Файл: Деловые коммуникации Содержание и структура коммуникативного процесса.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 464

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Деловые коммуникации

1. Содержание и структура коммуникативного процесса

Практические задания

Задание 1. Понятие информации

Ознакомьтесь с определениями понятия «информация» и ответьте на вопросы:

Задание 2 Адресант и адресат

Определите, кем в приведенных случаях (адресатом или адресантом) являются участники коммуникации.

1) Президент России в новогоднем видеообращении поздравил жителей страны с наступающими праздниками.

2) Специалист получил устное замечание от начальника за снижение показателей в работе.

3) Сидоров отправил Петрову SMS-сообщение с вопросом: «Когда мы сможем увидеться?» Через 2 минуты пришел ответ: «Извини, сегодня задержусь на работе».

4) Госслужащий по телефону проконсультировал гражданина о порядке подачи заявления.

5) На переговорах между президентами двух стран обсуждался вопрос взаимовыгодного сотрудничества в сфере торговли.

6) На имя директора поступила письменная жалоба от клиента на одного из сотрудников организации.

7) Предвыборные дебаты между двумя известными политиками не выявили явного победителя.

Задание 3. Этапы коммуникативного акта

Этапы коммуникативного акта

6) Разговаривая по телефону с диспетчером службы такси, Васильев не успел назвать начальный и конечный адрес. У него закончился заряд телефонной батареи, и аппарат отключился.

7) В ходе круглого стола, на котором обсуждалась проблема ценностных ориентаций современной молодежи, Сидоров не смог сформулировать фразу в научном стиле и предпочел промолчать.

8) Зырянов получил по электронной почте письмо на немецком языке от делового партнера. Поскольку Зырянов не владел иностранными языками, он попросил своего помощника сделать перевод.

9) Хлебников спешил домой с работы, чтобы посмотреть свой любимый телесериал. К его разочарованию за 10 минут до начала сериала отключилось электричество.

10) За ужином Семенов старался поддерживать разговор даже с набитым ртом, но фразы получались настолько скомканными, что собеседники так и не смогли ничего разобрать 

Задание 4. Модели коммуникации

Ознакомьтесь с практическими ситуациями и определите, какой из моделей коммуникации (линейной, трансакционной или интерактивной) можно описать каждую из них. Аргументируйте свой ответ.

Модели коммуникации

6) В ходе прямого эфира на телеканале один из участников программы ответил на вопрос зрителя.

7) На совещании у руководителя между двумя заместителями возникла дискуссия относительно стратегии развития компании.

8) Водитель увидел на трассе знак ограничения скорости.

9) Двое студентов обсудили план подготовки проекта к семинарскому занятию.

10) Телефонный автоответчик: «Я занят, позвоните попозже».

Деловые коммуникации

2 Вербальные средства коммуникации.

Практические задания

Задание 1. Правила русского языка

Прочитайте предложения, найдите и исправьте ошибки. Какие правила русского языка были нарушены в каждом конкретном случае?

Задание 2. Использование слов и словосочетаний

Задание 3. Лексический запас

Прочитайте предложения. Сформулируйте 3 других варианта передачи содержания каждого из них. Обратите внимание: во всех придуманных вами и в исходном предложениях все слова должны различаться.

Задание 4. Использование вопросов в общении

Ознакомьтесь с практической ситуацией. Исходя из ее особенностей и конкретной цели, стоящей перед вами, задайте собеседнику не менее трех вариантов вопросов.

1. Руководитель дает вам сложное задание, на выполнение которого требуется очень много времени. Вам необходимо уточнить: 

а) можете ли вы выполнить задание не сегодня, а завтра;

б) можете ли вы полностью или частично привлечь к выполнению своего коллегу по отделу.

2. Преподаватель объясняет учебный материал, используя незнакомые вам научные термины. Вам необходимо:

а) понять содержание материала;

б) узнать, есть ли дополнительные источники по рассматриваемой теме.

