Файл: Вопросы организации психиатрической помощи, проведение экспертиз Организация психиатрической помощи детям и подросткам.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8. Социальная реабилитация психически больных детей и подростков,
показания к обучению во вспомогательной школе.
Реабилитация - система медицинских, психологических и социальных мер, пре- дупреждающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспособности и направленных на возможно более раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни. Лечение

6 болезни может осуществляться без специальных реабилитационных мер, но реабилитация включает также лечебные средства для достижения поставленных ею целей. Важнейшей задачей реабилитации является восстановление личного (в собственных глазах) и социального (в глазах окружающих) статуса больного — семейного, трудового, общественного. М.М.Кабановым были выделены основные принципы и этапы реабилитации психически больных.
Принцип партнерства подразумевает постоянную апелляцию к личности больного, совместные и согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения.
Принцип разносторонности воздействий указывает на необходимость использования системы разнообразных средств и мер - от биологического лечения до разных видов психотерапии и социотерапии, причем объектом воздействий становятся и сам больной, и его близкие, и окружение.
Принцип единства психосоци- альных и биологических методов воздействий отражает единство лечения болезни, воздействия на организм больного и реабилитации самого больного.
Принцип ступенчатости включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер к другим. В процессе реабилитации условно выделяются три этапа:
1)
восстановительная терапия — осуществляется в стационарах и полустационарах.
Наряду с необходимым, а при надобности и интенсивным биологическим лечением используют комплекс мер, направленных на предупреждение инвалидизации, развития психического дефекта. Широко используются психотерапия, включая групповую и семейную, лечение занятостью, различные виды социотерапии. От щадящего режима в остром периоде болезни переходят к активирующему
(самообслуживание, самодеятельность, участие в больничном самоуправлении).
2)
реадаптация - начинается в стационарных и полустационарных условиях и продолжается во внебольничных условиях. Наряду с поддерживающей биологической терапией применяют трудовую терапию, при надобности — обучение новой профессии.
Цель семейной психотерапии — адаптация больного к семье и семьи к больному.
3)
реабилитация в собственном смысле слова — включает рациональное трудоустройство и бытоустройство, вовлечение в активную социальную жизнь.
Общая психопатология (симптомы и синдромы психических расстройств)
1. Ощущения. Основные симптомы нарушений ощущений.
Ощущение - такой вид психической деятельности, который, возникая при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающего мира на органы чувств, отражает лишь отдельные свойства этих предметов и явлений. Симптомы:
1) Расстройства, относящиеся к нарушениям чувственного познания, называются сенестопатиями (чувства покалывания, давления, стягивания, не связанного с какой- либо соматической патологией). 2)
Альгезия - расстройство чувства боли. При наличии такого симптома обязательно следует исключить другую неврологическую патологию. 3)
Анестезия - потеря чувствительности, исчезновение ощущений, что может касаться как отдельных экстерорецепторов
(утрата тактильной чувствительности, чаще всего на отдельных участках тела, утрата зрения или слуха с одной или обеих сторон), так и нескольких сразу. 4)
Гипестезия - понижение чувствительности к внешним раздражителям. Звуки воспринимаются приглушенно, как бы «под сурдинку», свет кажется тусклым, краски — какими-то блѐклыми, стертыми («все кругом какое-то серое и лампочка так слабо светит»). 5)
Гиперестезия - обостроенное, усиленное чувственное восприятие со стороны экстерорецепторов, касающихся как отдельных анализаторов (острое до непереносимости восприятие обычных запахов — гиперосмия; непереносимость обычных звуков — гиперакузия и т.д.), так и сочетания их (например, и свет, и звук кажутся очень сильными). Гиперестезия сопровождается реакцией раздражения. 6)


7
Синестезии — особенности чувственного восприятия, заключающиеся в том, что внешний раздражитель, адресованный к одному анализатору, вызывает одновременно ответ с какого-то другого или нескольких анализаторов. Синестезии не обязательно патология, они могут встречаться и в норме — у одаренных музыкантов, поэтов, художников. Они могут возникать как временная патология при действии психотомиметических средств.
2. Восприятие. Основные симптомы и синдромы нарушений восприятия,
Сравнительно-возрастные особенности.
Восприятие - это целостное отражение тех явлений или предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств (человек воспринимает цветок в целом, видит его цвет и форму, чувствует запах, тонкость его лепестков). Одним из свойств восприятия является представление, которое позволяет удерживать информацию на непосредственном уровне. Представление — это результат оживления образов или явлении воспринимаемых ранее, в прошлом.
Симптомы нарушений восприятия.
Иллюзии — расстройства восприятия, при которых реальные явления или предметы воспринимаются человеком в ошибочном виде: 1) иллюзии невнимания (К. Ясперс), когда здоровый человек при отвлечении внимания на что-то очень важное может воспринять окружающее ошибочно.
Иллюзии, связанные с нарушением психической деятельности, подразделяются на: а) аффективные (аффектогенные) иллюзии возникают под влиянием сильного чувства, такого аффекта как сильный страх, чрезмерное нервное напряжение; б) вербальные иллюзии выражаются в ошибочном восприятии смысла слов, речей окружающих, когда вместо нейтрального для больного разговора окружающих он слышит (что обычно также бывает на фоне сильного страха) угрозы, ругательства, обвинения, якобы относящиеся к нему; в) парэйдолические иллюзии - расстройства восприятия, когда действительно существующие образы воспринимаются изменений, обычно в причудливо-фантастическом виде. Иллюзии подразделяют по органам чувств, но чаще всего выделяют зрительные и слуховые. Кратковременно они могут возникать и у здоровых людей, тревоги, напряженного ожидания. Однако, скорее всего, они сигнализируют о начинающемся психозе, о болезни, чаще интоксикационной или инфекционной природы. Сравнительно-возрастные особенности. В силу яркости, образности детского восприятия, неразвитости еще 2-ой сигнальной системы, у детей иллюзии м.б. в норме, когда реальное, часто переплетается с фантастическим.
Детям младшего возраста свойственна склонность к фантазированию, способность одушевлять или воспринимать по иному реальные предметы, наделять их какими-то особыми св-ми. Кроме того у детей м.б. и собственно иллюзии как патология, возникающая либо на фоне страхов (аффектогенные иллюзии), либо при интоксикациях и инфекциях, при делериозном расстройстве состояния. Особенностью детского возраста, касающейся патологии восприятия, явл-ся частые видения различных героев сказок и мультфильмов, другой особенностью явл-ся преобладание зрительных обманов восприятия.
3. Истинные и псевдогаллюцинации, их особенности у детей и
подростков.
Все галлюцинации делятся на: 1) истинные галлюцинации всегда проецируются вовне, связь реальной, конкретно существующей обстановкой, чаще всего не вызывают у больных никаких сомнений в их действительном существовании, так же ярки и естественны для галлюцинирующего, как и реальные вещи. 2)
Псевдогаллюцинации чаще, чем истинные, характеризуются следующими отличительными особенностями: а) чаще всего проецируются внутри тела больного, главным образом в его голове; б) если даже псевдогаллюцинаторные расстройства


8 проецируются и вне собственного тела (что бывает гораздо реже), то они лишены характера объективной реальности, свойственной истинным галлюцинациям, совершенно не связаны с реальной обстановкой; в) появление псевдогаллюцинаций, не вызывая у больного каких-либо сомнений в их реальности, всегда сопровождается чувством сделанности, подстроенности, наведенности этих голосов или видений.
Псевдогаллюцинации являются, в частности, составной частью синдрома
Кандинского-Клерамбо. У детей и подростков м.б. и псевдогаллюцинации, причем нередко в виде гипногогических (могут возникать без какого-либо психоза при наличии таких черт, как эмоциональная лабильность, впечатлительность, повышенная внушаемость.
4.
Галлюцинации.
Клиника,
симптоматика.
Зависимость
галлюцинаторных
расстройств
от
возраста
и
характера
заболевания.
Галлюцинации - расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушений психической деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует. Это восприятие без объекта. К галлюцинациям нельзя относить миражи - явления, основанные на законах физики. Обычно выделяют слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные и так называемые галлюцинации общего чувства, к которым чаще всего относят висцеральные и мышечные галлюцинации. Могут быть и комбинированные галлюцинации. Все галлюцинации делятся на: 1) истинные галлюцинации всегда проецируются вовне, связь реальной, конкретно существующей обстановкой, чаще всего не вызывают у больных никаких сомнений в их действительном существовании, так же ярки и естественны для галлюцинирующего, как и реальные вещи. 2)
Псевдогаллюцинации чаще, чем истинные, характеризуются следующими отличительными особенностями: а) чаще всего проецируются внутри тела больного, главным образом в его голове; б) если даже псевдогаллюцинаторные расстройства проецируются и вне собственного тела (что бывает гораздо реже), то они лишены характера объективной реальности, свойственной истинным галлюцинациям, совершенно не связаны с реальной обстановкой; в) появление псевдогаллюцинаций, не вызывая у больного каких-либо сомнений в их реальности, всегда сопровождается чувством сделанности, подстроенности, наведенности этих голосов или видений.
