Файл: Кафедра теории и методики тхэквондо и спортивно боевых единоборств.doc
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. до 12-14 лет ребенок осваивает около 90% всего объема двигательных навыков, которые он приобретает в жизни;
2. к 13-14 годам входит в завершающую вазу формирования системы управления движениями.
Степень воздействия физических упражнений на организм в значительной степени предопределяется уровнем биологического созревания подростка. По данным Сальникова В. А. (1999г.), совершенно очевидно, что чем выше уровень половой зрелости в этом возрасте, тем при прочих равных условиях, будет выше и физическая работоспособность детей.
Биологические перестройки организма, связанные с периодом полового созревания, требуют от педагога значительного внимания при планировании физической нагрузки в этом возрасте. Неустойчивая психика подростка делает необходимым так строить процесс обучения, чтобы постоянно поддерживать его интерес. К тому же, в подростковом возрасте улучшается запаздывающее торможение, подросток становится менее восприимчивым к воздействию факторов внешней среды. В этом возрасте усиливается концентрация нервных процессов возбуждения и торможения, становится более выраженной контролирующая функция коры больших полушарий. К 11-12 годам замена непосредственного раздражителя словесным, дает положительную реакцию, но этого не наблюдается в тех случаях, когда слово у ребенка не связано с реальным действием (Фомин Н.А., 1973г.).
Известно, что у детей и подростков зона интенсивного психомоторного развития наблюдается в разные возрастные сроки, т.е. каждый детский возраст имеет свои особенности, свой уровень интенсивности. Последнее является существенной предпосылкой для более эффективного развития тех или иных двигательных качеств.
Многочисленные данные последнего периода в значительной степени расширили эти представления и конкретизировали наличие критических и сенситивных периодов развития, что позволило сформулировать ряд основополагающих закономерностей, которые нашли широкое признание в теории и практике воспитания и спортивной тренировке.
В то же время большинство работ показывают более жесткие связи сенситивных и критических периодов в развитии тех или иных двигательных способностей с возрастом (в пределах одного года). Возрастной критерий не позволяет учесть многих закономерностей физического развития. Чаще учитывается хронологический (паспортный) возраст и практический не принимается во внимания темпы биологического созревания, особенно важно иметь в виду, что расхождение паспортного и биологического возраста бывает в наибольшей степени выражено в пубертатном периоде развития, когда разница в скорости возрастного развития сверстников может достигнуть 4 и более лет. (Властовский В. Г.,1967 г., Сальников В. А., 1999г.).
Следует отметить, что в возрастном диапазоне имеется сложная структура развития, в которой моменты повышения одной функции совмещаются с моментами стабилизации или даже понижением других. Адаптивные возможности развивающегося организма обусловлены взаимодействием сложного комплекса функциональных систем с постоянно изменяющимися условиями внешней и внутренней среды, что приводит к гетерохромному развитию этих систем в зависимости от их приспособительного значения на определенном этапе онтогенеза.
В подростковом возрасте содержание средств воспитания физических качеств существенно изменяется. Увеличиваются упражнения, которые обеспечивают воспитание специфических для определенной спортивной специализации качеств. Однако основные методические направления в воспитании физических качеств сохраняются во всех возрастных группах.
Как отмечает Фомин Н. А. (1973 г.), основываясь на экспериментальных данных о наиболее благоприятном сочетании и последовательности применения упражнений для воспитания физических качеств, в начале основной части урока необходимо предусмотреть упражнения для воспитания быстроты. В зависимости от конкретных задач урока силовые упражнения в отдельных случаях могут выполняться раньше скоростных. Физиологическими предпосылками подобной последовательности упражнений являются особенности нейродинамики и состояния периферического аппарата движения.
Сенсетивные периоды развития различных проявлений качества быстроты приходятся на 11-14 лет (максимальный уровень достигается к 15-летнему возрасту). Этот же примерно период является сенсетивным для развития скоростно-силовых возможностей (Солодков А. С., Солодуб Е. Б., 2001г.).
В частности выявлено, что сенситивные периоды в развитии скоростных, скоростно-силовых и силовых способностей не всегда совпадают у подростков одного хронологического возраста, но различающихся по типу телосложения. Определенные индивидуально-типологические особенности детей и подростков могут быть факторами, сопутствующими большей предрасположенностью проявлению и развитию тех или иных двигательных способностей (Сальников В.А., 1999г.).
В целом рассмотренный материал дает основание говорить о существенном влиянии индивидуальных особенностей подростков на динамику возрастного развития тех или иных двигательных способностей и морфологических признаков, не смотря на возраст, вид спортивной деятельности, характер учебно-тренировочного процесса и уровень подготовленности.
Проблема развития быстроты тоже ни была не замечена, и приведенный ниже материал доказывает это. По данным Верхошанского Ю. В. (1988г.), быстрота во всех специфических формах ее проявления проявляется двумя факторами: оперативностью организации и регуляции нейромоторного механизма, оперативностью мобилизации двигательного состава действия. Первый характеризуется ярко выраженной индивидуальностью, обусловленной генотипом, и совершенствуется в очень незначительной степени. Второй поддается тренировке и представляет основной резерв в развитии быстроты. Отсюда развитие быстроты конкретного двигательного действия обеспечивается главным образом за счет приспособления моторного аппарата к условиям решения двигательной задачи и овладения рациональной мышечной координацией, способствующей полноценному использованию индивидуальных свойств ЦНС, присущих данному человеку.