3. Вы рассказали собеседнику, каким образом представляете перспективы развития вашей организации, а затем задали ему вопрос об его отношении к сказанному. Он отвечает уклончиво. Вам необходимо:

а) выяснить, правильно ли он вас понял;

б) прояснить его позицию по вопросу.

Задание 5. Искусство задавать открытые вопросы

Деловые коммуникации

3 Невербальные средства коммуникации

Практические задания

Задание 1. Кинесические средства общения

Рассмотрите изображения и ответьте на вопросы.

Задание 2. Пространственная организация общения

Задание 4. Вербальные и невербальные сигналы неискренности 

Тест «Что говорят вам мимика и жесты»?

1.     Вы считаете, что мимика и жесты – это: а) спонтанное выражение состояния человека в данный конкретный момент; б) дополнение к речи; в) «предательское» проявление нашего подсознания.

11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника? а) да; б) нет; в) не знаю.

Ответы

Деловые коммуникации

4 Коммуникативное поведение индивидов: трансактный анализ

Практические задания

Задание 2. Определение эго-состояний собеседников и характера трансакций

Задание 2 продолжение

Задание 2 продолжение

Задание 3. Эго-состояния собеседников: невербальные сигналы

5) Прохожий на улице:

— Не подскажите, как пройти до станции метро на улице Ленина?

6) Друг из вашей студенческой группы:

— Извини, пожалуйста, никак не успеваю написать этот конспект. Вообще не представляю, как мне быть. Помоги, пожалуйста. 7) Представитель правопорядка:

— Предъявите, пожалуйста, техпаспорт и документы на транспортное средство.

8) Продавец в магазине:

— Да сколько можно мне уже эту мелочь сдавать килограммами?! Где

вы только ее берете…

9) Ваш партнер:

— По вашей вине сорвалась важная поставка. Вы и дальше намерены так же безответственно подходить к нашим договоренностям?!

10) Друг из социальной сети:

— Привет! Что-то ты все не пишешь и не пишешь. Совсем про меня забыл…

Методика изучения ролевых позиций в межличностных отношениях по Э. Берну

Тест. Инструкция: Оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10, на сколько баллов каждое из этих высказываний вам подходит.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я – увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Подсчитайте отдельно суммы баллов по параметрам теста:

Шкала «Д» № 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 – это баллы вашего внутреннего Дитя.

Шкала «В» № 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 – это баллы вашего внутреннего Взрослого.

Шкала «Р» №3,6,9,12,15,18,21 – это баллы вашего внутреннего Родителя.

Коммуникативные барьеры

Официально-деловая лексика

Формулировка сообщений в деловом стиле

Правила этикета в практических ситуациях

Имидж делового человека

Имидж делового человека

Рассмотрите представленные ниже изображения. Какие несоответствия дресс-коду делового человека можно назвать в каждом конкретном случае? Каким образом их можно исправить? Аргументируйте свой ответ.

