Файл: Кафедра теории и методики тхэквондо и спортивно боевых единоборств.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Здесь, на ряду, с выработкой двигательного навыка, схожего с ударным движением, развиваются и физические качества.

Средства специальной подготовки, направленные на воспитание скоростных качеств и определенных мышечных групп, которые необходимы для избранной спортивной деятельности, а также направленных на совершенствование техники. По своей структуре и характеру выполнение этих упражнений аналогично боевым движениям и способствуют совершенствованию специальных движений. Сюда относятся простые и сложные имитационные упражнения: подготовительные упражнения; для совершенствования передвижений, ударов, защит и контрударов, атак и контратак, боев с тенью; сюда же относятся и все упражнения на боксерских снарядах: боксерском мешке, груше, стенке, лапах и т.д.;

боевые упражнения с партнером, условный и вольный бой, соревнования - являются основными упражнениями совершенствования физических качеств.

В целом вся группа специальных упражнений имеет по своему характеру преимущественную направленность на совершенствование отдельных законченных ударных и защитных движений.
1.4.3 МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ

Как считает Фомин Н.А.,(1975г.), методы воспитания скоростных качеств являются биологически обоснованными в том случае, если они стимулируют физиологические и биохимические процессы, обеспечивающие проявление этого качества. При воспитании качества быстроты необходимо учитывать особенности формирования навыков, характерных для определенных видов спорта. Существует множество различных методов и методических приемов для воспитания этого качества, но мы в нашей работе обозначим лишь основные, применимые к нашему виду единоборства.

Наиболее приемлемы и эффективны методы скоростной избирательной подготовки для спортсмена - подростка:

Комплексный метод, объединяющий два метода, основанного на эффекте силового воздействия, когда после упражнений с отягощениями или тяжелых снарядов применяются те же упражнения, но уже в облегченных условиях с отягощением, облегчающие выполнение упражнений в более быстром темпе и с большей быстротой;

Метод сопряженных воздействий это метод когда в занятиях применяются специальныеупражнения с использованием отягощений, что одновременно совершенствует и технику, и быстроту движений (В.М. Дьячков,1981г.).


По данным авторов Зациорского В.М., (1970г.), Холодова Ж.К., Кузнецова В. С.,(2000г.), методы строго регламентированного упражнения,включает в себя:

а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость выполнения движения. Этот метод заключается в максимально быстром повторном выполнении тренируемых движений, по сигналу. Продолжительность таких упражнений не должна превышать 4-5 сек. Рекомендуется выполнять 3-6 повторений тренируемых упражнений в 2-3 сериях.

б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе, в специально созданных условиях.

При использовании метода вариативного упражнения, чередуют движения с высокой интенсивностью (в течении 4-5 сек.) и движения с меньшей интенсивностью - вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяется несколько раз подряд.

Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия (Вайцеховский С.М.,(1971г.), Холодова Ж.К., Кузнецова В.С.,(2000г.).

Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без лишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера» (Филимонов В.И.,(2000г.), Холодова Ж.К., Кузнецова В.С.,(2000г.).

Метод круговой тренировки основан на соблюдении ряда организационно-методических положений. Проводится разминка, которая должна иметь скоростную направленность. После, организуются группы, в которых четное количество человек. Каждая из подгрупп по заданию занимает определенную «станцию». Каждая станция предназначена для совершенствования конкретного скоростного качества.

По данным Дегтярева И.П.,(1979г.), обычно на 1-й «станции» совершенствуется скорость одиночных ударов, на 2-й - быстроту защитных реакций, на 3-й-скорость передвижений и на 4-й-быстроту серийных ударов, выполняемых с максимально возможной частотой.

Для сохранения стереотипности временных интервалов

, характерных для соревновательного боя, время выполнения упражнений на «станциях» должно составлять один раунд.

По команде тренера спортсмены начинают одновременно выполнять задания на «станциях» в течении 3 мин. После 30-секундного перерыва, необходимого спортсменам для перехода к следующей «станции», а также для частичного восстановления работоспособности, каждая подгруппа начинает выполнять очередное задание на следующей «станции». Пройдя полный круг и выполнив таким образом все задания, спортсмены отдыхают в течении 3 минут. В это время занимающиеся должны с помощью упражнений максимально расслабить те группы мышц, на которые падала нагрузка. После отдыха подгруппы повторно проводят тренировку круговым методом. Таким образом, общее время тренировки составляет около 27 мин.

Как считает Дегтярев И.П.,(1979г.), время круговой тренировки, тренер должен постоянно контролировать правильность выполнения задания на каждой «станции», обращая основное внимание на выполнение спортсменами задания с высокой скоростью и правильную технику упражнения.

Многократное повторение специальных и боевых упражнений изо дня в день с постоянной структурой, ритмом, темпом, быстротой и силовыми усилиями приводит неизбежно к выработке сложного динамического стереотипа, прочному усвоению основных ударных, защитных действий (Клевенко В.М.,(1968г.).

Специфические закономерности развития скоростных способностей обязывают особенно тщательно сочетать указанные выше методы в целесообразных соотношениях. Дело в том, что относительно стандартное повторение движений с максимальной скоростью способствует стабилизации скорости на достигнутом уровне, возникновению «скоростного барьера». Поэтому, в методике воспитания быстроты центральное место занимает проблема оптимального сочетания методов, включающих относительно стандартные и варьированные формы упражнений.
1.5 ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ В ЕДИНОБОРСТВАХ
О быстроте единоборцев мы знаем, пожалуй, несколько больше, чем о другом показателе мастерства. Это естественно, ведь единоборства немыслимы без мгновенной реакции, молниеносной атаки, стремительной защиты.

При исследовании боксеров были установлены три формы проявления этого качества (Дегтярев И.П.,1970г.). При этом, выявлены 4 ортогональных фактора определяющих проявление скоростных качеств единоборца:

  • латентное время реакции;

  • время выполнения одиночного удара;

  • максимальный темп выполнения серии ударов;

  • скорость передвижений;


Быстрота движений в чистом виде практически не проявляется. Ее внешнее проявление всегда подкрепляется не только скоростными, но и другими способностями (силовыми, координационными, выносливостью и др.).

В единоборствах сложная реакция является наиболее специфичной, так как спортсмену приходится постоянно ожидать появления самых неожиданных сигналов (ударов, защит, маневров, финтов - ложных движений и т.д.) и постоянно быть готовым отвечать любым ответным (или встречным, опережающим) приемом. Для этого надо, оценив обстановку, сделать соответствующий выбор действий (желательно наилучших) и эффективно их провести. При тренировке быстроты реагирования (реакции на движущийся объект), тренировка должна быть направлена на способность увидеть перемещающийся объект и моторную фазу реакции. Необходимо зафиксировать взглядом объект до начала движения, тогда время реализации существенно уменьшается. Тренировочные требования должны постоянно усложняться:

  • постепенное увеличение скорости перемещения;

  • внезапность появления объекта;

  • сокращение дистанции реагирования.

Можно разгадать замысел противника, определить, чем он будет атаковать и в какую цель, но, чтобы не быть застигнутым врасплох, надо еще выбрать и соответствующий ответ. Время реакции лежит в основе тактического мастерства, скорость выполнения специальных действий (ударов, защитных действий и т.д.) обуславливает выбор тактической формы ведения боя спортсменом, способность к высокоинтенсивному нанесению ударов проявляется в поддержании высокой плотности боевых действий в поединке, что рассматривается как одно из главных условий успешной деятельности на ринге.

В современном спорте высших достижений непременным условием эффективности технико-тактических действий является развитая способность к антиципации, т.е. к предвидению действий противников, высокий уровень развития которой дает возможность спортсмену не только эффективно контратаковать свои действия, но и прогнозировать действия соперника и своевременно их разгадывать в ходе поединка (Сурков Е.Н., 1982г., Филимонов В. И., 2000г.).

Скорость - самый важный фактор для нанесения сильного удара. С точки зрения механики, сила (F) равна произведению ударной массы (М) и ускорения(А).
F=М*А (1)
В тхэквондо ноги служат и для передвижений, и для нанесения ударов, в связи с чем,
техника перемещений построена так, чтобы спортсмен имел возможность наносить удары в движении из любого положения в произвольном направлении. Это даёт необыкновенные качества при ведении поединка, когда окончание одного действия одновременно является началом следующего, чем и обусловлена уникальность в тхэквондо скоростных атак и контратак с большим количеством действий за короткий промежуток времени.