Файл: Деловые коммуникации Содержание и структура коммуникативного процесса.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 459

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Деловые коммуникации

1. Содержание и структура коммуникативного процесса

Практические задания

Задание 1. Понятие информации

Ознакомьтесь с определениями понятия «информация» и ответьте на вопросы:

Задание 2 Адресант и адресат

Определите, кем в приведенных случаях (адресатом или адресантом) являются участники коммуникации.

1) Президент России в новогоднем видеообращении поздравил жителей страны с наступающими праздниками.

2) Специалист получил устное замечание от начальника за снижение показателей в работе.

3) Сидоров отправил Петрову SMS-сообщение с вопросом: «Когда мы сможем увидеться?» Через 2 минуты пришел ответ: «Извини, сегодня задержусь на работе».

4) Госслужащий по телефону проконсультировал гражданина о порядке подачи заявления.

5) На переговорах между президентами двух стран обсуждался вопрос взаимовыгодного сотрудничества в сфере торговли.

6) На имя директора поступила письменная жалоба от клиента на одного из сотрудников организации.

7) Предвыборные дебаты между двумя известными политиками не выявили явного победителя.

Задание 3. Этапы коммуникативного акта

Этапы коммуникативного акта

6) Разговаривая по телефону с диспетчером службы такси, Васильев не успел назвать начальный и конечный адрес. У него закончился заряд телефонной батареи, и аппарат отключился.

7) В ходе круглого стола, на котором обсуждалась проблема ценностных ориентаций современной молодежи, Сидоров не смог сформулировать фразу в научном стиле и предпочел промолчать.

8) Зырянов получил по электронной почте письмо на немецком языке от делового партнера. Поскольку Зырянов не владел иностранными языками, он попросил своего помощника сделать перевод.

9) Хлебников спешил домой с работы, чтобы посмотреть свой любимый телесериал. К его разочарованию за 10 минут до начала сериала отключилось электричество.

10) За ужином Семенов старался поддерживать разговор даже с набитым ртом, но фразы получались настолько скомканными, что собеседники так и не смогли ничего разобрать 

Задание 4. Модели коммуникации

Ознакомьтесь с практическими ситуациями и определите, какой из моделей коммуникации (линейной, трансакционной или интерактивной) можно описать каждую из них. Аргументируйте свой ответ.

Модели коммуникации

6) В ходе прямого эфира на телеканале один из участников программы ответил на вопрос зрителя.

7) На совещании у руководителя между двумя заместителями возникла дискуссия относительно стратегии развития компании.

8) Водитель увидел на трассе знак ограничения скорости.

9) Двое студентов обсудили план подготовки проекта к семинарскому занятию.

10) Телефонный автоответчик: «Я занят, позвоните попозже».

Деловые коммуникации

2 Вербальные средства коммуникации.

Практические задания

Задание 1. Правила русского языка

Прочитайте предложения, найдите и исправьте ошибки. Какие правила русского языка были нарушены в каждом конкретном случае?

Задание 2. Использование слов и словосочетаний

Задание 3. Лексический запас

Прочитайте предложения. Сформулируйте 3 других варианта передачи содержания каждого из них. Обратите внимание: во всех придуманных вами и в исходном предложениях все слова должны различаться.

Задание 4. Использование вопросов в общении

Ознакомьтесь с практической ситуацией. Исходя из ее особенностей и конкретной цели, стоящей перед вами, задайте собеседнику не менее трех вариантов вопросов.

1. Руководитель дает вам сложное задание, на выполнение которого требуется очень много времени. Вам необходимо уточнить: 

а) можете ли вы выполнить задание не сегодня, а завтра;

б) можете ли вы полностью или частично привлечь к выполнению своего коллегу по отделу.

2. Преподаватель объясняет учебный материал, используя незнакомые вам научные термины. Вам необходимо:

а) понять содержание материала;

б) узнать, есть ли дополнительные источники по рассматриваемой теме.

3. Вы рассказали собеседнику, каким образом представляете перспективы развития вашей организации, а затем задали ему вопрос об его отношении к сказанному. Он отвечает уклончиво. Вам необходимо:

а) выяснить, правильно ли он вас понял;

б) прояснить его позицию по вопросу.

