Файл: Конспект урока в 7 классе Разнообразие птиц Цель изучить систематические и экологические группы птиц, систематизировать знания о многообразии птиц. Задачи Образовательные.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После подготовки учащиеся рассказывают (3-5 мин) о наиболее характерных признаках птиц изученной экологической группы.
Учитель. А могут ли птицы разных систематических групп быть в одной экологической?
Птицы какой – либо экологической группы, обитая в сходных условиях, приобретают сходные черты строения, образа жизни и поведения. Хотя относятся к разным систематическим подразделениям
IV. Стадия рефлексии
“Перепутанные логические цепочки”, “Групповая работа”. (4 мин.)
– А сейчас, ребята, нам с вами необходимо оказать помощь сотрудникам музея Природы. У них во время реконструкции при подготовке табличек к экспонатам отдела “Экологические группы птиц” перепуталась вся информация, по оплошности одного из сотрудников. Необходимо помочь восстановить эту информацию.
У вас выданы листы, на которых идет пронумерованный список признаков представителей разных экологических групп. Вы внимательно просмотрите список, соотнесите его с текстом учебника и напротив названия подчеркнутых для вашей группы экологической группы птиц выпишите номера соответствующих им признаков. Затем, на отдельном листе, маркером запишите название экологической группы, и перечислите признаки (каждый признак с новой строки).
1-я группа – птицы открытых пространств
2-я группа – птицы берегов и болот
3-я группа – морские птицы
4-я группа – птицы леса
5-я группа – водоплавающие птицы
-
Крылья малы и слабы. -
Длинный клюв -
Перепонки между пальцами -
Древолазы – два пальца вперед, два пальца назад. -
Грудина без киля. -
Перья смазаны жиром. -
Длинная шея. -
Ноги крепкие, сильные, длинные -
Короткий хвост -
Форма тела обтекаемая -
Ноги короткие, отставлены назад– весла. -
Узкие длинные крылья, -
Высокие ноги. -
Укороченные закругленные крылья -
Длинные хвосты. -
Компактное тело
Птицы открытых пространств 1. Крылья малы и слабы. 5. Грудина без киля. 8. Ноги крепкие, сильные, длинные | Морские птицы 3. Перепонки между пальцами 9. Короткий хвост 12. Узкие длинные крылья 16. Компактное тело |
Птицы берегов и болот 2. Длинный клюв 7. Шея длинная. 13. Высокие ноги | Водоплавающие птицы 3. Перепонки между пальцами 6. Перья смазаны жиром. 10. Форма тела обтекаемая.
|
Птицы леса 4. Древолазы – два пальца вперед, два пальца назад 14. Укороченные закругленные крылья. 15. Длинные хвосты | |
Ребята прикрепляют на доску характеристики экологических групп птиц, представляют результаты, соотнося свою информацию с презентацией.
Представление результатов.
V. Подведение итогов, задание на дом
Выводы:
-
Современные птицы делятся на три надотряда: Пингвины, распространенные в Южном полушарии от тропиков до Антарктиды; Страусовые, обитающие в степях Южной Америки, Африки и Австралии; Типичные птицы, встречающиеся по всему земному шару. -
Существуют экологические группы птиц по местам обитания, способам питания, местам гнездования и т. д. -
Птицы какой – либо экологической группы, обитая в сходных условиях, приобретают сходные черты строения, образа жизни и поведения. Хотя относятся к разным систематическим подразделениям.
Домашнее задание. Изучить § 48, заполнить таблицу. Найти дополнительную информацию о различных экологических группах птиц.
Приспособленность строения клюва к способу питания птиц
Экологические группы птиц по способу питания | Виды | Особенности строения клюва |
Хищные | | |
| | |
Зерноядные | | |
| | |
Насекомоядные | | |
| |
Литература:
1. Биология. Животные. Методическое пособие. В.С. Кучменко, С.В.Суматохин. М.:»Вентана-Граф» 2007 г.
2. Биология:1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы./Т.А.Дмитриева, С.И.Гуленков, С.В. Суматохин и др.._М.:Дрофа, 1999.
3. Наумов С.П. Зоология позвоночных: Учебник для студентов пед. институтов по биологии._М.: Просвещение, 1982