Файл: Формирование математической грамотности у учащихся 5 классов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование математической грамотности у учащихся 5 классов

«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.»

Формирование функциональной грамотности является одной из задач обновленного стандарта основного общего образования. Деятельность учителя математики в этом направлении осуществляется и на уроках, и на внеурочных занятиях, совершенствующих математическую подготовку обучающихся. В 5 классе в рамках модуля «Математическая грамотность» педагогом организуется:

- работа по развитию математических знаний, которые необходимы для повседневной практической деятельности, восприятия и интерпретации разнообразной информации;

- работа по развитию математического стиля мышления, который проявляется в определённых приёмах и методах мышления (например, анализ и синтез, классификация и систематизация), логическое мышление, обеспечивающее возможность формулировать, обосновывать и доказывать суждения;

- развитие понимания особенностей применения математики для решения научных и прикладных задач.

Составляющие математической грамотности

1) Умение находить и отбирать информацию

2) Умение производить арифметические действия и применять их для решения задач

3)Умение интерпретировать, оценивать и анализировать данные

Как учитель математики, я прекрасно понимаю важность развития математической грамотности моих учеников, вижу необходимость в развитии способности обучающихся, применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Иногда при изучении отдельных тем математики, при решении математических задач дети задают вопросы: «А для чего это нужно знать? Где нам это пригодится в жизни?». Сомнения в полезности изучаемого материала отрицательно влияют на мотивацию обучающихся. Одним из эффективных средств повышения мотивации к изучению математики
являются практико-ориентированные задания, которые рассматриваются в курсе внеурочной деятельности.

Задания каждого занятия связаны с определенной тематикой, например тема одного занятия связана с путешествиями и отдыхом, другого - с развлечениями и хобби. Это могут быть темы, связанные со здоровьем и занятием спортом, с домашним хозяйством.

Сейчас я предлагаю посмотреть, какие задачи мы рассматриваем на внеурочных занятиях Математической грамотности

Парк Никольский

На занятии мы повторяем необходимую теорию (арифметические действия с натуральными числами, единицы времени). Ученикам дается текст, в котором рассказывается о парке Никольском в городе Ейске, когда он появился, о его форме и размерах, флоре. Отдельно в тексте описан большой дуб, который когда-то рос в центре парка.

Затем ученикам предлагается ответить на несколько вопросов, ответы на которые они могут получить, опираясь на текст и применяя арифметические вычисления.


  1. Сколько лет было бы дубу в 2003 году, если бы он продолжал расти?


  2. В каком году парку Никольскому исполнится 200 лет?

  3. Четыре аллеи сходятся у памятника Святого Николая Чудотворца. Для благоустройства одной аллей потребовалось 5 вязов, 3 ясеня, 6 туй и 7 елей.


Сколько необходимо хвойных деревьев для благоустройства 4 аллей?

(Здесь ученикам необходимо знать, какие деревья хвойные, а какие - нет)

  1. В четвертом задании описывается ситуация, когда семья отправилась на прогулку в парк. Опираясь на таблицу со стоимостью билетов на аттракционы, требуется посчитать, в какую сумму обойдется семье посещение двух самых дорогих аттракционов?

  2. А в пятом задании эта же семья обедает в кафе. Ученики считают, во сколько обойдется обед и сколько сдачи получит папа при оплате.


  3. И последнее задание на единицы времени. Семья отправилась в кино, требуется посчитать, на сколько они опоздали к началу сеанса?


Таким образом на одном занятии затрагиваются ситуации, требующие применения различных математических знаний.

И конечно, для понимания и успешного решения задач такого рода, у детей должна быть хорошо развита читательская грамотность, поскольку читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом.