Файл: 1. Понятие и сущность коррупции Цель рассмотреть основные концептуальные подходы к сущности коррупции, определить основания типологии коррупционных отношений и последствия коррупционных трансакций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 227

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Четвертый подход основан на принципиальном разделении коррупции как некоего системного общественного явления и частных видов коррупции (низовой и верхушечной, западной и восточной, захвата власти и захвата бизнеса). В этом случае коррупция трактуется как общий дефект системы (государства, общества, правовой системы, экономики). Тогда коррупцию можно рассматривать как «силу трения», которую приходится преодолевать обществу при решении поставленных им задач, как «энтропию» общественной системы (меру внутренней неупорядоченности, меру неопределенности, если следовать традиционным определениям), или, более узко, - как энтропию системы управления. Неудивительно, что многие межстрановые исследования показывают: уровень коррупции (в общем смысле) в разных странах очень высоко коррелирует с показателями эффективности функционирования экономики, социальной сферы и политической системы в этих странах. Коррупцию в общем смысле можно рассматривать как меру социальной неэффективности. Более того, частные проявления коррупции являются индикаторами такой неэффективности в конкретных сферах регулирования или, иначе говоря, в конкретных зонах взаимоотношений, точках соприкосновения между властью и обществом. Именно поэтому справедлив тезис о том, что коррупцию невозможно ограничить одними репрессивными методами, что для решения такой задачи необходимы комплексные меры институционального характера в диапазоне от принципов и процедур политического представительства до процедур оказания государством каждодневных услуг гражданам. Коррупция как социальная угроза проявляется в качестве деструктивного фактора в системе социальных от­ношений в обществе, ее широкое распространение способствует закрепле­нию системыпсевдосоциальных связей и взаимодействий. Так, например, нарушаются исходные принципы социального обмена в сфере взаимодей­ствий власти и предпринимательства, вместо них в обществе и государстве укореняются различные формы сращивания власти и теневого капитала, власти и криминальных структур. И все больше такие псевдосоциальные связи проявляются на уровне формирования самих властных структур, что, несомненно, деформирует цели социальной политики государства.

В самом общем виде коррупция — это социаль­ное явление, несущее в себе угрозу обществу и государству, связанное с незаконным использованием властных полномочий или должностных возможностей (прав, компетенций) в корыстных целях. Оно проявля­ется в нескольких основных типах:


  • собственно в качестве социальных отклонений от общепринятых этических и правовых норм должностного поведения публичного лица в целях получения им незаконных социальных и экономических благ или преимуществ (это можно считать социально-институциональной особен­ностью и основой коррупции);

  • прямое, осознанное, целенаправленное нарушение закона публичным лицом с использованием своего должностного статуса для незаконного приобретения личных материальных и нематериальных выгод, а также действия, или бездействия выполняющего властные полномочия лица в пользу других заинтересованных лиц, готовых предоставить ему опреде­ленные выгоды и преимущества;

  • квазиинституциональный порядок отношений власти, основанный на подкупе и продажности публичных лиц, который начинает замещать институциональные нормы, установленные Законом.

С социально-правовой точки зрения коррупция должна иметь дос­таточно широкую социальную базу для своего существования, сохранения в обществе и расширения сферы влияния. Коррупционные действия как акты социальной девиации нарушают различные институциональные нор­мы государственно-правовых, гражданско-правовых, морально-этических отношений.

В Федеральном законе «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Важной является рассмотрение коррупции с позиций государственного управления. По мнению В. Римского, такой подход практически не используется ни в практике принятия решений Правительством РФ, ни при вынесении приговоров судов в России. К коррупции в таком понимании чаще всего относится нарушение или разрушение нормального, нормативного, описанного в Конституции РФ, законах и других нормативных документах, государственного или муниципального управления, нередко приводящее к системной неэффективности управления в результате того, что личные или корпоративные интересы начинают доминировать над государственными и общественными

.

В настоящее время в России отсутствует единое общепринятое понятие коррупции. В отечественной юридической науке отмечается многообразие подходов к его определению. Происходит постоянное изменение границ понятия «коррупция» под влиянием международного политико-правового опыта, в рамках которого проявляется крайняя озабоченность распространением коррупции в мире.

Современное и актуальное определение коррупции дает Т. Хабриева. Она отмечает, что в законодательстве большей части стран мира можно отметить тенденцию к расширению понятия коррупции. Оно выходит за пределы взяточничества и охватывает такие коррупционные проявления, как непотизм, патронаж, многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств. По ее мнению, коррупция представляет собой использование должностным лицом своего служебного положения в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц, либо предоставление такой выгоды должностному лицу или указанным им третьим лицам, сопровождаемые нарушением законности, в том числе посредничество при совершении указанных деяний.

Коррупционные связи возникают как реакция на неэффективность государственных институтов, их фрагментацию и персонализацию. Эти связи подпитываются тем обстоятельством, что огромный объём обменов (политических, информационных, ресурсных и других) основываются на неформальных, межличностных договоренностях. Поскольку формы коррупционных отношений очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции. В  зависимости от сферы деятельности различают следующие виды: 

  • Коррупция в сфере государственного управления. 

