Файл: Вопросы организации психиатрической помощи, проведение экспертиз Организация психиатрической помощи детям и подросткам.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
87 6. Сестры-специалисты, работающие, например, на электрокардиографе или электроэнцефалографе, обычно преданы своей профессии и иногда испытывают чувство превосходства над медицинскими сестрами, работающими в отделении.
Нарушение принципов деонтологии медицинской сестрой может нанести больному такой же вред, как и ятрогенное (врачебное) влияние.
Врач обязан контролировать и оценивать работу медицинских сестер в медика-психологическом плане, проводить с ними воспитательную работу как непосредственно, так и через старшую медицинскую сестру, руководство отделения.
Роль родителей в формировании реакции на болезнь у ребенка и значение работы с семьей больного
Заболевание ребенка - это всегда трудная ситуация для семьи.
Первые и последующие реакции на болезнь ребенка зависят от личностных особенностей родителей, уровня их интеллекта, культуры и образования, ситуации, в которой они узнают о болезни ребенка и эмоционального состояния при этом.
Реакция родителей на болезнь ребенка зависит также от характера болезни, ее тяжести и опасности для жизни. Наиболее частой реакцией является тревога, озабоченность состоянием ребенка, страх за его жизнь. Поведение родителей при тяжелых и внешне тягостных состояниях часто оказывает неблагоприятное влияние на больных детей. Паническое состояние родителей, особенно склонных к истерическим формами реагирования, может значительно осложнять работу врача. В таких случаях большое значение имеет выдержка врача, опыт и искусство так сообщить диагноз, объяснить сущность заболевания, методы лечения и прогноз, чтобы, по возможности, успокоить родителей, сделав их полноценными помощниками в борьбе за здоровье, а иногда и жизнь ребенка.
Врач может сталкиваться в своей работе и с противоположным отношением родителей к болезни своего ребенка. В таких случаях они просто не обращают внимания на состояние ребенка, его жалобы, результатом чего являются запущенные случаи болезни. Причиной такого поведения родителей служит защитная реакция отрицания ими болезни ребенка.
Сложности возникают у родителей, когда они узнают о неизлечимом хроническом заболевании ребенка. Первая реакция на диагноз часто носит характер шока. Затем может возникнуть реакция недоверия заключениям врачей и надежда, что диагноз поставлен без достаточных оснований. В основе реакций родителей, узнавших о тяжелом хроническом заболевании ребенка, лежит глубокое чувство вины, которое возникает с началом заболевания и сознательно или подсознательно сопровождает их весь период болезни. В связи с этим, «чтобы загладить свою вину», к ребенку проявляют чрезмерное внимание, все разрешают, выполняют любые его требования и желания. Отсутствие коррекции поведения ребенка приводит через некоторое время к ситуациям, которые почти не контролируются, что еще в большей мере затрудняет лечебный процесс. Несмотря на болезнь, подход родителей к ребенку должен быть разумным, включать воспитательное воздействие на фоне сохранения тесного эмоционального контакта. Достичь такого подхода помогает методичная работа врачей, а также медицинских психологов с родителями больного.
Одной из наиболее частых реакций родителей является страх перед неблагоприятным исходом болезни, чувство отчаяния и беспомощности, выливающиеся затем в депрессивное состояние.
Нередко у родителей как форма психологической защиты возникает реакция агрессии, распространяющаяся на окружающих, в том числе на врачей и других
«людей В белых халатах», являющихся спутниками их несчастья.
Врач и медперсонал должны быть готовы к не всегда адекватным реакциям некоторых родителей. В отношениях между врачом и родителями ребенка, больного тяжелым прогрессирующим или неизлечимым заболеванием, постоянно таится возможность кон-
88 фликтных ситуаций. Причиной последних могут быть разные взгляды по вопросам выбора методов обследования и лечения, оценки состояния ребенка и др. Несмотря на серьезность психологических проблем, врач обязан стремиться к адекватному взаимодействию с родственниками больного ребенка, так как без этого не удастся нормализовать психическое состояние последнего, надеяться на выполнение родителями необходимых назначений. Для этого необходимо обучение педиатров основам детской и семейной психологии, психопатологии и психотерапии.
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 19
12. Синдром эмоционального выгорания и хронической усталости.
Синдрому эмоционального выгорания (сгорания), обозначается эмоционально- волевая деформация личности специалиста, вызванная особенностями работы.
«Эмоциональное выгорание» - это синдром физического и эмоционального истощения, включающий развитие отрицательного отношения к самому себе и к своей работе, утрату понимания и сочувствия к пациентам.
Социально-средовые факторы, отрицательно влияющие на личность медицинского
работника:
низкая материально-техническая база, отсутствие медикаментов и т.д.; нехватка врачей, напряженный график дежурств; непризнание истинных заслуг врача; ограничения его права на свободу выбора (стиля жизни, направления научного исследования и т.п.); несоответствие нравственно-этических требований к профессии реальной ситуации на рабочем месте.
Личностные факторы, предрасполагающие к появлению симптомов
эмоционального выгорания:
завышенный уровень притязаний; идеализм и недостаточная связь с реальностью; неумение критически оценивать неблагоприятные внешние факторы; низкая устойчивость к стрессу.
СИМПТОМЫ эмоционального выгорания (по Абрамовой г.с., Юдчиц Ю.А., 1998): чрезмерная усталость, переутомление, истощение
(после активной профессиональной деятельности); психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечнососудистой систем, неврологические расстройства); бессонница; негативное отношение к пациентам (после прежнего позитивного); отрицательный настрой к работе (вместо прежнего «это дело на всю жизнь»); стереотипизация личностной установки, стандартизация общения, деятельности, принятие готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действий, ригидность мыслительных операций; агрессивные тенденции (раздражительность и гнев по отношению к коллегам и пациентам); негативное отношение к себе; тревожное состояние; пессимистический настрой, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий; чувство вины.
