Файл: 1. Правовые основы службы в органах прокуратуры Кадры органов и организаций прокуратуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правовой статус прокурорских работников имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой выполняемых ОП функций и задач. К прок работникам законом предъявляются высокие требования, так как они наделены властными полномочиями. По своей правовой природе ФГС в ОП должна относиться к ПРО службе. Ранее понятие ПРО службы было дано в ст. 7 фз о системе гос службы, но с 1 января 2016 утратил свою силу.

ПРО служба- вид ФГС, представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях ПРО службы в гос органах, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности, правопорядка по борьбе с преступностью и защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Элементы правового статуса прокурорского работника:

- дополнительные требования к гражданам, назначаемых на должности прокурора

- Дополнительные ограничения

- Особенности в том, что данные граждане назначаются на должность

- Испытание при приеме на службу в органах прокуратуры

- Присяга прокурора

- Аттестация прок работников

- Присвоение классных чинов

- Особая дисциплинарная ответственность

- Особый порядок прекращения службы в органах прокуратуры

- Материальное обеспечение



  1. Трудовые отношения работников органов и организаций прокуратуры, их правовое регулирование 

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом ФГС. Прокурорские работники являются гос. служащими гос. службы РФ, исполняющими обязанности по гос. должности ФГС. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются ФЗ "О прокуратуре РФ" и ФЗ "Об основах гос. службы РФ". Трудовые отношения строятся на основании законодательства о труде и о гос. службе, с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ о прокуратуре.

Содержание службы в органах и учреждениях прокуратуры определяется совокупностью условий, действий и процедур, характеризующих особенности этой службы, которые ориентированы и прежде всего подчинены интересам оптимального выполнения прокурорскими работниками задач и функций прокуратуры.

Именно специфика задач, функций и полномочий прокуроров и следователей, условий их деят-ти предопределяет необходимость законодательной регламентации требований, предъявляемых к этим лицам.

Прокурорские работники обязаны соблюдать ограничения, установленные ФЗ "Об основах гос. службы РФ".


Эти ограничения состоят в том, что гос. служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деят-тью, кроме педагогической, научной и иной творческой деят-ти;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деят-тью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в гос.органе, в котором он состоит на гос. службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физ. и юр. лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей, а также иные ограничения.

Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

Лицо, желающее работать в органах прокуратуры, должно:

1) быть гражданином РФ;

2) иметь высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем гос-ную аккредитацию;

3) обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами;

4) быть способным по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на него служебные обязанности.

Лицо не м.б. принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

  1. имеет гражданство иностранного гос-ва;

  2. признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

  3. лишено решением суда права занимать гос. должности гос. службы в течение определенного срока;

  4. имело или имеет судимость;

  5. имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

  6. состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

  7. отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим гос. тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.


На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет.

На должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров, назначаются лица не моложе 30-лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет.

С учетом особенностей характера работы и ответственности к лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры (за искл. лиц, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования), в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев.

Продолжительность испытания устанавливается руководителем органа прокуратуры, компетентным назначать на данную должность, по соглашению с лицом, принимаемым на службу. Срок испытания может сокращаться или продлеваться по соглашению сторон в пределах шести месяцев.

Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора или следователя, принимает присягу. Принятие Присяги производится в торжественной обстановке, как правило, после аттестации работника на соответствие занимаемой должности и до присвоения ему классного чина. Текст Присяги зачитывается вслух каждым прокурором и следователем. Факт принятия Присяги удостоверяется подписью принявшего ее лица на специальном бланке установленной формы.

  1.   1   2   3


Служба в органах военной прокуратуры 

1. Военными прокурорами назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям статьи 40.1 настоящего Федерального закона.

2. По решению Генерального прокурора Российской Федерации или с его согласия на должности военных прокуроров могут быть назначены гражданские лица.

3. Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор назначается на должность и освобождается от должности в порядке, установленном статьей 12.1 настоящего Федерального закона. Главный военный прокурор подчинен и подотчетен Генеральному прокурору Российской Федерации.

4. Военные прокуроры подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации.

5. Заместители Главного военного прокурора, начальники управлений и отделов Главной военной прокуратуры и их заместители, а также заместители прокуроров военных округов, флотов, приравненных к ним прокуроров назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации, за исключением прокурорских работников, претендующих на замещение должности, по которой предусмотрено присвоение воинских званий высших офицеров, или замещающих такую должность.

6. Другие прокуроры Главной военной прокуратуры назначаются на должность и освобождаются от должности Главным военным прокурором, за исключением военных прокуроров, претендующих на замещение должности, по которой предусмотрено присвоение воинских званий высших офицеров, или замещающих такую должность, а также назначаемых на должность и освобождаемых от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

7. Прокуроры военных округов, флотов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности военных прокуроров в своих аппаратах и нижестоящих прокуратурах.

8. Офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят военную службу в органах военной прокуратуры в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", обладают правами и социальными гарантиями, установленными Федеральным законом "О статусе военнослужащих", настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Предельный возраст нахождения на военной службе в органах военной прокуратуры регулируется Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".


9. Определение военнослужащих (поступление граждан на военную службу) в органы военной прокуратуры и их увольнение с военной службы производятся Генеральным прокурором Российской Федерации и заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором.

Перевод военнослужащего органов военной прокуратуры к новому месту военной службы осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы на общих основаниях с другими военнослужащими.

Увольнение с военной службы высших офицеров производится Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

10. Должности военных прокуроров и соответствующие им воинские звания включаются в перечни воинских должностей.

Присвоение воинских званий военнослужащим органов военной прокуратуры производится в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Присвоение первого воинского звания офицера, воинского звания полковника юстиции, воинского звания офицера досрочно, на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, воинского звания военнослужащим, успешно обучающимся по очной форме обучения в адъюнктуре, военной докторантуре, до полковника юстиции включительно производится Генеральным прокурором Российской Федерации.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор вправе присваивать воинские звания до подполковника юстиции включительно, военные прокуроры окружного звена - до майора юстиции включительно.

Утверждение перечня воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в органах военной прокуратуры, и присвоение воинских званий высших офицеров военным прокурорам осуществляются Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Воинские звания офицеров органов военной прокуратуры соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных органов прокуратуры.

При увольнении офицеров органов военной прокуратуры (до полковника включительно) с военной службы и поступлении на службу в территориальные или специализированные органы прокуратуры им присваиваются соответствующие их воинским званиям классные чины, а при определении на военную службу прокуроров, имеющих классные чины (до старшего советника юстиции включительно), им присваиваются соответствующие воинские звания.