Файл: Вопросы организации психиатрической помощи, проведение экспертиз Организация психиатрической помощи детям и подросткам.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13. Интеллект. Врождѐнное и приобретѐнное слабоумие, прогноз,
профилактика.
14. Приобретенное и врожденное слабоумие. Принципы разграничения.
15. Приобретѐнное слабоумие, клинические формы.
Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (способность к рациональному познанию, мышление, ориентировка, критические способности, умение адаптироваться в новой ситуации и т.д.). Различают так называемую деменцию - приобретенное слабоумие и олигофрению - врожденное слабоумие. Приобретенное слабоумие: 1) органическая деменция - слабоумие, вызванное главным образом сосудистыми заболеваниями головного мозга, сифилитическими и старческими, психозами, травмами головного мозга.
Органическое слабоумие обычно делят на две группы: тотальное (диффузное, глобальное) и частичное (дисмнестическое, парциальное, лакунарное): а) тотальное слабоумие – хар-ется стойким, снижением всех интеллектуальных функций,

16 слабостью суждений, отсутствием критики к своему состоянию (сенильная деменция), а также слабоумие при прогрессивном параличе (паралитическая деменция); б) частичное (дисмнестическое) слабоумие – хар-ется выраженными нарушениями памяти: такие больные сохраняют способность к суждениям, у них наблюдается критическое отношение к своему состоянию, им трудно усваивать новое, но старые знания, особенно профессиональные, хорошо закрепленные, могут у них сохраняться довольно долго. 2)
Шизофреническое слабоумие, называемые еще апатическим, хар- ется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности еще длительное время могут сохраняться.
3)
Эпилептическое слабоумие выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему все кажется важным, все мелочи — значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным больной никак не может выразить свою мысль
(недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Хар-но также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своем состоянии
(концентрическое слабоумие). Врожденное слабоумие (
олигофрения) - наследственное, врожденное или приобретенное в первые годы жизни слабоумие, выражающееся в общем психическом недоразвитии с преобладанием в первую очередь интеллектуального дефекта и вследствие этого в затруднении социальной адаптации.
16. Детский аутизм.
Детский аутизм (синдром Канера) диагносцируется с 2-3-летнего возраста, однако его признаки обнаруживаются в более ранние сроки. Мальчики болеют в 3—4 раза чаще девочек. Основными проявлениями детского аутизма является отсутствие эмоционального контакта с близкими, замкнутость, стремление к одиночеству, отсутствие творчества в игровой деятельности, склонность к стереотипии - например, стремление крутить в руках какие-либо предметы: коробочки, листы бумаги или др., недостаточное использование речи как средства общения, тенденция устанавливать жесткий и раз и навсегда заведенный порядок во многих проявлениях повседневной жизни. Механическая память у этих больных чаще хорошая, мимика и жестикуляции обычно недостаточны. В ряде случаев выявляется склонность к самоповреждениям
(кусание запястий, вырывание волос). Это чаще наблюдается при умственной недостаточности, которая по мнению ряда авторов, отмечается у 3/4 детей с синдромом Канера. Синдром Аспегера по клиническим проявлениям близок к синдрому Канера, но не сопровождается нарушениями интеллекта и рассматривается как наследственное заболевание.
17. Память. Основные симптомы и синдромы расстройства памяти.
Память - такой вид психической деятельности, при помощи которого отражается прошлый опыт. Симптомы расстройства памяти. 1)
Амнезии — потеря памяти, отсутствие ее: а) ретроградная амнезия - потеря памяти на события, предшествующие расстройству сознания или болезненному психическому состоянию может охватывать различный отрезок времени; б) антероградная амнезия - потеря памяти на события, происшедшие непосредственно после окончания состояния расстроенного сознания или болезненного психического состояния; продолжительность во времени также может быть различной; в) нередко встречается и сочетание этих двух видов амнезий, в таком случае говорят о ретроантераградной амнезии; г) фиксационнная амнезия — потеря способности запоминать и фиксировать текущие события; все, что в данный момент имело место, тут жѐ забывается; д) прогрессирующая амнезия хар-ся постепенным ослабеванием памяти,


17 причем в первую очередь ослабляется, а потом и исчезает память на текущие события, на то, что было недавно, на события последних лет, в то время как далекое прошлое человек- может помнить долго и довольно хорошо. Характерная последовательность снижения памяти по принципу «обратного хода памяти» называется законом Рибо. По этому закону происходит и так называемое физиологическое старение памяти. 2)
Парамнезия — ошибочные, ложные, превратные воспоминания. Человек может вспоминать действительно имевшие место события, но относить их к совсем иному времени. Это назыаается псевдореминисценциями — ложными воспоминаниями: а) конфабуляиии - вид парамнезий, при которых вымышленные воспоминания, совершенно не соответствуют действительности, когда больной сообщает о том, чего в действительности никогда не было. В конфабуляциях часто присутствует элемент фантазии; б) криптомнезия – когда чел-к не может вспомнить когда было то или иное событие, во сне или наяву, написал он это стихотворение или просто запомнил когда-то прочитанное, то есть забывается источник той или иной информации; в) эйдетизм — явление, при котором представление зеркально воспроизводит восприятие. Здесь также участвует память в ее ярком образном виде: предмет или явление после исчезновения сохраняет в сознании человека свой живой наглядный образ. Синдромы расстройства памяти:
1)
синдром Корсакова — разновидность амнестического синдрома. Основой его является невозможность запоминать текущие события (фиксационная амнезия) при более или менее сохранной памяти на прошлое. В связи с этим возникает нарушение ориентировки (так называемая амнестическая дезориентировка), еще один характерный симптом этого синдрома - парамнезии. Главным образом в виде конфабуляций или псевдореминисценций, но могут наблюдаться и криптомнезии. 2)
Органический синдром (энцефалопатический, психоорганический) состоит из триады
Вальтер-Бюеля, включающей в себя: а) эмоциональную лабильность, эмоциональное недержание; б) расстройство памяти; в) снижение интеллекта. Больные становятся беспомощными, с трудом ориентируются, у них ослабляется воля, снижается работоспособность, они легко переходят от слез к улыбке и наоборот. Нередки варианты психопатоподобного поведения органического генеза. Выделяют следующие варианты (стадии) психоорганического синдрома (К. Шнайдер): астенический, эксплозивный, эйфорический, апатический. Органический синдром может возникать при самых различных заболеваниях: при непосредственном поражении головного мозга (опухоли, интракраниальные инфекции, травмы, сосудистая патология атеросклеротического, сифилитического и иного происхождения); при соматогениях (как следствие заб-я печени, почек, легких и т.д.); при алкоголизме, наркоманиях, токсикоманиях, отравлении теми или иными токсическими веществами; при заболеваниях, протекающих с атрофическими процессами в головном мозге (например, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика и др.).
Сопровождается самыми различными неврологическими расстройствами.
Психоорганический синдром, как правило, необратим, хотя и может дать некоторое обратное развитие при применении соответствующей терапии, в том числе ноотропными средствами.
18.
Корсаковский
синдром,
нозологическая
принадлежность,
Особенности у детей.
Синдром Корсакова - разновидность амнестического синдрома; относится к синдромам расстройства памяти и интеллекта. Основой его является невозможность запоминать текущие события (фиксационная амнезия) при более или менее сохранной памяти на прошлое. В связи с этим возникает нарушение ориентировки
(так называемая амнестическая дезориентировка), еще один характерный симптом этого синдрома - парамнезии. В первую очередь это касается времени. Кроме того


18 имеется дезориентировка в месте и в окружающей действительности. Главным образом в виде конфабуляций или псевдореминисценций, но могут наблюдаться и криптомнезии.
19. Эмоциональная сфера. Симптомы и синдромы эмоциональных
расстройств, сравнительно-возрастные особенности.
Эмоции - это физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску. Симптомы эмоциональных нарушений: 1) нарушение эмоционального реагирования: а) эмоциональное реагирование - острые эмоциональные реакции, возникающие в ответ на различные ситуации. В отличие от изменений настроения эмоциональные формы реагирования кратковременны или всегда соответствует основному фону настроения; б) эксплозивность — повышенная эмоциональная возбудимость, склонность к бурным проявлениям аффекта, неадекватная по силе реакция. Реакция гнева с агрессией может возникнуть по незначительному поводу; в) эмоциональное застревание — состояние, при котором возникшая аффективная реакция фиксируется на длительное время и оказывает влияние на мысли, и поведение; г) амбивалентность — возникновение одновременно противоположных чувств по отношению к одному и тому же человеку; д) чувство потери чувств – утрата способности реагировать на происходящие события, мучительные бесчувствия, например, при психогенном «эмоциональном параличе».