Для предупреждения синдрома эмоционального выгорания
важно уже в процессе подготовки медицинского работника: помочь ему правильно выбрать профессиональную ориентацию; формировать способности устанавливать взаимоотношения с пациентами и коллегами; знакомить со спецификой будущей работы, включая аспекты, способные вызвать разочарование и стать причиной фрустрации.
89
Сотрудников, приступающих к работе, важно ввести в профессию и коллектив, используя для этого наставничество более опытных коллег. Способствуют предупреждению симптомов эмоционального выгорания постоянное профессиональное совершенствование, творческий, личностный и интеллектуальный рост врача или другого медицинского работника.
Утомление - естественное состояние, появляющееся у врача при высоких физических и психологических нагрузках, после суточных дежурств, напряженной работы в отделении реанимации, в операционной и т.п. Поэтому врач должен уметь реально оценивать свои психофизиологические возможности, готовиться к работе и дежурствам, учитывая, что от его состояния зависят здоровье и жизнь больных.
13. Медицинская деонтология. Основные принципы.
Медицинская деонтология – это наука в которой определяется моральные и эти- ческие стороны профессии врача, долг медицинских работников перед больным.
Профессиональная деятельность врача во многом зависит от того, как складываются его отношения с больными, а эти отношения, в свою очередь, определяются личностными особенностями врача и его пациентов. Сложность отношений между врачом и пациентом заключается в том, что личность больного изменяется под влиянием болезни.
Личность врача: врач должен иметь широкий кругозор и быть образованным врач должен формировать свою личность аторитет врача личное обаяние здоровый оптимизм врача истинное достоинство, сочетающееся со скромностью правдивость не отнимать у человека надежду на исцеление. строгое соблюдение врачом профессиональной тайны.
Взаимоотношения в медицинском коллективе: динамического наблюдения и лечения больного одним врачом отношения врача с работающим вместе с ним медицинским персоналом особенности взаимоотношений врач - медицинский персонал-больной
Отношение к врачу пациента во многом определяется психологической установкой последнего, которая может быть адекватной, позитивной и негативной.
Четыре психологических типа врача, составляющих альтернативные пары: сопереживающий - эмоционально «нейтральный» ; директивный - недирективный.
Связь между личностными реакциями пациентов на заболевание и отношением их к врачу. Они различают: а) содружественную реакцию, когда больные с первых дней заболевания демонстрируют редкую пунктуальность и безграничное доверие лечащему врачу; б) спокойную реакцию, при которой больные аккуратно выполняют все назначения врача и адекватно реагируют на все его указания; в) неосознаваемую реакцию, которая в ряде случаев играет роль психологической защиты; г) следовую реакцию: несмотря на благополучное разрешение заболевания, пациенты пребывают в состоянии болезненных сомнений, ожидания рецидива болезни; д) негативную реакцию, характеризующуюся тем, что больные, находясь во власти предубеждений, тенденциозно относятся к лечащему врачу и медицинскому персоналу; е) паническую реакцию, при которой пациенты охвачены страхом, легко
90 внушаемы; ж) разрушительную реакцию с неадекватным поведением, игнорированием всех указаний лечащего врача.
14. Основы психогигиены и психопрофилактики.
Психогигиена - это наука об обеспечении и сохранении психического здоровья.
Она всегда была непосредственно связана с психопрофилактикой. Но если по- следняя больше нацелена на предупреждение психических заболеваний или психических нарушений, то цель психогигиены разработка системы мероприятий, направленных на формuрованuе, поддержание и укрепление психического здоровья.
Психогигиена связана также с психокоррекцией и психотерапией, использую- щими приемы и методы, которые позволяют устранять отклонения в психической деятельности и способствуют гармонизации личности.
Разделы психогигиены: возрастная психогигиена, психогигиена физического и умственного труда, психогигиена обучения, психогигиена быта, психогигиена семьи и половой жизни, психогигиена больного человека. Выделяются специальные разделы психогигиены: военная, космическая, инженерная и др.
Условия для поддержанию психического здоровья: наличия чувства защищенности; наличия смысла жизни; уважения и самоуважения; соответствия психических нагрузок уровню индивидуальной переносимости; необходимости и возможности устранения эмоциональной напряженности.
Факторов социальной среды, оказывающих влияние на психику человека: неблагоприятную экологическую обстановку; высокий темп жизни и урбанизацию; усложнение профессиональной деятельности; сильную загруженность (перегруженность) работой; потерю или риск потери работы; большое расстояние между работой и домом (транспортный стресс); недостаточный уровень зарплаты и экономического стимулирования.
Здоровый образ жизни - это поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на достижение физического и психического комфорта, укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил, обеспечение высокого уровня трудоспособности, активное долголетие.
Здоровый образ жизни предполагает:
1) сознательную организацию условий труда, позволяющую, по возможности, избегать психических и физических перегрузок;
2) чередование труда и отдыха с обязательным использование выходных дней и отпуска по назначению;
3) рациональное сбалансированное питание, достаточный сон;
4) достаточную двигательную активность, отказ от пассивных форм отдыха;
5) регулярную сексуальную жизнь;
6) наличие увлечений;
7) отказ от вредных привычек;
8) соблюдение правил личной гигиены;
9) бережное отношение к окружающей среде;
10) создание гармоничных условий в семье;
11) нормальные межличностные отношения в трудовом коллективе, с ближайшим окружением;
12) активное участие в культурных мероприятиях, занятия физкультурой;
13) избегание чрезмерно напряженных, приводящих к утомлению мероприятий и