Файл: Конспект урока в 7 классе Разнообразие птиц Цель изучить систематические и экологические группы птиц, систематизировать знания о многообразии птиц. Задачи Образовательные.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После подготовки учащиеся рассказывают (3-5 мин) о наиболее характерных признаках птиц изученной экологической группы.

Учитель. А могут ли птицы разных систематических групп быть в одной экологической?

Птицы какой – либо экологической группы, обитая в сходных условиях, приобретают сходные черты строения, образа жизни и поведения. Хотя относятся к разным систематическим подразделениям
IV. Стадия рефлексии
Перепутанные логические цепочки”, “Групповая работа”. (4 мин.)

– А сейчас, ребята, нам с вами необходимо оказать помощь сотрудникам музея Природы. У них во время реконструкции при подготовке табличек к экспонатам отдела “Экологические группы птиц” перепуталась вся информация, по оплошности одного из сотрудников. Необходимо помочь восстановить эту информацию.

У вас выданы листы, на которых идет пронумерованный список признаков представителей разных экологических групп. Вы внимательно просмотрите список, соотнесите его с текстом учебника и напротив названия подчеркнутых для вашей группы экологической группы птиц выпишите номера соответствующих им признаков. Затем, на отдельном листе, маркером запишите название экологической группы, и перечислите признаки (каждый признак с новой строки).

1-я группа – птицы открытых пространств

2-я группа – птицы берегов и болот

3-я группа – морские птицы

4-я группа – птицы леса

5-я группа – водоплавающие птицы

  1. Крылья малы и слабы.

  2. Длинный клюв

  3. Перепонки между пальцами

  4. Древолазы – два пальца вперед, два пальца назад.

  5. Грудина без киля.

  6. Перья смазаны жиром.

  7. Длинная шея.

  8. Ноги крепкие, сильные, длинные

  9. Короткий хвост

  10. Форма тела обтекаемая

  11. Ноги короткие, отставлены назад– весла.

  12. Узкие длинные крылья,

  13. Высокие ноги.

  14. Укороченные закругленные крылья

  15. Длинные хвосты.

  16. Компактное тело

Птицы открытых пространств

1. Крылья малы и слабы.
5. Грудина без киля.
8. Ноги крепкие, сильные, длинные

Морские птицы

3. Перепонки между пальцами

9. Короткий хвост

12. Узкие длинные крылья

16. Компактное тело

Птицы берегов и болот

2. Длинный клюв

7. Шея длинная.
13. Высокие ноги

Водоплавающие птицы

3. Перепонки между пальцами

6. Перья смазаны жиром.

10. Форма тела обтекаемая.

  1. Ноги короткие, отставлены назад– весла.




Птицы леса

4. Древолазы – два пальца вперед, два пальца назад

14. Укороченные закругленные крылья.

15. Длинные хвосты





Ребята прикрепляют на доску характеристики экологических групп птиц, представляют результаты, соотнося свою информацию с презентацией.

Представление результатов.

V. Подведение итогов, задание на дом

Выводы:

  1. Современные птицы делятся на три надотряда: Пингвины, распространенные в Южном полушарии от тропиков до Антарктиды; Страусовые, обитающие в степях Южной Америки, Африки и Австралии; Типичные птицы, встречающиеся по всему земному шару.

  2. Существуют экологические группы птиц по местам обитания, способам питания, местам гнездования и т. д.

  3. Птицы какой – либо экологической группы, обитая в сходных условиях, приобретают сходные черты строения, образа жизни и поведения. Хотя относятся к разным систематическим подразделениям.


Домашнее задание. Изучить § 48, заполнить таблицу. Найти дополнительную информацию о различных экологических группах птиц.

Приспособленность строения клюва к способу питания птиц

Экологические группы птиц по способу питания

Виды

Особенности строения клюва

Хищные

 


 

 


 

Зерноядные

 


 

 


 

Насекомоядные

 


 

 


 


Литература:

1. Биология. Животные. Методическое пособие. В.С. Кучменко, С.В.Суматохин. М.:»Вентана-Граф» 2007 г.

2. Биология:1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы./Т.А.Дмитриева, С.И.Гуленков, С.В. Суматохин и др.._М.:Дрофа, 1999.

3. Наумов С.П. Зоология позвоночных: Учебник для студентов пед. институтов по биологии._М.: Просвещение, 1982