Псевдогаллюцинации являются, в частности, составной частью синдрома
Кандинского-Клерамбо. I. Слуховые галлюцинации чаще всего выражаются в патологическом восприятии больным каких-то слов, речей, разговоров (фонемы), а также отдельных звуков или шумов (акоазмы). А) Наиболее опасны для состояния больных императивные галлюцинации, содержание которых носит повелительный характер, например, больной слышит приказание молчать, ударить или убить кого-то, нанести себе повреждение. Б)
Галлюцинации угрожающие также очень неприятны для больного так как он слышит угрозы в свой адрес, реже — в адрес близких ему людей. В) К слуховым галлюцинациям относятся также комментирующие, когда больной слышит речи обо всем, о чем бы не подумал или что бы он не сделал. Г)
Антагонистические (контрастирующие) галлюцинации выражаются в том, что больной слышит две группы «голосов» или два «голоса» (иногда один справа, а другой слева) с противоречивым смыслом. II. Зрительные галлюцинации м.б. либо элементарными (в виде зигзагов, искр, дыма, пламени — так называемые фотопсии), либо предметными, когда больной очень часто видит не существующих в действительности зверей или людей (в том числе и тех, кого он знает или знал), животных, насекомых, птиц зоопсии), предметы или иногда части тела человека и т. д. В некоторых случаях больной может видеть себя, свой собственный образ
(галлюцинации двойника, или аутоскопические).
III.
Обонятельные


9
галлюцинации чаще всего представляют соооимнимое восприятие неприятных запахов (больной ощущает запах гниющего мяса, гари, тления, яда, пищи), реже — совсем незнакомый запах, еще реже — запах чего-то приятного. IV. Тактильные
галлюцинации выражаются в ощущении прикосновения к телу, жжения или холода
(термические галлюцинации), в ощущении хватания (гаптические галлюцинации), появления на теле какой-то жидкости (гигрические галлюцинации), ползания по телу насекомых. Больному может казаться, будто его кусают, щекочут, царапают. V.
Висцеральные галлюцинации - ощущение присутствия в собственном теле каких- то предметов, животных, червей. VI. Гипнагогические галлюцинации - зрительные обманы восприятия являющиеся обычно вечером перед засыпанием, при закрытых глазах. VII. Внушенные и вызванные галлюцинации, когда галлюцинаторные обманы чувств можно вызвать во время сеансов гипноза.
Галлюцинации
- симптом болезненного расстройства
(хотя иногда и кратковременного, например, под действием психотомиметических средств). Иногда они могут возникать и у здоровых (внушенные в гипнозе, индуцированные) или при патологии органов зрения (катаракта, отслойка сетчатки и т.д.) и слуха. Имеют значение и хар-ер болезни: при открытых психозах преобладают зрительные галлюцинации, при длительно текущих – слуховые. Особенности патологии ощущений, восприятий, представлений зависит так же от возраста больного: синестопатии могут появляться у детей с 5 до 7 лет, чаще всего проецируются в области органов брюшной полости, возникают обычно во время кратковременных эпизодов; патологические ощущения в виде синестопатии у подростков более оформленные, напоминают подобные расстройства у взрослых.
Детям младшего возраста свойственна склонность к фантазированию, способность одушевлять или воспринимать по иному реальные предметы, наделять их какими-то особыми св-ми.
Особенностью детского возраста, касающейся патологии восприятия, явл-ся частые видения различных героев сказок и мультфильмов, другой особенностью явл-ся преобладание зрительных обманов восприятия. У детей и подростков м.б. и псевдогаллюцинации, причем нередко в виде гипногогических (могут возникать без какого-либо психоза при наличии таких черт, как эмоциональная лабильность, впечатлительность, повышенная внушаемость. Нарушение сенсорного синтеза в виде расстройства схемы тела и метаморфопсии бывают у детей обычно после 5-6 лет при органических поражениях головного мозга различной этиологии.
5. Навязчивые (обсессивные) состояния, систематика. Особенности у
детей в различные возрастные периоды.
Навязчивые состояния (обсессии) — это такого рода переживания, когда у человека помимо его воли возникают («навязываются») какие-то мысли, страхи, влечения, сомнения, действия. Выделяют:
I. Отвлеченные навязчивости: 1) навязчивые мысли (навязчивые идеи) заключаются в появлении совершенно ненужных мыслей
(умственная жвачка, мысли-паразиты), например, о том, почему у человека две ноги, а у лошади четыре. 2)
Навязчивый счет заключается в непреодолимом стремлении считать все, что попадается на пути: окна в домах, перекладины в заборе, пуговицы на пальто соседа. 3)
Навязчивые действия – хар-ся непроизвольным выполнением движений, чаще всего совершаемых автоматически: чел-к во время разговора крутит кусок бумаги, ломает спички, чертит карандашом фигуры.
II. Образные
навязчивости: 1) навязчивые сомнения, сопровождаемые обычно неприятным, тягостным "чувством", выражаются в постоянных сомнениях по поводу того, правильно ли человек сделал то или иное дело, закончил ли его. Наиболее частый вид данного рода навязчивости — мучительные сомнения: выключил ли человек перед уходом газ, погасил ли свет, запер ли дверь. 2)
Навязчивые воспоминания, хар- ются непроизвольным появлением ярких воспоминании обычно чего-то очень для


10 человека неприятного, того, что он хотел бы забыть. 3)
Навязчивые страхи — фобии
– наличие сильного страха, вызываемого самыми различными предметами и явлениями: агорафобия - страх открытых пространств; клаустрофобия - боязнь замкнутых пространств; гипсо- акрофобия - страх высоты; антропофобия – толпы; нозофобия – навязчивые страхи заболеть тем или иным заболеванием; фобофобия - боязнь возникновения страха, пантофобия - всеохватывающий страх, всеобщий. У б- ых фобиями часто формируются защитные д-я по мех-му «прямой защиты»: избегание опасной ситуации, отвлечения внимания, профилактический прием лек-в и т.д. Методы «символической» защиты выражаются в совершении действий, имеющих символическое значение: больной раскладывает определенным образом вещи, чтобы не случилось беды, перешагивает через трещины в асфальте и т.д. 4)
Навязчивые влечения (навязчивые желания) – выражаются в появлении неприятных для чел-ка желаний (плюнуть в затылок впереди сидящему, дернуть за нос встречного и т.д.), всю нелепость и болезненность которых чел-к понимает. Очень мучительно для больных и контрастные навязчивости, выражающиеся в кощунственных навязчивых мыслях, чувствах и страхах, оскорбляющих морально-этическую, нравственную сущность чел-ка. 5)
Обсессивно-компульсивные расстройства, основой явл-ся обсессивные мысли и компульсивные действия (ритуалы) – представляют собой такие поступки и действия, выполнения которых направлено на предотвращение событий, опасных на больных или их близких. Особенности у детей. Навязчивые состояния у детей ранее всего появляются в двигательной сфере в виде сосания большого пальца
(в течение 1-го года жизни это нормально), раннего рода тиков, онихофагии – навязчивое стремление грызть ногти, трихотилломания – стремление выдергивать волосы с возможным последовательным их заглатыванием. В раннем детском возрасте нередко возникают страхи, особенно темноты и одиночества, в более старшем возрасте страх заражения какой-нибудь болезнью, пожара, тех или иных животных или насекомых. Такие страхи нередко возникают после напугавшего реб-ка реального события, страшных рассказов, просмотра фильмов. Навязчивые мысли возникают обычно в подростковом возрасте.
6. Бредовые идеи, определение, сравнительно-возрастные особенности
бреда.
Наиболее качественно выраженным расстройством мышления является бредовые идеи (бред) — неправильные умозаключения, ошибочные ощущения, ложная убежденность, не соответствующие действительности. От обычных человеческих заблуждений бред отличается следующим: 1) он всегда возникает на болезненной основе, это всѐ симптом болезни; 2) человек полностью убежден в достоверности своих ошибочных идей; 3) бред не поддается никакой коррекции, никакому разубеждению со стороны; 4) бредовые убеждения имеют для больного чрезвычайную значимость, так или иначе они влияют на его поведение, определяют его поступки. По клиническому содержанию можно разделить на три большие группы: 1) бредовые идеи преследования; 2) бредовые идеи величия; 3) бредовые идеи самоуничижения (депрессивный бред).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19