права. По завершении разговора пенсионерка с большим трудом смогла вспомнить лишь название соответствующего нормативно-правового акта. 2) Депутат Государственной Думы от КПРФ в течение часа убеждал своего коллегу от ЛДПР в необходимости внесения поправок в проект закона. Наконец, последний заявил, что построение нового социализма в России считает неприемлемым. 3) Студент, используя жаргонизмы и просторечия, пытался донести до преподавателя, что последний неправильно трактует положения диалектического учения Георга Гегеля. Через две минуты после начала критики преподаватель оборвал студента пространным монологом о сущности диалектики с приведением цитат из «Науки логики».
- 4) Переговоры между двумя делегациями проходили в неотапливаемом помещении при температуре около 5 °С. Каждый из участников больше думал о горячем чае, нежели о непосредственном предмете будущего сотрудничества. 5) Пока Иванов объяснял Петрову, как правильно организовать и провести новогодний корпоратив, Петров снова и снова прокручивал в голове свою речь для руководителя: ему предстоял серьезный разговор о низких показателях в работе за прошедший год. 6) В кабинете директора организации раздался телефонный звонок. Бывший партнер, по вине которого около года назад сорвался дорогостоящий контракт, пытался убедить директора подписать новое соглашение. Переговоры закончились, так и не начавшись.
- 7) Пока Иванов объяснял Петрову, как правильно организовать и провести новогодний корпоратив, Петров снова и снова прокручивал в голове свою речь для руководителя: ему предстоял серьезный разговор о низких показателях в работе за прошедший год. 8) Молодая девушка пришла на собеседование в крупную компанию. Кадровик перенес собеседование на следующий день, сославшись на срочные дела. У него сильно заболела голова от резкого запаха парфюмерии соискательницы.
- Ознакомьтесь с практической ситуацией. Определите стиль, использованный в сообщении. Передайте смысл сообщения адресату, указанному в задании, используя деловой стиль общения.
- Ваш коллега рассказал о результатах переговоров с деловым партнером. Доведите эту информацию до руководства. «Съездил вчера к этому Ивану. Так-то и фирмочка у него приличная, и вроде человек он не плохой. Короче, можно с ним попробовать договориться. Проблемка только одна есть. Насколько я понял, наши погремушки ему сейчас не очень нужны, у него есть другой поставщик. Ну ладно, звякну ему еще завтра, поднадавлю слегка. Наверное, получится».
- Вам поручено выступить на совещании. В своем докладе вам необходимо осветить проблему недостатка подходящих квалифицированных кадров для промышленного предприятия, о которой вы недавно прочитали в интернете. «На просторах рынка труда наблюдается явное затишье. Регистрируемая безработица остается на низком уровне, а для роста социальной напряженности в целом причин пока нет. Но озабоченность вызывает другое: за последний год в нашем регионе количество выпускников экономических специальностей намного превышает потребности рынка. Обратная ситуация — с технарями. Конкуренция за работников настолько велика, что предприятия уже ведут открытую войну за трудовые ресурсы. И далеко не во всех случаях они способны нанять необходимое количество людей нужной квалификации. Пожалуй, привлекать персонал им придется рублем, что, без сомнения, ударит и так по не большому бюджету этих организаций».
- Консультант по кадровым вопросам направил вам письмо, в котором изложил свое видение оптимальной системы мотивации персонала организации (ниже представлен фрагмент). Вам необходимо довести эту информацию до руководства. «Конституирование эффективно функционирующей системы мотивации обеспечивает трансформацию в установках сотрудников для реализации ими должностных обязанностей. На наш взгляд, активизация трудового потенциала опытных специалистов, ускорение процесса интериоризации корпоративных ценностей для вновь принятых специалистов, в большинстве своем представленных молодежной социальной группой, возможны лишь в условиях двухстороннего коммуникативного процесса в организации».
- Руководитель поручил вам довести следующую информацию до делового партнера. «Слушай, меня этот человечек уже достал. Если завтра, край, послезавтра он не перечислит нам все, что должен, мы ему перекроем все поставки. Пусть потом бегает по нашим конкурентам, таких условий он нигде не найдет. Так и скажи ему завтра. Если что-то ему будет не понятно, пусть звонит мне на трубку».
Официально-деловая лексика
Разговорный стиль | Деловой стиль |
Показать себя с лучшей стороны | |
Сказать начальству | |
Через 3 дня положить отчет на стол | |
Это дело трудно сделать | |
Забрать машину из-за долга перед банком | |
Начать работать после получения вышки | |
Уйти на пенсию в 60 | |
Купить землю | |
Отдать два лимона долга | |
В законе написано, что | |
Ниже приведены словосочетания, которые обычно употребляются в бытовом общении. Придумайте к каждому из них синонимы, которые будут соответствовать деловому стилю общения.
Формулировка сообщений в деловом стиле
- Прочитайте предложения и передайте их содержание в более краткой форме. 1. Вам в обязательном порядке необходимо в полной мере осуществить все мероприятия по активизации совместного сотрудничества с деловыми партнерами. 2. Несмотря на все прикладываемые усилия, задача по повышению эффективности профессиональной деятельности всех без исключения сотрудников до сих пор остается нерешенной. 3. Каждый в отдельности должен сделать все, что от него зависит, чтобы минимизировать до нуля последствия произошедшей непредвиденной случайности. 4. В том случае, если далее продолжать работать так, как работать не следует, можно всех без исключения сотрудников уволить в течение одного месяца. 5. Он выдвинул абсолютно новую идею, которая до этого еще нигде не была реализована.
- Прочитайте предложения и определите, соответствуют ли они деловому стилю? Если нет, то какие ошибки допущены? Аргументируйте свой ответ.
- 1. Быстро, максимум в течение двух дней, исправьте ситуацию, иначе вам же будет хуже! 2. Долго думал я над решением этой задачи и пришел к интересному выводу: сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит. 3. Из-за небрежности сотрудников всю работу нужно будет переделать. 4. Давайте, наконец, уже объединимся для решения общей задачи. В противном случае мы получим такой же результат, как Наполеон при Бородино. 5. Хотелось бы предложить следующее решение проблемы: во-первых, нужно реализовать предложение Иван Ивановича о сокращении расходов, во-вторых, нужно заключить новые договоры с уже действующими партнерами