2)
Симптомы расстройств настроения: хар-ся II вариантами – I. симптомами с усилением эмоциональности: а) гипертимия — повышенное веселое, радостное настроение, сопровождающееся приливом бодрости, хорошим, даже прекрасным физическим самочувствием, легкостью в решении всех вопросов, переоценкой, собственных возможностей; б) эйфория — благодушное, беспечное, беззаботное на-. строение, переживание полного удовлетворения своим состоянием, недостаточная оценка происходящих событий; в) гипотимия — усиленное настроение, переживание подавленности, тоскливости, безысходности; г) дисфория — злобно-тоскливое настроение с переживанием недовольства собой и окружающими; д) тревога — переживание внутреннего беспокойства, ожидание неприятности, беды, катастрофы; е) эмоциональная слабость — лабильность, неустойчивость настроения, изменение его под влиянием незначительных событий; ж) болезненное психическое бесчувствие
(больные мучительно переживают утрату всех человеческих чувств — любви к близким, сострадания, горя, тоски). II. Cимптомы со снижением эмоциональности: а) апатия - расстройство эмоционально-волевой сферы, проявляющееся безразличием к себе, окружающим лицам и событиям, отсутствием желаний, побуждений и полной бездеятельностью; б) эмоциональная монотонность — эмоциональная холодность. У больного наблюдается ровное, холодное отношение ко всем событиям независимо от их эмоциональной значимости; в) эмоциональное огрубение - проявляется в утрате наиболее тонких дифференцированных эмоциональных реакций, исчезает деликатность, сопереживание, появляется расторможенность, назойливость, бесцеремонность; г) эмоциональная или аффективная тупость – расстройство, хар-ся слабостью эмоциональных р-ций и контактов, оскуднением чувств, эмоциональной холодностью, переходящая в полное равнодушие и безучастность. Нарушение настроения эмоционального реагирования могут сопровождаться изменениями мимики и выразительных движений: гипермимия — расстройство, сопровождающееся живой, быстро меняющейся мимикой, отражающей картину быстро появляющихся и исчезающих аффектов; амимия, гипомимия — ослабление, обеднение мимики, однообразная застывшая мимика горя, отчаяния, характерная для депрессивных состояний. На лице застывшее скорбное выражение, губы плотно сжаты, углы рта опущены, брови сдвинуты, между ними залегают складки. Характерна складка
Верагута: кожная складка верхнего века на границе внутренней трети оттянута


19 кверху и назад, в связи с чем дуга превращается в этом месте в угол. Парамимия — неадекватность мимики и выразительных дйствий ситуации. Синдромы
эмоциональных расстройств – к ним относят депрессивный и маниакальный, для которых характерна триада, состоящая из расстройств настроения, двигательных нарушений и изменений течения ассоциативных процессов. Однако этой триадой не исчерпывается клиническая картина как депрессивных, так и маниакальных состояний. Для депрессивного синдрома хар-на гипотимия, подавленное грустное тоскливое настроение, с замедлением мышления и двигательная расторможенность.
Для маниакального синдрома хар-на гипертимия, ускорение ассоциативных процессов и двигательное возбуждение со стремлением к деятельности.
20.
Депрессивный
синдром,
клиника,
сравнительно-возрастные
особенности.
1) Типичный депрессивный синдром – хар-ся депрессивной гипотимией - подавленным, грустным настроением, замедлением мышления. Выраженность указанных расстройств различна. Диапазон гипотимических расстройств — от легкой подавленности, грусти до глубокой тоски, при которой больные испытывают тяжесть, боль в груди, бесперспективность, никчемность существования, все воспринимается в мрачных красках.
Замедление в ассоциативном процессе проявляется в обеднении мышления, мыслей мало, они текут медленно.
Двигательная заторможенность проявляется в замедлении движении и речи, речь тихая, медленная, мимика скорбная, движения замедлены, однообразны, больные подолгу могут оставаться в одной позе. В ряде случаев двигательная заторможенность достигает полной обездвиженности (депрессивный ступор), что может играть как бы защитную роль: больные часто говорят, что им так тяжело, что жить невозможно, но предпринять что-либо, убить себя нет сил. Иногда двигательная заторможенность внезапно сменяется приступом возбуждения, взрывом тоски (меланхолический раптус): больной внезапно вскакивает, бьется головой об стену, царапает себе лицо, может вырвать глаз, разорвать рот, поранить себя, разбить головой стекло, выброситься из окна, при этом больные истошно кричат, воют.
