Файл: 1. Понятие и сущность коррупции Цель рассмотреть основные концептуальные подходы к сущности коррупции, определить основания типологии коррупционных отношений и последствия коррупционных трансакций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ О РАБОТЕ





Версия шаблона

1.1

Вид учебного занятия

Штудирование

Название дисциплины

Противодействие коррупции

Тема

Понятие и сущность коррупции. Структура и содержание антикоррупционной политики. Правовые основы противодействия коррупции. Проведение оценки коррупционных рисков. Представление и проверка сведений о доходах на государственной гражданской службе.


Фамилия

Яблунин

Имя

Данил

Отчество

Владимирович

ID (номер контракта)

023638030222090006



Конспект



Тема 1. Понятие и сущность коррупции

Цель – рассмотреть основные концептуальные подходы к сущности коррупции, определить основания типологии коррупционных отношений и последствия коррупционных трансакций.
Как показывает мировой опыт, успешное социально-экономическое развитие общества во многом зависит от качества государственного управления, от разграничения полномочий между уровнями власти, от эффективности исполнитель­ной власти, характера взаимодействия органов центральной власти с органами местного самоуправления. В свою очередь эффективность управления во многом зависит от таких понятий, как «стабильность», «прозрачность административных процессов», «способность противодействовать коррупции», «качество предоставления услуг населению», «приоритет закона при приня­тии административных решений». Коррупция в современном мире рассматривается как определенно негативное явление в сфере политики и государственного управления, как деструктивный фактор общественной жизни, во многом определяющий состояние национальной безопасности любого государства, как препятст­вие развитию реальной демократии и росту благосостояния населения. Коррупция имеет множественные основания для своего возникновения и широкого распространения в политической, экономической, культурно-духовной, социально-структурной организации общества. Но все ее про­явления в большей степени ощутимы в реальной социальной жизни, ска­зываются на ее уровне, степени защищенности граждан, обеспеченности их прав и свобод. Разрушительное действие коррупции можно смело поставить в центр всех нынешних социальных коллизий. Социально деструктивные последствия коррупции проявляются во всех без исключения сферах общественной жизни. Коррумпированное государство не может быть ни демократическим, ни правовым, ни эконо­мически развитым, ни социальным.


Разработка антикоррупционной политики неразрывно связано с осознанием самого явления, которому необходимо противостоять, в противном случае можно годами тратить силы и не достичь в итоге нужного результата. 

Понятие «коррупция» сегодня одно из наиболее часто употребляе­мых в отечественной научной и публицистической литературе. Коррупцию (от лат. corruptio - порча, подкуп) чаще всего рассматривают с юридических позиций, то есть как преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения. 

Различные науки об обществе изучают коррупцию в различных аспектах. Так, если юридические науки воспринимаю её, преимущественно, в контексте понятий  «законное – незаконное», то политология исследует коррупцию преимущественно в контексте вопроса о власти. Коррупция рассматривается в качестве способа осуществления власти или в качестве способа борьбы за неё. Социология рассматривает коррупцию в контексте вопросов о строении социального пространства и воспринимает ее в качестве части совокупного социального организма общества. Исследования проблемы коррупции в настоящее время актуализировались и охватывают различные направления — инсти­туционально-правовое (достаточность законодательных и нормативных средств и методов противодействия коррупции), организационно-управленческий (функциональность в распределении властных полномо­чий и контроль за их использованием должностными лицами), аксиологическое и этико-культурное. Все это создало условия для развития методологической базы в исследованиях проблемы кор­рупции.

Одно из общеприменимых в мировой практике определение корруп­ции характеризует ее как отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды (Джери Д. Большой толковый социологический словарь). В зависимости от точки зрения на проблему коррупции само понятие этого явления может трактоваться в широком, как общий результат нега­тивных проявлений в сфере государственной власти и управления, и уз­ком, как одна из форм получения личной выгоды в сфере профессиональ­ной управленческой деятельности, смысле. Так, в общественном мнении и в высказываниях политических деятелей коррупция и взяточничество мо­гут отождествляться, либо, наоборот, рассматриваться как  однопорядковые

, но различные явления. Научный подход требует применения класси­фикации признаков коррупции и идентификации форм ее проявления в различных сферах жизнедеятельности.

Коррупция представляет собой совокупность устойчивых и достаточно универсальных (они приспособлены к существованию в различных сферах жизни общества) норм, принципов взаимоотношений людей. Природа коррупции состоит в том, что они внеинституциональны: они никогда не могут обрести форму социального института. Особенность коррупции состоит в том, что а) коррупционные отношения развиваются в сфере управления, в сфере функциональных отношений должностных лиц, б) коррупционные отношения дублируют или полностью замещают собой функциональные отношения должностных лиц, б) представляют собой альтернативу разрешённым законами действиям этих лиц. Системное явление, каковым является коррупция, невозможно «отменить» или «уничтожить» в одночасье. Преодоление коррупции – это длительный процесс. С другой стороны, выработать стратегию и тактику организации этого процесса невозможно не исследуя в режиме мониторинга сам объект, который сродни «социальной эпидемии», ход которой необходимо постоянно контролировать. 

