Файл: Вопросы организации психиатрической помощи, проведение экспертиз Организация психиатрической помощи детям и подросткам.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

91 занятий;
14) создание, по возможности, комфортных условий для труда и отдыха.
Не менее значимы и личностные характеристики, позволяющие сохранять психологическое равновесие и избегать дезадаптивных форм реагирования, среди которых выделяются: способность принимать реальность во всем ее многообразии; позитивное отношение к самому себе, другим людям и миру в целом; адекватная устойчивая самооценка, мотивация на успех; принятие личной ответственности за свою жизнь, способность делать осознанный выбор и нести ответственность за его последствия; способность устанавливать конструктивные отношения с другими людьми; осознание проблемы зависимости и проблемы вины; осознание проблемы личных ценностей, смысла жизни «для меня», смысла труда «для меня», проблемы счастья; приведение притязаний и ожиданий в соответствие с реальностью; формирование навыков планирования, построения жизненной перспективы, преодоление страха перед будущим; знания о проблемах стресса, выработка индивидуальной тактики управления стрессом, навыков саморегуляции.
Псuxогuгuена детского и подросткового возраста
Главная особенность деятельности, ребенка дошкольного возраста состоит в том, что она всегда проявляется в играх. Ни в каком другом возрасте игра не имеет такого важного значения для психического развития, как в детском. Именно поэтому правильная, последовательно усложняемая организация игровой деятельности
ребенка залог наиболее полноценного формирования его психики.
В детстве происходит последовательное развитие и усложнение
впечатлительности. Растущее значение впечатлений особенно наглядно прослеживается до 12-14-летнего возраста. В этот период ребенок живет главным образом впечатлениями от объектов и явлений непосредственной действительности, на основе которых формируется, в· первую очередь, его' психическая деятельность.
Известно, что в своих играх дети часто воспроизводят ситуации из жизни взрослых.
Поэтому так важна психологическая атмосфера, в которой воспитывается ребенок.
Воспитание представляет собой непрерывный процесс, который уже на ранних этапах жизни ребенка включает элементы обучения. Поэтому психогигиена обучения
- один из ведущих и существенных разделов психогигиены, обеспечивающий у особенно ранимых 11 подверженных разнообразным влияниям подростков формирование гармоничной, здоровой психики.
Представители сравнительно-возрастного направления в психогигиене важную роль в полноценном психическом развитии подростков отводят психогигиене полового чувства и собственно психогигиене половой жизни..
В течение последних 10 лет на государственном уровне предпринимаются попытки улучшить подготовку педагогов в области психогигиены и, соответственно, реализовать необходимые психогигиенические требования в школах и других учебных заведениях. Вводятся такие предметы, как половое воспитание, валеология
(наука об индивидуальном здоровье человека), которые должны способствовать формированию начиная с детского возраста жизненных приоритетов, ценностных установок на здоровье, здоровый образ жизни, овладению методами саморегуляции и самокоррекции. Однако несовершенство предлагаемых методик вызывает многочис- ленные нарекания специалистов, и поэтому требуется дальнейшая работа по их усовершенствованию .
Одной из задач психогигиены является формирование правильного отношения ребенка к своему здоровью и оказанию медицинской помощи.


92
Психогигиена юношеского возраста
Первое отличие юношеского возраста (17-21 год) от подросткового заключается в том, что юношество - это прежде всего период формирования самосознания и общественного сознания, понимания, что любой элемент деятельности индивидуума, любое его качество не является только уделом жизни и деятельности самого индивидуумa, а во многом зависят от общественной принадлежности, коллективной деятельности.
Именно в этот период складываются жизненные навыки, среди которых важнейшими являются: умение критически мыслить, самостоятельно решать проблемы; способность принимать ответственные решения; уверенность в себе, эффективное взаимодействие с окружающими; способность управлять своими эмоциями; способность избегать неоправданного риска; выбор друзей и построение позитивных отношений с людьми; осознание негативных влияний и давления со стороны других людей и способность сопротивляться им; укрепление связей с семьей и другими значимыми взрослыми.
Психогигиена зрелого возраста
Наиболее значимыми сторонами жизни, способными стать источником личностных переживаний и вызвать психологический срыв или более серьезные психические нарушения, в зрелом возрасте являются профессиональная деятельность, семья, бытовые отношения.
Психогигиена семьи - один из важнейших разделов психогигиены, занимающийся разработкой и регламентацией мероприятий, упорядочивающих жизнь семьи и создающих благоприятные условия для оздоровления и совершенствования психической индивидуальности каждого ее члена. Психогигиена семьи, помимо отношений в интимной сфере, охватывает психологические нюансы супружеских отношений, вопросы гармоничного брака, предупреждения семейных конфликтов и возможного распада семьи.
Психогигиена позднего возраста
Психогигиенические мероприятия практически совпадают с конкретными формами психопрофилактики применительно к тем или иным жизненным обстоятельствам и возрастным периодам.
Психогигиена при оказании медицинской помощи
Требования, предъявляемые к медицинскому учреждению, врачам и другим медицинским работникам, подробно рассмотрены разделе
«Медицинская деонтология».
15.
Психокоррекция
в
общемедицинской
практике.
Основные
психотерапевтические приемы.
Психокоррекцией и психотерапией связана с психогигиена.
Когнuтuвные и поведенческие методы
Когнитивные методы основаны на апелляции к разуму больного, его логике и личностным ценностям. Эти методы способствуют установлению контакта врача с больным, делают адекватными взаимоотношения.
Техника рациональной психотерапии сводится к беседе с больным, во время которой врач разъясняет ему в доступной форме причину и механизмы возникновения заболевания, объясняет, что имеющиеся у него нарушения обратимы, призывает больного изменить свое отношение к волнующим его событиям окружающей обстановки, перестать фиксировать внимание на симптомах болезни.
Беседа, проводимая с больным, должна быть нацелена на активное стимулирование


93 его усилий, направленных на преодоление болезни, и на перестройку поведения.
Логически-критические приемы рациональной психотерапии в форме дискуссии
(сократовский диалог, по П.Дюбуа). Однако при этом нельзя допускать унижения достоинства больного, который всегда должен чувствовать, что врач относится к нему с уважением, понимает его трудности, сочувствует, стремиться помочь.
Рациональная психотерапия эффективна при психогенных реакциях, в том числе депрессивных; неврозах.
Для лечения депрессии, страхов и расстройств личности используются и другие когнитивные методы, мысли, убеждения, предположения, ожидания управляют поведением, чувствами и эмоциональным состоянием. Возможна и обратная зависимость. И если удается изменить один аспект, то взаимодействующий с ним другой аспект также изменяется, и психическое состояние стабилизируется.
Когнитивная часть психотерапии направлена на обнаружение патогенных мыслей, убеждений, предположений, ожиданий, которые предшествуют патологическим
(неадекватным) чувствам (депрессии, страху) или поведению. Мысли проявляются в беседе, систематических записях и корригирует в процессе разговора путем сопоставления реальности с представлениями пациента. Однако при помощи рациональных бесед и убеждения невозможно изменить болезненно деформиро- ванную структуру личности.
Методика систематической десенсибилизации строится на погружении человека в ситуацию (реальную или воображаемую), вызывающую страх. В результате таких занятий происходит постепенное затухание прежнего патологического реагирования и формируется новая адекватная реакция на ситуацию - методика функциональных тренировок.
Метод парадоксальной интенции - парадоксального ведения ситуации до абсурда.
Врач помогает пациенту захотеть того, чего он раньше больше всего боялся.
Пациент смотрит на свой ,страх как бы со стороны и избавляется от него. Для снятия напряжения, лишения негативного эмоционального подкрепления страхов во взаимоотношениях психотерапевта с пациентом используются юмор и ирония.
Метод аверсивной психотерапии (вызванного отвращения), заключается он в вызывании у пациента реакции (чаще по типу эмоционально-вегетативного криза) в ответ на употребление запретного средства. Для этой цели используются как способы психического воздействия на пациента (внушение), так и химические, фармаколо- гические средства, раздражение электрическим током и некоторые другие.
Суггестивные методы представляют собой разнообразные формы психологического воздействия на человека при помощи прямого или косвенного внушения с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Используются как вербальные (словесные) методы внушения, так и невербальные (разнообразные раздражители, действующие на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы). Предпосылкой для успешного использования суггестивных методов является наличие у пациента достаточной внушаемости.
В бодрствующем состоянии пациента при меняют внушение прямое и косвенное.
Прямое словесное внушение (директивное, авторитарное, императивное) содержит непосредственное высказанное в категоричной форме указание, что болезненные симптомы исчезнут после внушения.
Косвенное внушение заключается в том, что больному внушается особое значение какого-то фактора, после воздействия которого наступит улучшение. Так, например, больному внушается, что после определенной процедуры у него появятся движения в руке (при истерическом параличе).
К этому ряду механизмов воздействия на больного относится и плацебо-эффект.
Непрямое (косвенное) внушение широко используется врачами для опосредования различных видов терапии с целью достижения наибольшего эффекта.


94
Гипнотическое состояние - это особое состояние сознания, переходное между сном и бодрствованием, при котором между врачом и пациентом сохраняется речевая связь - раппорт. Выделяют три стадии гипноза: сомнолентную, каталептическую и сомнамбулическую. В первой стадии у человека возникает сонливость, во второй - признаки каталепсии, в третьей - полная отрешенность от реальности (транс), снохождение (сомнамбулизм) и внушенные образы. Сомнамбулическая стадия в лечебных целях практически не используется.
На фоне гипнотического состояния осуществляется внушение, направленное на устранение тех или иных симптомов. Показанием к применения гипнотерапии: истерические диссоциативные расстройства, некоторые другие невротические нарушения, соматоформные расстройства, алкоголизм и наркомании. О
сложнений во время сеанса и действия после внушения. К ним относятся: спонтанное вхождение в гипнотическое состояние, возбуждение во время сеанса, в том числе сексуальное, утрата раппорта между психотерапевтом и пациентом, и, как следствие - неуправля- емое поведение последнего. Кроме того, может возникать психологическая зависимость от гипноза и лица, его проводящего. Некоторые пациенты психопатического склада могут прибегать к шантажному поведению в отношении врача, проводившего гипнотерапию, обвиняя его в использовании в корыстных целях их беспомощного состояния (воровство, изнасилование и т.п.). Поэтому гипнотерапия должна проводиться в присутствии третьего лица.
Методы самовнушения и тренировочно-волевые формы психотерапии.
Гуманистическая психотерапия.
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

16. Понятие «стресс» и «фрустрация». Их значение в возникновении
патологии и возможности преодоления.
Концепция стресса и общего адаптационного синдрома Селье раскрывают механизмы воздействия факторов окружающей среды (стрессоров) и возможные пос- ледствия этого воздействия для организма. Реакция организма зависит, как было показано Селье, от силы воздействующего фактора, времени воздействия и адаптационных возможностей организма. Общий адаптационный синдром, возникающий в ответ на действие стрессорных факторов, имеет неспецифический характер, облегчает деятельность перенапряженных структур организма и является, по мнению Селье, рациональным и целесообразным, так как помогает сохранить функциональную устойчивость в неадекватных условиях среды. Если действующий фактор не велик по силе или его воздействие кратковременно, то организм может, используя свои ресурсы, сохранить удовлетворительную адаптацию (эустресс). В случае значительной силы или продолжительности воздействия возникает выраженное перенапряжение регуляторных систем, способное привести к истощению защитных сил организма (дистресс). При этом стресс-реакция организма из звена адаптации превращается в звено повреждения, в результате чего формируются определенные патологические состояния функционального или органического характера .