Для депрессивного синдрома характерны идеи самообвинения, греховности, виновности, которые тоже могут приводить к мысли о самоубийстве. Вместо переживания тоски при депрессии может возникнуть состояние «эмоционального бесчувствия». Такое состояние называется болезненным психическим бесчувствием, а депрессия анестетической. Депрессивный синдром обычно сопровождается выраженными вегетативно-соматическими нарушениями: тахикардией, неприятными ощущениями в области сердца, колебаниями артериального давления с тенденцией к гипертензии, нарушениями со стороны желудочно-кишечного тракта, потерей аппетита, снижением массы тела, эндокринными расстройствами. ДЕПРЕССИВНАЯ ТРИАДА: тоска, тревога и апатия.
Нарушения идеаторных и моторных компонентов депрессивной триады бывают представлены двумя вариантами расстройств: торможением и расторможенностью. 2)
Тревожная депрессия – хар-ся тягостным мучительным ожиданием неизбежного несчастья, сопровождаются однообразным речевым и двигательным возбуждением, больные убеждены, что должно произойти что-то непоправимое, в чем они возможно виноваты. Такое состояние называется «ажитированная депрессия». 3)
Апатическая депрессия – хар-но ослабление всех побуждений (больные вялы, безучастны, безразличны). 4) Маскированная депрессия – хар-но преобладание двигательных, чувствительных или вегетативных расстройств по типу депрессивных эксивалентов (периодически возникающее состояние, хар-ся разнообразными жалобами и симптомами преимущественно вегетативного хар-ра, заменяющие приступы депрессии при маниакально-депрессивном психозе). Жалобы на расстройство ССС и органов пищеварения, сопровождающиеся нарушением сна и


20 аппетита. При маскированной депрессии: больной длительно и упорно и безрезультатно лечится у врачей разных специальностей, при различных методах исследований не выявляется конкретное соматическое заб-е, но не смотря на неудачи в лечении больные продолжают посещать врачей. Сравнительно-
возрастные особенности.
У детей дошкольного возраста депрессии проявляются вегетативными и двигательными нарушениями.
В более раннем возрасте дети вялы, двигательно беспокойны, аппетит нарушен, наблюдаются потеря массы тела, нарушения ритма сна. Депрессивные состояния могут возникнуть при эмоциональной депрессии, лишении ребенка контакта с матерью. Такие состояния чаще обозначаются как «анаклитическая депрессия». У детей раннего возраста выделяют адинамическую и тревожную депрессии. Адинамическая депрсссияпро проявляется вялостью, медлительностью, монотонностью, безрадостным настроением, тревожная
- плаксивостью, капризностью, негативизмом, двигательным беспокойством.
В дошкольном возрасте преобладают вегетативные и двигательные расстройства, но внешний вид детей свидетельствует о пониженном настроении: страдальческое выражение лица, поза, тихий голос.
У детей младшего школьного возраста на первый план выступают нарушения поведения: вялость, замкнутость, потеря интереса к играм, трудности в усвоении школьного материала.
В пубертатном возрасте уже обнаруживается депрессивный эффект, который сочетается с выраженными вегетативными расстройствами, головными болями, нарушениями сна, аппетита, запорами, стойкими ипохондрическими жалобами. В пубертатном возрасте клиническая картина депрессии приближается к депрессивным состояниям у взрослых, но менее отчетлива идеаторная (ассоциативная) заторможенность. Для депрессий позднего возраста характерна своеобразная «сниженность и измельчание» расстройств, отсутствие депрессивной самооценки и депрессивной переоценки прошлого (прошлое воспринимается чаще как благополучное и счастливое), преобладание опасений за здоровье, страх перед материальными затруднениями. Это отражает возрастную «переоценку ценностей». У больных в позднем возрасте большое место в клинической картине депрессий занимают ипохондрические расстройства, однако чаще, чем ипохондрический бред (синдром Котара), наблюдаются тревожные опасения ипохондрического содержания или фиксация на различных соматических жалобах.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19