Задание 5. Искусство задавать открытые вопросы

Деловые коммуникации

3 Невербальные средства коммуникации

Практические задания

Задание 1. Кинесические средства общения

Рассмотрите изображения и ответьте на вопросы.

Задание 2. Пространственная организация общения

Задание 4. Вербальные и невербальные сигналы неискренности 

Тест «Что говорят вам мимика и жесты»?

1.     Вы считаете, что мимика и жесты – это: а) спонтанное выражение состояния человека в данный конкретный момент; б) дополнение к речи; в) «предательское» проявление нашего подсознания.

11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника? а) да; б) нет; в) не знаю.

Ответы

Деловые коммуникации

4 Коммуникативное поведение индивидов: трансактный анализ

Практические задания

Задание 2. Определение эго-состояний собеседников и характера трансакций

Задание 2 продолжение

Задание 2 продолжение

Задание 3. Эго-состояния собеседников: невербальные сигналы

5) Прохожий на улице:

— Не подскажите, как пройти до станции метро на улице Ленина?

6) Друг из вашей студенческой группы:

— Извини, пожалуйста, никак не успеваю написать этот конспект. Вообще не представляю, как мне быть. Помоги, пожалуйста. 7) Представитель правопорядка:

— Предъявите, пожалуйста, техпаспорт и документы на транспортное средство.

8) Продавец в магазине:

— Да сколько можно мне уже эту мелочь сдавать килограммами?! Где

вы только ее берете…

9) Ваш партнер:

— По вашей вине сорвалась важная поставка. Вы и дальше намерены так же безответственно подходить к нашим договоренностям?!

10) Друг из социальной сети:

— Привет! Что-то ты все не пишешь и не пишешь. Совсем про меня забыл…

Методика изучения ролевых позиций в межличностных отношениях по Э. Берну

Тест. Инструкция: Оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10, на сколько баллов каждое из этих высказываний вам подходит.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я – увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Подсчитайте отдельно суммы баллов по параметрам теста:

Шкала «Д» № 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 – это баллы вашего внутреннего Дитя.

Шкала «В» № 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 – это баллы вашего внутреннего Взрослого.

Шкала «Р» №3,6,9,12,15,18,21 – это баллы вашего внутреннего Родителя.

Коммуникативные барьеры

Официально-деловая лексика

Формулировка сообщений в деловом стиле

Правила этикета в практических ситуациях

Имидж делового человека

Имидж делового человека

Рассмотрите представленные ниже изображения. Какие несоответствия дресс-коду делового человека можно назвать в каждом конкретном случае? Каким образом их можно исправить? Аргументируйте свой ответ.

Имидж делового человека

  • — Какими еще аналогами? — вернувшись в кресло, обрезал Саша, скрестив руки на груди и не сводя глаз с собеседника. — Я честно выполнил свою работу, а ты теперь будешь плоды пожинать, да?
  • — Но дело-то общее, — развел руками Сергей. — Давай попробуем не выносить сор из избы, а я тебе половину своей премии отдам.
  • — Красиво говоришь, — облизнулся Александр, наливая в стакан минеральной воды. Затем, взглянув на большое изображение логотипа организации, висевшее почти прямо под потолком в правом от него углу комнаты, продолжил:
  • — Я, конечно, сопоставил нашу продукцию с товарами Inferno, Onix… Уж всего и не упомнить, слишком много там информации.
  • — А с Aqua сравнил? — уточнил Сергей, пристально глядя на собеседника. — У них ведь самый брендовый товар во всей отрасли.
  • — Разумеется, — отводя взгляд вниз, сильно потер глаз Александр.
  • — Классно, — воодушевился Сергей, подпрыгнув в кресле, — ты, правда, молодец, такую информацию нашел! Давай скорее сюда свою часть, я ее за полчаса обработаю, и у нас все будет готово!
  • — Ладно, хватит меня тут проверять, что я сделал, чего не сделал, — зрачки собеседника сузились от нескрываемого негодования, и он твердым, настоятельным голосом продолжил:
  • — Я свою часть подготовил честно! Ты всех подвел! Сейчас пойдешь к директору и скажешь, что по твоей вине презентация срывается. Я один выступить не смогу.

Тест «Что говорят вам мимика и жесты»?

1.     Вы считаете, что мимика и жесты – это: а) спонтанное выражение состояния человека в данный конкретный момент; б) дополнение к речи; в) «предательское» проявление нашего подсознания.