Коррупция как политико-правовое и социальное явление представляет собой неформальное, отклоняющееся поведение управляющей элиты, проявляющееся в нелегитимном использовании ею социальных благ и властных полномочий. Опасность коррупции состоит в том, что она искажает общественные отношения, разрушает нормальный порядок вещей в обществе, в результате чего происходит «коррозия» институтов публичной власти.

В самом общем виде можно выделить несколько подходов к определению коррупции:

  1. Коррупция как отклонение от норм

  1. Коррупция и стратегия группового поведения

  1. Коррупция как реализация интересов

  1. Коррупция как системная неэффективность

Каждый из данных подходов имеет право на существование. Каждый освещает этот предмет с иной позиции и позволяет обогатить определение коррупции как социального явления.

Первый подход трактует коррупцию как некоторые отклонения от норм права, служебной этики или общечеловеческих моральных принципов. Тем самым коррупция – это совокупность проступков – от преступных до неэтичных – конкретных персон. Когда должностное лицо действует не только в своих интересах но и в интересах другой стороны (гражданина, представителя бизнеса, другого должностного лица). Эта сторона нуждается в определенных услугах должностного лица, которые оно и предоставляет, но не в рамках обычного выполнения своих обязанностей, а за некоторое вознаграждение, которое не предусмотрено нормами и скрывается участниками сделки от общества. Наиболее распространенные проявления коррупции, заключающиеся в получении взяток за «оказание услуг» «или снятие преград» называют обычно административной коррупцией.


В рамках такого подхода к коррупции разные ее проявления классифицируются по месту и характеру коррупционных действий. Полезно, в первую очередь, различать верхушечную и низовую коррупцию.

Верхушечная охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (нормы законов, госзаказы, приговоры судов высших инстанций, изменение форм собственности и т.п.) Важно отметить, что очень часто верхушечная коррупция порождается взаимодействием власти и бизнеса.

Низовая коррупция распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации, услуги в сфере здравоохранения, жилья, социального обеспечения и т.п.) Кроме того, коррупция часто классифицируется по «профессиональному» признаку: коррупция на таможне, коррупция при проведении конкурсов и аукционов, коррупция в образовании.

Низовая коррупция разделяется на две крупные категории. Первая – бытовая коррупция – связана с повседневной жизнью граждан и их семей. Она порождается необходимостью удовлетворять заботы частной жизни – здоровье, образование, отдых, жилье, индивидуальная защита. Вторая категория – деловая коррупция – связана с хозяйственной (в широком смысле) деятельностью физических и юридических лиц. Она порождается потребностями создания и развития фирм, необходимостью улаживать их взаимоотношения с государством и друг с другом.

Второй подход рассматривает коррупцию как набор универсальных стратегий поведения больших социальных групп. Например, «покупка» посредством взяток государственных услуг есть универсальная стратегия компенсации дефицита услуг и низкого качества услуг, которые должны предоставляться государством.  В рамках такой трактовки коррупции выделяют две стратегии. Первая из них обычно называется «захват государства» (statecapture). Этим термином обозначают корпоративные и индивидуальные стратегии поведения бизнеса, направленные на установления теневого контроля за принятием властных решений, имея в виду и разные ветви власти, и разные уровни власти.

Вторая стратегия может быть названа «захват бизнеса» (businesscapture). Под этим можно понимать совокупность стратегий и тактик власти, с помощью которых власть в лице своих представителей или, даже, организаций, стремится обеспечить теневой контроль над бизнесом с целью коллективного и (или) индивидуального извлечения административной ренты.


Это действительно две универсальные стратегии, поскольку в тех или иных размерах и формах они наличествуют всегда. Обе они являются проявлением общей стратегии борьбы за обладание ресурсом, которого нет (или не хватает) у одной стороны, но есть (имеется в избытке) у другой. Вместе с тем, захват власти и захват бизнеса рассматриваются как разновидности коррупции, если эти стратегии реализуются посредством противозаконных или теневых средств. Наконец, универсальность этих стратегий проявляется в том, что они реализуются соответствующими социальными группами всегда, во всех странах, но в разных формах и в разной степени. 

Третий подход акцентирует внимание на рассмотрении коррупции как реализации интереса. Коррупция существует и опасна постольку, поскольку она привлекательна и выгодна многим людям. Но одновременно (и в этом также нет сомнения) она осуждается обществом. Ключевой вопрос: какая из этих тенденций весомее. От ответа на него также может зависеть стратегия и сама судьба антикоррупционной политики.  С коррупцией связано важное понятие «конфликт интересов», которое в немалой степени является для нее квалифицирующим признаком. Под этим понимается ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между  личной заинтересованностью служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. Можно сказать наверняка: попадание чиновника в обстоятельства, порождающие конфликт интересов – непременное условие коррупции (конечно, не всякий конфликт интересов приводит к коррупции). Интересы – одна из действующих сил коррупции. Коррупция как использование должности и получение ренты от должности в личных интересах в самом широком плане представляет собой форму незаконно­го «социального налога», взимаемая коррумпированным аппаратом с общества, что является и источником социальных противоречий в обществе, и осно­вой формирования квазигражданских отношений в сфере государственно­го и муниципального управления, и прямой социальной угрозой деформации целей государ­ства по регулированию процессов общественного развития. Очень точно высказался по этому поводу А.И. Кирпичников: «Коррупция – это корро­зия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества».