Файл: Деловые коммуникации Содержание и структура коммуникативного процесса.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 454
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Содержание и структура коммуникативного процесса
Ознакомьтесь с определениями понятия «информация» и ответьте на вопросы:
Определите, кем в приведенных случаях (адресатом или адресантом) являются участники коммуникации.
1) Президент России в новогоднем видеообращении поздравил жителей страны с наступающими праздниками.
2) Специалист получил устное замечание от начальника за снижение показателей в работе.
4) Госслужащий по телефону проконсультировал гражданина о порядке подачи заявления.
6) На имя директора поступила письменная жалоба от клиента на одного из сотрудников организации.
7) Предвыборные дебаты между двумя известными политиками не выявили явного победителя.
Задание 3. Этапы коммуникативного акта
Задание 4. Модели коммуникации
6) В ходе прямого эфира на телеканале один из участников программы ответил на вопрос зрителя.
8) Водитель увидел на трассе знак ограничения скорости.
9) Двое студентов обсудили план подготовки проекта к семинарскому занятию.
10) Телефонный автоответчик: «Я занят, позвоните попозже».
2 Вербальные средства коммуникации.
Задание 1. Правила русского языка
Задание 2. Использование слов и словосочетаний
Задание 4. Использование вопросов в общении
а) можете ли вы выполнить задание не сегодня, а завтра;
б) можете ли вы полностью или частично привлечь к выполнению своего коллегу по отделу.
а) понять содержание материала;
б) узнать, есть ли дополнительные источники по рассматриваемой теме.
а) выяснить, правильно ли он вас понял;
б) прояснить его позицию по вопросу.
Задание 5. Искусство задавать открытые вопросы
3 Невербальные средства коммуникации
Задание 1. Кинесические средства общения
Рассмотрите изображения и ответьте на вопросы.
Задание 2. Пространственная организация общения
Задание 4. Вербальные и невербальные сигналы неискренности
Тест «Что говорят вам мимика и жесты»?
11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника? а) да; б) нет; в) не знаю.
4 Коммуникативное поведение индивидов: трансактный анализ
Задание 2. Определение эго-состояний собеседников и характера трансакций
Задание 3. Эго-состояния собеседников: невербальные сигналы
— Не подскажите, как пройти до станции метро на улице Ленина?
6) Друг из вашей студенческой группы:
— Предъявите, пожалуйста, техпаспорт и документы на транспортное средство.
— Да сколько можно мне уже эту мелочь сдавать килограммами?! Где
— Привет! Что-то ты все не пишешь и не пишешь. Совсем про меня забыл…
Методика изучения ролевых позиций в межличностных отношениях по Э. Берну
11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.
21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.
Подсчитайте отдельно суммы баллов по параметрам теста:
Шкала «Д» № 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 – это баллы вашего внутреннего Дитя.
Шкала «В» № 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 – это баллы вашего внутреннего Взрослого.
Шкала «Р» №3,6,9,12,15,18,21 – это баллы вашего внутреннего Родителя.
Формулировка сообщений в деловом стиле
Правила этикета в практических ситуациях
- Проанализируйте представленные ситуации и ответьте на вопросы.
- 1) В начале рабочего дня по коридору навстречу специалисту отдела идет его непосредственный руководитель. Должен ли специалист первым вербально поздороваться с руководителем или ожидать приветствия со стороны старшего по должности? Следует ли специалисту первым протягивать руку начальнику для рукопожатия? 2) К специалисту отдела органа власти приходит посетитель и начинает излагать свою проблему «на языке жаргонизмов и просторечий». Следует ли специалисту использовать жаргонизмы и просторечия для установления лучшего понимания и контакта с посетителем? Какие стили общения может использовать государственный служащий при взаимодействии с гражданами?
- 3) Государственный служащий на протяжении часа разъясняет гражданину порядок действий последнего для получения государственной услуги. Наконец, гражданин заявляет, что он устал, и предлагает государственному служащему: «Давайте выйдем покурить на 5 минут». Что в данной ситуации следует ответить гражданину на его предложение?
- 4 Специалист отдела в органе власти общается с гражданином. Внезапно в кабинет входит начальник и со словами: «Еще раз мне сдашь такой отчет, останешься без премии», — кидает стопку документов на стол специалисту и выходит из кабинета. Какие правила этикета в данном случае нарушил начальник?
- 5) Молодая девушка, работающая специалистом в областном министерстве, опоздала на работу на 10 минут. Непосредственный руководитель отчитал ее за это перед всеми сотрудниками отдела. Охарактеризуйте поведение начальника с точки зрения правил этикета.
- 6) Специалист по кадрам представляет друг другу руководителя отдела и нового соискателя на должность специалиста в этом отделе. Кого из двух людей — руководителя ли соискателя — специалист по кадрам должен представить первым?
- 7) К опытному специалисту за помощью в профессиональном вопросе обратился новый сотрудник. Опытный специалист хорошо разбирается в вопросе, но у него нет ни минуты, чтобы отвлечься от заполнения отчета. Что в данном случае можно ответить новому сотруднику?
- 8) Руководитель органа власти попросил подчиненного зайти к нему в кабинет в 14:00. Специалист подошел к кабинету начальника в 13:55. Специалисту следует: а) зайти в кабинет; б) дождаться 14:00 и зайти в кабинет; в) дождаться приглашения руководителя и зайти в кабинет.
- 8) В кабинет к молодому специалисту органа государственной власти вошел гражданин пенсионного возраста и обратился с заявлением о предоставлении государственной услуги. Однако, вместо традиционного обращения в деловом стиле, гражданин начал употреблять слова «сынок», «молодой человек», «ты», «помоги, пожалуйста» и т. п. Как в этой ситуации следует поступить специалисту? Нужно ли поправлять данного гражданина? 9) Начальник отдела заходит в кабинет и видит, как один из посетителей громко ругается на одного из лучших специалистов. Что следует предпринять начальнику отдела в данной ситуации?
Имидж делового человека
- Создание благоприятного первого впечатления — фундамент для дальнейшего формирования позитивного имиджа человека.
- Представьте ситуацию, что на конференции в вашем институте вы неожиданно встретились с руководителем органа государственной власти, в котором хотели бы в дальнейшем работать. После краткого обмена мнениями по тематике официального мероприятия потенциальный работодатель задал вам вопрос о вас и ваших планах на будущее. У вас есть полминуты, чтобы сделать короткую самопрезентацию, которая может заинтересовать руководителя.
Имидж делового человека
- Ознакомьтесь с практическими ситуациями и определите, какие правила использования визитной карточки были нарушены. Аргументируйте свой ответ.
- 1. Перед началом переговоров представитель принимающей стороны попросил своих иногородних коллег вручить ему визитную карточку организации, которую они представляют. Гости не смогли исполнить просьбу. В ответ хозяин офиса снисходительно передал им свою визитную карточку. Не сумев перевести текст с английского языка на русский, гости еще раз уточнили имя, фамилию и должность хозяина офиса.
- 2. При приветствии два руководителя компаний обменялись крепкими рукопожатиями, одновременно вручая друг другу визитные карточки. Молча убрав карточки в нагрудные карманы пиджаков, руководители перешли к переговорам.
Рассмотрите представленные ниже изображения. Какие несоответствия дресс-коду делового человека можно назвать в каждом конкретном случае? Каким образом их можно исправить? Аргументируйте свой ответ.
Имидж делового человека
- 2. Руководитель, приветствуя нового сотрудника, вручил ему визитную карточку, на которой красовался большой разноцветный логотип организации. Перевернув визитку, подчиненный громко вслух прочел имя и отчество руководителя. Сотрудник поблагодарил руководителя и извинился перед ним, уточнив, что свои визитные карточки забыл дома.
- 3. В ходе переговоров у одного из участников возникла необходимость обсудить по телефону другие важные деловые вопросы. Достав из кармана только что полученную от коллег визитную карточку, переговорщик записал на ней под диктовку несколько номеров телефонов и убрал ее в карман. Извинившись перед коллегами за вынужденную паузу, переговорщик предложил продолжить обсуждение.