  • Политическую коррупцию 

  • Коррупцию в частном секторе. 

Коррупцию в сфере государственного управления связывают с процессом принятия управленческих решений и возможностью распоряжаться государственными ресурсами в органах власти и  конкретными служащими не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных интересов. Политическая коррупция рассматривается в широком смысле как негативное социально-политическое девиантное (отклоняющееся) поведение в сфере политической (властной) жизни общества, касается создания определенных норм и определенной политики (а не осуществления таковых). Коррупция в частном секторе, как правило, связана с решением вопросов хозяйствующих субъектов, с хозяйственной (в широком смысле) деятельностью физических и юридических лиц. Она порождается потребностями создания и развития фирм, необходимостью улаживать их взаимоотношения с государством и друг с другом. 


В зависимости от основных функций, реализуемых органами власти, в которых коррупция активно существует  и проявляется, выделяют:

  • коррупцию в исполнительных (правительственных и муниципальных) органах власти (административную коррупцию);

  • коррупцию в законодательных (представительных) органах государственной власти (парламентскую коррупцию);

  • коррупцию в судебных органах (судебную и/или судейскую коррупцию).

По национальному составу участников коррупционных правоотношений отечественные специалисты выделяют:

  • транснациональную коррупцию, то есть связанную с участием в коррупционных отношениях иностранного элемента (физических и/или юридических лиц);

  • международную коррупцию, то есть коррупционную деятельность физических или юридических лиц, в первую очередь транснациональных корпораций, направленную на монополизацию отношений в той или иной сфере жизнедеятельности в рамках мирового сообщества, континента или региона;

  • внутригосударственную или национальную коррупцию, то есть коррупцию, получившую постоянную или временную «прописку» либо распространение на территории отдельных государств или в конкретных национальных обществах.

Некоторые отечественные исследователи по глубине поражения правосознания властвующей политической элиты и форме проявления коррупции в современном российском обществе разделяют ее условно на:

  • «светлую», то есть коррупционное поведение должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, не сопряженное с нарушением обязанностей по службе, которое зачастую проявляется в виде взятки-благодарности за оказанную услугу, иногда именуемую специалистами иным термином - «коррупция по правилам»; 

  • «серую», то есть коррупционное поведение должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, сопряженное с совершением правонарушений по службе;

  • «черную», то есть коррупционное поведение должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, сопряженное с совершением должностных (служебных) преступлений или связанное с соучастием в организованной преступной деятельности, иногда именуемая криминальной коррупцией.

В зависимости от степени активности поведения субъектов коррупционного правонарушения или преступления выделяют: активную и пассивную коррупцию. Формирование полного (исчерпывающего) перечня форм и видов проявления (существования) и распространения коррупционного поведения в обществе – очень сложная задача, так как лицо коррупции постоянно меняется – появляется новые виды и формы проявления. 


Эволюции коррупционных отношений характеризуется тенденцией постепенного увеличения форм и видов коррупционных отношений, переходом от эпизодической и низовой коррупции к систематической верхушечной и международной. 

Современная наука, отмечая множественность причин коррупции, разделяет их на три группы. 

Первый блок причин - институциональные, связаны с неэффективностью административной системы,  властных институтов, гипертрофированности системы взаимодействия «общество-власть», непрозрачностью системы законотворчества и сильной закрытостью.

Во второй блок причин – социально-культурных – входят распространенность и укорененность теневых практик взаимодействия, слияние границ коррупционных отношений и традиций «подношения подарков и выражения благодарности», деморализация общества. Некоторые культуры более других терпимы к коррупции – воздействию подвергается индивидуальное поведение. Коррупция может рассматриваться как способ достижения цели. Тем не менее, ни в одной стране коррупция не рассматривается в качестве положительного фактора.

Блок экономических причин коррупции составляют: экономическая нестабильность, несоответствие денежного содержания, объема власти над организациями и гражданами и ответственности. Экономические причины коррупции коренятся в фундаментальных социально-экономических проблемах жизни общества, оказавшегося неспособным сочетать экономический прогресс и частную собственность с социальной защищенностью людей.

Организационно-управленческие условия, способствующие существованию и развитию коррупции, весьма многочисленны, но среди них важнейшим является отсутствие эффективного финансового и иного государственного и общественного контроля над деятельностью должностных лиц.

В качестве основных причин выделяются также:

  • политическая нестабильность;

  • несовершенство законодательства; 

  • неразвитость властных институтов и институтов гражданского общества;

  • слабость демократических традиций; 

  • непрозрачность власти;

  • неэффективное общественное участие в процессах противодействия коррупции.

Кроме того, как отмечают эксперты, одной из причин развития этого явления в стране может быть полное или частичное отсутствие общественного контроля над ростом коррупции и недостаточное освещение в средствах массовой информации самой ситуации в целом по стране