Недостатком психофизиологических исследований являлось то, что они были сконцентрированы на реакциях организма и мало внимания уделяли роли психологических процессов. Воспитание поисковой активности у человека является одним из важных моментов в профилактике психосоматических заболеваний .
Фрустрацией называют чувство психического дискомфорта в виде напряжения и тревоги, связанное с неудовлетворенностью потребностей или конфликтами.
Фрустрирующие ситуации могут быть внешними и внутренними. Феномен психологической защиты Наиболее часто встречающиеся формы и механизмы психологической защиты:
1. BblmecHeHue (подавление) - неосознаваемое перемещение личностью

95 неприемлемых для нее или неприятных переживаний, мыслей, побуждений, воспоминаний из сферы сознания на подсознательный уровень. При этом ситуации, связанные с подобными переживаниями, как бы забываются (функциональная амнезия).
2)Проекция - приписывание другим людям неосознаваемых собственных чувств, желаний, побуждений, других отрицательных качеств, которые субъект не признает или отвергает в самом себе. Проекция может являться следствием вытеснения: вытесненное в подсознание переносится на другого человека. Чаше всего такой способ психологической защиты служит для повышения самоуважения и уважения со стороны окружающих, а также для оправдания перед собой и окружающими собственных отрицательных черт и поступков.
3. Идентификация - способ психологической защиты, противоположный проекции.
Он заключается в том, что одно лицо (субъект идентификации) на неосознаваемом уровне приписывает себе качества других лиц (объектов идентификации). Такими объектами могyт быть близкие люди, незнакомые, но значимые персонажи, в том числе воображаемые, или герои художественных произведений.
4. Рационализация - процедура, посредством которой субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, поступка, идеи, чувства, подлинные мотивы которых остаются в тени. Неприемлемые для личности действия субъект объясняет ложными мотивами. Выдвижение ложных причин своих неудач или недостатков с целью оправдать себя: «Не все так плохо, зато я ...» помогает субъекту, обесценив таким образом не реализованные потребности, сохраняя самоуважения и предупреждает возникновение тревоги.
5. Интеллектуализация - излишне «умственный», лишенный эмоционального переживания, способ реагирования на конфликты. Путем пространных рассуждений, гипотез субъект пытается объяснить возникающие конфликты и неудачи в своей жизни не зависящими от него причинами.
6. Регрессия - возврат от уже достигнутого уровня поведения и личностного реагирования к ранее пройденным этапам, формам и способам реагирования и моделям поведения. Наиболее ярко данный механизм проявляется у больных детей, когда они отказываются пользоваться приобретенными навыками самообслуживания.
У взрослых регрессия может выражаться бессилием и отказом от борьбы.
7. Сублимация - замещение, или перевод напряжения в другое русло. Энергия нереализованной потребности перемещается в другое русло, где активно используется.
8. Перенос - механизм, посредством которого эмоциональное напряжение, связанное с одной ситуацией или личностью, переносится на другую ситуацию или личность. В таких случаях эмоциональное отношение к тому или иному объекту не адекватно или вовсе с ним не связано. Переноситься могут как положительные чувства (любовь, нежность), так и отрицательные (ненависть, гнев).
9. Бегство или уход - отказ от достижения цели, неосознанное избегание любыми средствами ситуации, вызывающей напряжение. Бегство носит вынужденный характер и, устраняя тревогу, избавляя от паники, делает жизнь человека терпимой, но не разрешает коренныx проблем, что является причиной дальнейших душевных переживаний. У больных людей может иметь место «уход В болезнь».
10. Компенсация и гиперкомпенсацuя - механизмы защиты от тревоги, вызванной наличием у человека действительного или мнимого недостатка. У физически слабых детей этой цели могут служить гиперкомпенсаторные фантазии, когда дети воображают себя сильными и храбрыми. У эмоционально ранимого подростка данная форма защиты может носить «маску» внешней грубости и т.д. Проявления компенсации часто встречаются у людей с физическими недостатками (слепота, глухота и т.д.) и заболеваниями.