Файл: 1. Понятие и сущность коррупции Цель рассмотреть основные концептуальные подходы к сущности коррупции, определить основания типологии коррупционных отношений и последствия коррупционных трансакций.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При заполнении справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера очень важно учитывать не только положения Указа Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 46025, но также руководствоваться детализированными методическими рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки.26
Контроль за расходами
Принятый в декабре 2012 г. Федеральный закон №230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" вступил в силу с 1 января 2013 года.
Данный Федеральный закон обязал чиновников декларировать сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Такие сведения должны быть представлены по каждой сделке по приобретению земельного участка, объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если общая сумма таких сделок превышает общий доход чиновника и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки. При этом чиновники обязаны указать сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Соответствующие изменения и дополнения были внесены в законодательство о противодействии коррупции и о различных видах государственной службы. Так в федеральном законе №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» появилась статья 20.1. (Представление сведений о расходах), согласно которой гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации, обязан представлять представителю нанимателя сведения о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Также, как и в отношении сведений о доходах, непредставление гражданским служащим или представление им неполных или недостоверных сведений о расходах в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
Кроме этого были внесены коррективы в статью 32, регулирующую основания и порядок отстранения служащего от замещаемой должности гражданской службы. В ней отмечено, что представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего на период проведения проверки достоверности и полноты сведений, в том числе, о расходах.
Также дополнения были внесены и в новую статью о мерах дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения - статью 59.2, регулирующую основания увольнения в связи с утратой доверия.27 Непредставление гражданским служащим сведений о своих расходах, расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является теперь прямым основанием для увольнения с государственной гражданской службы.
Рассмотрим более подробно правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лиц, замещающих должности государственной гражданской службы их доходам.
В указанном законе определено основание для принятия решения об осуществлении контроля за расходами гражданского служащего, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Им является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.
Согласно Закону указанная информация в письменной форме может быть представлена в установленном порядке:
1) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, Банка России, государственной корпорации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федеральных законов, Службы финансового уполномоченного, организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
2) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
3) Общественной палатой Российской Федерации;
4) общероссийскими средствами массовой информации.28
Сама процедура контроля за расходами служащего включает в себя:
1) истребование от данного лица сведений: а) о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду; б) об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка;
2) проверку достоверности и полноты данных сведений;
3) определение соответствия расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) их общему доходу.
Подразделения государственных органов либо должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не позднее чем через два рабочих дня со дня получения решения об осуществлении контроля за расходами соответствующего лица обязаны уведомить его в письменной форме о принятом решении и о необходимости представить сведения о расходах по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, а также об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Служащий, в отношении которого принято решение о проведении процедуры контроля за расходами, должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении и о необходимости представить вышеназванные сведения о расходах и их источниках. В уведомлении должна содержаться информация о порядке представления и проверки достоверности и полноты этих сведений. В Законе закреплены и права лица, в отношении которого осуществляется процедура контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей:
1) давать пояснения в письменной форме: а) в связи с истребованием сведений о расходах и их источниках; б) в ходе проверки достоверности и полноты сведений и по ее результатам; в) об источниках получения средств, за счет которых им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена сделка;
2) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;
3) обращаться с ходатайством в орган, подразделение или к должностному лицу, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, о проведении с ним беседы по вопросам, связанным с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Ходатайство подлежит обязательному удовлетворению.
В свою очередь, органы, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, при осуществлении контроля за расходами обязаны: 1) истребовать от данного лица сведения о расходах и их источниках; 2) провести с ним беседу в случае поступления ходатайства.
Данные подразделения также вправе: 1) проводить по своей инициативе беседу с данным лицом; 2) изучать поступившие от данного лица дополнительные материалы; 3) получать от данного лица пояснения по представленным им сведениям и материалам; 4) направлять в установленном порядке запросы в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации об имеющейся у них информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера данного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также об источниках получения расходуемых средств; 5) наводить справки у физических лиц и получать от них с их согласия информацию.
Также, как в случае с проверкой достоверности сведений о доходах, руководители органов и организаций, получившие запрос от органов, подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, обязаны организовать его исполнение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и предоставить в установленном порядке запрашиваемую информацию.
В случае, если в ходе осуществления контроля за расходами выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов проверяемого лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации. Если же в ходе осуществления контроля за расходами выявлены признаки преступления, административного или иного правонарушения, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в государственные органы в соответствии с их компетенцией.
Значимым разделом Закона является обеспечение публичности в процессе контроля за расходами. Так, представленные в соответствии с настоящим Федеральным законом сведения об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если общая сумма таких сделок превышает общий доход должностного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, должны быть размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах государственных органов и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне и о защите персональных данных.
Важным положением данного федерального закона является норма, в соответствии с которой Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры при получении материалов, свидетельствующих о