Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Н.В. Анциферов на основании анализа Конституций зарубежных стран приводит классификацию обязанностей. Так, автор предлагает относить к конституционным обязанностям таки, как общая правовая обязанность соблюдать конституцию и законы; обязанность, направленная на обеспечение преимущественно частного интереса - не нарушать (уважать) права и свободы других лиц; обязанности, направленные на консолидацию (государством) ресурсов (обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей; защита родины и собственно воинская обязанность); обязанности социального характера (обязанности родителей, обязанности детей перед родителями); обязанности, направленные на защиту публичного интереса (охрана окружающей среды; охрана исторического и культурного наследия; получение образования); не использовать права и свободы в противоречие с публичными интересами; уважать национальные традиции; уважать государственные символы; быть верным (преданным) родине; обязанности собственника, которые в зависимости от конкретного содержания соотносятся с обязанностями, направленными на обеспечение частного, с одной стороны, и публичного, с другой стороны, интереса2.
Е.В. Белоскурская предлагает классифицировать конституционные обязанности на две группы:
- во-первых, общие обязанности, т.е. распространенные на каждого человека и гражданина, обязательны для всех. К числу рассматриваемых конституционных обязанностей относятся обязанность по соблюдению конституции и законов, обязанность уважать права и свободы, обязанность не наносить вред окружающей среде и др.;
- во-вторых, частные конституционные обязанности, возложенные на отдельную категорию лиц, проживающих на территории российского государств. К числу названных обязанностей относятся обязанность родителей заботиться о детях и их воспитании, обязанность совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях, обязанность по несению военной службы и др.1.
И.А. Кириченко разделяет конституционные обязанности на:
- во-первых, прямые обязанности, непосредственно определенные в содержании Конституции РФ;
- во-вторых, косвенные обязанности, которые одновременно с получением прав и свобод по Основному закону России по сути дела фиксируют обязанности человека и гражданина2.
М.В. Чистюхина предлагает иную классификацию конституционных обязанностей, выделяя при этом следующую группу обязанностей:
- во-первых, гражданские обязанности, к числу которых относятся соблюдение Конституции РФ и законов, оплата законно установленных налогов и сборов, защита отечества;
- во-вторых, этико-социальные обязанности, включающие обязанность по заботе о детях, об их воспитание;
- в-третьих, социально-культурные обязанности, в состав которых включены забота о сохранение исторического и культурного наследия, охрана памятников истории и культуры;
- в-четвертых, обязанности в сфере охраны окружающей среды, предусматривающие охрану природы3.
С.Б. Кордуба классифицирует конституционные обязанности человека и гражданина исходя из сферы их реализации:
- во-первых, обязанности личной безопасности и частной жизни;
- во-вторых, обязанности государственной и общественно-политической жизни;
- в-третьих, обязанности экономической, социальной и культурной деятельности1.
И.А. Алебастрова в работе отмечает, что конституционные обязанности человека и гражданина обеспечивают формирование в государстве социальной солидарности, взаимоуважения и создание баланса интересов субъектов в обществе2.
Рассматривая конституционные обязанности граждан, необходимо указать, что в Конституции РФ, в отличие от Конституций зарубежных стран, отсутствует отдельная глава, регламентирующая указанной институт. Гл. 2 Основного закона России раскрывает как права, свободы, гарантии, так и обязанности человека и гражданина. В ряде Конституция зарубежных стран отражено в названии частей и глав понятие «обязанности». Так, например, часть первая «Права и обязанности граждан» в Конституции Италии 1947 г., часть первая «Основные права и обязанности» в Конституции Португалии 1976 г., раздел первый «Об основных правах и обязанностях» в Конституции Испании 1978 г., часть вторая «Основные права и обязанности» в Конституции Турции 1982 г., раздел второй «Свободы, права и обязанности человека и гражданина» в Конституции Польши 1997 г.
В первой главе курсовой работы проведено теоретическое изучение конституционных обязанностей человека и гражданина в науке конституционного права, результатом чего явились следующие выводы:
1. Конституционные обязанности человека и гражданина представляют собой совокупность требований, выраженных в конституционно-правовых нормах российского государства в отношении лица, находящегося на территории России.
Конституционные обязанности имеют всеобщий характер; не зависят от конкретного правового статуса лица, т.е. обязательны как для гражданина РФ, так и для иностранного гражданина и лица без гражданства; закрепляются на высшем, конституционном уровне, т.е. закреплены в основном законе России.
2. В конституционных обязанностях выражается ответственность человека перед обществом, а гражданина перед государством. Реализация конституционных обязанностей создает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность всего общества. При неисполнении человеком и гражданином конституционных обязанностей возможна юридическая ответственность, вид которой устанавливается законом.
Глава 2. Особенности конституционных обязанностей человека и гражданина
§ 1. Конституционные обязанности, прямо установленные в нормах Конституции Российской Федерации
Ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность, обеспечивающую сохранение природы и окружающей среды, а также бережного отношения к природным богатствам.
Обратим внимание, что рассматриваемая обязанность установлена в ряде российских законов. Так, например, согласно п. 3 ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»1 гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природе и природным богатствам. Исходя из смысла п. 3 ст. 50 рассматриваемого Закона, следует, что юридические и физические лица, осуществляющие деятельность, связанную с возможностью негативного воздействия микроорганизмов на окружающую среду, обязаны обеспечивать экологически безопасное производство, транспортировку, использование, хранение, размещение и обезвреживание микроорганизмов, разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению аварий и катастроф, предупреждению и ликвидации последствий негативного воздействия микроорганизмов на окружающую среду.
Ст. 30 ФЗ от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»2 установлен перечень обязанностей физических лиц по охране воздуха.
Ряд конкретных обязанностей граждан по охране окружающей среды предусматривают Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и другие нормативные правовые акты.
Российским законодательством предусматривается взимание платы за некоторые виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов;
- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Ст. 57 Конституции провозглашена обязанность гражданина уплачивать налоги и сборы.
Правовое регулирование уплаты налогов определяется налоговым кодексом РФ1.
В соответствии со ст. 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований; сбор есть обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
Согласно ст. 12 НК РФ налоги в России делятся на федеральные, региональные и местные налоги. Особенности исчисления налоговой базы, ставок, сроков подачи налоговой декларации определяется Частью II НК РФ. Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории российского государства.
В соответствии с п. 2 ст. 18 НК РФ к числу специальных налоговых режимов относятся:
- во-первых, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
- во-вторых, упрощенную систему налогообложения;
- в-третьих, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- в-четвертых, систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- в-пятых, патентную система налогообложения.
Как следует из содержания ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность уплатить налог возникает с момента появления установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность исполняется самим налогоплательщиком или плательщиком сборов. В случае неисполнения этой обязанности добровольно взыскание осуществляется в принудительном порядке - исполнением судебных решений и актов иных органов занимается Федеральная служба судебных приставов.
Некоторые налоги и сборы граждане уплачивают в пониженном размере. Ряд категорий плательщиков вообще освобождаются от уплаты налогов и сборов.
Обратим внимание, что за нарушение порядки постановки на учет в налоговый орган, непредоставление налоговых деклараций, нарушение правил учета доходов и расходов, неуплату или неполную уплату налогов и сборов и другие налоговые преступления налогоплательщики несут административную и уголовную ответственность. Приведем пример судебной практики. 21.10.2017 года в 18 час. 15 мин. в ходе проведения ОПМ был остановлен автомобиль под управлением Шаповала С.М. При осмотре транспортного средства в багажном отсеке была обнаружена туша кабана. Лицензия на добычу отсутствовала. Факт причинения ущерба биологическим ресурсам Шаповалым С.М. путем отстрела кабана, подтверждается протоколом осмотра места происшествия от 21.10.2017 года с приложением фототаблицы, объяснениями Шаповала С.М. от 21.10.2017 года. Размер ущерба, причиненного биологическим ресурсам РФ, исчислен Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.12.2011 года № 948 и составляет 75 000 рублей. При исчислении ущерба применены такса 15 000 рублей за особь кабана и пересчетный коэффициент 5 за уничтожение самок, указанный в пункте 1 Методики «Умышленное уничтожение охотничьих ресурсов»1.