Файл: 1. Понятие и сущность коррупции Цель рассмотреть основные концептуальные подходы к сущности коррупции, определить основания типологии коррупционных отношений и последствия коррупционных трансакций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, и отдельно по регионам. Одной из причин является так же снижение нравственных устоев среди населения. Многие перестали верить в то, что противодействие коррупции принесет видимые результаты, и само проявление стало обычной нормой жизни. Принципиально важным становится формирование атмосферы нетерпимости к коррупции. 

Последствия коррупции. Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны. В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов: 

  • Нарушает механизм рыночной конкуренции, способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции. 

  • Влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ. 

  • Приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества. 

  • Способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых коррупционных «накладных расходов» в результате чего страдает потребитель. 

  • Является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. 

В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к: 

  • Формированию в обществе «двойного стандарта» морали и поведения, девальвации социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения. 

  • Перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастания социальной напряженности. 

  • Дискредитации права как основного инструмента регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью. 

В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в: 


  • Смещении целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок. 

  • Снижении престижа страны на международной арене, что детерминируют политической и экономической изоляции. 

  • Снижении доверия общества к власти, разочаровании в ценностях демократии и может способствовать переходу к более жестким формам государственного устройства, в том числе и диктатуре. 

Одной из важнейших проблем, способствующих познанию коррупции, ее освещению и преодолению, является определение масштаба ущерба, наносимого обществу этим негативным явлением. При этом необходимо учитывать, что проблема коррупции, расширения ее масштабов является закономерным следствием происходящих в обществе экономических и политических процессов, характеризующихся политической нестабильностью, экономическим упадком, дефектами в правовой системе, общим упадком морали, ослаблением системы социального контроля. Положительное восприятие коррупции создает питательную среду для ее роста, оправдывая «встраивание» коррупции в социальную систему. 

Антикоррупционная политика должна учитывать многообразие причин и условий коррупции и включать как меры общей профилактики, нацеленные на устранение или ослабление причин в целом, так и специальные мероприятия, преследующие цель устранения факторов, способствующих совершению коррупционных трансакций. Учитывая, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и мимикрировать, необходимо, чтобы со временем была выделена антикоррупционная функция государства как одна из его базовых задач. Таким образом, речь идет как о создании механизмов, позволяющих уменьшить масштабы коррупции в краткосрочном плане, так и о выработке и проведении антикоррупционной политики как постоянно действующей органичной функции государства. При этом эффективность данной функции в значительной степени будет зависеть от того, насколько активно в ее реализации примут участие структуры гражданского общества.

Тема 2. Структура и содержание антикоррупционной политики
Цель – концептуальное осмысление сущности антикоррупционной политики и исследование основных направлений ее реализации.
Антикоррупционная политика государства предполагает продуманную государственную систему мер противодействия коррупции, которая предусматривала бы не только принципиальные подходы к проблеме, но и систему взаимосвязанных мер во всех областях деятельности государства и общества. 

Антикоррупционная политика – это обоснованная, последовательная и системная деятельность институтов государства и гражданского общества, связанная с профилактикой и сокращением негативного влияния коррупции, а также с устранением причин и условий, способствующих ее возникновению.

В антикоррупционной деятельности можно выделить несколько уровней

оперативный уровень; 

тактический уровень; 

стратегический уровень; 

политический уровень. 

Стратегирование предполагает отыскание (в пределе – осмысления) тех уникальных преимуществ, без которых невозможно успешно позиционироваться, определить адекватные существующей ситуации направления антикоррупционной деятельности. Стратегии противодействия коррупции связаны с различным пониманием природы данного явления. Выделяют различные стратегии, но каждая из них содержит как положительные, так и отрицательные моменты.

Стратегии противодействия

Плюсы

Минусы

Стратегия войны

Быстрые результаты

Высокие затраты

Стратегия сознательной пассивности

Экономичность

Риск разрастания коррупции

Стратегия ограничения бюрократии

Уменьшение коррупционных потерь

Уменьшение инициативности

Стратегия  минимизации вреда /максимального контроля чиновников

Уменьшение коррупционных потерь

Сложности в организации

Стратегия построения балансов в обществе

Эффективность

Отсроченный эффект

Стратегия сокращения государства

Эффективность

Коррупционные риски

Стратегия воспитания

Эффективность

Отсроченный эффект



Национальный план противодействия коррупции, утверждённый Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. №Пр-1568, наряду с конкретными антикоррупционными мероприятиями содержал ряд мер общего стратегического характера. Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции. Национальная стратегия противодействия коррупции является общим программным документом, положения которого направлены на устранение коренных причин коррупции в обществе и должны последовательно конкретизироваться с учётом требований времени в Национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, а также в планах по противодействию коррупции федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Одной из важнейших задач при реализации государственной антикоррупционной политики является задача по коренному перелому общественного сознания, формированию в обществе атмосферы жёсткого неприятия коррупции. Решение этой задачи обеспечивается путём планомерного повышения правовой культуры населения, достижения максимальной прозрачности процедур предоставления государственных услуг, а также постоянной адресной профилактической работой во всех государственных и муниципальных органах и в саморегулируемых организациях.

Национальный план противодействия коррупции, будучи инструментом претворения в жизнь Национальной стратегии противодействия коррупции, закрепляет систематизированный перечень мероприятий антикоррупционного характера, определяет их исполнителей, формы, средства и сроки их реализации, параметры ожидаемых результатов.

Указом Президента Российской Федерации определяется, что положения Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на соответствующий период должны реализовываться федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами, в частности при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, решении кадровых вопросов, а также в ходе реализации права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и путём активного вовлечения в работу по
противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.

Национальная стратегия противодействия коррупции, Национальный план противодействия коррупции на соответствующий период, планы по противодействию коррупции федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований образуют динамичную, постоянно обновляемую в соответствии с требованиями времени и с учётом федеративного устройства Российской Федерации систему мер по противодействию коррупции.

Государственная антикоррупционная политика как процесс представляет собой целенаправленную  деятельность органов публичной власти по решению общественных проблем, достижению социально значимых целей по снижению коррупции в целом в обществе  и отдельных его сферах.

Содержание государственной антикоррупционной политики составляет совокупность приоритетов, целей, задач, программ и конкретных мероприятий, которые разрабатывают и реализуют органы публичной власти с привлечением институтов гражданского общества. Процесс формирования и реализации государственной антикоррупционной политики должен включать несколько этапов. Содержание первого этапа (инициирование политики) составляют анализ ситуации, выбор приоритетных общественных проблем, принятие решения о разработке политики в конфликтной сфере, определение основных ее целей и направлений. Второй этап (разработка политики) включает разработку целевых программ, их согласование, принятие официального документа о политике/программе с определением источников финансирования. На третьем этапе (выполнение политики) происходит непосредственная реализация политики/программы, осуществляется мониторинг и контроль. Четвертый этап (оценка политики) составляют оценка результатов и последствий.

В России понимание коррупции в качестве результата и отражения серьезных институциональных проблем дает возможность выявления ряда существенных моментов для формирования основных ориентиров антикоррупционной политики: 

а) негативные экономические последствия коррупции в стране можно разделить на две категории: во-первых, это прямые потери от коррупции, например, такие как потери бюджета при его формировании и исполнении, а во-вторых, совокупность косвенных потерь от коррупции, которые проистекают из-за того, что последняя снижает эффективность экономики в целом, искажаются механизмы и институты рыночной конкуренции, падают инвестиции. В отличие от прямых потерь,