1.3 АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ
Количество мышечных волокон, толщина, состояние кровеносных сосудов в них и т.д. - несомненно, в известной мере обуславливают возможность проявить скорость.
Мышечные волокна функционально объединены в двигательные единицы (ДЕ). ДЕ состоят из одного мотонейрона и группы иннервируемых им мышечных волокон. Состав различных мышц человека различается по количеству ДЕ - один мотонейрон может инвертировать от нескольких мышечных волокон до 500-2000. Количество волокон ДЕ в одной и той же мышце также не одинаково. Каждое мышечное состоит из миофибрил.
Мышцы, выполняющие «тонкую» и точную мышечную работу, например, мышцы глаз, пальцев рук и т.п., обладают большим количеством ДЕ (1500-3000), но состоят из малого количества миофибрил (8-50). В противоположность им мышцы рук, ног или спины, выполняющие относительно более «грубые» и менее точные движения, но требующие большой силы, имеют гораздо больше ДЕ, состоящие из большого числа мышечных волокон: от 600 до 2000 (Карасев А. В., 1994 г., Смирнов В. М., Дубровский В. И., 2002г.).
ДЕ состоят из двух основных типов мышечных волокон: 1) быстрые и сильные, но быстро утомляемые, FT-волокна (Fast - быстрый, Twitch - сокращение);) выносливые, но менее сильные и быстрые ST-волокна (Slow - медленный).
Быстрые мышечные волокна имеют повышенное содержание гликогена, высокую активность анаэробных гликолитических ферментов, обеспечивающих использование внутримышечных энергетических субстратов, а поэтому они менее приспособлены для длительной работы, обеспечиваемой преимущественно аэробным (окислительным) способом энергопродукции. Не обладая большой выносливостью, эти волокна наиболее приспособлены для быстрых и сильных, но относительно кратковременных мышечных сокращений, обеспечивая выполнение кратковременной физической работы высокой мощности продолжительностью не более 4-х минут. По международной номенклатуре быстрые мышечные волокна, ещё обозначаются как FG-тип (быстрые, Glicolysis - гликолитические).
Медленные мышечные волокна более приспособлены для обеспечения длительных, но менее мощных по силе мышечных разветвленную капиллярную сеть, что позволяет им получать большое количество кислорода из крови. Эти волокна отличаются повышенным содержанием миоглобина и наличием большого количества митохондрий, внутриклеточных структур, в которых протекают процессы окисления характеризующиеся высокой активностью окислительных ферментов и имеют более высокое содержание жиров в виде триглициридов - субстратов окисления. По международной номенклатуре медленные волокна обозначаются как SO-тип (медленные, oxidative - окислительные).
Вместе с тем, среди быстрых волокон выделяют подтип быстрых окислительно-гликолитических, по международной терминологии FOG-тип. Эти волокна приспособлены к достаточно интенсивной окислительной (аэробной) работе с одновременным мощным гликометрическим энергообразованием, однако их окислительные возможности ниже, чем у медленных окислительных волокон. С функциональной точки зрения они рассматриваются как промежуточный тип между двумя основными FG и SO-типами мышечных волокон (Захаров Е.Н., Сафонов А. А., 1994 г., ).
Комплектующий состав мышц определён генетически: в течение жизни общее количество и соотношение имеющихся в мышцах типов волокон не изменяется. Под воздействием тренировки может измениться толщина волокон всех типов, а значит, способность мышц к выполнению физической работы различной физиологической направленности.
Важнейшим физиологическим фактором, обуславливающим скорость движений, является подвижность первых процессов. При высокой степени подвижности первичных процессов в корковых и других центрах возбуждение и торможение могут быстро чередоваться друг с другом. Тем самым создаётся возможность для быстрой смены сокращения и расслабления мышц.
Вместе с тем необходимо знать, что при выполнении серии движений с максимальной частотой, движущейся конечности (части тела) вначале сообщается кинематическая энергия, которая затем гасится с помощью мышц- антагонистов, и этому же сегменту передаётся обратное ускорение. С ростом частоты движений активность мышц может стать настолько кратковременной, что мышцы в какой-то момент времени уже не смогут за короткие промежутки времени полностью сокращаться и расслабляться. Режим их работы при этом будет приближаться к изометрическому. Поэтому в ходе тренировок по развитию скоростных способностей, необходимо работать не только над быстротой сокращения работающих мышц, но и над быстротой их расслабления. Под влиянием скоростных упражнений необходимо изменение функционального состояния нервно-мышечного аппарата. Об этом свидетельствуют изменения хроноксии различных мышц у лиц, занимающихся скоростными упражнениями (Фомин Н.А., 1973г., Захаров Е.Н., Сафонов А.А.,1994г.).
Скоростные способности относятся к работе максимальной мощности, непрерывная предельная продолжительность которой даже у высококвалифицированных спортсменов не превышает 20-25 секунд. Естественно, что у менее тренированных, эти возможности гораздо меньше.