Имидж делового человека

Правила этикета в практических ситуациях

  • Проанализируйте представленные ситуации и ответьте на вопросы.
  • 1) В начале рабочего дня по коридору навстречу специалисту отдела идет его непосредственный руководитель. Должен ли специалист первым вербально поздороваться с руководителем или ожидать приветствия со стороны старшего по должности? Следует ли специалисту первым протягивать руку начальнику для рукопожатия? 2) К специалисту отдела органа власти приходит посетитель и начинает излагать свою проблему «на языке жаргонизмов и просторечий». Следует ли специалисту использовать жаргонизмы и просторечия для установления лучшего понимания и контакта с посетителем? Какие стили общения может использовать государственный служащий при взаимодействии с гражданами?
  • 3) Государственный служащий на протяжении часа разъясняет гражданину порядок действий последнего для получения государственной услуги. Наконец, гражданин заявляет, что он устал, и предлагает государственному служащему: «Давайте выйдем покурить на 5 минут». Что в данной ситуации следует ответить гражданину на его предложение?
  • 4 Специалист отдела в органе власти общается с гражданином. Внезапно в кабинет входит начальник и со словами: «Еще раз мне сдашь такой отчет, останешься без премии», — кидает стопку документов на стол специалисту и выходит из кабинета. Какие правила этикета в данном случае нарушил начальник?
  • 5) Молодая девушка, работающая специалистом в областном министерстве, опоздала на работу на 10 минут. Непосредственный руководитель отчитал ее за это перед всеми сотрудниками отдела. Охарактеризуйте поведение начальника с точки зрения правил этикета.
  • 6) Специалист по кадрам представляет друг другу руководителя отдела и нового соискателя на должность специалиста в этом отделе. Кого из двух людей — руководителя ли соискателя — специалист по кадрам должен представить первым?
  • 7) К опытному специалисту за помощью в профессиональном вопросе обратился новый сотрудник. Опытный специалист хорошо разбирается в вопросе, но у него нет ни минуты, чтобы отвлечься от заполнения отчета. Что в данном случае можно ответить новому сотруднику?
  • 8) Руководитель органа власти попросил подчиненного зайти к нему в кабинет в 14:00. Специалист подошел к кабинету начальника в 13:55. Специалисту следует: а) зайти в кабинет; б) дождаться 14:00 и зайти в кабинет; в) дождаться приглашения руководителя и зайти в кабинет.

  • 8) В кабинет к молодому специалисту органа государственной власти вошел гражданин пенсионного возраста и обратился с заявлением о предоставлении государственной услуги. Однако, вместо традиционного обращения в деловом стиле, гражданин начал употреблять слова «сынок», «молодой человек», «ты», «помоги, пожалуйста» и т. п. Как в этой ситуации следует поступить специалисту? Нужно ли поправлять данного гражданина? 9) Начальник отдела заходит в кабинет и видит, как один из посетителей громко ругается на одного из лучших специалистов. Что следует предпринять начальнику отдела в данной ситуации?

Имидж делового человека

  • Создание благоприятного первого впечатления — фундамент для дальнейшего формирования позитивного имиджа человека.
  • Представьте ситуацию, что на конференции в вашем институте вы неожиданно встретились с руководителем органа государственной власти, в котором хотели бы в дальнейшем работать. После краткого обмена мнениями по тематике официального мероприятия потенциальный работодатель задал вам вопрос о вас и ваших планах на будущее. У вас есть полминуты, чтобы сделать короткую самопрезентацию, которая может заинтересовать руководителя.

Имидж делового человека

  • Ознакомьтесь с практическими ситуациями и определите, какие правила использования визитной карточки были нарушены. Аргументируйте свой ответ.
  • 1. Перед началом переговоров представитель принимающей стороны попросил своих иногородних коллег вручить ему визитную карточку организации, которую они представляют. Гости не смогли исполнить просьбу. В ответ хозяин офиса снисходительно передал им свою визитную карточку. Не сумев перевести текст с английского языка на русский, гости еще раз уточнили имя, фамилию и должность хозяина офиса.
  • 2. При приветствии два руководителя компаний обменялись крепкими рукопожатиями, одновременно вручая друг другу визитные карточки. Молча убрав карточки в нагрудные карманы пиджаков, руководители перешли к переговорам.

Рассмотрите представленные ниже изображения. Какие несоответствия дресс-коду делового человека можно назвать в каждом конкретном случае? Каким образом их можно исправить? Аргументируйте свой ответ.

Имидж делового человека

  • 2. Руководитель, приветствуя нового сотрудника, вручил ему визитную карточку, на которой красовался большой разноцветный логотип организации. Перевернув визитку, подчиненный громко вслух прочел имя и отчество руководителя. Сотрудник поблагодарил руководителя и извинился перед ним, уточнив, что свои визитные карточки забыл дома.
  • 3. В ходе переговоров у одного из участников возникла необходимость обсудить по телефону другие важные деловые вопросы. Достав из кармана только что полученную от коллег визитную карточку, переговорщик записал на ней под диктовку несколько номеров телефонов и убрал ее в карман. Извинившись перед коллегами за вынужденную паузу, переговорщик предложил продолжить обсуждение.