  • 2.     Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин? а) да; б) нет; в) не знаю;
  • 3.     Как вы здороваетесь с хорошими друзьями? а) вы радостно кричите «Привет!»; б) сердечным рукопожатием; в) слегка обнимаете друг друга; г) приветствуете их сдержанным движением руки; д) целуете друг друга в щеку.
  • 4.     Какая мимика и какие жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно и то же? Дайте три ответа: а) когда качают головой; б) когда кивают головой; в) когда морщат нос; г) когда морщат лоб; д) когда подмигивают; е) когда улыбаются.
  • 5.    Какая часть тела выразительнее всего? а) ступни; б) ноги; в) руки; г) кисти; д) плечи.
  • 6.     Какая часть вашего лица наиболее выразительна, по вашему мнению? Дайте два ответа: а) лоб; б) брови; в) глаза; г) нос; д) губы; е) уголки рта.
  • 7.     Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, на что в себе вы обращаете внимание в первую очередь? а) как на вас сидит одежда; б) на прическу; в) на походку; г) на осанку; д) ни на что.
  • 8.     Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что: а) ему есть что скрывать; б) у него некрасивые зубы; в) он чего-то стыдится.
  • 9.     На что вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседника? а) на глаза; б) на рот; в) на руки; г) на позу.
  • 10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас признак: а) нечестности; б) неуверенности в себе; в) собранности.

11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника? а) да; б) нет; в) не знаю.

12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что: а) первый шаг всегда делают именно мужчины; б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили; в) он достаточно мужественен для того, чтобы рискнуть получить от ворот поворот. 13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите? а) словам; б) «сигналам»; в) он вообще вызовет у вас подозрение. 14. Поп-звезды представляют публике «жесты», имеющие однозначно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется? а) просто фиглярство; б) они «заводят» публику; в) это выражение их собственного настроения. 15. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с вами происходит?  а) я смотрю совершенно спокойно; б) я реагирую на происходящее каждой клеточкой своего существа; в) закрываю глаза при особо страшных сценах.
  • 16. Можно ли контролировать свою мимику? а) да; б) нет; в) только отдельные ее элементы.
  • 17. При интенсивном флирте вы «изъясняетесь» преимущественно:  а) глазами; б) руками; в) словами.
  • 18. Считаете ли вы, что большинство наших жестов… а) «подсмотрены» у кого-то и заучены; б) передаются из поколения в поколение; в) заложены в нас от природы.
  • 19. Если у человека борода, для вас это признак: а) мужественности; б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица; в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.
  • 20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим? а) да; б) нет; в) только у пожилых людей.

Ответы

1. а – 2, б – 4, в – 3 2. а -1, б – 3, в – 0 3. а – 4, б – 4, в – 3, г – 2, д – 4 4. а – 0, б – 0, в – 1, г – 1, д – 0, е - 1 5. а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 2 6. а – 2, б – 1, в – 3, г – 2, д – 3, е – 2 7. а – 1, б – 3, в – 3, г – 2, д – 0 8. а – 3, б – 1, в – 1 9. а – 3, б – 2, в – 2, г – 1 10. а – 3, б – 2, в – 1 10. а – 3, б – 2, в – 1 11. а – 0, б – 3, в – 1 12. а – 1, б – 4, в – 2 13. а – 0, б – 4, в – 3 14. а – 4, б – 2, в – 0 15. а – 4, б – 0, в – 1 16. а – 0, б – 2, в – 1 17. а – 3, б – 4, в – 1 18. а – 2, б – 4, в – 0 19. а – 3, б – 2, в – 1 20. а – 4, б – 0, в – 2
  • 77-56 баллов – у вас отличная интуиция, вы обладаете способностью понимать других людей, у вас есть наблюдательность и чутье. Но вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для вас второстепенное значение. Ваши «приговоры» слишком поспешны, и в этом кроется опасность. Делайте на это поправку, и у вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях. А ведь это важно и на работе, и в личной жизни, согласны?
  • 55-34 баллов – вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты. Но вы еще совсем не умеете использовать эту информацию в реальной жизни, например для того, чтобы правильно строить свои отношения с окружающими. Вы склонны буквально воспринимать сказанные вам слова и руководствоваться ими.
  • 33-11 баллов – язык мимики и жестов для вас – китайская грамота. Вам необыкновенно трудно правильно оценивать людей. И не потому, что вы на это не способны, просто вы не придаете этому значения. Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на жестах окружающих вас людей, тренируйте наблюдательность.

Деловые коммуникации

4 Коммуникативное поведение индивидов: трансактный анализ

Практические задания

  • 1. В чем суть трансактного анализа? С какой целью он применяется?
  • 2. Назовите и охарактеризуйте виды эго-состояний с точки зрения трансактного анализа.
  • 3. Каковы признаки каждого эго-состояния? Какие существуют способы распознавания эго-состояния собеседника?
  • 4. Назовите и охарактеризуйте виды трансакций.
  • 5.Чем скрытые трансакции отличаются от открытых? Приведите примеры скрытых угловых и двойных трансакций

Задание 2. Определение эго-состояний собеседников и характера трансакций

Определите эго-состояния начальника отдела и специалиста с точки зрения трансактного анализа. По каким вербальным и невербальным сигналам вы смогли определить эго-состояния общающихся? Дайте характеристику трансакций в приведенных ситуациях.
  • Ситуация 1: — Слушай, у нас же праздники на носу, бросай уже свои бумаги, пора праздновать! — воскликнул начальник, махнув рукой в сторону подчиненного. — Я прошу прощения, но я вынужден доделать свою работу, так как в противном случае мы не сможем достичь целевых показателей, — холодно ответил специалист, не сводя взгляда с рабочего стола и продолжая заполнять документы.

Задание 2 продолжение

  • Ситуация 2: — Дима, когда ты наконец уже сдашь мне этот квартальный отчет? — сурово спросил начальник, пристально глядя на подчиненного. — Ой, Михаил Сергеевич, — потупивши взгляд, извинился специалист, — простите, я про него совсем забыл.
  • Ситуация 3: — Иван, передайте мне, пожалуйста, бумаги, подготовленные секретарем, — как всегда спокойно произнес начальник, на мгновение взглянув на подчиненного и вновь возвратившись к прочтению корреспонденции. — К сожалению, я не могу этого сделать, поскольку Ирина Сергеевна не успела их еще подготовить, — сухо констатировал специалист, глядя в окно кабинета.
  • Ситуация 4: — Дорогой товарищ, если ты еще раз опоздаешь на службу, про месячную премию можешь вообще забыть. Сколько раз я тебе уже про это говорил? — громко отчитал своего подчиненного начальник, вставая с кресла и упираясь двумя руками на письменный стол. — Да я вообще тогда не приду больше на работу! — махнув рукой и разворачиваясь в сторону двери, ответил специалист.

Задание 2 продолжение

  • Ситуация 5: — Игорь Иванович, согласно данным аналитического отдела результативность вашей работы за прошедший год заметно снизилась. Как вы объясните это обстоятельство? — поинтересовался начальник. — Данное обстоятельство обусловлено скорее снижением качества работы других отделов, через которые проходят подготовленные мною документы, — ничуть не растерявшись, ответил специалист.
  • Ситуация 6: — Да-с, наш молодой коллега никак не может справиться с возложенными на него обязанностями. Честно говоря, мне уже начинает надоедать его неумение работать с документами, —  рассматривая фотографию нового сотрудника, чуть растягивая слова, отметил начальник. — Да он вообще ни одного письма составить не может. Сколько ему ни объяснял все без толку! — поддержал специалист.
  • Ситуация 7: — Саша, сначала нужно подготовить документы для отдела проверок, затем — для урегулирования задолженности и только после этого — для кадровиков. Надеюсь, в этот раз мы сделаем все по этому плану? — похлопывая подчиненного по плечу, спрашивал начальник, будто стараясь внушить подчиненному последовательность его действий. — Конечно, Николай Сергеевич, я Вас не подведу! — встрепенулся специалист.

Задание 3. Эго-состояния собеседников: невербальные сигналы

Для того, чтобы определить, в каком эго-состоянии (родителя, ребенка или взрослого) находятся собеседники, зачастую необходимо проанализировать весь комплекс посылаемых ими вербальных и невербальных сигналов. Тем не менее в значительной доле случаев достаточно лишь взглянуть на людей в момент общения. Рассмотрев представленные изображения, определите, в каком эго-состояния находятся собеседники. Аргументируйте свой ответ. При параллельных трансакциях коммуникация может осуществляться беспрепятственно до тех пор, пока собеседники не достигнут своих целей. Предложите варианты ответа на высказывания собеседника таким образом, чтобы трансакция стала параллельной.
  • 1) Коллега по работе:
  • — Да бросай уже, наконец, все дела! Рабочий день давно закончился, поехали вместе в парк аттракционов!
  • 2) Ваш руководитель:
  • — Будьте любезны, помогите новому сотруднику войти в курс дела. Я хочу назначить вас наставником.
  • 3) Преподаватель:
  • — Сегодня на занятии у нас с вами новая тема «Трансактный анализ Эрика Берна». Вы прочитали дома учебную литературу по теме?
  • 4) Ваш знакомый:
  • — Привет, давно не виделись! А давай рванем на шашлычки, погодка-то какая классная!

5) Прохожий на улице:

— Не подскажите, как пройти до станции метро на улице Ленина?

6) Друг из вашей студенческой группы:

— Извини, пожалуйста, никак не успеваю написать этот конспект. Вообще не представляю, как мне быть. Помоги, пожалуйста. 7) Представитель правопорядка:

— Предъявите, пожалуйста, техпаспорт и документы на транспортное средство.

8) Продавец в магазине:

— Да сколько можно мне уже эту мелочь сдавать килограммами?! Где

вы только ее берете…

9) Ваш партнер:

— По вашей вине сорвалась важная поставка. Вы и дальше намерены так же безответственно подходить к нашим договоренностям?!

10) Друг из социальной сети:

— Привет! Что-то ты все не пишешь и не пишешь. Совсем про меня забыл…

Методика изучения ролевых позиций в межличностных отношениях по Э. Берну

Тест. Инструкция: Оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10, на сколько баллов каждое из этих высказываний вам подходит.


  • Мне порой не хватает выдержки.
  • Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
  • Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь своих детей.
  • Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
  • Меня провести нелегко.
  • Мне бы понравилось быть воспитателем.
  • Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
  • Думаю, что правильно понимаю все происходящие события.
  • Каждый должен выполнять свой долг.
  • Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я – увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Подсчитайте отдельно суммы баллов по параметрам теста:

Шкала «Д» № 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 – это баллы вашего внутреннего Дитя.

Шкала «В» № 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 – это баллы вашего внутреннего Взрослого.

Шкала «Р» №3,6,9,12,15,18,21 – это баллы вашего внутреннего Родителя.

  • Больше «Р»: Чаще всего Вы ведете себя как Родитель. Эго- состояние Родитель – проявляется так, что человек ведет себя, мыслит и чувствует, копируя одного из своих родителей. В Родителе человек мыслит в соответствии с морально- нравственными нормами, используя понятия «хорошо–плохо»,
  • «правильно–не правильно».
  • Больше «В»: Чаще всего Вы ведете себя как Взрослый. Эго-состояние Взрослый – проявляется так, что человек ведет себя, мыслит и чувствует по принципу «здесь и сейчас» и адекватно реагирует на то, что происходит вокруг него, используя весь потенциал взрослой личности.
  • Больше «Д»: Чаще всего Вы ведете себя как Дитя. Эго- состояние Ребенок – проявляется так, что человек возвращается к поведению, мышлению и чувствам своего детства, боится, гневается, чувствует обиду, несправедливое к себе отношение и т. д.
  • По набранным баллам составляется формула распределения шкал ДВР от максимального балла к минимальному.
  • Полученную формулу соотносим со следующим ключом:
  • Формула РВД означает, что категоричность и самоуверенность в Вас доминируют.
  • Формула ВДР означает, что Вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны, непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям.
  • Формула ВРД означает, что Вы рациональны и неэмоциональны, с чрезмерно развитым чувством ответственности.
  • Формула ДВР означает, что Вы непосредственны и часто не контролируете свои эмоции.
  • Формула ДРВ означает, что в Вас присутствует некая двойственность: от позиции импульсивного реагирования в большинстве ситуаций, до повышенного самоконтроля в других. Идеальным следует признать результат, когда по всем трем позициям у Вас получается равное количество баллов.